Индекс УДК 37.01
Дата публикации: 28.08.2021

Понятие духовного мира личности

The concept of the spiritual world of a person

Черемисина Юлия Викторовна
(аспирант 2 курса, направление «Образование и педагогические науки», профиль «Общая педагогика, история педагогики и образования», Институт истории, гуманитарного и социального образования,
ФГБОУ ВО «НГПУ», Новосибирск)

Cheremisina Yulia Viktorovna
(2nd year postgraduate student, direction "Education and Pedagogical Sciences", profile "General Pedagogy, History of Pedagogy and Education", Institute of History, Humanities and Social Education,
Аннотация: В статье раскрывается понятие «духовный мир личности»

Abstract: The article reveals the concept of "the spiritual world of the individual"
Ключевые слова: духовные потребности, дух, духовность, духовная жизнь людей, духовная культура личности, мир, личность, духовная личность, духовный мир

Keywords: spiritual needs, spirit, spirituality, spiritual life, the spiritual culture of personality, peace, identity, spiritual personality, the spiritual world


       Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. В процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя[1] .

        Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

       В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

       Характеризуя духовность, В.П. Симонов, В.П. Ершов и Ю.П. Вяземский отмечают: во — первых, духовность есть такое состояние личностного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним.

Во-вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. В-третьих, духовность есть абсолютное позитивное свойство человеческого рода. Она развивается усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. В-четвертых, духовность означает гармоническое сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности. Неистребимая жажда «познать самого себя», найти назначение в мире и составляет движущий нерв всякой духовности.

     Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития[4].

       Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества[3].

       Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен.

       Итак, что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

       Человек, у которого высокоразвита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

       Стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, означает духовный мир личности, определяющих направленность всей деятельности, обладание важными личностными качествами. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

       К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности.

       Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура — как непременное условие становления и развития духовной культуры личности. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

       Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности — готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

              Доказано наукой, что знания приобретаются двумя основными путями. Первый из них — это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой — это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

       Второй путь приобретения знаний — усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Который — это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

       На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает «познание, понимание, рассудок»). Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность — это «рассудок». Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности[2].

       Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого — духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой — с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.

Библиографический список

1. Егорова А. М. Духовные потребности человека / А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4192/ (дата обращения: 26.03.2021)
2. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.
3. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. - М.: Изд-во "Научная книга", 2017. - 235 с.
4. Словарь сути слов. Под редакцией В.П. Гоча. / Тюмень: Издательство «ИСТИНА», 2015.-224 с.