Индекс УДК 37.08
Дата публикации: 28.09.2021

Духовность в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили

Spirituality in the human-personal concept of Sh. A. Amonashvili

Черемисина Юлия Викторовна
Павлова Т. Л.

1. аспирант 2 курса, направление «Образование и педагогические науки», профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования», Институт истории, гуманитарного и социального образования, ФГБОУ ВО «НГПУ», Новосибирск
2. канд. пед. наук

Cheremisina Yulia Viktorovna
Pavlova T.L.

1. 2nd year postgraduate student, direction "Education and Pedagogical Sciences", profile "General Pedagogy, History of Pedagogy and Education", Institute of History, Humanities and Social Education, FGBOU VO "NSPU", Novosibirsk
2. Cand. ped. sciences
Аннотация: В статье рассмотрены актуальные для современной педагогики вопросы развития духовности как важнейшей составляющей части гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили, сформулирован вывод о необходимости учета положений концепции в условиях современной школы

Abstract: The article examines the issues of the development of spirituality that are relevant for modern pedagogy as the most important component of the humane-personal concept of Sh.A. Amonashvili, formulated a conclusion about the need to take into account the provisions of the concept in the conditions of a modern school
Ключевые слова: личность, духовность, гуманность, гуманно-личностная концепция

Keywords: personality, spirituality, humanity, humane-personal concept


Современная система отечественной педагогики развивается в условиях сложной социально-экономической и культурно-нравственной ситуации, сопровождающейся множеством негативных явлений, обобщенно именуемых кризисом духовности. Проявления кризиса различны – стагнация ценностных ориентиров, нравственности, явления конформизма, процветание манипулятивных методов в коммуникационной сфере и множество прочих. Естественным образом столь пагубная среда сказывается на системе образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому потребность приумножения присутствующих в отечественной педагогике гуманистических ценностей продолжает оставаться актуальной.

Ш.А. Амонашвили – академик РАО, выдающийся педагог-ученый и практик, разработал и реализовал в экспериментальной деятельности целую концепцию взаимодействия обучающихся и педагога, основанную на личностном подходе и индивидуализации, практике сотрудничества и взаимопонимания [1]. Потребности современной школы в таком подходе сомнений не вызывают, поскольку только с опорой на личностно ориентированные технологии воспитания и принципы гуманной педагогики возможно достижение успешности в развитии индивидуальных возможностей ребенка, становления заложенных в нем от природы сил.

Гуманно-личностная концепция предполагает, что педагоги, ее воплощающие, понимают внутреннюю природу каждого учащегося, принимают его право на индивидуальность. Соответствующим образом они стремятся и найти подход к каждому ребенку, учесть его потребности. Весь процесс обучения в рамках концепции выстраивается на тесных отношениях сотрудничества педагога и детей.

В рамках рассматриваемой концепции Ш.А. Амонашвили акцентирует особое внимание на необходимости воспитания духовного мира детей, развития гуманных чувств, способностей к переживанию, сопереживанию чувств других. Духовный мир человека (духовность) – понятие, объединяющее в себе основные начала социальности человеческого общества, совокупность моральных и этических ценностей, традиций, передаваемых посредством художественных образов искусства, а также религиозных воззрений и практик [2]. Развитие духовности современных детей чрезвычайно важно, поскольку позволяет предотвращать пагубное влияние негативных социальных образцов, безнравственности, препятствует усвоению нерациональных стереотипов примитивизма, агрессивности, антинаучности и иных пороков.

На кризис ценностных ориентаций современного общества и особенно пагубное влияние его на молодое поколение Ш.А. Амонашвили в рамках гуманно-личностной концепции указывает особо, отмечая отсутствие основополагающих целей, потерю идеологических начал, отсутствие у современных детей понимания того, зачем они учатся, отсутствие ориентиров и ценностного фундамента [3]. В действительности, ценности современных детей во многом формируются под влиянием широкого доступа ограниченной ранее информации, процессов коммерциализации и пропаганды материальной, рационально-прагматической составляющей в массовой культуре, в условиях множества соблазнов дезорганизованной системы досуга. Справедливости ради следует отметить, что и у педагогов современной школы не всегда присутствует понимание того, к чему они ведут своих воспитанников. Становление ориентиров, духовного фундамента школьников требуют немедленного разрешения.

Актуальной проблемой современного общества является девиантное поведение подростков. И в этом Ш.А. Амонашвили также усматривает упущения педагогической системы в отсутствии ориентиров на принципы гуманности и личностного развития обучающихся, особенно обращая внимание на тот факт, что параллельно с социальной деградацией у девиантных личностей происходит изменение характера, утрата интересов здоровой личности, угнетение способности решать проблемы. Данные вопросы остро стоят в современной школе. Факты проявления девиантного поведения детей находят отражение в статистике школьных психологов и педагогов. По данным исследования, проведенного Федеральным институтом развития образования, около 10% российских школьников регулярно получают словесные оскорбления от сверстников в свой адрес, около 20% школьникам сверстники угрожают физическим насилием, в том числе побоями, 9% школьников подвергаются физическому насилию сто стороны учеников. В школах учащаются случаи травли в интернете с использованием современных гаджетов [4].

