Индекс УДК 159.9.072
Дата публикации: 27.01.2022

Социально-психологические факторы формирования молодёжных субкультур

Socio-psychological factors of formation of youth subcultures

Каргабаева Адэля Рашитовна,
Яковец Диляра Ахтямовна

1. Магистрант, факультет психологии,
2. Кандидат психологических наук, доцент кафедры конфликтологии и организационной психологии,
Астраханский государственный университет

Kargabaeva Adela Rashitovna,
Yakovets Dilyara Akhtyamovna

1. Graduate Student, Faculty of Psychology
2. Cand. of Ps. Sc., Associate Professor, Department of Conflictology and Organizational Psychology,
Astrakhan State University
Аннотация: В статье рассматривается понятие «молодежная субкультура», описываются субъекты молодёжных субкультур. Раскрываются экономические, социальные, групповые и личностные факторы формирования молодежных субкультур.

Abstract: The article discusses the concept of "youth subculture", describes the subjects of youth subcultures. The economic, social, group and personal factors of the formation of youth subcultures are revealed.
Ключевые слова: молодежные субкультуры, возрастные группы, конфликт «отцов и детей», формирование молодежных субкультур, «Я» концепция.

Keywords: youth subcultures, age groups, conflict of "fathers and children", formation of youth subcultures, "I" concept.


В научной литературе термин «субкультура» стал использоваться с  середины 20 века. Доктор педагогических наук А.В. Мудрик отмечал, что: «Субкультура является автономным относительно целостным образованием, включающим в себя целый ряд более либо менее ярко выраженных признаков, таких как: специфический набор норм поведения, ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимодействия ее носителей, а также ее статусную структуру; своеобразные увлечения, набор предпочитаемых источников информации, способы времяпровождения, фольклор, жаргон. Субкультура – это совокупность специфических социально-психологических признаков (ценностей, норм, вкусов, стереотипов и т.д.), которые влияют на мышление и стиль жизни определенных, реальных и номинальных групп людей, которое позволяет им утверждать и осознать себя в качестве «мы», отличного от «они», т.е. остальных представителей социума» [4, C.78].

Молодежные субкультуры в современной форме возникли в середине 20 века, после Второй Мировой войны. Это было обусловлено рядом экономических и социальных факторов, а в частности, увеличением временем социализации перед вступлением во взрослую жизнь и ростом благосостояния. То есть, у молодых появилось больше свободного времени и денег, которые можно тратить на себя (включенность во многие молодежные субкультурные группы требует значительных материальных затрат).

Рассмотрим теперь причины возникновения молодежных субкультур с позиций социальной психологии.

В период перехода из детства к зрелости перед молодыми людьми возникает много проблем, которые они, из-за отсутствия опыта, не способны решить, возрастает ответственность за свою жизнь. Им становится необходима группа сверстников, которая сталкивается с теми же проблемами и имеет такие же идеалы и ценности. Это является одной из причин возникновения молодежных субкультур.

Другую причину возникновения молодежных субкультур, как вида «возрастных групп» (age groups) израильский социолог С. Айзенштадт видит  в противостоянии между вторичными общественными структурами, присущими современному обществу, и семьей, которая утратила в воспитании подрастающего поколения ведущую роль [5, C.198-199]. В период перехода от детства к взрослости, подростки и юноши начинают отдаляться от семьи и ищут новый круг общения. Юношеский максимализм отторгает традиционную систему социализации с официальными молодежными организациями и  учебными заведениями.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком явлении как конфликт поколений. Культура, являясь основной характеристикой человеческого общества, не наследуется биологически, а предполагает обучение и воспитание. В процессе социализации становится возможным не только усвоение молодежью присущего определенному социуму культурного опыта, но также и его совершенствование [2]. Конфликт, который присущ процессу вхождения нового поколения в социум, именуется противостоянием «отцов и детей». Переходный, склонный к девиации, непредсказуемый период юношества не вызывает у старшего поколения восторга, так как по причине определенных ролевых и социокультурных отличий обе стороны часто настроены по отношению друг к другу враждебно [3].

