Введение Цифровая трансформация образования обусловила необходимость поиска инновационных методов, соответствующих психологическим особенностям современного поколения учащихся. Одним из таких методов является геймификация — использование игровых элементов в неигровых контекстах. В сфере профессиональной ориентации геймификация открывает новые возможности для повышения эффективности работы со школьниками и студентами. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки научно-обоснованных подходов к применению геймификации в профориентации. Несмотря на растущую популярность, многие аспекты данного метода остаются недостаточно изученными, включая оптимальные дизайн-решения, долгосрочные эффекты и факторы успешной интеграции в образовательный процесс. Цель настоящей статьи — проанализировать эффективность геймифицированных подходов в профессиональной ориентации на основе синтеза современных научных данных и выявить перспективные направления для дальнейших исследований. Объекты и методы исследования Объектом исследования выступили геймифицированные подходы, применяемые в системе профессиональной ориентации. Предметом исследования является эффективность данных подходов с точки зрения их влияния на учебную мотивацию, вовлеченность и формирование профессиональных компетенций учащихся. В качестве основных методов исследования использовались: теоретический анализ психолого-педагогической литературы и научных публикаций ↳Читать далее
Все статьи журнала
О необходимости рассмотрения вопросов, связанных с демографической проблемой, на занятиях по «безопасности жизнедеятельности»
Основа процветания каждой страны – люди, которые работают на ее благо. В последнее время стойкое снижение численности населения в ряде экономически развитых стран (в основном европейских) выделяется в отдельную проблему. Так, до конца 19-го века в России на одну женщину, в среднем, приходилось около семи детей, что трехкратно перекрывало «гарантированный уровень обеспечения режима простого воспроизводства населения», с учетом младенческой смертности — 2,2 ребенка на одну женщину [4]. Демографическая ситуация в современной России далека от идеала. Начало этой проблеме было положено на заре 20-го века: в первой мировой и гражданской войнах мы потеряли 12 млн. человек (или 13 % от численности населения). Поскольку эти социальные катастрофы унесли, в основном, жизни мужского населения и вызвали существенную нехватку рабочих рук [11], в Конституции СССР 1936 г. было закреплено, что «женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни» [1]. Эта вынужденная мера прикрывалась громкой кампанией ↳Читать далее
Мотивация студентов к изучению иностранных языков: педагогико-психологический аспект
На сегодняшний день невозможно представить современное профессиональное сообщество без владения хотя бы одним иностранным языком. Публикация научных статей, участие в различных конференциях, международный обмен опытом, образовательные стажировки становятся возможными благодаря знанию иностранного языка. Кроме того, возможности, которые предоставляет иностранный язык, расширяют ресурсы людей в области путешествий и межкультурного общения. Таким образом, актуальность владения иностранным языком обусловлена его значимостью в мировом сообществе. Однако, говоря о насущных проблемах, которые препятствуют эффективному изучению иностранного языка, стоит отметить сложности с мотивацией обучающихся. Приведем несколько примеров: Обучающему, у которого нет в долгосрочной перспективе возможности погрузиться в языковую среду, мотивировать себя гораздо труднее чем обучающимся, имеющим возможность посещать страны, где говорят на иностранном языке. У студентов, которые несколько раз начинали учить язык по разным учебникам и методикам, зачастую отсутствуют на хорошем уровне базовые знания, в связи с чем им тяжелее поддерживать мотивацию для дальнейшего изучения языка. Труднее находить мотивацию для изучения и тем студентам, которые не ↳Читать далее
Психолого-педагогические особенности адаптации первоклассников к школьной среде
