Индекс УДК 372.881.111.1
Дата публикации: 29.05.2025

Интернет-ресурсы в реализации предметно-языкового интегрированного обучения: их плюсы и минусы

The Internet-resources for the implementation of content and language integrated learning: advantages and disadvantages

Мясникова Юлия Игоревна,
Научный руководитель - Чернякова Ю. С.
1. магистрант ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»,
г. Коломна, Российская Федерация
2. кфилн, доцент кафедры германо-романских языков и методики их преподавания ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»,
г. Коломна, Российская Федерация

Myasnikova Yulia Igorevna,
Scientific adviser: Chernyakova Y. S.
1. Graduate Student, State University of Humanities and Social Studies,
Kolomna, Russian Federation
2. Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Germanic-Romance Languages,
State University of Humanities and Social Studies,
Kolomna, Russian Federation
Аннотация: В настоящей статье автор делает обзор основных Интернет-ресурсов, которые можно использовать при реализации предметно-языкового интегрированного обучения на уроках английского языка. Раскрывается сущность понятия «интегрированный подход», приводятся преимущества и недостатки анализируемых онлайн-платформ. По результатам их изучения, автором составляется собственный рабочий лист, который может быть использован на интегрированных уроках английского языка в старшей школе. Настоящая статья будет полезна для практикующих учителей, методистов и студентов педагогических вузов.

Abstract: In this article, the author provides an overview of the main Internet resources that can be used in the implementation of content and language integrated learning in English lessons. The essence of the concept of "integrated approach" is revealed, the advantages and disadvantages of the analyzed online platforms are given. Based on the results of the study, the author draws up the worksheet, which can be used in integrated English lessons in high school. This article can be useful for practicing teachers, methodologists and student teachers.
Ключевые слова: интегрированный подход, преподавание иностранных языков, Интернет-ресурсы.

Keywords: integrated approach, foreign language teaching, Internet-resources.


Интегрированный подход – процесс изучения одной учебной дисциплины посредством другой, а также «обучение, отрицающее разделение знаний по отдельным дисциплинам и связанное с целостным восприятием мира» [1].

Интегрированный подход в обучении иностранному языку предполагает изучение одной учебной дисциплины посредством иностранного языка. Содержание уроков иностранного языка может включать информацию из разных областей. Каждая тема может содержать материал из русского языка, литературы, биологии, истории и др. Именно с помощью контекста появляется возможность практиковать английский язык.

Работая с технологией интегрированного подхода, учитель вправе отбирать материал, соответствующий теме урока, используя разнообразные источники информации – как учебники, так и Интернет-ресурсы, газеты, журналы и др.

Целью данной работы является обзор и анализ основных онлайн-платформ, которые могут помочь учителям при планировании, подготовке и проведении интегрированных уроков английского языка. По завершении теоретического обзора и на основе изученного материала нами был составлен собственный рабочий лист для учащихся социально-экономического профиля старшей школы по теме «Types of Economic Systems».

Прежде всего, остановимся подробнее на дополнительных Интернет-ресурсах, которые помогают учителю реализовывать интегрированный подход в рамках уроков английского языка. При проведении интегрированных уроков можно использовать следующие Интернет-ресурсы [2]:

Образовательный сайт для изучения иностранного языка в целом. На данном сайте материал для изучения объединен в группы в зависимости от уровня сложности: для детей (children), подростков (teens) и взрослых (adults). В каждом блоке есть раздел CLIL, который содержит планы уроков по широкому кругу предметов учебной программы, а также рабочие листы для закрепления материала.

Для подростков представлен учебный материал на английском языке в следующих областях: “art and architecture”, “culture”, “economics”, “geography and the environment”, “history”, “information technology”, “mathematics”, “science and nature”, “sport”. В каждом разделе представлены различные темы (например, блок Science представлен следующими темами: “Whales”, “The eye”, “The brain”, “Sounds and the ear”, “Charles Darwin”, “Compare the planets” и рядом других). К каждой теме прикреплен рабочий лист. Задания в рабочих листах носят разнообразный характер и тренируют все виды речевой деятельности учащихся. Например, задание на говорение по теме “Impressionism and Monet” (блок Art and Architecture), аудирование и письмо по теме “Pathology of vision”, чтение по теме “Cold war”, лексическое задание по теме “Eye”, творческое задание по математике и др.

Преимущества: структурированность материала в рабочих листах (охват всех видов речевой деятельности на каждом занятии).

Недостатки: наличие платного контента после скачивания определенного количества рабочих листов.

  • Khan Academy (https://www.khanacademy.org/)– образовательный ресурс с видео, уроками и целыми курсами, которые подходят для изучения английского в рамках интегрированного подхода.

