Abstract: The purpose of the scientific analysis of the personal characteristics of women with different reproductive attitudes is to expand the understanding of the problem of the motivational sphere of motherhood. The personal features as well as the specifics of readiness to realize motherhood determine the reproductive orientations of childbearing. The empirical study was conducted using the following diagnostic tools: a questionnaire (a questionnaire to determine social perceptions of motherhood); a study of personality traits, response patterns, and state characteristics using R.B. Kettell's 13-factor (abbreviated) personality questionnaire; L.B. Schneider's personality identity research technique, reflecting the subject's ideas about themselves, the degree of personal identity coherence/disjointment; the study of subjective construc A. Leontiev and A. H. Pham; diagnostics of dysfunctions in the parental family by means of the method "Family emotional communications" by A. B. Holmogorova; research of reproductive orientations of childbearing by means of the M. N. Rodstein questionnaire; test of interpersonal dependence by R. Hirschfield (adaptation by O. P. Makushina), allowing to estimate characteristics of dependence in interpersonal relations. The empirical research allowed us to identify the personal features, as well as the specifics of readiness to realize motherhood, which condition the reproductive orientations of childbearing, which characterizes the constructive or destructive motivations of childbearing in women. These studies can be used to optimize and personalize psychological counseling and psychological correction for women with children and women just planning to become mothers.
Keywords: reproductive attitudes; personality traits; motherhood, subjective quality of choice, dysfunction.
Репродуктивные установки, определяющие мотивацию женщин на деторождение, обусловлены рядом личностных и семейных факторов.
Материнство относится к наиболее актуальным и активно развивающимся областям психологии. Феномен материнства, его значение и смысл могут меняться вместе с культурой. Ценности материнства все больше оттесняются ценностями саморазвития и самореализации, создание семьи может откладываться на более поздний срок. Происходит расстановка приоритетов с материнства, как ухода за ребёнком, в сторону внутреннего личностного образования женщины. Мотивационная сфера материнства является специфическим иерархическим личностным образованием, которое определяет ориентации в отношении к ребёнку. Мотивационная основа материнства формируется в течение всей жизни. От мотивационного компонента зависит качество разворачивающейся деятельности, что можно также отнести и к материнству. При этом мотивационная готовность к деятельности не говорит о наличии психологической готовности.
Целью исследования стало изучение особенностей репродуктивных установок у женщин. Эмпирическое исследование проводилось с помощью следующего диагностического инструментария: анкетирование (составлен опросник для определения социальных представлений о материнстве); исследование личностных черт, особенностей реагирования и характеристики состояния с помощью 13-ти факторного (сокращённого) личностного опросника Р. Б. Кеттелла; методика изучения личностной идентичности Л. Б. Шнейдер, отражающая представления субъекта о себе, степень согласованности / рассогласованности личностной идентичности; изучение субъективного конструирования выбора «становиться матерью или нет», как внутренней деятельности при помощи методики «Субъективное качество выбора», версия СКВ-16 Д. А. Леонтьева и А. Х. Фам; диагностика дисфункций в родительской семье с помощью методики «Семейные эмоциональные коммуникации» А. Б. Холмогоровой; исследование репродуктивных ориентаций деторождения с помощью авторского опросника М. Н. Родштейн; тест межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной), позволяющий оценить характеристики зависимости в межличностных отношениях.
В исследовании приняло участие 86 женщин, имеющих и не имеющих детей, в возрасте от 20 до 35 лет (женщины не имеющие детей – 46 человек; женщины имеющие детей – 41 человек), проживающих в крупных городах-мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге. Опрос проводился дистанционно с помощью сервиса Simpoll. В выборке испытуемых, имеющих детей, большинство женщин состоит в зарегистрированном браке (65,9%). На втором месте женщины, состоящие в незарегистрированном браке (19,5%) и, последнее место занимают разведённые женщины (14,6%).
