Индекс УДК 378, 371
Дата публикации: 28.08.2021

Опережающая практико-ориентированная подготовка бакалавра-педагога по физической культуре в вузе

Advanced practice-oriented training of a bachelor-teacher in physical culture at a university

Адольф К.В.,
Адольф В.А.,

1. обучающийся специалитета, Сибирский федеральный университет. г. Красноярск
2. доктор педагогических наук, профессор,
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Aстафьева»

Adolf K, V.,
Adolf V.A.,

1. specialty student, Siberian Federal University. Krasnoyarsk
2. Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva
Аннотация: Цифровая трансформация общества является причиной изменений в профессиональной подготовке учителя физической культуры в части необходимости овладения новыми умениями формировать универсальные учебные действия у школьников. Проведенные исследования позволили определить показатели функциональной грамотности школьников в области здоровья и безопасности, сформулировать умения, которыми призван овладеть будущий учителль по физической культуры: использовать средства и методы активизации познавательного интереса школьников; использовать приемы, направленные на раскрытие целей и личностного смысла образовательной деятельности школьника; обучать школьников поиску и анализу информации, определению последовательности действий; определять дифференцированные учебные задачи для обучающихся; вести документацию в цифровом формате, организовывать деятельность обучающихся по овладению способов организации и самоорганизации деятельности (определение целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий); создавать условия для сотрудничества; использовать приемы разрешения конфликтов; проводить педагогических контроль УУД с использованием приемов развития рефлексивного мышления; использовать приемы и методы формирования навыков саморегуляции при физических нагрузках; обучать методам прогнозирования и корректировки результата; адекватно цели урока выбирать образовательные технологии; владеть методикой оценки показателей грамотности в области здоровья и безопасности.

Abstract: The digital transformation of society is the reason for changes in the professional training of a physical education teacher in terms of the need to master new skills to form universal educational actions in schoolchildren. The conducted researches made it possible to determine the indicators of the functional literacy of schoolchildren in the field of health and safety, to formulate the skills that the future physical education teacher is supposed to master: to use the means and methods of enhancing the cognitive interest of schoolchildren; use techniques aimed at disclosing the goals and personal meaning of the student's educational activity; teach schoolchildren to search and analyze information, determine the sequence of actions; define differentiated learning objectives for learners; keep documentation in digital format, organize the activities of students to master the methods of organizing and self-organizing activities (defining goals taking into account the final result, drawing up a plan and sequence of actions); create conditions for cooperation; use conflict resolution techniques; to carry out pedagogical control of UUD using techniques for the development of reflective thinking; use techniques and methods of developing self-regulation skills during physical exertion; teach methods of forecasting and adjusting the result; choose educational technologies adequately for the purpose of the lesson; know how to measure health and safety literacy rates.
Ключевые слова: трансформация, универсальные учебные действия, профессиональная подготовка, функциональная грамотность, грамотность здоровья.

Keywords: digital transformation, universal learning activities, vocational training, functional literacy, health literacy.


Введение(Introduction). Учитывая новые требования к образовательным результатам обучающихся (школьников) при цифровой трансформации образования,  необходимо внести изменения в требования к профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры направленные на овладение профессиональными умениями формировать УУД у обучающихся.

 Метапредметные умения и универсальные учебные действия (далее — УУД) обеспечивают общую функциональную грамотность, саморазвитие и самореализацию обучающимися.  В этой связи определяются новые образовательные результаты: учебная, информационная, коммуникативная грамотность, грамотность в области здоровья и достичь их возможно, если развито мышление и сформировано самосознание человек [1, 2].

 Учебная и информационная грамотность, является основой образовательной и информационной компетентности и основывается на познавательных и регулятивных УУД.

Коммуникативная грамотность формируется через коммуникативные УУД и обеспечиваю социальную компетентность, формирование личностных характеристик обучающихся.

Грамотность в области здоровья является основой безопасности и развития личности, и основывается на всех видах УУД.

При реализации программ по физической культуре формирование УУД необходимо выполнять в процессе высокой двигательной активности обучающихся, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, можно применять не в полном объеме. Так как, при реализации  учебных программ( В.И. Ляха, А.П. Матевеева, А.А. Зданевич) по физической культуре оценка достижений обучающихся осуществляется через диагностику сформированности двигательных умений и навыков и физической подготовленности.

  Таким образом, в целеполагании и предметных результатах по физической культуре в педагогической практике прослеживается тенденция соматопсихического акцента [5-8].

