Abstract: The article theoretical and methodological aspects of the problem of forming project competence in adolescents. The essence of project competence as a metasubject construct is revealing. The analysis of school practice of the formation of project competence among students through project learning is being carried out.
Keywords: competence approach, project competence, teenage years, comprehensive school, project learning.
Мировые тенденции в сфере школьного образования показывают, что сегодня приоритетными становятся такие формы обучения, при которых во главу угла ставятся способы получения знаний. Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Следствием глубоких социальных перемен является смена образовательных парадигм как смещение акцентов в образовании с информационно-предметных позиций на личностно-ориентированные, творческо-развивающие.
Отвечать на запросы времени можно двумя способами: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный подход может выражаться в расширении объема знаний, в увеличение количества дисциплин, изучаемых в школе.
Очевидно, что наращивание объема неэффективно, так как психологические и физические возможности современных обучающихся не могут соответствовать тем задачам, которые ставятся перед ними.
Интенсивный путь развития образования подразумевает качественные, а не количественные улучшения. Интенсивный путь развития системы образования может быть осуществлен в рамках компетентностного подхода. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Понятия «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность» распространилось в российском образовании в последние десятилетия в связи с необходимостью модернизации образования, обусловленной произошедшими в обществе изменениями.
В рамках компетентностной парадигмы можно говорить о формировании и развитии ключевых компетенций, обеспечивающих обучающихся минимумом знаний, умений и опыта деятельности.
В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность».
И. А. Зимняя трактует «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, «компетенция» рассматривается как не пришедший в употребление резерв скрытого, потенциального[1].
А. В. Хуторской рассматривает понятие «компетенция» как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности[2]. Компетентность — уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере, т. е. владение учеником соответствующей компетенцией.
Акцентируя различия между понятиями «компетентность» и «компетенция», нами выявлено, что компетентность — это система знаний и умений, обеспечивающих готовность осуществлять профессиональную деятельность, а компетенция — это интегративная целостность знаний, умений и личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение профессиональной деятельности в определенной области.
В образовательном процессе школы проектная компетенция может рассматриваться как одна из ключевых. Наличие проектной компетенции позволяет решить многие актуальные задачи современного образовательного процесса.
Проектная компетенция имеет многокомпонентную структуру и выходит за рамки отдельных предметов. В контексте нашей статьи мы рассматриваем проектную компетенцию как особую организацию мыследеятельности школьника[3].
При анализе и структурировании существующих подходов к определению содержания ключевых компетенций, можно определить следующие составляющие проектной компетенции подростка:
- социально-коммуникативную;
- информационную;
- технологическую.
При формировании проектной компетенции у подростков важно учитывать психолого-педагогические особенности данной возрастной группы. Эффективность процесса формирования проектной компетенции у подростков обеспечивается при условии становления школьника как субъекта деятельности. Склонность подростков к самостоятельной деятельности, самоанализу, развитие личностной рефлексии являются благоприятными предпосылками и необходимыми условиями формирования проектной компетенции. Поэтому на этапе основной школы возможно осознанное формирование проектной компетенции.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что одним из наиболее часто используемых технологий при формировании проектной компетенции является технология проектной деятельности. На современном этапе накоплен весомый опыт по организации проектного обучения в школе, однако формирование проектной компетенции посредством проектной деятельности сегодня связано с рядом еще непреодоленных проблем. Организация проектной деятельности в современной школе требует перестройки всего учебного процесса. С точки зрения учебного процесса проект — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[4].
Кроме технологии проектной деятельности, при формировании ключевых составляющих проектной компетенции могут успешно использоваться и другие технологии. Технология развития критического мышления способствует формированию информационной составляющей проектной компетенции.
Для того, чтобы развивать критическое мышление, необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Одним из эффективных инструментов может являться разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом и С. Уолтером педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма[5]. Технология развития критического мышления для подростков может стать первым шагом для пробуждения интереса к познавательной деятельности.
В современной системе образования игровым технологиям придается большое значение, поскольку они способны решить одновременно ряд учебных задач. Применение игровых технологий также может быть эффективным в контексте рассматриваемой нами проблемы по формированию проектной компетенции у подростков. Игровые технологии способны превращать обучающихся в субъект познавательной деятельности, обеспечивая их участие в познавательном процессе, а также направлены на выработку правил сотрудничества.
Сущность образовательной игры заключается в создании интересной условной ситуации, направленной на моделирование реальной деятельности, а также на активизацию мыслительной деятельности обучающихся. Игровая деятельность способна влиять на развитие всех познавательных процессов.
Таким образом, проблему формирования проектной компетенции у подростков в образовательном процессе школы может решить проектное обучение. Однако и ряд других рассмотренных нами педагогических технологий могут быть использованы при формировании составляющих проектной компетенции.
[1] Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М, 2004.
[2] Хуторской А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. 2012.
[3] Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск, 2000.
[4] Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические словия» 2001. С. 101
[5] Стил Дж. Л., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления: междисциплинарная программа. Пособие 1. Москва, 1997
Библиографический список
1. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства / Ю. В. Громыко. – Минск : Технопринт, 2000. – 376 с.2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
3. Стил, Дж. Л. Основы критического мышления: междисциплинарная программа. Пособие 1 / Дж. Л. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – Москва: ИОО, 1997
4. Иванова, О. Е. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим / О. Е. Иванова // Компетенции в образовании : опыт проектирования. – 2007. – С. 71-78.
5. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические словия» / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. А. Н. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101-104.
6. Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская // Вестник Института образования человека. – 2012. – Научно-методическое издание Научной школы А. В. Хуторского. – № 2.