В выборке испытуемых, не имеющих детей, большинство женщин никогда не состояло в зарегистрированном браке (65,2%). На втором месте женщины, состоящие в зарегистрированном браке (19,6%), на третьем женщины, состоящие в незарегистрированном браке и, последнее место занимают разведённые женщины. Средние показатели оптимального возраста рождения детей, среди женщин имеющих детей, ниже, чем у женщин, не имеющих детей. То есть женщины, не имеющие детей, считают, что становиться матерью стоит в более позднем возрасте. При этом разброс показателей в данной группе женщин больше, значит присутствуют испытуемые с более низкими и высокими показателями относительно среднего. Женщины, не имеющие детей, в большинстве имеют представление о материнстве, но к роли матери не готовы (54%). На втором месте находится показатель «хочу стать матерью» — его выбрали 22% опрошенных. Приблизительно на одном уровне находятся показатели «не планирую становиться матерью» (13%) и «дети не являются обязательной частью семейной жизни» (11%). Многие исследования в области психологии материнства показывают, что готовность к материнству формируется в течение всей жизни (Г. Г. Филиппова, В. И. Брутман, С. Ю. Мещерякова) и связано с социально-психологическими факторами. Неготовность к материнству является причиной нарушений условий развития ребёнка. Лишь 5% женщин, имеющих детей, считают, что дети не являются обязательной частью семейной жизни. Среди женщин, имеющих детей, наибольший процент (56%) женщин считают, что ценность семьи и её значение во многом остаётся основой жизни человека, 24% женщин лишь отчасти согласны с данным утверждением, 17% считают, что ценность семьи скорее возросла. Среди женщин, не имеющих детей, мы видим, что больший процент (59%) женщин лишь отчасти согласны с данным утверждением, 30% считают, что ценность семьи и её значение во многом остаётся основой жизни человека. Субъективный образ материнской идентичности, таким образом, напрямую связан с осознанием значимости репродуктивных установок. Кроме того, исследование показало, что большинство женщин, не имеющих детей, целью создания семьи видят удовлетворение от жизни с любимым человеком (48%), на втором месте по процентному соотношению женщины выбрали материальную обеспеченность (28%), на третьем месте – достижение высот в профессиональной карьере (7%). Интересно подметить, что 3% женщин, не имеющих детей, выбрали целью создание семьи – официальное заключение брака и получение соответствующих юридических прав. Все чаще молодые люди предпочитают проживать отдельно от родителей. Современную семью сейчас принято называть нуклеарной. Согласно нашей анкете, большинство женщин, имеющих детей, целью создания семьи выбрали материальную обеспеченность, при этом ассоциируют семейный образ жизни с наличием одного ребёнка 78% опрошенных, в незначительной степени с наличием двух детей ассоциируют 54% респондентов. Анализ сокращённого варианта опросника Р. Б. Кеттелла (13 PF) позволил определить психологические характеристики каждой группы матерей. У женщин, имеющих детей интеллект более конкретный, склонны к медленному обучению. У них более реалистичный взгляд на вещи, они более эмоционально устойчивы и ориентированы на реальность, наблюдается большая уверенность в своих возможностях, они находят интерес в повседневной жизни. Они имеют более консервативные и ригидные взгляды, у них наблюдается зависимость, они больше нуждаются в опоре и поддержке, одобрении. Они более склонны к раздражительности, напряжены, при этом они более собраны, замотивированы. У женщин, не имеющих детей отмечается не способность контролировать свои эмоции, импульсивность, не способность справиться с жизненными трудностями, переменчивость в настроении, характеризуются в большей мере беспокойством, неуверенностью в себе, подавленностью. Кроме того, у них отмечается большая самостоятельность, независимость, в том числе и значимость своей независимости. Также отмечается излишняя удовлетворённость, расслабленность, низкая мотивация. У женщин, имеющих детей и у женщин, не имеющих детей в равной степени отмечается стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность, склонность к непостоянству, легко бросают начатое дело, не организованы, гибки по отношению к социальным нормам, демонстрируют потворство своим желаниям. При этом для женщин, имеющих детей в большей мере характерно чувство ответственности, стремление к утверждению ценностей. Им всем свойственно острое реагирование на любую угрозу. Они все сдержаны в выражении своих чувств, чувствую себя неуверенными в своих силах и возможностях. Они в равной степени имеют практичный и реалистичный характер, гибкость в своих суждениях, иногда жёсткость по отношению к окружающим, у них отмечается насторожённость по отношению к людям, желание возложить на окружающих ответственность за ошибки, они характеризуются принципиальностью, отстранённостью. Они не поддаются эмоциональным порывам, ко всему подходят разумно. Обе выборки демонстрируют устоявшиеся мнения, склонность к наставлениям, характеризуются как организованные личности. Они действуют согласно плану, упорядоченно. Наибольшие различия средних значений можно наблюдать по факторам: C (эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость), G (подверженность чувствам — высокая нормативность поведения), L (доверчивость — подозрительность), O (уверенность в себе — тревожность), Q1 (консерватизм — радикализм), Q2 (конформизм — нонконформизм), Q4 (расслабленность – высокая активность). Женщины, имеющие детей, характеризуются конкретным интеллектом, склонны к медленному обучению; не способны контролировать эмоции, чувствуют себя усталыми, более напряжены и обеспокоены. Ко всем людям склонны относится с предубеждением, никому не доверяют, раздражительны и нетерпеливы. Подходят ко всему разумно, характеризуются принципиальностью. Они больше уверенны в своих возможностях, находят интерес в повседневной жизни. Эти люди не любят перемены, склонны к морализации и наставлениям, следуют традициям. Более зависимы, нуждаются в опоре и поддержке, отсутствует смелость в выборе собственной линии поведения. Женщины, не имеющие детей, характеризуются абстрактным мышлением, быстро схватывают новое; более эмоционально неустойчивы, импульсивны; склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело. У них в большей степени отсутствуют побуждения. В отношениях с людьми раздражительны, не терпят конкуренции, никому не доверяют, прямолинейны. Они недооценивают свои возможности, чувствуют себя неуверенно, часто чем-нибудь озабочены, ко многому относятся скептически. Более склонны к самостоятельности и независимости, скорее пожертвуют удобством, только бы сохранить независимость. Женщины, имеющие и не имеющие детей, требуют проявления самостоятельности от окружающих, остро реагируют на любую угрозу, довольно сдержанны в выражении своих чувств и не поддаются эмоциональным порывам, подходя ко всему разумно.