Введение Школа является важнейшим этапом в процессе становления личности человека, поскольку именно школа закладывает основу для дальнейшего развития. В школе ребенок получает не только новые знания, но и социальную адаптацию среди сверстников и преподавателей, учится взаимодействовать с окружающим миром и людьми, учится осознавать свои и чужие границы, сталкивается с системой правил и контроля. Успешная адаптация к школьным правилам означает готовность ребенка к взаимодействию с миром и людьми, а также к преодолению возможных трудностей. Начало образовательного пути ребенка связано с психологическими, социальными и физиологическими изменениями, влияющими на маленькую личность. Ребёнок больше не посещает детский сад, где преобладает игровая форма обучения, игра является основным видом деятельности старших дошкольников. Старший дошкольный возраст характеризуется активным развитием когнитивной сферы и воображения, дети учатся понимать и представлять прочитанное. Еще в детском саду дети учатся мыслить и логически рассуждать, запоминать и правильно говорить, а в последствии, в школе, обучение становится более сложным, структурированным, соответствующим возрасту учеников [5, ↳Читать далее
Бедность, как причина возникновения академической неуспешности школьников и стратегии компенсаторного воздействия на социальное неравенство в образовании
Введение Актуальность исследования Неравенство в современном мире признается одним из главных препятствий на пути устойчивого социально-экономического прогресса. Сокращение разрыва в благосостоянии как внутри стран, так и между ними стало одной из ключевых задач, сформулированных в Целях устойчивого развития ООН. Ни у кого нет сомнений в том, что неравенство — это высшая точка социальной несправедливости, с которой необходимо решительно бороться. Нет ничего ужаснее социальной несправедливости и неравенства, но если учесть, что от неравенство страдают и дети, это становится еще более отвратительным. Присуждая Нобелевскую премию в 2019 году ученым, которые посвятили свою жизнь борьбе с бедностью, Нобелевский комитет отметил «Более 700 миллионов человек продолжают жить на крайне низких доходах. Ежегодно около 5 миллионов детей в возрасте до пяти лет умирают от болезней, которые часто можно было бы предотвратить или вылечить при помощи доступных медицинских вмешательств. Половина детей во всем мире покидает школу, не обладая базовыми навыками чтения и счета». Мнение о том, ↳Читать далее
Предвидение в структуре бессознательного: гипотеза формирования идентичности
Основная часть Моя теория заключается в том, что бессознательное и подсознание человека обладают предвидением, охватывающим, по крайней мере, пятилетний период его жизни. Эта внутренняя прогностическая способность, подобно высокопроизводительному вычислительному устройству, анализирует возможные сценарии будущего, включая профессиональную деятельность и личные взаимоотношения. Однако информация предоставляется дискретно, дозировано, вне зависимости от усилий сознания по извлечению этих внутренних знаний. Понимание текущей ситуации активирует этот «сверхмощный компьютер», который просчитывает последующие шаги и постепенно направляет человека к намеченной цели. Ограничения, связанные с неспособностью сознания напрямую взаимодействовать с подсознанием и бессознательным, обуславливают подобную дозированную подачу информации. Вопрос самоидентификации («Кто я здесь и сейчас?») является центральным в психологии самосознания. Согласно теории стадий психосоциального развития Эрика Эриксона, идентичность формируется в период юности (Эриксон, 1968). Предполагается, что с течением времени ответ на этот вопрос приходит к каждому индивиду. Однако стремление к немедленному пониманию себя вполне закономерно, что находит отражение в различных подходах к самоанализу и личностному росту. В контексте представленной ↳Читать далее
Метод прикладного анализа поведения в коррекционной работе с детьми с РАС: преимущества и возможности применения
Введение В последние 20 лет все более актуальной становится проблема инвалидизации населения, особенно в детском возрасте. По некоторым данным международных исследований во всем мире насчитывается более 240 миллионов детей имеют ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) [22]. Среди них около 2,5% детей имеют умственные и физические нарушения, у 8% диагностируются проблемы в поведении и обучении [20]. В России зарегистрировано около 1,8 миллионов детей с ОВЗ, где примерно 1% (около 300 тыс. детей в возрасте до 9 лет) – дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) [23]. РАС характеризуется нарушением работы нервной системы, что зачастую приводит к поведенческим, коммуникативным и социальным проблемам. Одним из наиболее важных признаков РАС является отставание речевого развития и невозможность контроля поведения взрослыми [14]. Проблему поведения и ее коррекции среди детей с РАС начали изучать относительно недавно. Наибольший вклад в установление причин, описание особенностей, выявление стереотипий и аутостимуляций, а также определение взаимосвязи с другими сферами внесли Э.Р. Баенская, В.М. Башина, ↳Читать далее
