Индекс УДК 37
Дата публикации: 27.05.2022

Образовательная технология «Нооген» и ее влияние на мотивацию к изучению иностранного языка

Noogen educational technology and its impact on motivation to learn a foreign language

Быкадорова Татьяна Юрьевна
Московский городской университет управления правительства Москвы
Bykadorova Tatiana Yuryevna
Moscow City University of Management of the Government of Moscow
Аннотация: Автор отмечает, что изучение иностранного языка в современном мире играет важную роль, особенно для специалистов в области международных отношения, поэтому важно уделять большое внимание повышению внутренней мотивации студентов к изучению иностранного языка. Автор утверждает, что педагогическая технология «Нооген» объединяет различные способы развития мотивации к изучению иностранного, являясь тем самым одной из наиболее эффективных.

Abstract: The author notes that learning a foreign language in the modern world plays an important role, especially for specialists in the field of international relations, therefore it is important to pay great attention to increasing the internal motivation of students to learn a foreign language. The author claims that the pedagogical technology "Noogen" combines various ways of developing motivation to study a foreign language, thereby being one of the most effective.
Ключевые слова: мотивация, французский язык, педагогическая технология, «Нооген», коммуникативная компетенция, экономист-международник.

Keywords: motivation, French, pedagogical technology, "Noogen", communicative competence, international economist.


Иностранные языки в современном мире играют все большую роль, т.к. расширяют международные, экономические, политические, научные и культурные связи. Специалист, владеющий одним или несколькими иностранными языками, имеет неоспоримые преимущества. Особое значение иностранный язык имеет для будущих специалистов в сфере международных отношений, т.к. он обязателен для углубленного изучения в высшей школе и является инструментом в профессиональной деятельности.

Для успешного изучения иностранного языка необходимы развитие и поддержание мотивации студентов (от лат. movere – приводить  в движение,

толкать). Под этим термином следует понимать совокуп-ность стойких мотивов, побуждений, определяющих  содержание, направ-ленность и характер деятельности личности, ее поведения [1]. В педагогике выделяют два типа мотивации: внешнюю и внутреннюю. Первая обусловлена внешними мотивами и не связана с содержанием учебного материала. Внутренняя мотивация способствует успешной учебной деятельности, вызывает удовлетворение от самого учебного процесса. Для повышения интереса к изучению иностранного языка необходимо особое внимание уделять развитию именно внутренней мотивации студентов, которая исходит из самой деятельности [6].

К эффективным способам повышения внутренней мотивации к изучению иностранных языков относятся:

– благоприятная атмосфера на занятии;

– использование современных информационно-коммуникационных технологий [5];

– активная самостоятельная или групповая работа;

– проектные и игровые методики;

– использование аутентичного материала;

– создание проблемных ситуаций и др [4].

Одной из наиболее эффективных технологий, объединяющей все перечисленные выше способы развития мотивации к изучению иностранного языка, является педагогическая технология «Нооген», основоположником которой был Г. П. Щедровицкий. «Нооген» в переводе с греческого – «рождающий разум». Это игровая технология, в основе которой лежит решение парадоксальных, нереальных задач, для решения которых студент выходит за рамки одной дисциплины, занимая тем самым межпредметную позицию. «Нооген» предполагает работу в группе, поэтому студенты учатся взаимодействовать друг с другом, уважать чужое мнение, договариваться, отстаивать свою позицию и приходить к единому решению, преодолевая свой эгоизм [2].

Ввиду того, что для данной игры не существует правильного или неправильного решения, технология помогает студентам преодолеть боязнь допустить ошибку, развивает творческое и логическое мышление, а также

позволяет адекватно взглянуть на себя со стороны, соотнести свои пути решения проблемы с целью задания и выбрать наиболее эффективные. Все это оказывает положительное влияние на внутреннюю мотивацию студентов и вызывает огромный интерес к процессу изучения иностранного языка.

В качестве примера разберем использование адаптированной технологии «Нооген» для будущих экономистов-международников для занятий по французскому языку. Студентам предлагаются карточки с описанием нестандартных заданий, количеством участников и временем, отведенным для его выполнения. В зависимости от задания обучающиеся должны разделиться на группы либо участвовать в игре полным составом. В конце игры студенты должны представить решение поставленных задач на иностранном языке. Важным условием является то, что участники могут общаться друг с другом только на иностранном языке, что безусловно способствует формированию коммуникативной компетенции, «снимает» языковой барьер и страх ошибиться, учит формулировать свои мысли и представлять их коллегам понятным языком, тем самым способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка через практический опыт применения своих теоретических знаний.

Игра 1. «Apocalypse». Данная игра способствует повышению мотивацию к изучению иностранного языка, профессиональному самосовершенствованию, развивает командную коммуникацию, творческое мышление, повышает сплоченность в работе команды. Игра рассчитана на группу до 20 человек и продолжается 1,5 часа (1 аудиторное занятие). В процессе игры студентам необходимо выполнить необычную задачу –выжить в условиях Апокалипсиса.