Кроме того, удалось выяснить, что личность женщин с детьми имеет статус достигнутой идентичности, которая характерна для людей, понимающих чего они хотят, они осознают свои трудности, имеют собственные представления и желание соответствовать им. Достигнутая идентичность характеризуется сформированной совокупностью личностно значимых для человека ценностей и убеждений, обеспечивающие чувство осмысленности и направленности. При этом женщины, не имеющие детей, более склонны к состоянию кризиса идентичности. Данный статус идентичности – мораторий – предполагает повышенную тревожность.
Общий показатель семейной дисфункции в обеих выборках находится на среднем уровне. В таких семьях существуют запреты на открытое проявление эмоций, предпочитают скрывать и не показывать окружающим свои проблемы, воспитывая ребёнка в духе высоких стандартов. В родительской семье присутствует критика и недовольство в отношении ребёнка при проявлении им негативных эмоции или ошибок в деятельности, фиксации на возможных трудностях, склонность к контролю жизни ребёнка. При этом стоит отметить, что общие показатели семейной дисфункции в выборке женщин, имеющих детей, граничат с высокими, а в группе женщин, не имеющих детей, показатели ближе к низким, что говорит о менее выраженном характере семейной дисфункции. Среди женщин, имеющих детей можно отметить такие мотивы, как рождение детей ради здоровья, материнство как ощущение полноты жизни. Выбранные утверждения, показывают, что женщины с детьми считают, что рожать надо независимо от того благоприятны условия или нет. Ради материнства они готовы отказаться от привычных условий жизни и считают, что дети важнее карьеры и не мешают самореализации. У женщин, имеющих детей можно подметить устойчивые социальные представления о деторождении, отмечается стремление к материнству. При этом они считают, что жизнь женщины может быть полноценна и без детей. Такого же мнения в большей мере придерживаются и женщины, не имеющие детей. У женщин, не имеющих детей, можно подметить, что на данный момент они не готовы к материнству, их не интересуют разговоры о детях, считают карьеру и профессиональную самореализацию важнее материнства. При этом, несмотря на неготовность ставить интересы ребёнка выше своих, они согласны с утверждением, что забота о детях даёт полноту жизни. При условиях деторождения, для женщин данной выборки важно иметь полную семью, в отличии от женщин имеющих детей, в большей мере полностью согласных с утверждением, что рожать можно и при отсутствии полной семьи. По параметрам «эмоциональная опора на других» и «зависимость» уровень выраженности среди женщин, имеющих детей, граничит с высокими показателями по данным шкалам. То есть женщины, имеющие детей, имеют большую направленность на эмоциональную поддержку людей, склонны многого от них ожидать, менее самодостаточны и более тревожны по поводу одиночества.
Эмпирическое исследование позволило выявить характер взаимосвязи личностных особенностей, возможных дисфункций в родительской семье как факторов, определяющих мотивационную сферу материнства; структуру и содержание репродуктивной установки женщин, имеющих и не имеющих детей; изучить субъективное отношение личности к выбору «становиться матерью или нет», как результат её самоопределения. Генофильной ориентации и репродуктивной активности способствуют уступчивость, зависимость, эмоциональная выдержанность, самоконтроль, а вот генофобной ориентации и репродуктивной пассивности способствует неумение контролировать свои эмоции, эмоциональная неустойчивость, беспокойство, раздражительность. Выбор «становиться матерью или нет» будет носить спонтанный характер при сочетании таких личностных особенностей, как неорганизованность, безответственность, смелость, спокойствие, при этом также будет наблюдаться наслаждение ситуацией выбора. Склонность к самостоятельному выбору сопровождается такими качествами как сомнение, недоверчивость. Одной из причин внутреннего конфликта связанного с неготовностью принятия материнской роли является дисфункция в родительской семье, что ведёт к искажению образа ребёнка и себя в роли матери, психологической неготовности к беременности и родам. В процессе исследования, установлено, что при стремлении родителей быть максимально включённым в жизнь потенциальной мамы, повышенном контроле, женщина более склонна делать выбор в сторону деторождения, при этом выбор «становиться матерью или нет» сделан, рассчитывая на помощь внешних сил. При более выраженных показателях семейной дисфункции наблюдается более низкая выраженность личностной идентичности, то есть личности свойственно заимствование семейных установок, взглядов, а выбор является отражением чужих ожиданий и целей. Искажение идентичности приводит к различным формам дезадаптации, в том числе к неготовности роли матери. У женщин, имеющих детей, более выражено ригидное стремление к получению поддержки со стороны близких, тревога по поводу одиночества. Скорее будут действовать привычными для них способами, ориентированы на впитанные ими модели поведения. Опыт взаимодействия в своей родительской семье, пронизанный через личностные особенности, ценностно-мотивационную сферу, обуславливает основы репродуктивного поведения, репродуктивную мотивацию. Этот опыт хранится в структуре самосознания, может транслироваться на отношения со своими детьми и определять качественную сторону материнства. Формирование высокой самоценности ребёнка на фоне других жизненных ценностей ведёт к формированию готовности к материнству и конструктивной репродуктивной мотивации.
