Индекс УДК 378.14:001.8
Дата публикации: 29.09.2021

Организация учебного процесса в системе дистанционного образования

Organization of the educational process in the distance education system

Бизяева Карина Антоновна,
Научный руководитель: Семакова Светлана Анатольевна

1. Студент 2 курса, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
2. Доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Пермского ГАТУ,
кандидат фармацевтических наук

Bizaeva Karina Antonovna
Scientific adviser: Semakova Svetlana Anatol’evna

1. 2nd year student of the Perm State Agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikov
2. Associate Professor of the Department of 1Commodity Science and Expertise of Goods, candidate of pharmaceutical science
Аннотация: Наш мир стремительно меняется под натиском телекоммуникационных технологий и угрозой жизни населения. Создаётся новый мир, в котором географические расстояния не имеют веса, значение имеет лишь связь с миро-вой сетью. В связи с распространением короновирусной инфекции в мире и ухудшением эпидемиологической си-туации в стране, в максимально короткие сроки было решено обезопасить граждан РФ от большого скопления людей, в том числе в учебных заведениях, путём введения дистанционного формата обучения. В данной статье рассматривается организация учебного процесса на примере Пермского государственного аграрно-технологического университета. Выявлены некоторые преимущества и недостатки дистанционного обучения, а также представлены результаты собственного исследования, посредством проведения опроса среди обучающихся Пермского ГАТУ.

Abstract: Our world is rapidly under the onslaught of telecommunication technologies and the threat to the life of the population. A new world is being created in which geographic distances do not matter, only the connection with the global network mat-ters. Due to the spread of coronavirus infection in the world and the epidemiological situation in the country, it was decid-ed as soon as possible to protect the Russian Federation from a large crowd of people. This article examines the organiza-tion of the educational process on the example of the Perm State Agro-technological University. Some advantages and disadvantages of distance learning are revealed and also presents the results of our own research, through a survey among students.
Ключевые слова: дистанционное образование (ДО), образовательная система, болонский процесс, очная форма обучения, высшие учебные заведения, онлайн-школы.

Keywords: distance education (DE), educational system, the Bologna process, full-time education, higher educational institutions, online schools.


В современных, быстро меняющихся экономически-кризисных условиях пандемии коронавируса учебным заведениям необходимо поддерживать образовательный процесс обучающихся на высоком уровне и быть максимально гибкими к стремительным изменениям. Одно из главных условий успешного нововведения – это умение оперативно подстраиваться под новые реалии современного мира. COVID-19 и меры, принятые для противодействия его распространению, оказали сильнейшее воздействие на нормальное функционирование организаций, осуществляющих свою деятельность в различных сферах и отраслях. Сфера образования не стала исключением. В целях предотвращения распространения инфекции с каждым годом мировая образовательная система все больше погружается в онлайн, используя электронное обучение. Не смотря на быструю адаптацию нынешней молодежи к последним инновационным разработкам различной компьютерной техники, вынужденное внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс в большинстве случаев вызвал бурю негодования у обучающихся очной формы обучения.

19 сентября 2003 г. на Берлинской конференции министров европейских стран, ответственных за высшее образование, состоялось присоединение Российской Федерации к Болонской декларации. Процесс направлен на сближение и гармонизацию систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Среди параметров Болонского процесса хочется отдельно отметить «дистанционное обучение и электронные курсы». Именно этот параметр является важным для рассмотрения и анализа в связи с большой территорией России и сложной инфраструктурой отдаленных регионов, для жителей которых доступ к качественному высшему образованию является существенной проблемой [1].

Начиная с марта 2020 года в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14.03.2020 № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» высшие учебные заведения и школы страны стали переводить в максимально короткие сроки студентов и учащихся на дистанционный формат обучения. Задача обучения в Высших учебных заведениях состояла не в том, чтобы донести до обучающегося как можно больше профессиональных знаний, а в том, чтобы научить студентов самостоятельно находить нужную ему информацию. Форма дистанционного образования (ДО) как раз таки мотивирует студента получать недостающие ему знания путём самопоиска.