Quantité des participants: 20 max

Durée: 1,5 h.

Sujet: Le déluge planétaire est arrivé. Le but le plus important de l’humanité est survivre et se sauver. Votre seule mission est trouver le moyen qui aidera survivre, sadapter et réconstituer la vie habituelle sur la Terre.

Игра 2. «Conseil secret». Данная игра способствует развитию навыков работы в команде, лидерских качеств, навыков эффективной коммуникации, в том числе на иностранном языке, творческого и нестандартного мышления, помогает каждому из участников внести вклад для достижения общей цели. Участникам необходимо сыграть роль членов правительства большого богатого и многочисленного государства, в котором развиты все отрасли экономики, которое также является привлекательным для туристов. Во главе государства стоит президент и 7 министерств, которые получать тайные или явные задания. Цель игры – поддерживать процветание государства.

Quantité des participants: 30 max.

Durée: 1,5 h.

Sujet: Les participants de jeu est le gouvernement d’un grand pays riche où il y a des richesses du sous-sol, lindustrie et lagriculture sont bien développés. Le pays est très attirant pour les touristes. Votre devoir est diviser les rôles entre le président et les membres de 7 ministères. Chaque ministère doit présenter et justifier le projet du budget pour lannée prochaine. Votre mission est faire que le pays prospère.

Игра 3. «île inhabituée». Данная игра способствует развитию эффективной коммуникации в команде, творческого и нестандартного мышления, обучает работе в команде, коллективному принятию решений, формирует позитивные отношения с другими участниками. Опыт, полученный в игре, переносится в контекст будущей профессиональной деятельности. Участники «совершают кругосветное путешествие на воздушном шаре», но образовавшееся в шаре отверстие приводит к падению. К счастью, всем удается спастись, однако участники оказываются на необитаемом острове. Неизвестно, когда их смогут найти и спасти, поэтому жизнь участников оказывается в их собственных руках. Для выживания необходима была правильная организация жизненного пространства, определения правил проживания на необитаемом острове и распределение ролей.

Quantité des participants: 4 pers. dans un groupe.

Durée: 1,5 h.

Sujet: Vous voyager au ballon, à cause dun petit trou, votre ballon tombe sur une île inhabituée. Votre mission est se sauver. Pour ce but vous devez organiser une ambiance de vie, définir les règles de lhabitation sur une île et déterminer les rôles.

Таким образом, технология «Нооген» способствует повышению внутренней мотивации к изучению иностранных языков благодаря практическому опыту применения теоретических знаний, поискам решения нестандартных задач, активной самостоятельной и групповой работе. Благоприятная атмосфера на занятии, отсутствие жестких правил и ограничений, а также необходимость на протяжении всей игры общаться исключительно на французском языке позволяет «снять» языковой барьер и страх допустить ошибку, развить языковое чутье и коммуникативную компетенцию. Студенты учатся эффективно работать в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения, быть толерантным к чужому мнению. Все это не только способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, но также повышает профессионализм и конкурентоспособность будущего экономиста-международника на рынке труда.

Библиографический список

1. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 88.
2. Пережогина, И. Г. Внедрение образовательной технологии Нооген: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] / И. Г. Пережогина // Роль системы дополнительного образования в реализации ФГОС общего образования : тезисы участников IV окружных педагогических чтений. – 2014. – Часть 2. – Режим доступа: http://centrideia.ru/node/3433.
3. Профессия экономист-международник [Электронный ресурс] // Pandia. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/78/155/22059.php.
4. Пушкарева, С. А. Индивидуальный подход как средство повышения мотивации общения на занятиях иностранного языка / С. А. Пушкарева // Восточнославянские языки и литературы в европейском контексте-V : сб. науч. ст. / под ред. Е. Е. Иванова. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2018. – С. 270–272.
5. Тарасова, Н.В. Инновационные технологии в обучении иностранному языку / Н. Д. Голякевич, С. В. Лукашенко, Н. В. Тарасова // Восточнославянские языки и литературы в европейском контексте : сб. науч. статей / под ред. Е. Е. Иванова. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2012. – С. 233–236.
6. Тарасова, Н. В. Использование мультимедийных презентаций на занятиях по иностранному языку / Н. В. Тарасова // Романовские чтения – 13 : сб. ст. Междунар. науч. конф., посвященной 105-летию МГУ имени А. А. Кулешова, Могилев, 25–26 октября 2018 г. / под общ. ред. А. С. Мельниковой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2019. – С. 257–258.
7. Щедровицкий, Г. П. Организационно-деятельностная игра. Сборник текстов (2) / Г. П. Щедровицкий // Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 9 (2). – М., 2005.