Значение дифференцированного обучения в школьном образовании

Плякина Елена Геннадьевна
Харченко Леонид Николаевич

1. студентка 2 курса магистратуры, педагогическое образование
ФГАОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет» город Ставрополь, институт живых систем, кафедра общей биологии и биоразнообразия
2. профессор кафедры общей биологии и биоразнообразия
ФГАОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет» город Ставрополь, институт живых систем

УДК 37
История возникновения дифференцированного обучения. Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы, до этого обучение было индивидуальным, соответственно, и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» учеников отмечали великие мыслители прошлого (Платон, М.  Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и т. д.). Русские педагоги (П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения. Впервые о дифференциации в науке заговорил Ю. К. Бабанский, который отмечал, что помощь учителя должна быть разной для разных учеников. Ключевой особенностью этой системы является разработка экономически эффективных процедур-эвристик, которые направлены на оказание помощи учителям в преобразовании их уроков в дифференцированное обучение (инструментальность), которое в достаточной степени соответствует их рабочему контексту (конгруэнтность), в течение ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами (низкая стоимость). Ряд новаторов ↳Читать далее

Организационно-педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в дополнительном образовании

Жданова Анастасия Алексеевна,
Шклярова Ольга Анатольевна


УДК 37
Современное развитие теории и практики школьного образования в целом характеризуется повышенным интересом к деятельностному подходу в обучении, в частности, в использовании вариативных методик преподавания иностранных языков и развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в дополнительном образовании. Деятельностная стратегия в отличие от когнитивно-коммуникальной, личностно-ориентированной и компетентностной ставит своим ориентиром развитие различных сторон речевой деятельности. Актуальность реализации деятельностного подхода в образовательном процессе объясняется тем, что данный подход способствует формированию основных компетенций, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Приоритетными направлениями дополнительного образования является: — предоставление обучающимся возможности получить дополнительное образование, соответствующее личным интересам и потребностям; — развитие творческих способностей обучающихся; — воспитание физически здоровой личности. А.Н. Леонтьев, являющийся основателем деятельностного подхода и из вестным российским психологом, указывал в своем исследовании, что человеческая жизнь представляет собой систему деятельностей, которые сменяют друг друга. По его мнению, именно в деятельности осуществляется переход объекта в его субъективную форму, с одновременным переходом деятельности в ее объективные результаты. С ↳Читать далее

Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности «Дизайн костюма» МГОУ

Чеботаева Ольга Алексеевна.
ст. преподаватель кафедры НХР,
Московский государственный областной университет

УДК 37
Понятие «интеграция» в педагогике означает: комплексную характеристику целей воспитания; сочетание педагогических средств, применяемых во внеурочной и учебной деятельности; целостность в достижении запланированных результатов; взаимосвязь основного и дополнительного образования; гибкость организации учебной деятельности, использующей различные методы и формы внеурочной деятельности; создание творческих кружков, а также введение интегративных курсов; взаимодействие всех элементов воспитательного процесса, социума и школы. … (Философский энциклопедический словарь) {1.c.} В связи с введением ФГОС ВО третьего поколения актуальным стало переосмысление преподавателями  содержанием форм работы со студентами. Содержание учебной программы высшего образования по специальности «Дизайн костюма» направлено на освоение общепрофессиональных компетенций. Одним из направлений качественного профессионального образования является подготовка специалистов, способных использовать потенциал специальных дисциплин для решения профессиональных задач. Теоретическая подготовка –один из важных моментов в системе художественно- эстетического образования. Все большее внимание уделяется новой и стремительно развивающейся дисциплине –дизайну. О дизайне  сказано и написано достаточно много, однако единой точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано.{2,с.3.} Для лучшего ↳Читать далее

Сравнительная характеристика видов агрессии у подростков с разным социальным статусом

Бурцева Кристина Александровна
Нестеренко Ольга Борисовна

1. Клинический психолог центра профилактики здоровья реабилитации детей и подростков «Радость здоровья»
г. Хабаровск
2. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
г. Хабаровск