Аналогично предыдущему Интернет-ресурсу учебный материал на платформе “Khan Academy” структурирован в соответствии с учебными дисциплинами. Здесь можно найти информацию по следующим блокам: “Maths”, “Reading and Language Arts”, “Science”, “Computing”, “Arts and Humanities”, “Economics”. Однако по сравнению с “One Stop English”, “Khan Academy” имеет ряд преимуществ. Так, например, помимо тренировочных заданий присутствует теоретический материал по изучаемым темам. Каждый курс состоит из юнитов (например, курс “High school biology” состоит из девяти юнитов: “Biology foundations”, “Cells”, “Energy and transport”, “Classical genetics”, “Molecular genetics”, “Evolution”, “Human body system”, “Ecology”). Каждый юнит в свою очередь разделен на уроки, включающие в себя теоретическую информацию и закрепление материала. Теория представлена как видео материалами, так и текстовым (статьями). После изучения теоретического материала представлены вопросы для закрепления (в виде выбора или ввода правильного ответа).

Преимущества: наличие интерактивных элементов (видео, тестов), автопроверяемость заданий, бесплатный контент, упорядоченность материала.

Недостатки: ориентированность платформы преимущественно на учащихся старшей школы, невозможность ее использования с учащимися среднего и младшего школьного возраста в силу повышенной сложности заданий, лексики и т. д.

  • The Kid Should See This (https://thekidshouldseethis.com/) – ресурс с видео материалами. Включает блоки: science (biology, astronomy, chemistry, math etc), history. Каждое видео сопровождается небольшой статьей.

Преимущества: наличие интерактивного элемента (видео).

Недостатки: отсутствие возможности закрепить материал.

  • British Council. Learn English Teens (https://learnenglishteens.britishcouncil.org/) – ресурс с заданиями, направленными на развитие четырех видов речевой деятельности. Сайт не является полноценным источником материалов для интегрированного подхода (не каждое задание можно использовать в рамках данной технологии), однако здесь присутствуют тексты и задания на аудирование, которые можно привнести в интегрированный урок. Например, текст “The History of Graffiti” можно успешно интегрировать в урок, связанный с историей культуры, аудирование “The Maasai and the lions” – урок биологии. Задания на аудирование и чтение на данном сайте сопровождаются предтекстовыми, текстовыми и послетекстовыми заданиями. Например, текст “The end of the Earth”. Предтекстовое задание – вспомнить названия природных бедствий, тестовое – выбрать правильные варианты ответов на вопросы, послетекстовый – ответить на вопрос, высказать свое мнение (Do asteroids scare you? Why or why not? Have you ever experienced any type of natural disaster?).

Преимущества: автопроверка тестовых заданий, тренировка разных видов речевой деятельности.

Недостатки: не очень большое количество материала, который можно использовать в рамках интегрированного урока.

Применение ИКТ в обучении имеет ряд положительных сторон. ИКТ способствует творческих возможностей, повышает уровень наглядности, совершенствует умение работать с современной информацией на английском языке и делает урок более содержательным и эффективным. Благодаря современными цифровыми технологиями учитель способствует повышению мотивации и интереса к изучению языка. Используя ИКТ и темы из разных областей, учитель развивает необходимые иноязычные лексико-грамматические навыки с помощью интересного материале и повышает качество усвоения знаний у школьников [3].

Проанализировав перечисленные выше ресурсы, нами был составлен рабочий лист для проведения интегрированного урока английского языка и обществознания в 10 классе по теме «Economic systems» (рис. 1, рис. 2, рис. 3). В рамках данного рабочего листа учащимся необходимо выполнить задание на предсказание темы урока по картинке, прочитать текст о типах экономических систем и ответить на вопросы по тексту, сопоставить экономические термины с определениями, написать эссе, сравнив традиционную и рыночную экономические системы.

Рис. 1    

Рис. 2

Рис. 3

Таким образом, существует ряд Интернет-платформ, которые расширяют возможности учителя при подготовке интегрированных уроков. Они позволяют учителю составлять свои материалы, опираясь на уже существующие, тем самым отбирая для себя самые актуальные задания. Большое количество мультимедийных материалов способствует повышению заинтересованности и мотивации учащихся, что положительно сказывается на их знаниях и успеваемости.

Библиографический список

1. Гафиятуллина, А. А. Особенности обучения английскому языку на основе интегрированного подхода CLIL / А. А. Гафиятуллина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 258–260.
2. Мясникова Ю. И. Методические особенности подготовки и проведения уроков английского языка в рамках интегрированного подхода / Ю. И. Мясникова // Студенческий Universum: сб. тезисов X Международного научного диспута магистрантов / под общ. ред. профессора И. И. Саламатиной; Государственный социально-гуманитарный университет. – Коломна: ГСГУ, 2024. – С. 108-113.
3. Исламова А. И. Использование элементов методики CLIL в обучении английскому языку в условиях цифрового образования / А. И. Исламова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2023. – № S2-2 (45). – С. 125-127.