Индекс УДК 37
Дата публикации: 28.09.2021

Открытые образовательные ресурсы, как инструмент подготовки преподавателя

Open educational resources as a teacher training tool

Тимофеева Елизавета Викторовна
Научный руководитель: Непрокина Ирина Васильевна

1. студент Тольяттинского Государственного университета,
Россия, Тольятти
2. д.п.н., профессор кафедры «Дошкольная педагогика,
прикладная психология»
Тольяттинского Государственного университета,
Россия, Тольятти

Timofeeva Elizaveta Viktorovna
Scientific adviser: Neprokina Irina Vasilievna

1. Student of Togliatti State University,
Russia, Toliatti
2. Doctor of pedagogical sciences, professor of department
«Pre-school pedagogics, Applied psychology»
Togliatti State University,
Russia, Toliatti
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией инновационного процесса обучения на базе цифровизации.
Автор раскрывает историческую и правовую составляющие данного процесса. Проанализированы слабые и сильные стороны современного использования цифровых образовательных ресурсов. В статье представлены результаты анкетирования, в ходе которого были получены выводы о необходимости и важности применения цифровых образовательных ресурсов.


Abstract: The article discusses issues related to the organization of an innovative learning process based on digitalization. The author reveals the historical and legal components of this process. The strengths and weaknesses of the modern use of digital educational resources are analyzed. The article presents the results of a survey, during which conclusions were obtained about the necessity and importance of using digital educational resources.
Ключевые слова: образовательный ресурс, цифровой ресурс, образование, респондент, деятельность, электронный процесс, материал, ответ, работа.

Keywords: educational resource, digital resource, education, respondent, activity, electronic process, material, response, work.


Введение. Современный мир изменяется с каждым днем. Перемены происходят и в образовании. Развивается образовательное пространство, оно растет и увеличивается с помощью цифровой среды. Создаются образовательные платформы, разрабатываются электронные журналы и дневники, активно внедряется дистанционное образование, проводится больше тысячи онлайн-курсов, и это лишь малая часть цифровых технологий, которые прочно и успешно вошли в образовательную систему.

Преподавателям стало проще готовиться к уроку, вся необходимая информация есть в интернете, и нет сложностей с подбором материала. Подготовка презентаций, выбор наглядного и дидактического материала, различные методические рекомендации, все это, стало доступным, не выходя из дома.

Цель исследования – изучить образовательные ресурсы и определить, как студенты-магистры  применяют их на практике.

Основная часть. Впервые о цифровых технологиях заговорили в мире в конце 90-х годов прошлого века, когда появились интернет вещей (Internet of Things, сокращенно IoT) и цифровая экономика. В России о цифровизации заговорили лишь в начале 20-х годов. Период активного внедрения интернет-системы во все регионы нашей страны начался примерно в 2008 году, но началом целой цифровой эпохи в России можно условно считать 2017 год, именно тогда различные цифровые операции стали неотъемлемыми спутниками нашей повседневной жизни. Процесс цифровизации не обошел стороной и образовательную систему.

2 декабря 2019 года утвержден «Приказ Министерства просвещения РФ от. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». Суть заключается в том, что необходимо проработать меры по актуализации стандартов образования, образовательных программ и контрольных измерительных материалов; сформировать условия для электронного и дистанционного образования в школах, расположенных в малонаселённых и труднодоступных местностях; разработать характеристики целевой модели «Цифровая школа» и её поэтапное внедрение»[3].

Понятие «цифровизация» образования сегодня, имеет множество значений, так как каждый автор, по разному трактует его содержание. Если объяснять этот термин «по-простому», то «цифровизация» – это средство получения желаемого результата, а именно гибкости образовательного процесса, приносящего обучающимся отличный результат, а будущим работодателям – высококлассных мобильных специалистов» [1].

«Цифровизация в образовании» это переход традиционного обучения на электронную систему получения знаний. Здесь все учебные материалы (наглядные пособия, сборники упражнений, дидактический материал), доступны в режиме онлайн. Дневники и журналы находятся в электронном виде, и каждый родитель может проверить домашнее задание или оценку своего ребенка. Тетради и учебники представлены в электронном виде – компьютеры и планшеты. Цифровизация облегчает процесс обучения и делает его более удобным и доступным, как для школьников, так и для учителей.