Цель исследования (Purpose of the study): обосновать необходимость формирования профессиональных умений будущих учителей физической культуры, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов обучающимися. Выявить и сформулировать показатели функциональной грамотности обучающихся в области грамотности здоровья и безопасности поведения. Определить перечень профессиональных умений будущих учителей физической культуры, обеспечивающих  сформированность новых образовательных результатов у обучающихся.

Research methods (методы исследования). Исследование основывается на анализе научно-исследовательских работ ученых-педагогов, учителей физической культуры, нормативно-правовых документах в сфере образования, а так же анализе результатов исследования50 руководителей общеобщеобразовательных и спортивных учреждений Красноярского края, Хакассии и 60 обучающихся выпускных курсов факультетов и институтов соответствующего направления.  Опрос проводился в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации  №073-00052-21-01.

Вопросы исследования (Research questions). Какие новые образовательные результаты необходимо  сформировать у обучающихся для работы в цифровой  образовательной среде?  Какие  профессиональные компетенции и умения необходимы будущим учителям физической культуры для работы в цифровой среде? Какие показатели  определяют функциональную грамотность обучающихся в области здоровья и безопасности?

 Результаты исследования и обсуждение результатов исследования.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы и современные практики физкультурного образования в условиях цифровой трансформации общества мы внесли конкретизирующую сущность в понятие универсальные учебные действия школьников. Для нас это способы действий обучающихся, основанные на рефлексивном мышлении. Которое формируется через овладение способами получения осознанных знаний, умений (в том, числе двигательных), выражают позитивное отношение к самопознанию и самому себе. УУД проявляются в познавательной и учебной, здоровьесберегающей деятельности путем сознательного присвоения позитивного социального опыта и являются фактором саморазвития личности. Мы пришли к выводу, что сохраняя достаточную моторную плотность, развивая двигательные умения и навыки, физические качества школьников, формировать и развивать УУД на уроках физической культуры возможно. Кроме того, УУД влияют на качество предметных результатов освоения программ по физической культуре.Опрос будущих учителей физической культуры, обучающихся на 4-5 курсах  в вузах и колледжах  Красноярского края , Хакасии  установил, что 95 %, проходящих педагогическую практику  образовательных организациях  столкнулись с требованиями администрации образовательных учреждений, в части необходимости работы, обеспечивающей достижение результатов образования обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС (предметных, метапредметных и личностных результатов) при проведении уроков физической культуры. При этом, 90% опрошенных на практике не затруднялись в формулировке предметных результатов по физической культуре, средств и критериев их оценки. 97% опрошенных, знают о требовании ФГОС о необходимости формирования УУД обучающихся, но затрудняются в формулировании целей формирования УУД средствами физической культуры, а также в оценке результатов формирования УУД в образовательной деятельности. Понятие «грамотность в области здоровья» не знают 94% опрошенных.

При этом все 100% респондентов указали, что если у школьников ( обучающихся) УУД не сформированы, то в практике физического воспитания у  выпускников возникали трудности, в процессе проведения урока физической культуры.

Опрос работодателей и учителей физической культуры выявил следующее:

— готовность  к педагогической деятельности — 66%;

— связь  с реальными потребностями образования — 54%;

— самостоятельность, инициативы — 47%;

— глубокие и осознанные знания по специальности — 93%;

— стремление к профессиональному саморазвитию- 89%;

— стрессоустойчивость – 65% [3].

Таблица 1

Профессиональные умения будущих учителей физической культуры по формирования базовой грамотностью школьников в области здоровья

№ п.п Организационно-педагогические условия формирования УУД школьников на уроках ФК Профессиональные умения будущих учителей ФК
1. Использование методов и приемов активизации устойчивого познавательного интереса к способам познания, содержанию и процессу учебной деятельности. 1. Использовать различные средства и методы активизации познавательного интереса при проведении уроков. Способен вести диалог, обучает ставить и адресовать вопросы. Владеет способами мотивации и увлечения школьников).
2 В образовательную деятельность включен процесс поиска и выделения необходимой информации. Осуществляется осознанное целеполагание (постановка учебной задачи).Определена последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. 2. Организовывать деятельность обучающихся по поиску и выделению необходимой информации. Формирует умения обучающихся осмысливать, анализировать информацию.

3. Определять дифференцированные учебные задачи для обучающихся на основе соотнесения того, что уже умеет делать и то, что не освоено. Организует деятельность обучающихся по определению последовательности достижения промежуточных целей.

