Abstract: This article examines current practices of working with school-age children on career guidance. Both governmental directions and private activities in solving this problem are singled out.
Keywords: career guidance, career games, career guidance programs, career guidance work, work with children, career guidance for schoolchildren
Работа по профессиональной ориентации и профессиональному консультированию, направленная на помощь в построении собственной карьеры, начинается еще на этапе школьного обучения. Именно на данном этапе необходимо выявить свои предрасположенности, данный процесс поможет школьникам в облегчении приобретения будущих профессиональных навыков и знаний [1].
В разных странах профориентационная работа ведется примерно одинаково и прежде всего направлена на то, чтобы познакомить старшеклассников с доступными для них профессиями, с теми реальными навыками и умениями, которые им будут необходимы для успешной работы, а также чтобы помочь найти адекватный ответ на вопросы — нравится ли им предложенная профессия и подходят ли для нее они [2].
В настоящее время, перед будущими специалистами стоит необходимость [3]:
развития на стыке нескольких профессий,
уметь работать в удаленном формате,
собирать и обрабатывать большое количество информации
уметь самообучаться и быть готовым обучаться в течении всей жизни, переобучаться
уметь в короткие сроки адаптироваться в работе, под обстоятельства
уметь мыслить творчески
обладать «мягкими навыками»
В России на данный момент существуют множество практик профориентации: проведение тестирований, консультаций и профориентационных мероприятий, творческие лагеря, стажировки в компаниях [4].
Профориентация является одним из направлений социальной политики в Российской Федерации, что отражено, например, в Стратегии развития воспитания [5] или в Паспорте нацпроекта «Образование» [6]. Государство на регулярной основе включает профориентацию и карьерное консультирование в список приоритетных направлений, с одной стороны, для повышения качества образования и реализации образовательной политики, а с другой – для развития сферы рынка труда и модернизации данной сферы.
Одним из направлений деятельности государства в вопросе профориентации является работа при центрах занятости населения – проведение тестирований, экскурсий, консультации. Тестирования проводятся как на базе самого центра, так и на территории школы, в основном в групповом формате для учащихся выпускных классов. По желанию, возможны консультации и тестирование в индивидуальном формате, например, когда учащийся рассматривает поиск подработки во внеурочное время.
Также, в рамках национального проекта «Образование», реализуются проекты, направленные, в том числе, на профессиональную ориентацию, с результатами за 2020 год в Тюменской области, среди которых [6]:
Региональный проект «Современная школа», который направлен на развитие, в том числе, механизмов проведения уроков технологии на базе организаций: «Кванториумы», СПО, научные центры, действующие предприятия. За 2020 год данное направление было реализовано для 63 тыс. чел. на территории 18 муниципальных образований, а к 2024 году планируется расширение данной программы на 26 муниципальных образований для 191 тыс. чел.
Региональный проект «Успех каждого ребенка» направлен на развитие системы открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ», интеграции общего и дополнительного образования, подготовку к различным конкурсам, олимпиадам, в особенности, на всероссийском уровне, а также условий для занятий спортивной деятельностью школьников. По результатам 2020 года, численность участников фестиваля (заочный и онлайн форматы) выросла до 20 тыс. человек (на 11,6 тыс. по сравнению с предыдущим годом), численность участников на «ПроеКТОриЯ» составила 75 тыс. чел. (на 25,5 тыс. чел. больше по сравнению с периодом предыдущего года), а также 65% учащихся 5-11кл. были вовлечены в программы регионального центра «Новое поколение».
В рамках регионального проекта «Социальная активность» для обучающихся реализуется возможность участия в добровольческих движениях, поддерживаются общественные инициативы и проекты для реализации творческого потенциала у детей и молодежи. Количество обучающихся, которые вовлечены в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций по итогам 2020 года возросло до 151,3 тыс. чел. (для сравнения – 2019 год 145 тыс. чел.). Молодежь, которая была задействована в мероприятиях по вовлечению в творческую деятельность составила 32,2%, а доля студентов в клубных студенческих движениях 25,8%.
По результатам национального проекта «Образование» (итоги 2019-2021 гг.) в качестве мероприятий, связанных с профориентационной работой. Стоит выделить следующие: создание новых мест дополнительного образования (более 900 тыс.), создание 126 центров цифрового образования «IT-куб», более 2200 современных мастерских, 44 центра опережающей профессиональной подготовки, 183 технопарка «Кванториум». Также стоит отметить активное вовлечение в волонтерскую деятельность (более 10 млн. добровольцев), участие детей и молодежи в мероприятиях в сфере патриотического воспитания при грантовой поддержке (450 тыс. участников), участие сборных команд в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам (103 медали) [6].
Особое внимание стоит уделить организациям, деятельность которых направлена на развитие навыков и талантов школьников. Одной из которых является детский технопарк «Кванториум», позволяющий повышать общекультурные компетенции, а также развивать детей по инженерным направлениям [7]:
— начальное техническое моделирование;
— робототехника;
— промышленный дизайн;
— авиамоделирование и др.
Особую популярность набирают города профессий. Города профессий являются мини-моделью города с его инфраструктурой, различными профессиями, где каждый ребенок попробует на себе ту или иную профессию, получат информацию о ней. Одним из самых известных городов профессий являются «Мастерславль», «КидСпейс», «Минополис», «ДелоГрад» и «КидБург», «Кидзания». «Города» предназначены для детей от малых лет, минимум от полутора. В данных центрах ребенок может осознать свои склонности к той или иной профессии, поверить в себя в вопросе реализации будущей карьеры. В процессе игры ребенок отслеживает взаимосвязь полученных знаний, их применений и результата [8].
Таким образом, в настоящее время профессиональная ориентация является актуальным направлением для школьников вне зависимости от их возраста, будь это начальная школа или выпускные классы. Наибольшее важным является проведение профориентации на протяжении всего периода обучения в различных форматах: тестирования, игры, консультации, посещение мероприятий и организаций, дополнительное обучение, что позволит к окончанию школьного обучения как минимум определиться со сферой будущей работы и уже иметь понимание о ней.
Библиографический список
1. Кормакова В.Н., Ушанева Т.О. Состояние и перспективы профориентации // Платформа-навигатор: развитие карьеры. 2019. 1. С. 3 – 62. Кривова В.А. Особенности оценки и самооценки интеллектуального потенциала учащихся / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. 2010. 2(12). С. 115-123
3. Панина С.В., Квашина С.Ю. Ранее профессиональное ориентирование школьников Якутии // МНКО. 2019. №2 (75). С. 236 – 238.
4. Карьерное консультирование в современном мире: Теории и практики в России и за рубежом / Е. В. Минина, Е. С. Павленко, М. А. Кирюшина, А. А. Якубовская. — М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2021. — 102 с. — 100 экз. — (Современная аналитика образования. № 2(51)).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.»
6. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/
7. Официальный сайт федеральной сети детских технопарков «Кванториум». URL: https://kvantorium-tyumen.ru/kvantorium/
8. Города профессий в России // Центр тестирования и развития «Формула Образования». URL: http://formulaobrazovania.ru/content/goroda-professiy