Мировые тенденции в сфере школьного образования показывают, что сегодня приоритетными становятся такие формы обучения, при которых во главу угла ставятся способы получения знаний. Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Следствием глубоких социальных перемен является смена образовательных парадигм как смещение акцентов в образовании с информационно-предметных позиций на личностно-ориентированные, творческо-развивающие. Отвечать на запросы времени можно двумя способами: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный подход может выражаться в расширении объема знаний, в увеличение количества дисциплин, изучаемых в школе. Очевидно, что наращивание объема неэффективно, так как психологические и физические возможности современных обучающихся не могут соответствовать тем задачам, которые ставятся перед ними. Интенсивный путь развития образования подразумевает качественные, а не количественные улучшения. Интенсивный путь развития системы образования может быть осуществлен в рамках компетентностного подхода. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Понятия «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность» распространилось в российском образовании ↳Читать далее
Все статьи журнала
Индивидуальный подход в воспитании трудных школьников
Самым ценным в нашем обществе является Человек. Его формирование как личности очень сложный и противоречивый процесс. На становление личности влияют и внутренние факторы, и внешние. Одним из внешних факторов является воспитание. Для некоторых детей путь к их духовной и нравственной зрелости может оказаться трудным. Одна из задач школы состоит в том, чтобы обеспечить развитие личности каждого ученика, в том числе и трудного подростка, создав для этого необходимые условия. Дети, которые имеют отклоняющееся от нормы поведение, не могут эффективно воспитываться по стандартам, для них требуется частный подход и особая педагогическая работа. В этом поможет индивидуальный подход. С помощью него педагог сможет выяснить причины возникновения «трудностей». Он скорректирует свою воспитательную деятельность так, что она благоприятно повлияет на формирование у ребенка интересов, способностей, склонностей. Понятие «трудный ребёнок» в педагогике и психологии. Довольно часто можно услышать термин «трудный ребенок», но одного точного определения до сих пор не существует. В социальной педагогике «трудный ребенок», этo ↳Читать далее
Опережающая практико-ориентированная подготовка бакалавра-педагога по физической культуре в вузе
Введение(Introduction). Учитывая новые требования к образовательным результатам обучающихся (школьников) при цифровой трансформации образования, необходимо внести изменения в требования к профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры направленные на овладение профессиональными умениями формировать УУД у обучающихся. Метапредметные умения и универсальные учебные действия (далее — УУД) обеспечивают общую функциональную грамотность, саморазвитие и самореализацию обучающимися. В этой связи определяются новые образовательные результаты: учебная, информационная, коммуникативная грамотность, грамотность в области здоровья и достичь их возможно, если развито мышление и сформировано самосознание человек [1, 2]. Учебная и информационная грамотность, является основой образовательной и информационной компетентности и основывается на познавательных и регулятивных УУД. Коммуникативная грамотность формируется через коммуникативные УУД и обеспечиваю социальную компетентность, формирование личностных характеристик обучающихся. Грамотность в области здоровья является основой безопасности и развития личности, и основывается на всех видах УУД. При реализации программ по физической культуре формирование УУД необходимо выполнять в процессе высокой двигательной активности обучающихся, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной ↳Читать далее
Понятие духовного мира личности
Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. В процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя[1] . Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Характеризуя духовность, В.П. Симонов, В.П. Ершов и Ю.П. Вяземский отмечают: во — первых, духовность есть такое состояние личностного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во-вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – ↳Читать далее
Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Необходимым условием гармонического развития личности ребенка является полноценность его речевой деятельности, которая формируется и функционирует в тесной связи с различными психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Отклонения в овладении речью затрудняют общение ребенка с окружающими и препятствуют успешному развитию у него познавательных процессов. Они ограничивают формирование представлений, понятий, затрудняют совершенствование чтения и письма в школьном возрасте. Изменения характера, нередко возникающие как реакция на дефект, порой усугубляют отрицательное влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка [5]. Данные статистики показывают, что в настоящее время среди дошкольников с речевыми патологиями дети с общим недоразвитием речи являются самой многочисленной группой [22]. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики) у детей с нормальным слухом и интеллектом. Одним из ведущих дефектов в структуре общего недоразвития речи у детей является лексическое недоразвитие. Роль лексической стороны речи велика, от нее напрямую ↳Читать далее
Роль информационно-образовательных технологий в реализации мотивационной обоснованности системы профессиональной подготовки бакалавров физико-математического направления на примере продукта 3Ds-Geometry