Как было сказано ранее, цифровая экономика затронула множество сфер, таких как экономика, промышленность, культура, обслуживание многие другие, и конечно образование. Процесс цифровизации в образовательной системе стал проверкой на прочность для преподавателей и учащихся, так как не все были готовы к резкому переходу на современные технологии, изменились и ужесточились требования для всех участников образовательного процесса, появилось требование к цифровой грамотности. Для педагогов «старой школы» этот процесс вызвал множество трудностей в педагогической деятельности, а для молодых он стал отличной перспективой и реализацией своего внутреннего потенциала. В связи с этим, перед современным учителем ставятся новые задачи:

– подготовить обучающихся к успешной жизни и деятельности в условиях цифровизации;

– сформировать личность гражданина России;

– сформировать навыки и компетенции XXI века;

– сформировать готовность к успешной деятельности в условиях сложности и неопределенности.

Новый формат обучения требует изменений образовательной среды, она становится также цифровой, и теперь представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования. Меняется технология управления образовательным процессом, появляется необходимость информационного пространства, новых принципов, методов и подходов в педагогической деятельности, возникает потребность опережающего развития образовательной системы.

В настоящее время реализуется множество проектов, направленных на развитие образовательной деятельности. «Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач: обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» [4].

В данный проект входят федеральные проекты, такие как:

  1. Современная школа;
  2. Успех каждого ребенка;
  3. Учитель будущего;
  4. Молодые профессионалы;
  5. Новые возможности для каждого;
  6. Цифровая образовательная среда [4].

Как говорилось ранее, применение цифровых технологий в образовательной деятельности значительно облегчает подготовку преподавателей к занятиям. И здесь возникаю вопросы: Каким образом педагоги осуществляют свою подготовку? Какие образовательные источники выбирают? И что самое главное – эффективно ли применение цифровых ресурсов на практике?

На помощь специалистам пришло Министерство просвещения РФ. Был представлен список открытых ресурсов, уже доступных учителям и также родителям. Данный перечень представлен на официальном сайте Министерства и непрерывно дополняется» [2]. На рисунке 1 представлены образовательные порталы, которые рекомендует Министерство просвещения РФ, а также порталы, которые наиболее часто применяют педагоги в своей работе:

Рисунок 1. Образовательные ресурсы, используемые педагогами.

Объекты и методы исследования. Для того, чтобы определить, как часто пользуются образовательными ресурсами, помогают ли в педагогической деятельности как педагогам, так и обучающимся, был проведен опрос среди студентов ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет».

В исследовании применялся метод анкетирования. В опросе приняли участие 35 студентов, обучающихся по программе магистратуры:

– 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

– 44.04.01 Педагогическое образование

– 44.04.01 Педагогическое образование (Художественное образование)

Экспериментальная часть и результаты. На период опроса, участниками являлись молодые специалисты, уже работавшие в образовательных учреждениях, и студенты, которые планировали работать в сфере образования. Для анкеты были разработаны 10 вопросов.

1) Ваш стаж работы в образовательном учреждении.

На вопрос «Ваш стаж работы» 29 % респондентов ответили менее одного года, 43% сказали, что работают более от тех до пяти лет, стаж  работы у 14 % более пяти лет и 14 % не работают в образовательном учреждении.

2) Педагогом, каких дисциплин вы являетесь?

Общественные дисциплины преподает 3 % опрошенных, 6% преподают иностранный язык, гуманитарные дисциплины преподает 3 %, естественные дисциплины также преподает 3 %, преподаватели технических наук 6%, 20% преподает искусство, труд преподает 3%, 29 % работают в детских садах, и 29 % не преподают.

3) Имеется ли у вас опыт работы с образовательными порталами, сколько лет?

На вопрос, есть у респондентов опыт работы с образовательными порталами, Да ответили 88%, и 12% опрошенных пользуются данным цифровым ресурсом более 5 лет.

