Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

Бирюкова Евгения Алексеевна
Бирюкова Оксана Анатольевна

1. магистрант Школы искусств и гуманитарных наук
Дальневосточного федерального университета
2. кандидат филологических наук, доцент Школы педагогики Дальневосточного федерального университета

УДК 37
Необходимым условием гармонического развития личности ребенка является полноценность его речевой деятельности, которая формируется и функционирует в тесной связи с различными психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Отклонения в овладении речью затрудняют общение ребенка с окружающими и препятствуют успешному развитию у него познавательных процессов. Они ограничивают формирование представлений, понятий, затрудняют совершенствование чтения и письма в школьном возрасте. Изменения характера, нередко возникающие как реакция на дефект, порой усугубляют отрицательное влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка [5]. Данные статистики показывают, что в настоящее время среди дошкольников с речевыми патологиями дети с общим недоразвитием речи являются самой многочисленной группой [22]. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, а именно звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики и грамматики) у детей с нормальным слухом и интеллектом. Одним из ведущих дефектов в структуре общего недоразвития речи у детей является лексическое недоразвитие. Роль лексической стороны речи велика, от нее напрямую ↳Читать далее

Роль информационно-образовательных технологий в реализации мотивационной обоснованности системы профессиональной подготовки бакалавров физико-математического направления на примере продукта 3Ds-Geometry

Иванова Светлана Игоревна,
Корниенко Надежда Андреевна

Сочинский государственный университет, Сочи, Россия
УДК 378.016:51
В организации и функционировании современной системы профессионального образования информационные технологии имеют важное значение. Они влияют на все элементы системы подготовки будущих педагогов. Рассмотрим влияние информационных технологий на мотивационную и профессиональную обоснованность образовательной системы профессиональной подготовки бакалавров физико-математического направления. Под профессиональной обоснованностью образовательной системы будем понимать обеспечение продуктивного использования знаний, умений и навыков обучающегося при решении профессионально-ориентированных учебных задач с учётом уровня его знаний, типа его мыслительных способностей, способности обучающегося к восприятию информации. Основой профессиональной обоснованности системы является, прежде всего, система знаний, получаемая обучающимся в процессе обучения и наличный субъектный опыт их применения в практической деятельности. Таким образом, профессиональная обоснованность образовательной системы связана с реализацией компетентностного подхода в обучении. Мотивационная обоснованность системы подготовки связывается с возможностью системы обучения предоставления студенту условий удовлетворения потребности личностного и профессионального роста и самовыражения. Конкретизация психологического контекста мотивационной обоснованности системы подготовки обучающегося включает такие психологические потребности личности, как потребность успеха, власти, сопричастности. Учёт отношений между основными ↳Читать далее

Культурологический аспект в преподавании иностранных языков

Пустохайлова А.А., Сергушова Н.Д.
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Россия, Астрахань

УДК 37
В настоящее время жизнь общества меняются очень быстро. Человеческие ценности подвержены глобализации. Это приводит к тому, что мировое сообщество стремится привести к единообразию понятия категорий бытия и сознания. Основная причина данного процесса — частые контакты между представителями различных национальностей. Мы знакомимся с французами, немцами, американцами не по учебникам и книгам, а в реальных ситуациях общения. Необходимо отметить, что иногда наше представление о том или ином народе не совпадает с последующим впечатлением. В таком случае очень полезными будут знания общеповеденческих норм, которые помогут представителям разных стран понять друг друга и достичь главной их цели — продуктивной коммуникации. Но не только знания в области общеповеденческих норм помогают результативному диалогу, многие коммуникативные ситуации требуют и культурных знаний. Культурный слой — отражение и выражение всего наследия, опыта и результатов деятельности того или иного народа. Он является наиболее обобщенным, охватывает многие аспекты жизнедеятельности народа, зафиксированные не только средствами языка. Далее он делится на следующие слои: ↳Читать далее

Особенности рисования в технике мокрой пастели

Короткова Е.В.,
Научный руководитель: Сухарев М.И.
1. студентка магистратуры Института Изящных Искусств Московского Педагогического Государственного Университета, Художественно-графического факультета
2. кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка

