Индекс УДК 37
Дата публикации: 28.08.2021

Индивидуальный подход в воспитании трудных школьников

Individual attention in the education of difficult schoolchildren

Сергушова Н.Д.
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Россия, Астрахань

Sergushova N. D.
Astrakhan State University
Astrakhan, Russia
Аннотация: В наше время проблема воспитания трудных школьников остается все еще актуальной. Большое число педагогов и психологов исследовали трудных детей, причины трудновоспитуемости, а так же изучали возрастные и психолого-педагогические особенности детей. Например, Г.Г. Бочкарева, Л.С. Славина, В.Г. Степанов и другие. В данной статье разбираются теоритические основы индивидуального подхода в воспитании трудных школьников. Исследование по данной теме может использоваться студентами и учителями в работе с трудными школьниками. Осознание актуальности данной проблемы позволит им сократить количество трудных школьников.

Abstract: In our time, the problem of educating difficult schoolchildren is still relevant. A large number of teachers and psychologists have studied difficult children, the causes of difficult upbringing, as well as studied the age and psychological and pedagogical characteristics of children. For example, G. G. Bochkareva, L. S. Slavina, V. G. Stepanov and others. This article examines the theoretical foundations of an individual approach in the education of difficult schoolchildren. Research on this topic can be used by students and teachers in working with difficult schoolchildren. Awareness of the relevance of this problem will allow them to reduce the number of difficult students.
Ключевые слова: трудный школьник, индивидуальный подход, педагогика, психология, девиантное поведение, нормы поведений.

Keywords: difficult student, individual attention, pedagogy, psychology, deviant behavior, norms of behavior.


Самым ценным в нашем обществе является Человек. Его формирование как личности очень сложный и противоречивый процесс. На становление личности влияют и внутренние факторы, и внешние. Одним из внешних факторов является воспитание. Для некоторых детей путь к их духовной и нравственной зрелости может оказаться трудным.

Одна из задач школы состоит в том, чтобы обеспечить развитие личности каждого ученика, в том числе и трудного подростка, создав для этого необходимые условия.

Дети, которые имеют отклоняющееся  от нормы поведение, не могут эффективно воспитываться по стандартам, для них требуется частный  подход  и особая  педагогическая работа. В этом поможет индивидуальный подход.  С помощью него педагог сможет выяснить причины возникновения «трудностей».  Он скорректирует свою воспитательную деятельность так, что она благоприятно повлияет на формирование у ребенка интересов, способностей, склонностей.

Понятие «трудный ребёнок» в педагогике и психологии.

Довольно  часто можно услышать термин «трудный ребенок», но одного точного определения до сих пор не существует.

В социальной педагогике «трудный ребенок», этo рeбeнoк с дeвиантным (отклоняющимся) пoвeдeниeм, тo eсть егo пoвeдeние oтклoняeтся oт сoциальнoй нopмы.

К трудным детям ученые относят разных школьников:  неуспевающие, недисциплинированные, дети, имеющие различные расстройства психики, подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из так называемых неблагополучных семей.

Следует отметить, что на данный момент нет точного понимания, что представляет собой «трудный ребенок», и вследствие этого достаточно трудно найти наиболее эффективный метод коррекции его поведения.

Проанализировав современную психолого-педагогическую литературу можно выделить некоторые признаки, которые составляют содержание понятия «трудный ребенок».

Один из этих признаков это — наличие у ребенка девиантного поведения. Этот признак выделяют большинство педагогов.

Девиантное поведение изучается несколькими науками: педагогикой и психологией.

Пeдaгoгичeский пoдхoд.

Под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

Психологический подход.

Девиантное поведение – отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе.

Девиантное поведение можно разделить на две большие категории:

  1. Поведение, которое отклоняется от нормы психического здоровья. (астеники, шизоиды, эпилептоиды и лица с акцентуированным характером.)
  2. Поведение, которое нарушает социальные, культурные, правовые нормы.

Причины отклоняющегося поведения трудного учащегося.

Поведение человека нельзя рассматривать отдельно, необходимо  сопоставлять его с социальным окружением индивида.

Нарушение нравственности школьника и отклонение в его поведение происходят в следствии дефектов в системе взаимоотношений с его социальным окружением. Можно выделить две основные причины:

Неблагоприятные условия семейного  воспитания

Недостатки  в учебно-воспитательной работе школы

Индивидуальный подход.

Индивидуальный подход в вoспитaнии, oсущeствлeниe пeдaгoгического пpoцecca c учётoм индивидуaльных ocoбeннocтeй учaщихся (тeмпeрaмeнтa и хaрaктeрa, спoсoбнoстeй и склoннocтeй, мoтивoв и интeрecoв, и др.), в знaчитульной, стeпeни влияющих нa их пoвeдeниe в рaзличных жизнeнных ситуaциях. [ 3, с 721]

Индивидуальный подход  мoжeт примeняться для пooщрeния или пoдaвлeния тeх или иных oсoбeннoстeй пoвeдeния и свoйств личнoсти кoнкрeтнoгo рeбёнкa.

Можно выделить несколько условий для реализации индивидуального подхода:

  1. Выбор определенных средств педагогического воздействия на каждого школьника
  2. Выбор воспитательно-коррекционных средств на основе индивидуальных способностей каждого ребёнка
  3. Самостоятельность в выборе вне учебной деятельности.

В заключении хотелось бы отметить, что до сих пор не существует конкретного понимания термина «трудный» ребенок. Но психологи и педагоги в группу трудновоспитуемых включают разных школьников. Выделяются несколько признаков, по которым определяют «трудного» школьника.  Для того чтобы учитель понимал, как эффективно работать с трудным ребенком, ему необходимо знать причины отклоняющегося поведения. Для корректировки такого поведения детей, психологи и педагоги предлагают использовать индивидуальный подход.

Библиографический список

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М.: Знание, 2015. - 80 с.
2. Асипова Н.А. Ткачёва С.А. Методика воспитательной работы: Учебно-методическое пособие /Иссык-Кульского государственного университета им. К.Тыныстанова. –Каракол. 2015. –С. 88.
3. Дубровина И.В , Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений, 2015. – 2019 с.
4. Панов В. Г. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 т.