Индекс УДК 37
Дата публикации: 28.09.2021

Проблема формирования проектной компетенции у подростков в общеобразовательной организации

Problem of formation project competence among teenagers in an educational organization

Сумбатян Д.В.
Тужикова Т.А.

1. студент
2. к.п.н.
Томский государственный педагогический университет

Sumbatian D.V.
Tujhikova T. A.

1. Student
2. Ph.D. of Pedagogic Sciences
Tomsk State Pedagogical University
Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты проблемы формирования проектной компетенции у подростков. Раскрывается сущность проектной компетенции как метапредметного конструкта. Проводится анализ состояния школьной практики формирования проектной компетенции у обучающихся посредством проектного обучения.

Abstract: The article theoretical and methodological aspects of the problem of forming project competence in adolescents. The essence of project competence as a metasubject construct is revealing. The analysis of school practice of the formation of project competence among students through project learning is being carried out.
Ключевые слова: компетентностный подход, проектная компетенция, подростковый возраст, общеобразовательная организация, проектное обучение.

Keywords: competence approach, project competence, teenage years, comprehensive school, project learning.


Мировые тенденции в сфере школьного образования показывают, что сегодня приоритетными становятся такие формы обучения, при которых во главу угла ставятся способы получения знаний. Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Следствием глубоких социальных перемен является смена образовательных парадигм как смещение акцентов в образовании с информационно-предметных позиций на личностно-ориентированные, творческо-развивающие.

Отвечать на запросы времени можно двумя способами: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный подход может выражаться в расширении объема знаний, в увеличение количества дисциплин, изучаемых в школе.

Очевидно, что наращивание объема неэффективно, так как психологические и физические возможности современных обучающихся не могут соответствовать тем задачам, которые ставятся перед ними.

Интенсивный путь развития образования подразумевает качественные, а не количественные улучшения. Интенсивный путь развития системы образования может быть осуществлен в рамках компетентностного подхода. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Понятия «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность» распространилось в российском образовании в последние десятилетия в связи с необходимостью модернизации образования, обусловленной произошедшими в обществе изменениями.

В рамках компетентностной парадигмы можно говорить о формировании и развитии ключевых компетенций, обеспечивающих обучающихся минимумом знаний, умений и опыта деятельности.

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность».

И. А. Зимняя трактует «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, «компетенция» рассматривается как не пришедший в употребление резерв скрытого, потенциального[1].

А. В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности[2]. Компетентность — уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере, т. е. владение учеником соответствующей компетенцией.

Акцентируя различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», нами выявлено, что компетентность — это система знаний и умений, обеспечивающих готовность осуществлять профессиональную деятельность, а компетенция — это интегративная целостность знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности в определенной области.

В образовательном процессе школы проектная компетенция может рассматриваться как одна из ключевых. Наличие проектной компетенции позволяет решить многие актуальные задачи современного образовательного процесса.

Проектная компетенция имеет многокомпонентную структуру и выходит за рамки отдельных предметов.  В контексте нашей статьи мы рассматриваем проектную компетенцию как особую организацию мыследеятельности школьника[3].

При анализе и структурировании существующих подходов к определению содержания ключевых компетенций, можно определить следующие составляющие проектной компетенции подростка:

  • социально-коммуникативную;
  • информационную;
  • технологическую.

При формировании проектной компетенции у подростков важно учитывать психолого-педагогические особенности данной возрастной группы. Эффективность процесса формирования проектной компетенции у подростков обеспечивается при условии становления школьника как субъекта деятельности. Склонность подростков к самостоятельной деятельности, самоанализу, развитие личностной рефлексии являются благоприятными предпосылками и необходимыми условиями формирования проектной компетенции. Поэтому на этапе основной школы возможно осознанное формирование проектной компетенции.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что одним из наиболее часто используемых технологий при формировании проектной компетенции является технология проектной деятельности. На современном этапе накоплен весомый опыт по организации проектного обучения в школе, однако формирование проектной компетенции посредством проектной деятельности сегодня связано с рядом еще непреодоленных проблем. Организация проектной деятельности в современной школе требует перестройки всего учебного процесса. С точки зрения учебного процесса проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[4].

Кроме технологии проектной деятельности, при формировании ключевых составляющих проектной компетенции могут успешно использоваться и другие технологии. Технология развития критического мышления способствует формированию информационной составляющей проектной компетенции.

Для того, чтобы развивать критическое мышление, необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из эффективных инструментов может являться разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма[5]. Технология развития критического мышления для подростков может стать первым шагом для пробуждения интереса к познавательной деятельности.

В современной системе образования игровым технологиям придается большое значение, поскольку они способны решить одновременно ряд учебных задач. Применение игровых технологий также может быть эффективным в контексте рассматриваемой нами проблемы по формированию проектной компетенции у подростков. Игровые технологии способны превращать обучающихся в субъект познавательной деятельности, обеспечивая их участие в познавательном процессе, а также направлены на выработку правил сотрудничества.

 Сущность образовательной игры заключается в создании интересной условной ситуации, направленной на моделирование реальной деятельности, а также на активизацию мыслительной деятельности обучающихся. Игровая деятельность способна влиять на развитие всех познавательных процессов.

Таким образом, проблему формирования проектной компетенции у подростков в образовательном процессе школы может решить проектное обучение. Однако и ряд других рассмотренных нами педагогических технологий могут быть использованы при формировании составляющих проектной компетенции.

[1] Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М, 2004.

[2] Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. 2012.

[3] Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск, 2000.

[4] Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические словия» 2001. С. 101

[5] Стил Дж. Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления: междисциплинарная программа. Пособие 1. Москва, 1997

Библиографический список

1. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства / Ю. В. Громыко. – Минск : Технопринт, 2000. – 376 с.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Стил, Дж. Л. Основы критического мышления: междисциплинарная программа. Пособие 1 / Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – Москва: ИОО, 1997
4. Иванова, О. Е. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / О. Е. Иванова // Компетенции в образовании : опыт проектирования. – 2007. – С. 71-78.
5. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические словия» / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. А. Н. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101-104.
6. Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская // Вестник Института образования человека. – 2012. – Научно-методическое издание Научной школы А. В. Хуторского. – № 2.