Индекс УДК 373
Дата публикации: 29.10.2021

Модель развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий

A model for the development of the cognitive self-confidence of students by cloud technologies

Ярцев К.С.,
учитель истории и обществознания (г. Норильск), аспирант психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск
Yartsev K.S.,
teacher of history and social studies (Norilsk), postgraduate student of Psychological and Pedagogical Faculty FSBEI HE "Gorno-Altai State University", Gorno-Altaysk.
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий. В статье описывается модель образовательного пространства школы, которая бы обеспечивала успешное усвоение содержания образовательной программы на всех ступенях обучения. Раскрывает содержание педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования облачных технологий в образовательном процессе, что стимулирует развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Особое внимание уделяется блокам, по которым реализуется модель развития познавательной самостоятельности с использованием облачных технологий: целевого, методологического, организационно-процессуального, диагностического, результативного. Для успешной реализации модели развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий дана характеристика организационно-педагогических и психолого-педагогических условий. Представленный материал позволяет сделать вывод, что реализация модели развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий определяется уровнем овладения способами обработки и оперирования информацией, которая добыта в ходе самостоятельного познания при специально организованных условиях с использование проблемных и исследовательских методов организации работы.

Abstract: The article is devoted to the problem of developing students' cognitive independence by means of cloud technologies. The article describes a model of the educational space of the school, which would ensure the successful assimilation of the content of the educational program at all levels of education. Reveals the content of pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the use of cloud technologies in the educational process, which stimulates the development of cognitive independence of students.
Particular attention is paid to the blocks by which the model for the development of cognitive independence is implemented using cloud technologies: target, methodological, organizational and procedural, diagnostic, and effective. For the successful implementation of the model for the development of cognitive independence of students by means of cloud technologies, the characteristics of the organizational-pedagogical and psychological-pedagogical conditions are given.
The presented material allows us to conclude that the implementation of the model for the development of cognitive independence of students by means of cloud technologies is determined by the level of mastering the methods of processing and operating with information that is obtained in the course of independent cognition under specially organized conditions using problematic and research methods of organizing work.
Ключевые слова: модель, целевой блок, методологический блок, организационно-процессуальный блок, диагностический блок, результативный блок, организационно-педагогические условия, психолого-педагогические условия, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, социокультурный подход, компетентностный подход.

Keywords: model, target block, methodological block, system-activity approach, personality-oriented approach, socio-cultural approach, competence-based approach, organizational and procedural block, diagnostic block, effective block, organizational and pedagogical conditions, psychological and pedagogical conditions.


Высокий информационный поток, который сопровождает современное общество, оказывает влияние на формирование подрастающего поколения. Человек современности становится многогранной личностью, отвечающей всем запросам общества. Пункт 7 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ провозглашает свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям личности. Образовательная организация должна создать условия для самореализации каждого обучающегося, обеспечить развитие его способностей, основанное на предоставлении права выбора форм и методов обучения и воспитания педагогом и обучающимися [1].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № Пр-271 провозглашает условия модернизации и инновационного развития современной школы [2]. Главной задачей образовательной организации является раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание в нем нравственных и патриотических чувств, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Образовательная организация должна создать такие условия, при которых выпускник мог бы самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. В первую очередь, он должен быть самостоятельной, коммуникабельной личностью, способной добывать информацию, работать в группе, стремиться к постоянному самосовершенствованию. Поэтому перед образованием ставиться цель – организовать такое образовательной пространство, которое бы позволило подрастающему поколению овладеть всем спектром современных информационных технологий, овладеть коммуникативной и информационной культурой, умением строить сетевое взаимодействие для решения общественных  и жизненных задач.

Для реализации поставленной цели необходимо создать модель образовательного пространства школы, которая бы обеспечивала успешное усвоение содержания образовательной программы на всех ступенях обучения, раскрыть содержание педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования облачных технологий в образовательном процессе, стимулирующей развитие познавательной самостоятельности обучающихся.

Модель – это материально реализованная система, которая включает в себя объект исследования и выполняет функцию замещения, что позволяет получить новую информацию об изучаемом объекте. Модель обладает рядом свойств: системности, то есть состоит их определенного количества взаимосвязанных элементов; наделена ключевыми свойствами оригинала, но при этом имеет отличия; выполняет замещающую функцию; позволяет получить новую информацию об объекте исследования.

Модель развития познавательно самостоятельности у обучающихся с помощью облачных технологий строится на следующих критериях:

  • целевые ориентации;
  • содержание и особенности деятельности всех субъектов образовательного процесса;
  • методы, формы и средства работы;
  • показатели эффективности;
  • полученный результат [3].

Модель развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий состоит из следующих блоков: целевого, методологического, организационно-процессуального, диагностического, результативного (рисунок 1).

Рисунок 1. Модель развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий

Целевой блок направлен на реализацию следующих задач:

  • обеспечение личностного развития обучающихся и освоение ими образовательных программ;
  • развитие познавательной самостоятельности в процессе использования облачных технологий;
  • создание условий для самостоятельной работы над коллективными проектами, без учета количества охваченных сверстников и временных рамок;
  • обучение правилам совместной сетевой деятельности, умению обсуждать ход и результаты работы посредством облачных технологий.

