Индекс УДК 01
Дата публикации: 29.10.2021

Арт-терапия как средство эмоционального развития ребенка

Art therapy as a means of emotional development of a child.

Фокина Анастасия Вадимовна
Воспитатель детского сада МДОУ детский сад №47 «Сказка»
Fokina Anastasia Vadimovna
Educator Kindergarten №47 «fairy tale»
Аннотация: Эмоция важная часть жизни любого человека. От эмоциональной сферы зависит каким вырастит ребёнок. Важно, пока идет становление, развитие дошкольника не упустить и эту сферу. Так как сейчас стоит проблема в эмоциональной «насыщенности» ребенка, в его умение контролировать себя и умение взаимодействовать с окружающими. Задача педагогов помочь в этом ребенку и, конечно же, найти наилучшую методику, которая была бы интересна как детям, так и взрослому. Чтобы это путешествие в страну эмоций была прекрасна для всех.

Abstract: Emotion is an important part of any person's life. How the child grows up depends on the emotional sphere. It is important, while the formation and development of the preschooler is in progress, not to miss this area. Since now there is a problem in the emotional "saturation" of the child, in his ability to control himself and the ability to interact with others. The task of teachers is to help the child in this and, of course, to find the best method that would be interesting for both children and adults. To make this journey to the land of emotions wonderful for everyone.
Ключевые слова: ребенок, эмоции, арт-терапия.

Keywords: child, emotions, art therapy.


Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами., и отражающих форму непосредственного переживания ( радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать, даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность.

В Актуальность выбранной темы, главным является то, что формирование эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности.

К сожалению дети дошкольного сейчас все больше подвержены агрессивности, повышенной возбудимости, а также застенчивости в общении. С развитием технологий дети перестали общаться, перестали «контролировать» свои эмоции. Родители в силу своей «занятости» не контролируют поведения своих детей. Все это приводит к эмоциональной «нищете» детей дошкольного возраста. Для того чтобы развить эмоциональную сферу ребенка необходимо ее развитие. Для этого применяются различные методики в психологической и педагогической работе. Самым интересным и продуктивном, на моей практике в работе с детьми дошкольного возраста. Оказалась арт-терапия.

Арт-терапия – терапевтическое и коррекционное воздействие искусства на субъект проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных (художественно -творческих) потребностей и способов их удовлетворения.

На базе детского сада г.о. Павловский Посад проводилось исследование эмоционального развития ребенка по средствам арт-терапии. Было создано 2 группы детей не посещающие занятия арт-терапии и посещающее их раз в неделю на протяжение одного года. В начале года группа №1 детей в возрасте 5 лет имели:

  1. Умение распознавать эмоции и чувства героев. – 90% средний уровень, 10% низкий, 0% высокий уровень.
  2. Агрессивность в решении конфликтных ситуаций — 60% — высокий уровень, 40% средний уровень, 0% — низкий уровень (без агрессии)
  3. Умение сопереживать героям – 1% высокий уровень, 95% — средний уровень, 4% — низкий уровень

 В начале года группа №2 детей в возрасте 5 лет имели:

  1. Умение распознавать эмоции и чувства героев. – 85% средний уровень, 15% низкий, 0% высокий уровень.
  2. Агрессивность в решении конфликтных ситуаций — 55% — высокий уровень, 45% средний уровень, 0% — низкий уровень (без агрессии)
  3. Умение сопереживать героям – 0% высокий уровень, 95% — средний уровень, 5% — низкий уровень

С детьми из группы №2 проводились в течение гола арт-терапевтические занятия.

К концу года у нас были такие показатели:

группа №1 имели:

  1. Умение распознавать эмоции и чувства героев. – 95% средний уровень, 0% низкий, 5% высокий уровень.
  2. Агрессивность в решении конфликтных ситуаций — 40% — высокий уровень, 60% средний уровень, 0% — низкий уровень (без агрессии)
  3. Умение сопереживать героям – 10% высокий уровень, 90% — средний уровень, 0% — низкий уровень

Группа №2:

  1. Умение распознавать эмоции и чувства героев. – 65% средний уровень, 0% низкий, 35% высокий уровень.
  2. Агрессивность в решении конфликтных ситуаций — 5% — высокий уровень, 65% средний уровень, 30% — низкий уровень (без агрессии)
  3. Умение сопереживать героям – 30% высокий уровень, 70% — средний уровень, 0% — низкий уровень

Таким образом, мы можем сказать, что арт – терапия как средство эмоционального развития ребёнка, продуктивна. Дети из группы №2 успешнее решают эмоциональные задачи, чем дети из группы №1. Так же за время эксперимента мы наблюдали большую заинтересованность детей из группы №2 в изобразительной деятельности, чем у детей из группы №1. Дети из группы №2 легче шли на общение и на решение конфликта, чем из другой группы. Группа №2 так же стала более мотивирована к обучению в школе, на решение каких любо задач, на поиск решения.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творче¬ской личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1998.-238 с.
2. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев; под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой. - М.-Воронеж, 1997.-416 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2012. - 320 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1969. - 464 с.
5. Брыкина, Е.К. Формирование творчества у детей 5-7 лет в работе с разными материалами: Дисс... канд. пед. наук: 13.00.07 [Текст] /Е.К. Брыкина. -М., 2008.-158 с.
6. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспи¬тания / Р.С Буре. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 144 с.
7. Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников/ М. Васильева, Т. Юнг // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 2. - С. 9 -17.
8. Венгер, Л.А. Педагогика способностей/ Л.А. Венгер. — М.: Знание, 1973.-96 с.
9. Волков, И.П. Учим творчеству / И.П. Волков. - М: Педаго¬гика, 1982.-88 с.
10. Воспитание дошкольников в труде/ Под ред. В.Г. Нечаевой. -М.: Просвещение, 1980.-208 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. -М.: Изд-во АПН, 1960. - 500 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. — 93с.
13. Галямова, Э.М. Развитие творческой активности младших школь¬ников в процессе художественного конструирования: Автореф... дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Э.М. Галямова. - М., 2004. - 20 с.
14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника/ О.М. Дьяченко. -М.: Просвещение, 1996. - 197 с.
15. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Академия, 2013. -117 с.