4) Какие из представленных образовательных ресурсов вы используете в своей педагогической деятельности, или слышали о них?

На данный вопрос респонденты могли ответить, выбрав несколько вариантов ответа, которые представлены на рисунке 2:

Рисунок 2. Ответ респондентов на вопрос: «Какие из представленных образовательных ресурсов вы используете в своей педагогической деятельности, или слышали о них?»

 

Ресурс «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа» были выбраны в 89% случаев, «Яндекс.Учебник» — 26 %, «Учи.ру» –    20 %, «Просвещение» выбрали 9%, «Олимпиум» 37 %. Среди других ресурсов респонденты указали Образовательный портал ТГУ, Росдистант ТГУ – 89 %. Также встречались такие варианты ответа, как: Первое сентября, Инфоурок, Фестиваль педагогических идей «Открытый Урок» – 74% и 11 % затруднились с ответом.

5) Способствует ли усвоению материала применение образовательных ресурсов?

32 % опрошенных считают, что применение образовательных ресурсов способствует успешному усвоению и закреплению материала, 31% ответили – нет, 40% затруднились с ответом.

6) Использование образовательных ресурсов сокращает время подготовки к занятиям?

С данным вопросом согласились 37% респондентов, 20% ответили, категорически нет, затруднились с ответом 43% студентов.

7) Данный ресурс позволяет индивидуализировать обучение?

Да ответили 11% студентов, 43% ответили – нет, и 46% респондентов затруднились ответить.

8) Использование образовательных ресурсов дает возможность обучающимся получить дополнительные знания по предмету?

Да ответили 63% студентов, 11% ответили – нет, и 26% респондентов затруднились ответить.

9) Повышается ли интерес обучающихся при использовании образовательных ресурсов?

Да ответили 57% студентов, 11% ответили – нет, и 31% респондентов затруднились ответить.

10) Способствует ли повышению качества обучения применение образовательных ресурсов?

Положительный ответ дали 34% респондентов, нет – 31 %, затруднились с ответом 34% опрошенных.

Выводы. В ходе проведенного опроса можно сделать вывод, что с образовательными ресурсами знакомы большинство респондентов, многие уже несколько лет активно применяют их в профессиональной деятельности. Респондентов можно условно поделить на людей, кто положительно относится к данному цифровому ресурсу и тех, кто относится отрицательно или затрудняется с ответом. Можно предположить, что это связано с работой респондентов в других сферах деятельности, с недостаточным внедрением образовательных порталов в образовательный процесс, также недостаточное цифровое оснащение в образовательных учреждениях может влиять на полученные данные.

Заключение. Таким образом, чтобы правильно подобрать необходимый ресурс, важно точно понимать, для каких конкретно целей он используется, и какие задачи перед собой ставит педагог. Также, необходимо учитывать уровень способностей и мотивацию обучающихся. Грамотный подбор образовательного ресурса дает положительный результат, а именно:

– создает мотивацию к обучению среди обучающихся;

– большое количество наглядного материала, процесс обучения становится более интересным и запоминающимся;

– появляется возможность подбора материала индивидуально для каждого обучающегося, подходящего для его развития, темпа работы, а также учитывая его темперамент;

– облегчает работу преподавателя, проверка домашних заданий, подготовка к занятиям занимает меньше времени.

Библиографический список

1. Княгинин В. Новая цифровая экономика – это экономика доверия и кооперации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trends.skolkovo.ru (дата обращения 18.09.2021)
2. Минпросвещение России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru (дата обращения 18.09.2021)
3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 16.09.2021).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://www.garant.ru (дата обращения 16.09.2021).
5. Российские образовательные порталы и сайты. Справочник электронных образовательных ресурсов. – Ирбит, 2012.
6. Таран О. С. Проектирование социализирующей языковой образовательной среды в начальной школе 2018 г
7. Цветков В. Я., Болбаков Р. Г. Оценка качества образовательных порталов // Открытое образование. 2017. №3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://cyberleninka.ru (дата обращения: 04.04.2021).