УДК 37
Актуальность проблемы состоит в том, что уровень агрессии и насилия в последние десятилетия стал интенсивно обсуждаться в обществе и СМИ, так как наблюдается беспрецедентный рост и того и другого (терроризм, убийства, грабежи, насилие, митинги). Очевидным становится факт все большей агрессивности и жестокости детей [6]. В пубертатном периоде увеличивается агрессивность в поведении подростка. Этому есть ряд обоснований объективного характера, биологического и психологического [4]. К факторам, предрасполагающим росту агрессивности среди подростков можно отнести ухудшение общественных условий жизни детей. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ психосоциальной адаптации подростков [5]. Активное воздействие происходит в эмоциональном взаимодействии с окружающими людьми. Подростки склонны к сильному эмоциональному давлению со стороны сверстников, нередко формирующие отрицательные мировоззренческие установки. Негативные ценностные ориентации, социальная среда способствуют развитию и закреплению отклоняющегося поведения [1]. Таким образом, семейные социально-нравственные установки обуславливают возникновение отрешенности, жестокости, цинизма, негативизма, что создаёт объективные предпосылки для появления противоречащего поведения, агрессивности и заниженной самооценке ↳Читать далее

Проблема принципа природосообразности воспитания в истории педагогики

Ваулина Алёна Николаевна,
Научный руководитель: Старостина Елена Николаевна

1. студентка Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова
2. доцент кафедры педагогики и психологии детства высшей школы психологии, педагогики и физической культуры САФУ им. М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук

УДК 37.026.2
Проблема природосообразности в воспитании интересовала многих великих педагогов прошлого. Ее разрабатывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребель, Ф.В. Дистервег, Г.С. Сковорода, А.П. Бестужев и другие, причем каждый из них понимал природосообразность воспитания по-своему. В течение более двух веков (с середины XVII до середины XIX) принцип природосообразности играл прогрессивную роль в качестве философского методологического обоснования организации и методов воспитания и обучения. В данной статье мы выясним, как понималась природосообразность воспитания такими педагогами, как Коменский, Руссо и Песталоцци, какое значение имел этот принцип в свое время. Выявим сходства и различия. Принцип природосообразности у Коменского понимается в том смысле, что человек является частью природы и подчиняется ее всеобщим закономерностям (которые он называет «основоположениями»), действующим в жизни растений, животных, а также и во всей деятельности людей. Схема обоснования Коменским принципа природосообразности такова: выделяется «основоположение», которому подчинено, по его мнению, все в природе, вся жизнь. Далее приводится пример (из жизни птицы, ↳Читать далее

Создание и использование электронных курсов для смешанного обучения бакалавров экономического направления

Маснева Марина Федоровна
к.пед.н.
УДК 378.1
На современном этапе развития образовательной сферы потенциал использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для организации учебного процесса с каждым годом только набирает обороты. Российское образование движется по направлению внедрения интерактивных методов обучения, реализации личностно-ориентированного и компетентностного подходов. Стимулирующим фактором данных тенденций в образовании является осуществляемая политика в нашей стране, связанная с изменениями законодательно-нормативной базы, а также разработками ряда федеральных целевых программ и проектов: федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»; указом “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы”; национальной программы «Цифровая экономика РФ» (сроки реализации 2018-2024); государственной программы РФ «Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025); национального проекта «Образование» (2019-2024) и др. В качестве одного из видов нормативных документов, мотивирующего характера для сегмента высшего образования являются федеральные образовательные стандарты, регламентирующие условия реализации программ высшего образования. В частности, одно из требований, сформулированных в Федеральных образовательных стандартах бакалавриата — ↳Читать далее

О развитии творческой активности учащихся на уроках английского языка

Дергунова Эрика Владимировна
Преподаватель английского языка,
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»

УДК 37
В настоящее время цель обучения – это не просто приобретение знаний, но и развитие творческих способностей. Творческое мышление имеет огромное значение в жизни человека. Умение мыслить креативно развивает остроумие, предприимчивость, успешность. Способность педагога раскрыть талант своих учеников позволит им реализовать свой потенциал как в обучении, так и в жизни. Поэтому сегодня все больше внимания уделяется развитию такого процесса обучения, при котором происходит формирование индивидуальности обучаемого. Изучение английского языка вносит свой огромный вклад в процесс развития творческих способностей учеников. В процессе коммуникативно-познавательной активности происходит развитие памяти, внимания, мыслительных способностей, а также расширение кругозора, знакомство с культурой страны изучаемого языка. Потребность и желание использовать изучаемый язык в коммуникативных целях может возникнуть при организации урока таким образом, что каждый обучающийся прежде всего должен быть вовлечен в учебный процесс. Отсутствие мотивации может стать серьезной проблемой. Интерес к изучению английского языка, а также творческая активность обучающихся могут появиться от того, в какой форме проходит урок. ↳Читать далее