Методологический блок модели – это совокупность методологических подходов и принципов. Основными подходами при развитии познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий являются системно-деятельностный, личностно-ориентированный, социокультурный, компетентностный.

Системно-деятельностный подход позволяет рассматривать процесс обучения как систему, основанную на совокупности взаимосвязанных средств, методов и процессов, которые позволяют создать организованную, целенаправленную и предметную педагогическую среду, оказывающую положительное влияния на формирование личностных компетенций обучающихся. Использование облачных технологий в педагогическом процессе выступает как система педагогических условий, основанных на образовательных, информационных и коммуникационных технологиях.

Деятельностный подход в модели развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий реализуется через следующие педагогические условия:

  • процесс обучения направлен на формирование предметно-практических, умственных действий;
  • создание условий для свободного выбора средств и приемов решения познавательных задач [4].

Личностно-ориентированный подход позволяет развивать сотрудничество и диалог между обучающимися и учителями, индивидуализировать процесс обучения. В результате у обучающегося формируются навыки рефлексивной деятельности, избирательность, ответственность по отношению к результатам учебной деятельности. Личностно-ориентированный подход является основой для формирования познавательной самостоятельности, самоконтроля, самоуправления [4].

Е.С. Полат, отмечает, что личностно-ориентированном подход направлен на самостоятельное приобретение и применение полученных знаний в изменяющихся социальных условиях. В условиях дистанционного обучения личностно-ориентированный подход позволяет использовать разнообразные формы, методы и приемы коммуникации, что обеспечивает вариативность работы с информацией, создает условия для индивидуализации обучения [5].

Социокультурный подход предполагает необходимость формирования ценностного и ответственного отношения обучающегося к окружающему миру, усвоению норм и правил поведения в обществе, формированию коммуникативной и информационной культуры.

Компетентностный подход направлен на формирование у обучающихся умений, которые позволят им в изменяющихся социальных условиях действовать эффективно в профессиональной, личностной и общественной сферах. В рамках компетентностного подхода у обучающихся формируются ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, учебно-познавательные, социально-трудовые, информационные, компетенции.

Модель развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий основана на следующих принципах:

  • принцип системности – регулярное использование облачных технологий в педагогическом процессе;
  • принцип совместной деятельности – совместная деятельность учителя и обучающегося с использование облачных технологий повышает результативность обучения;
  • принцип индивидуализации обучения – возможность адаптировать образовательную программу под индивидуальные возможности обучающихся с использованием облачных технологий;
  • принцип самостоятельности обучения – при использовании облачных технологий ведущей деятельностью обучающихся становится самостоятельная деятельность под руководством учителя;
  • принцип учета возрастных особенностей обучающихся, учет ведущих видов деятельности в каждом возрастном периоде, для формирования познавательной самостоятельности.

Организационно-процессуальный блок – включает в себя формы, методы, средства, приемы организации образовательного процесса средствами облачных технологий. Наиболее эффективной является смешанное обучение, которое основано на использовании ресурсов электронного и очного образования.

Наиболее популярной формой смешанного обучения является модель «перевернутый класс», которая позволяет организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся по освоению как программного, так и дополнительного учебного материала. Данная модель строится на сочетании электронной и очной формы обучения. Обучающийся изучает новый материал, используя облачные технологии, а закрепляет материал непосредственно на уроке, в классе [6].

Изучение теоретического материала обучающий осуществляет самостоятельно, опираясь на видеолекции, аудиосообщения, видеофайлы, затем проходит тест или отвечает на вопросы учителя, выполняет практическую работу, что позволяет отследить уровень усвоения пройденного материала. Модель «перевернутого класса (урока)» дает возможность максимально привлечь обучающихся к практической деятельности на уроке. Во время урока учитель выступает в роли консультанта, поощряет обучающихся на самостоятельную и совместную работу в микро-группах.

Диагностический блок включает в себя систему критериев и показателей, результативности развития познавательной самостоятельности средствами облачных технологий:

  • первый критерий – мотивация учения и эмоционального отношения к учению характеризуется следующими показателями: мотивацией достижения, познавательной самостоятельностью;
  • второй критерий – развитие коммуникативных умений и навыков характеризуется такими показателями, как умение излагать собственные мысли, вести дискуссию, взаимодействовать в группе;
  • третий критерий – развитие интеллектуальных умений и навыков характеризуется такими показателями как умение отбирать необходимую информацию, обрабатывать ее, давать оценку результатам собственной познавательной деятельности;
  • четвертый критерий – информационная компетентность обучающихся характеризуется следующими показателями: умелое использование ресурсов сети интернет, облачных платформ, умение осуществлять сетевое взаимодействие, самостоятельный поиск, анализ и хранение информации, моделирование и проектирование полученной информации в определенный, конечный продукт (проект, доклад, тест, конспект);
  • пятый критерий – предметные результаты обучения характеризуются такими показателями, не только количественной оценкой (отметка), но и качественной оценкой (сформированность универсальных учебных действий, освоение новыми способами деятельности).