УДК 741
Работа сухой пастелью – это то, что начинающие художники вообще знают о пастели. Она действительно очень простая. Красящий пигмент остается там, куда его нанесли, позволяет легко скрывать ошибки и накладывать многочисленные слои. При этом работу можно переделывать столько раз, сколько нужно. Однако, помимо сухой пастели, существует техника работы и мокрой пастелью. Рисование влажной пастелью – это очень интересный прием, поскольку пастели традиционно наносят сухими. Впрочем, вполне логично, что ею можно работать и увлажняя водой. Прежде всего, пастель – это чистый пигмент, из которого делаются все остальные виды красок путем добавления различных ингредиентов. Художники использовали пастель со времен Леонардо да Винчи, но Эдгар Дега сделал особенно много для популяризации этого материала, показав цвета пастели яркими и сочными за счет соединения их с другими изобразительными средствами и экспериментируя с поверхностями для рисования — бумагой, картоном и холстом. В российском искусстве многие художники с XVIII до XX века работали пастелью. Карл Брюллов, Орест ↳Читать далее

ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ «КОНСТРУКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»

Тельминова Александра Валерьевна
педагог-психолог
ГБПОУ «МПК», г. Магнитогорск

УДК 37
В настоящее время проблема конфликтов в молодежной среде является крайне актуальной. Актуальны социальные проблемы, антропоцентирческие установки, чрезмерная концентрация личности современного человека на собственных интересах приводит к конфликту интересов, ценностей, к проблеме восприятия себя и своей роли в обществе. Глубинные причины конфликтов, на наш взгляд, лежат в системе ценностных установок. Отсутствие навыков конструктивного поведения в конфликте и грамотного выхода из него, приводит к достаточно серьезным последствия. Особенно ярко они проявляют себя в подростковой среде. В связи с этим мы считаем крайне необходимым целенаправленно формировать у подростков культуру поведения в конфликтной ситуации, для чего необходимо прорабатывать систему ценностей и установок, навыков поведения, знаний. Все это возможно через активизацию рефлексии участников образовательного процесса. Понимая значимость и актуальность данного вопроса, мы разработали специальную тренинговую программу, реализация которой предполагается в условиях образовательной организации.  В целом программа направлена на формирование у подростков навыков управления конфликтами и выхода из них. Задачами программы являются: — формирование базовых знаний ↳Читать далее

Значение дифференцированного обучения в школьном образовании

Плякина Елена Геннадьевна
Харченко Леонид Николаевич

1. студентка 2 курса магистратуры, педагогическое образование
ФГАОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет» город Ставрополь, институт живых систем, кафедра общей биологии и биоразнообразия
2. профессор кафедры общей биологии и биоразнообразия
ФГАОУ ВО «Северо-кавказский федеральный университет» город Ставрополь, институт живых систем

УДК 37
История возникновения дифференцированного обучения. Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы, до этого обучение было индивидуальным, соответственно, и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» учеников отмечали великие мыслители прошлого (Платон, М.  Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и т. д.). Русские педагоги (П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения. Впервые о дифференциации в науке заговорил Ю. К. Бабанский, который отмечал, что помощь учителя должна быть разной для разных учеников. Ключевой особенностью этой системы является разработка экономически эффективных процедур-эвристик, которые направлены на оказание помощи учителям в преобразовании их уроков в дифференцированное обучение (инструментальность), которое в достаточной степени соответствует их рабочему контексту (конгруэнтность), в течение ограниченного периода времени и с ограниченными ресурсами (низкая стоимость). Ряд новаторов ↳Читать далее

Организационно-педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в дополнительном образовании

Жданова Анастасия Алексеевна,
Шклярова Ольга Анатольевна


УДК 37
Современное развитие теории и практики школьного образования в целом характеризуется повышенным интересом к деятельностному подходу в обучении, в частности, в использовании вариативных методик преподавания иностранных языков и развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в дополнительном образовании. Деятельностная стратегия в отличие от когнитивно-коммуникальной, личностно-ориентированной и компетентностной ставит своим ориентиром развитие различных сторон речевой деятельности. Актуальность реализации деятельностного подхода в образовательном процессе объясняется тем, что данный подход способствует формированию основных компетенций, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). Приоритетными направлениями дополнительного образования являются: — предоставление обучающимся возможности получить дополнительное образование, соответствующее личным интересам и потребностям; — развитие творческих способностей обучающихся; — воспитание физически здоровой личности. А.Н. Леонтьев, являющийся основателем деятельностного подхода и известным российским психологом, указывал в своем исследовании, что человеческая жизнь представляет собой систему деятельностей, которые сменяют друг друга. По его мнению, именно в деятельности осуществляется переход объекта в его субъективную форму, с одновременным переходом деятельности в ее объективные результаты. С этой ↳Читать далее