Данные исследования могут быть использованы для оптимизации, персонализации психологического консультирования и психокоррекции женщин с детьми и женщин, только планирующих стать матерью. Для подготовки женщины к роли матери необходимо комплексный подход в психологической работе по нескольким направлениям: работа с усвоенными стереотипами общественного сознания; работа с личностной зрелостью; коррекция установок, идущих из родительской семьи; формирование конструктивной репродуктивной мотивации деторождения; повышение материнской компетентности.
Библиографический список
1. Антонов А. И. Репродуктивная мотивация // Демографическая энциклопедия. - ООО Издательство энциклопедия Москва, 2013. - С. 654 -655.2. Билобрам М. А. Системные последствия суррогатного материнства // Психология и психотерапия семьи. - 2018. - №1. - С. 12-22.
3. Болдырева Е.А., Лымарев А.П. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Актуальные проблемы экспериментальной и клинической медицины. — Волгоград, 2007. С. 185-186.
4. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России. - Екатеринбург: УГПУ, 2013. - 364 с.
5. Голубых А. И., Савенышева С. С. Эмоциональные особенности беременных женщин и их отношение к будущему ребёнку и супругу // Вестник СПбГУ. - 2014. - №2. - С. 72-78.
6. Грицай Л.А. Кризис традиционного материнства в современной России: социально-психологический аспект. Журнал практической психологии и психоанализа, №3 — М.: Институт практической психологии и психоанализа. -2010,-122 с.
7. Калачикова, О.Н. Репродуктивное поведение как фактор воспроизводства населения: тенденции и перспективы [Электронный ресурс] : монография / О.Н. Калачикова, А.А. Шабунова. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2015. - 172 с. - ISBN 978-5-93299-271-5.
8. Могилевская, Е. В. Перинатальная психология. Психология материнства и родительства : учебник / Е. В. Могилевская, О. С. Васильева. - Ростов-на-Дону : Издательство ЮФУ, 2011. - 274 с. - ISBN 978-5-9275-0894-5.
9. Султанаева, З. М. Современная специфика репродуктивных потерь : комплексное изучение : монография / З. М. Султанаева, Н. Х. Шарафутдинова, Л. П. Чичерин. - Германия : Palmarium Academic Publishing, 2016. - 60 с. - ISBN 978-3-659-72277-6.
10. Bennet H.A. Depression during pregnancy / H.A. Bennet, A. Einarson. -Clin. Drug Invest. - 2004. - Vol. 24. № 3. - P. 34-56.
11. Bohein G. «Good mothering»: maternal attitudes and mather-infant interaction. Third Congress of the World Association for Infant Psychiatry and Allied Disciplins / G. Bohein, B. Hagekull // Infant Mental Health - J., 2007. - Win., 8. - №4. - P. 352-363.
12. Levin J.S. Maternal stress and Pregnancy outcomes. A Review of the Psychosocial Literature / J.S. Levin, R.S.Frank // J. Psychosom. Obstet. Gynaecol. -2008.-M. 9. -№1. - P. 3-16.
13. McDonald R.L. The role of emotional factors in obstetric complications: a review / R.L. McDonald // Psychosomatic Medicine. - 2008. - P. 222-237.
14. McKee M.D. Health-related functional status in pregnancy: relationship to depression and social support in a multi-athnic population / M.D. McKee, D. Cunnigham, K.R. Jankowski // Obstet Gynecol. - 2001. - Vol. 97. - № 6. - P. 3456.
15. Rapheal-Leff J. Psychological process of childbearing. - Fourth edition / J. Rapheal-Leff. - London: The Anna Freud center, 2005. - P. 156-167.