4.Умение вести документацию в цифровом формате.

3 Организации учебного сотрудничества, как взаимодействия для предметной учебной деятельности, в том числе по оценке результатов, при разрешении конфликтов. 6. Организует условия учебного сотрудничества (стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта).

Обучает приемам работы в группах; поощряет учебное сотрудничество и соперничество.

 

4 Осуществляется рефлексия способов, условий и результатов учебной деятельности: развитие навыка саморегуляции,  оценка того, что уже усвоено и что ещё нужно освоить, осознание качества и уровня усвоения;,оценка результатов работы. 7. Проводить педагогический контроль с использованием приемов развития рефлексивного мышления.

8. Использовать приемы и методы формирования навыков саморегуляции при физических нагрузках.  Использует приемы разрешения конфликтов.

9. Обучать методам прогнозирования и корректировки результата.

5 В процессе обучения используются личностно-ориентированные  и ИКТ-технологии. 10. Адекватно цели урока выбирать образовательные технологии, учит обучающихся работать по правилу и творчески, применять цифровые, здоровьесберегающие технологии обучения.

 

 

 Вывод (Findings). К новым образовательным результатам в условиях цифровой трансформации общества относятся учебная, информационная, коммуникативная грамотность, грамотность в области здоровья, которые формируются через универсальные учебные действия.

К показателям функциональной грамотности в области здоровья и безопасности школьников относится:

— готовность самостоятельно применять доступные методы контроля и определения своего физического здоровья, личного самочувствия и физических нагрузок, а также приемов диагностики физического развития для оценки эффективности личных усилий для достижения желаемого результата;

— освоить способы подбора упражнений в соответствии с поставленной целью, способы контроля соответствия промежуточных и конечных результатов состояния здоровья, способности выполнять физические упражнения по плану;

— готовность самостоятельно выполнять комплексы упражнений оздоровительной или корригирующей направленности с соблюдением техники безопасности.

 Заключение (Cunclusion). Учитывая условия цифровой трансформации общества, требования к результатам образования в профессиональную подготовку будущего учителя физической культуры необходимо внести изменения, направленные на овладение профессиональными умениями формирования УУД школьников в образовательной деятельности по физической культуре. Именно эти изменения позволят значительно увеличить вероятность подготовки кадров, способных внедрять новые цифровые технологии, новые технологические решения, умеющих критически мыслить, готовых быть ответственными лидерами и работать в команде. Таким образом, увеличить экономическую эффективность, правовую и профессиональную ответственность образовательных организаций за реализацию образовательных стандартов высшего педагогического образования [10].

Библиографический список

1. Адольф В.А. Инновационные подходы к определению содержания профессионального образования в цифровой образовательной среде вуза. Материалы XXIII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики». Красноярск. 2-3 апреля 2020 г. С. 13-16.
2. Адольф В.А., Адольф К.В., Фоминых А.В. Безопасность личности в контексте ее образованности// Народное образование.2021.№3.С.83-87.
3. Адольф В.А., Саволайнен Г.С. Педагогическое образование в контексте развития физической культуры, спорта и здоровья // Педагогика. 2020. № 3. С. 83-90.
4. Казакова Е.И., Тарханова И.Ю. Об измерении сформированности универсальных компетенций студентов вузов // Педагогика. 2018. № 9. С. 79-84.
5. Шаповалова О.Н. Формирующее оценивание как инструмент мониторинга метапредметных образовательных результатов в основной школе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29415 (Дата обращения: 15.01.2021).
6. Aсмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
7. Драндров Г.Л., Пауков А.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «физическая культура» // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. [Электронный ресурс] URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27410 (дата обращения: 13.10.2020).
8. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Междунар. науч.-практ. интернет-конференции / отв. ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 620-623.
9. Тарасова, О.А. Методика формирования УУД на уроках физической культуры / О.А. Тарасова, Т.Ю. Карась // «Актуальные проблемы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» и способы их решения»: материалы регионального научно-практического семинара. – Комсомольск на Амуре, 2016. – С. 121-124. [Электронный ресурс] URL:http://ekrost.ru/poster/universalnye-uchebnye-deistviya.html (Дата обращения: 15.01.2021).
10. Adolf V.A., Grak D.V., Adolf K.V., Sitnichuk S.S., Kondratyuk A.I. The professional competence of general education teachers in the contexn jf digitalizet edducation // Psychology and Education. 2021. Т. 58. №3. С. 228-235.