Интеграция учебных предметов и дисциплин по специальности «Дизайн костюма» МГОУ

Чеботаева Ольга Алексеевна.
ст. преподаватель кафедры НХР,
Московский государственный областной университет

УДК 37
Понятие «интеграция» в педагогике означает: комплексную характеристику целей воспитания; сочетание педагогических средств, применяемых во внеурочной и учебной деятельности; целостность в достижении запланированных результатов; взаимосвязь основного и дополнительного образования; гибкость организации учебной деятельности, использующей различные методы и формы внеурочной деятельности; создание творческих кружков, а также введение интегративных курсов; взаимодействие всех элементов воспитательного процесса, социума и школы. … (Философский энциклопедический словарь) {1.c.} В связи с введением ФГОС ВО третьего поколения актуальным стало переосмысление преподавателями  содержанием форм работы со студентами. Содержание учебной программы высшего образования по специальности «Дизайн костюма» направлено на освоение общепрофессиональных компетенций. Одним из направлений качественного профессионального образования является подготовка специалистов, способных использовать потенциал специальных дисциплин для решения профессиональных задач. Теоретическая подготовка –один из важных моментов в системе художественно- эстетического образования. Все большее внимание уделяется новой и стремительно развивающейся дисциплине –дизайну. О дизайне  сказано и написано достаточно много, однако единой точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано.{2,с.3.} Для лучшего ↳Читать далее

Сравнительная характеристика видов агрессии у подростков с разным социальным статусом

Бурцева Кристина Александровна
Нестеренко Ольга Борисовна

1. Клинический психолог центра профилактики здоровья реабилитации детей и подростков «Радость здоровья»
г. Хабаровск
2. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
г. Хабаровск

УДК 37
Актуальность проблемы состоит в том, что уровень агрессии и насилия в последние десятилетия стал интенсивно обсуждаться в обществе и СМИ, так как наблюдается беспрецедентный рост и того и другого (терроризм, убийства, грабежи, насилие, митинги). Очевидным становится факт все большей агрессивности и жестокости детей [6]. В пубертатном периоде увеличивается агрессивность в поведении подростка. Этому есть ряд обоснований объективного характера, биологического и психологического [4]. К факторам, предрасполагающим росту агрессивности среди подростков можно отнести ухудшение общественных условий жизни детей. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ психосоциальной адаптации подростков [5]. Активное воздействие происходит в эмоциональном взаимодействии с окружающими людьми. Подростки склонны к сильному эмоциональному давлению со стороны сверстников, нередко формирующие отрицательные мировоззренческие установки. Негативные ценностные ориентации, социальная среда способствуют развитию и закреплению отклоняющегося поведения [1]. Таким образом, семейные социально-нравственные установки обуславливают возникновение отрешенности, жестокости, цинизма, негативизма, что создаёт объективные предпосылки для появления противоречащего поведения, агрессивности и заниженной самооценке ↳Читать далее

Проблема принципа природосообразности воспитания в истории педагогики

Ваулина Алёна Николаевна,
Научный руководитель: Старостина Елена Николаевна

1. студентка Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова
2. доцент кафедры педагогики и психологии детства высшей школы психологии, педагогики и физической культуры САФУ им. М.В. Ломоносова, кандидат педагогических наук

УДК 37.026.2
Проблема природосообразности в воспитании интересовала многих великих педагогов прошлого. Ее разрабатывали Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И.Г. Песталоцци, Ф.В. Фребель, Ф.В. Дистервег, Г.С. Сковорода, А.П. Бестужев и другие, причем каждый из них понимал природосообразность воспитания по-своему. В течение более двух веков (с середины XVII до середины XIX) принцип природосообразности играл прогрессивную роль в качестве философского методологического обоснования организации и методов воспитания и обучения. В данной статье мы выясним, как понималась природосообразность воспитания такими педагогами, как Коменский, Руссо и Песталоцци, какое значение имел этот принцип в свое время. Выявим сходства и различия. Принцип природосообразности у Коменского понимается в том смысле, что человек является частью природы и подчиняется ее всеобщим закономерностям (которые он называет «основоположениями»), действующим в жизни растений, животных, а также и во всей деятельности людей. Схема обоснования Коменским принципа природосообразности такова: выделяется «основоположение», которому подчинено, по его мнению, все в природе, вся жизнь. Далее приводится пример (из жизни птицы, ↳Читать далее