Модель профессионально важных качеств юриста

Гайдамашко Игорь Вячеславович
Талашманова Кристина Андреевна

1. доктор психологических наук, доцент, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук РТУ МИРЭА
2. аспирант, РТУ МИРЭА

УДК 37
Профессия юрист имеет достаточно обобщенный характер, так как существует множество специализаций, среди которых: адвокат, нотариус, прокурор, судья, сотрудник правоохранительных органов, юридический консультант и так далее. Одно из главных различий между юридическими профессиями выступает не только «сфера права», но и: сложность трудоустройства, уровень конкуренции, оплата труда, возможные перспективы. Выбор профессии зависит от будущего специалиста, в то время как успешность его реализации и достижений имеет более усложненную структуру и подчиняются определенным критериям оценки [4, 6, 17-21, 23]. Так в крупных фирмах существует такой метод отслеживания ключевых показателей эффективности как KPI (Key Performance Indicators). В целом KPI юриста – это количественный показатель, отражающий качество выполненной работы, например: процент выигранных дел, скорость подготовки правовых заключений, своевременность согласования договоров, отсутствие ошибок в документах, а так же отсутствие «затягивания» процессов и так далее. То есть сотрудник юридической компании должен отвечать определенным требованиям профессиональной деятельности [4, 6, 18]. Профессиограмма берет свои истоки с момента появления профессий по ↳Читать далее

Возможности повышения эффективности восприятия учебного материала на основе оптимизации процесса коммуникации

Панова Валентина Анатольевна
Кандидат педагогический наук, доцент кафедры
Естествознания и безопасности жизнедеятельности
Таганрогский педагогический институт имени А.П. Чехова
(филиал) ФГБОУВО "РГЭУ (РИНХ)

УДК 373
В настоящее время существует множество исследований, посвященных изучению механизма восприятия информации и информационных воздействия на человеческое сознание. В основе восприятия любой, в том числе и учебной,  информации лежит процесс коммуникации  между двумя людьми, учителем и учеником.  Данный процесс обмена и усвоения информации во многом зависит от способов ее подачи и мотивации участников процесса коммуникации.  Однако, далеко не всегда при проведении урока учителя используют результаты данных исследований. В процессе учебной коммуникации можно  выделить  четыре  элемента. В качестве первого элемента выступает учитель, который представляет лицо, собирающее и передающее информацию учащимся. Вторым элементом является определенный объем информации, выражаемый в словах и жестах учителя. Третий элемент коммуникации это информационный канал, который может быть  представлен в виде речевого, визуального сообщения, либо организован по желанию учителя каким-нибудь другим способом. Последним элементом  получения информации является учащийся, который является принимающим и использующим информацию звеном. Каждый этап коммуникационного обучающего процесса имеет большие возможности повышения его эффективности, при условии знания ↳Читать далее

Применение цифровых персонал-технологий в управление медицинскими организациями

Токарева Ю.А.
Акулова Д.А.,
Трофимов Игорь Михайлович

1. д.пс.н., доцент, заведующий кафедрой управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет, Екатеринбург
2. зам главного врача, Екатеринбургский медицинский центр, Екатеринбург
3. главный врач, Свердловская областная клиническая больница №1, Екатеринбург

УДК 339
Внедрение цифровых технологий, активное развитие цифровой социальной среды, цифровых инструментов, цифровых следов определяют развитие всех систем, в том числе системы здравоохранения. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», а так же целям и задачам совершенствования системы здравоохранения, отраженным в Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, подчеркивается потребность «повышения качества и доступности медицинской помощи», «развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении», «повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их» обуславливают необходимость изучения и использования (с учетом лучших достижений российской медицины) также и мирового опыта управления. Современная наука уделяет много внимания автоматизации бизнес-процессов, разрабатываемые в науке технологические решения изменили базовые принципы многих сфер профессиональной деятельности, в том числе медицинской. В основе цифровой трансформации лежат три составляющие: технологическая, образовательная и коммуникационная. Все вышеуказанные составляющие имеют тесную взаимосвязь, чем более ↳Читать далее