За последние пять лет  в России было зафиксировано 14 инцидентов нападений и случаев случайного использования детьми школьного возраста холодного или огнестрельного (преимущественно пневматического) оружия, в том числе случаи, в которых были жертвы. Вероятность и степень неадекватности такового поведения зависят не только от врожденных характеристик детей, но и социума, школы в том числе. Устойчивая статистика таких происшествий – однозначное свидетельство необходимости активизации принципов гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили в современной школе.

Развитие духовности ребенка Ш.А. Амонашвили представляет возможным только через развитие эмоций, для чего необходимым считает стимулирование проживания ребенком разнообразных чувств – радости, гордости, симпатии, совести. Впечатлению автор рассматриваемой концепции отводит значимую роль в воспитании. Испытывая яркие, запоминающиеся впечатления от каких-либо событий, явлений, человек начинает мыслить боле активно, действовать в интересах познания нового, воспринимать окружающую его действительность в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Действительно, в психологии доказано, чем сильнее оказываются впечатления ребенка от каких-либо событий, тем дольше данные события способны оказывать влияние на ребенка, управляя им. От того, каким образом у ребенка создаются впечатления, напрямую зависит направленность его личностных ориентаций поведения и мыслей. Поэтому формирование различного рода позитивных впечатлений должно ставиться главной задачей педагогов, организующих воспитательный процесс в современной школе.

Становление внутреннего духовного мира, развитие душевного состояния личности являются основой целостной жизни человека. Данные процессы должны формироваться не столько через обучение, научение, передач знаний, сколько через воспитание, оказание помощи детям в становлении, развитии и формировании личности посредством раскрытия их духовных и природных сил. Развитию духовности согласно рассматриваемой концепции, способствует создание атмосферы общения. По мнению Ш.А. Амонашвили, общение – не только средство достижения целей коммуникаций, которым в полной мере владеет человек. В большей степени общение – это «самостоятельная ценность человеческой жизни». Современная школа практически не учит тому, как устанавливать взаимные и здоровые отношения между людьми, тому, что отношения такие должны строиться на доверии, диалоге и взаимодействии, любви и сострадании. По сути такие отношения противоречивы идеям «победы сильнейшего», рыночной конкуренции и материальной иерархии, а потому в современном обществе присутствуют не всегда. Между тем, воспитать здоровую психологически и социально личность в их отсутствии не возможно.

В целях развития духовности ребенка в содержании гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили особая роль отведена литературе, чтению ее. Литература является тем инструментом, использование которого обеспечивает глубокое воздействие на чувства и разум ребенка. Чтение литературы и последующее обсуждение ее содержания, анализ поступков и поведения главных героев, складывающихся между ними отношениях, учит ребенка отграничивать хорошее и плохое, добро и зло. При этом принципиально важно не навязывать ребенку собственных или общепринятых оценок относительно тех или иных событий (как реальных, так и почерпнутых для анализа из литературных произведений), а напротив, на равных с учащимися размышлять, выделять, озвучивая, что нравится или не нравится педагогу в конкретной ситуации и почему, обязательно оставляя за каждым из детей право высказаться, поразмышлять, поспорить, отстаивая свою точку зрения.

Еще одна отличительная характеристика гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили – ее комплексный характер. Концепция данная воплощает в себе всю совокупность гуманитарной сферы общественной жизни. Гуманно-личностный образовательный процесс должен учитывать в себе принципы и достижения современной психологии, признавать естественность стремления ребенка к развитию, взрослению, свободе. В рамках концепции одна из главных задач педагога – направить ребенка на полное развитие сил и способностей, способствовать выявлению личности ребенка и не препятствовать его утверждению.

Таким образом, современная школа многое может и должна заимствовать из гуманно-личностной концепции Ш.А. Амонашвили. Прежде всего, это собственно расширение практики реализации личностно ориентированных технологий воспитания и обучения, признание педагогами индивидуальности каждого ребенка, внедрение практики реализации сотрудничества детей и педагогов. Особое внимание должно уделяться развитию духовности, формированию позитивных ценностных ориентаций детей, развитию эмоциональности, эмпатии, навыков установления отношений доверия и взаимодействия. Существующая на данном этапе педагогическая система российского общества далека от идеалов гуманно-личностного образования. А потому до тех пор, пока присутствуют в обществе обозначенные в исследовании проблемы, принципы изученной концепции должны максимально интегрироваться в современную школу.

Библиографический список

1. Сохина И.И. О концепции воспитания Ш.А. Амонашвили // Образование и воспитание. – 2017. – № 5. – С. 98-99.
2. Асташева Н.А. Гуманистические основы педагогической деятельности // Вестник Брянского государственного университета. – 2016. – № 2. – С. 63-67.
3. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 3. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. – М.: Свет, 2015. – 320 с.
4. Добрынина Е. Поколение «А»: уровень агрессивности в молодежной среде // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2018. – № 124. – С. 16.