В организации и функционировании современной системы профессионального образования информационные технологии имеют важное значение. Они влияют на все элементы системы подготовки будущих педагогов. Рассмотрим влияние информационных технологий на мотивационную и профессиональную обоснованность образовательной системы профессиональной подготовки бакалавров физико-математического направления. Под профессиональной обоснованностью образовательной системы будем понимать обеспечение продуктивного использования знаний, умений и навыков обучающегося при решении профессионально-ориентированных учебных задач с учётом уровня его знаний, типа его мыслительных способностей, способности обучающегося к восприятию информации. Основой профессиональной обоснованности системы является, прежде всего, система знаний, получаемая обучающимся в процессе обучения и наличный субъектный опыт их применения в практической деятельности. Таким образом, профессиональная обоснованность образовательной системы связана с реализацией компетентностного подхода в обучении. Мотивационная обоснованность системы подготовки связывается с возможностью системы обучения предоставления студенту условий удовлетворения потребности личностного и профессионального роста и самовыражения. Конкретизация психологического контекста мотивационной обоснованности системы подготовки обучающегося включает такие психологические потребности личности, как потребность успеха, власти, сопричастности. Учёт отношений между основными ↳Читать далее
Культурологический аспект в преподавании иностранных языков
В настоящее время жизнь общества меняются очень быстро. Человеческие ценности подвержены глобализации. Это приводит к тому, что мировое сообщество стремится привести к единообразию понятия категорий бытия и сознания. Основная причина данного процесса — частые контакты между представителями различных национальностей. Мы знакомимся с французами, немцами, американцами не по учебникам и книгам, а в реальных ситуациях общения. Необходимо отметить, что иногда наше представление о том или ином народе не совпадает с последующим впечатлением. В таком случае очень полезными будут знания общеповеденческих норм, которые помогут представителям разных стран понять друг друга и достичь главной их цели — продуктивной коммуникации. Но не только знания в области общеповеденческих норм помогают результативному диалогу, многие коммуникативные ситуации требуют и культурных знаний. Культурный слой — отражение и выражение всего наследия, опыта и результатов деятельности того или иного народа. Он является наиболее обобщенным, охватывает многие аспекты жизнедеятельности народа, зафиксированные не только средствами языка. Далее он делится на следующие слои: ↳Читать далее
Особенности рисования в технике мокрой пастели
Работа сухой пастелью – это то, что начинающие художники вообще знают о пастели. Она действительно очень простая. Красящий пигмент остается там, куда его нанесли, позволяет легко скрывать ошибки и накладывать многочисленные слои. При этом работу можно переделывать столько раз, сколько нужно. Однако, помимо сухой пастели, существует техника работы и мокрой пастелью. Рисование влажной пастелью – это очень интересный прием, поскольку пастели традиционно наносят сухими. Впрочем, вполне логично, что ею можно работать и увлажняя водой. Прежде всего, пастель – это чистый пигмент, из которого делаются все остальные виды красок путем добавления различных ингредиентов. Художники использовали пастель со времен Леонардо да Винчи, но Эдгар Дега сделал особенно много для популяризации этого материала, показав цвета пастели яркими и сочными за счет соединения их с другими изобразительными средствами и экспериментируя с поверхностями для рисования — бумагой, картоном и холстом. В российском искусстве многие художники с XVIII до XX века работали пастелью. Карл Брюллов, Орест ↳Читать далее
ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «КОНСТРУКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
В настоящее время проблема конфликтов в молодежной среде является крайне актуальной. Актуальны социальные проблемы, антропоцентирческие установки, чрезмерная концентрация личности современного человека на собственных интересах приводит к конфликту интересов, ценностей, к проблеме восприятия себя и своей роли в обществе. Глубинные причины конфликтов, на наш взгляд, лежат в системе ценностных установок. Отсутствие навыков конструктивного поведения в конфликте и грамотного выхода из него, приводит к достаточно серьезным последствия. Особенно ярко они проявляют себя в подростковой среде. В связи с этим мы считаем крайне необходимым целенаправленно формировать у подростков культуру поведения в конфликтной ситуации, для чего необходимо прорабатывать систему ценностей и установок, навыков поведения, знаний. Все это возможно через активизацию рефлексии участников образовательного процесса. Понимая значимость и актуальность данного вопроса, мы разработали специальную тренинговую программу, реализация которой предполагается в условиях образовательной организации. В целом программа направлена на формирование у подростков навыков управления конфликтами и выхода из них. Задачами программы являются: — формирование базовых знаний ↳Читать далее
Значение дифференцированного обучения в школьном образовании
История возникновения дифференцированного обучения. Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы, до этого обучение было индивидуальным, соответственно, и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» учеников отмечали великие мыслители прошлого (Платон, М. Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и т. д.). Русские педагоги (П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения. Впервые о дифференциации в науке заговорил Ю. К. Бабанский, который отмечал, что помощь учителя должна быть разной для разных учеников. Ключевой особенностью этой системы является разработка экономически эффективных процедур-эвристик, которые направлены на оказание помощи учителям в преобразовании их уроков в дифференцированное обучение (инструментальность), которое в достаточной степени соответствует их рабочему контексту (конгруэнтность), в течение ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами (низкая стоимость). Ряд новаторов ↳Читать далее