Переход на новый формат сопровождался различного рода проблемами технического и организационного характера. А для России с её не малой территорией и труднодоступными местами эти проблемы обостряются вдвойне. Поэтому учебным заведениям нужно было в краткие сроки тщательно подойти к вопросу реорганизации очного процесса обучения на дистанционный. Главное его отличие – это отсутствие непосредственного контакта преподавателя со студентом, их удаленность друг от друга. В этом заключается главный недостаток ДО и каким бы совершенным ни был технический прогресс в передачи информации, очная форма всегда будет иметь преимущество над другими формами обучения.

Согласно приказа №151 от 27.03.2020 «Об утверждении плана мероприятий по организации режима дистанционного обучения ФГБОУ ВО Пермского ГАТУ – обучение проводилось с использованием ресурса электронной информационно-образовательной среды ВУЗа – Портала Университета (платформа thinkery), расположенного в сети интернет по адресу portal.psaa.ru.

Организация обучения в корпоративном портале Пермского ГАТУ в модуле для дистанционной работы преподавателей с обучающимися «Учебные курсы» осуществляется по следующему алгоритму:

            — преподаватель создает и редактирует учебные курсы (материалы курса, задания курса);

            — обучающийся знакомится с материалами, выполняет задания, отправляет для проверки преподавателю;

            — преподаватель контролирует выполнение задания, оценивает, фиксирует результат;

            — обучающийся получает результат – оценка, замечания, фиксирует результат.

Преподаватель и обучающийся взаимодействуют с помощью встроенного функционала «Обсуждение» в модуле «Учебные курсы».

Ход образовательного процесса фиксируется по каждому учебному курсу, дисциплине в режиме онлайн. Обучающиеся и преподаватели, работая из личного кабинета Портала, обладают актуальной информацией. Изменения в учебном курсе сопровождаются оповещениями.

Параллельно учащиеся имели возможность посещать компьютерные залы малыми группами с условием строгого соблюдения требований индивидуальной защиты – наличие маски и перчаток. В итоге студенты полностью адаптировались ко всем трудностям на их пути: научились планировать рабочий день, стали более приспособлены к резким переменам и с легкостью могут воспринять переход на дистанционную форму при ухудшении эпидемиологической ситуации в стране. А преподаватели освоились из привычных им аудиторных занятий в онлайн среде и готовы вырабатывать всё новые модели коммуникации с обучающимися, не ограничиваясь одной социальной платформой для разнообразия образовательного процесса.

С помощью опроса студентов нами была исследована удовлетворенность организацией дистанционного образования. Данные о результатах опроса представлены в таблице.

Таблица 1

Результаты опроса студентов Пермского ГАТУ.

Утверждение Выбор респондента
Нагрузка на студентов
Нагрузка на студентов выросла 62%
Нагрузка на студентов снизилась 11%
Уровень нагрузки остался прежним 27%
Уровень преподавания
Высокий или скорее высокий 50%.
Средний 41%.
Низкий 9%
Организация дистанционного образования
Удовлетворительно 81%
Неудовлетворительно 19%

Исходя из полученных данных, преподавание дисциплин, по мнению респондентов, на высоком и среднем уровнях, поэтому учащиеся, в основном, удовлетворены организацией учебного процесса в Пермском ГАТУ. Большинство студентов (62%) считает, что их нагрузка возросла, в связи с увеличением объёма получаемой информации и отсутствием личного контакта с преподавателем. В то время как смешанный режим позволил обучающимся восстановить живое общение и с преподавателем, и с группой.

Таким образом, правильная организация учебного процесса в форме дистанционного обучения позволяет сформировать ключевые компетенции учащихся, способствует раскрытию способностей каждого, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. А постепенное внедрение элементов ДО в основной образовательный процесс позволит выстроить в стране эффективную систему получения качественных и доступных образовательных услуг.

Библиографический список

1. Ткач Г. Ф., Сенашенко В. С. Болонский процесс: обзор эволюции приорите-тов и промежуточные итоги // Высшее образование в России. – 2015. - № 7. – С. 119-130.