Для оценки уровня развития познавательной самостоятельности у обучающихся, опираемся на уровневую характеристику, разработанную В.Н. Пустовойтовым [7].

Первый уровень (низкий) – копирующая самостоятельность, когда обучающийся овладевает алгоритмом действий по выполнению учебных задач, которые приводят к одинаковому результату.

Второй уровень (средний) – репродуцирующая самостоятельность, при которой обучающийся самостоятельно воспроизводит основные методы, соответствующие его ступени обучения, может самостоятельно подобрать и использовать нужный метод.

Третий уровень (высокий) – творческая самостоятельность, при которой обучающийся использует творческий подход при решении учебной задачи, создает новые методы познавательной самостоятельности, опираясь на ранее усвоенные.

Следовательно, к признакам высокого уровня развития познавательной самостоятельности обучающегося относится подчиненность всех его действий решению значимой для него задачи, направленность деятельности на достижение поставленной цели с использованием новых приемов работы.

Результативный блок направлен на достижение цели модели – развитие познавательной самостоятельности обучающихся, умения осуществлять совместную сетевую деятельность в процессе освоения образовательной программы на основе использования облачных технологий.

Для успешной реализации модели развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий необходимо учитывать следующие педагогические условия: организационно-педагогические и психолого-педагогические.

Организационно-педагогические условия – совокупность целенаправленно созданных организационных форм и материальных возможностей, которые позволяют управлять и развивать все аспекты целостного педагогического процесса за счет использования совместной коммуникативной деятельности, здоровьсберегающих технологий.

Формирования совместной коммуникативной деятельности опирается на использование групповых форм работы:

  • выполнение лабораторных и практических работа в микрогруппах с помощью цифровой и виртуальной лаборатории, результаты которых фиксируются с помощью облачных технологий в режиме открытого редактирования, что позволяет всем обучающимся принять участие в создании общего учебного продукта;
  • совместная работа по созданию, редактированию цифровых продуктов: презентаций, текстовых документов, которые сохраняются в облачном приложении с функцией файлообмена;
  • создание коллективных проектов в ходе серии уроков, либо одного урока в зависимости от типа проекта, когда обучающиеся объединяются по сетевому принципу: групповые чаты, электронная переписка, работа с файлообменниками.

Использование здоровьесберегающих технологий заключаются в выполнении следующих  педагогических условий:

  • чередование режима умственной деятельности обучающихся и отдыха – включение в урок гимнастики для глаз, кинезиоупражнений;
  • смена видов деятельности обучающихся – от четырех до семи видов деятельности: объяснение учителя, анализ ответов сверстников, самостоятельная работа с учебником, просмотр видеофайлов, видеолекций, работа с ресурсами интернета, анализ проблемных ситуаций;
  • смене видов работы с различными источниками информации – сочетание работы с бумажными носителями информации и видео-носителями; слушание и чтение;
  • учет индивидуальных особенностей здоровья обучающихся при планировании, подготовке и проведении уроков – время непрерывной работы с экраном не должно превышать 20-25 минут [8].

Психолого-педагогические условия – совокупность целенаправленных, взаимосвязанных, взаимообусловленных возможностей образовательной среды, которые позволяют формировать новые личностные компетенции у обучающихся: мотивацию содержания, навыки познавательной самостоятельности, информационные компетенции. К ним относятся:

  • использование личностно значимого для обучающихся материала, который выходит по своему содержанию за рамки школьной программы, что повышает мотивацию самостоятельной познавательной деятельности;
  • расширение области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации межпредметных связей;
  • использование интерактивных технологий, которые позволяют обучающемуся не только усвоить знания, но и научиться применять их практически в самостоятельной познавательной деятельности;
  • использование проблемных и исследовательских методов организации работы обучающихся, которые создают положительный эмоциональный опыт ведения самостоятельной познавательной деятельности, позволяют перейти от решения задач репродуктивного характера к решению творческих задач с использованием знаний и действий репродуктивного характера [8].

Таким образом, реализация модели развития познавательной самостоятельности обучающихся средствами облачных технологий будет зависеть от учета организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, что позволит  овладеть способами обработки и оперирования информацией, которая добыта в ходе самостоятельного познания при специально организованных условиях с использование проблемных и исследовательских методов организации работы.

Библиографический список

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № ПР-271. URL: http:// consuitant.ru
3. Дахин, А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования / А. Н. Дахин. М.: НИИ школьных технологий, 2019.
4.Зимняя, И.А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 // Под общей редакцией И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2011. С. 244.
5. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения /под. ред.Е.С. Полат. М.:Владос, 2020.
6. Гизатулина, О.И. «Перевернутый» класс – инновационная модель обучения / О. И. Гизатулина // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). Казань: Бук, 2017.
7. Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики: Монография / В.Н. Пустовойтов. Брянск: Издательство БГУ, 2019.
8. Зайченко, Т.П. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как центральная задача дистанционного обучения / Т. П. Зайченко // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 3(6). С. 238.