Структурные элементы, содержание и группы задач оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста
Оздоровительно-кондиционная тренировка – это система физических упражнений, направленных на оздоровление и доведение фактического уровня физической кондиции занимающегося до должного (соответствующего возрастным и гендерных нормам) [5]. Система оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки в том числе с лицами зрелого возраста (30-60 лет – мужчины и 30-55 лет женщины) подразделяется на циклы различной продолжительности и направленности [2]. Большие тренировочные циклы (как правило, годичные, полугодичные) – макроциклы определяют общую стратегию занятий и подразделяются на оздоровительно-кондиционные, оздоровительно-реабилитационные и оздоровительно-спортивные [3]. Оздоровительно-кондиционные макроциклы направлены на решение задач улучшения показателей телосложения, развития и поддержания на должном уровне базовых физических качеств и связанных с ними двигательных способностей, а также достижения личностно значимых целей в области улучшения общей физической кондиции (общеоздоровительные, кондиционные и профилактические задачи); оздоровительно-реабилитационные – преимущественно на профилактику и восстановление после травм и заболеваний, требующих продолжительной реабилитации (общеоздоровительные, реабилитационные, профилактические задачи); оздоровительно-спортивные – в основном, на достижение спортивных результатов в избранном виде спорта (спортивной дисциплине), повышение уровня общей и ↳Читать далее
Интернет-ресурсы в реализации предметно-языкового интегрированного обучения: их плюсы и минусы
Интегрированный подход – процесс изучения одной учебной дисциплины посредством другой, а также «обучение, отрицающее разделение знаний по отдельным дисциплинам и связанное с целостным восприятием мира» [1]. Интегрированный подход в обучении иностранному языку предполагает изучение одной учебной дисциплины посредством иностранного языка. Содержание уроков иностранного языка может включать информацию из разных областей. Каждая тема может содержать материал из русского языка, литературы, биологии, истории и др. Именно с помощью контекста появляется возможность практиковать английский язык. Работая с технологией интегрированного подхода, учитель вправе отбирать материал, соответствующий теме урока, используя разнообразные источники информации – как учебники, так и Интернет-ресурсы, газеты, журналы и др. Целью данной работы является обзор и анализ основных онлайн-платформ, которые могут помочь учителям при планировании, подготовке и проведении интегрированных уроков английского языка. По завершении теоретического обзора и на основе изученного материала нами был составлен собственный рабочий лист для учащихся социально-экономического профиля старшей школы по теме «Types of Economic Systems». Прежде всего, остановимся ↳Читать далее
Билингвальное образование как инструмент сохранения культурной идентичности и развития компетенций у молодежи коренных народов Севера
Введение Билингвальное образование занимает особое место в системе подготовки молодежи коренных народов Севера, способствуя не только сохранению их языков и культурной идентичности, но и развитию ключевых образовательных компетенций. Утрата родных языков приводит к культурной ассимиляции и потере уникальных традиций, что делает важным изучение их роли в современном образовательном процессе. Современные исследования показывают, что обучение на родных языках положительно влияет на успеваемость, когнитивное развитие и личностную мотивацию учащихся. Примером успешного применения билингвальных методов служит платформа «Языковые горизонты», которая предоставляет инструменты для интеграции национально-ориентированных программ в образовательные учреждения. Целью данной статьи является анализ социально-культурной значимости билингвального образования, изучение его влияния на образовательные результаты и рассмотрение успешных практик внедрения через инновационные образовательные платформы. 1 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Роль билингвального образования в сохранении культурной идентичности Билингвальное образование играет ключевую роль в сохранении культурной идентичности коренных народов. Для многих этнических сообществ северных регионов России язык является не только средством коммуникации, но и важным ↳Читать далее