Исследуя причины возникновения конфликта «отцов и детей», С. Айзенштадт в своей работе «От поколения к поколению» полагает, что различные возрастные периоды жизни человека имеют определенную социокультурную миссию, благодаря которой молодежные группы выполняют важные функциональные общественные нагрузки. Конфликт помогает молодому поколению обрести статус взрослого, освобождая его от кровнородственной семейной зависимости; предоставляет проявить свою самостоятельность посредством культурной идентификации с себе подобными. Причины противоречий между поколениями инициируют выделение молодежной культуры в самостоятельную область, которая представляет интерес для западных и отечественных культурологов, психологов и социологов.

Исследуя социологию конфликта, Г. де Хард утверждает, что молодое поколение всегда занимает протестующую позицию по отношению к установившимся нормам поведения и культурным обычаям. Молодости свойственно желание быть свободным, т.е. решимость быть самим собой и стремление к полноте проявления собственных чувств. Данные стремления вынуждают молодежь быть в поиске различных способов индивидуального и группового (коллективного) поведения [1, C.45].

Таким образом, для смягчения перехода от детства к взрослости и нужны молодежные субкультуры, которые аккумулируют в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный другими молодыми людьми и который отличается от опыта старших поколений.

Л.В. Шабанов придерживается другой точки зрения, рассматривает молодежные субкультуры как маргинальные образования в обществе. Он считает, что причиной возникновения молодежных субкультур является не конфликт поколений и кризис роста, а «вынужденная» маргинальность, социальный протест, то есть общество само провоцирует объединение молодых людей в подобные группировки [6]. Однако, возможно,  недовольство жизнью и противопоставление себя обществу является следствием отсутствия гармоничного воспитания детей в современных семьях. Данный вопрос требует дополнительных исследований.

При изучении молодежных субкультур необходимо различать их  просоциальную и асоциальную формы. Молодежь является наиболее чуткой социальной группой, которая одна из первых воспринимает новые формы проведения досуга со всеми негативными и позитивными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые способы времяпровождения, в связи с чем молодые люди  ищут свои новые способы.

На сегодняшний день в мире существуют множество молодежных субкультур, которым свойственен внешний протест против общепринятых установок. При этом они все имеют общий лозунг: «Быть самим собой, во что бы то ни стало!». Они считают свободу выбора главным в жизни, и это им позволяет открыто выражать свое мировоззрение в одежде, стиле жизни, поведении, творчестве и т.д.

Среди молодежных субкультур XX века можно назвать такие как: хиппи, растаманы, хипстеры, готы, панки, рокеры, металлисты, Visual kei,  эмо, люберы (в России), скинхеды, фрики, байкеры, косплееры, анимешники, рейверы, спортивные фанаты, граффити, токиенисты и др.

В начале XXI века происходит изменение и расширение палитры молодежных субкультур, оформляются новые направления: паркурщики, гламур, халлю (корейская волна), ванильки, тамблер-гёрл (веб-панки),  сталкеры, диггеры и др. Стремительное развитие научно-технического прогресса и цифровизация общества привела к возникновению ряда кибер-субкультур: хакеры, геймеры, блоггеры.

Рассмотрим факторы формирования молодежных субкультур на уровне группы. К ним относятся групповые цели и нормы, а также аффилитивные факторы.

В качестве групповых целей, влияющих на формирование молодежных субкультур, называют:

  • образование субкультурных групп как противопоставление устоявшимися, традиционным;
  • образование новых субкультур, альтернативных формальной культуре;
  • приверженность к социальному творчеству вызывает к жизни образование таких социальных групп, как художественно-направленные, музыкально-ориентированные и т.д.;
  • потребность неокрепшего «Я» в сильном «Мы», желание быть как все в своей группе – в стиле одежды, в стиле поведения и т.д.

Субкультурные группы, как правило, группы равных. В них нет иерархии и лидерства. В них приводит желание быть равным с людьми со схожими интересами. Способность к самоорганизации также способствует рождению нового коллективного порядка более высокого уровня, который отвечает насущным потребностям и интересам молодежи.

К аффилитивным факторам формирования молодежных субкультур относится потребность в близких эмоциональных отношениях, потребность в общении «просто тaк».

К детерминантам формирования молодежных субкультур на личностном уровне, со стороны «Я концепции» относятся:

  1. Становление нового уровня самосознания, самооценки: молодые люди начинают определять себя и свои качества, что ставит их перед выбором способа социализации. Стремление к установлению социальных связей приводит в различные молодежные группы, гомогенные не только по нормам поведения, но и по возрасту, ценностям и взглядам. Участие в субкультурных молодежных группах повышает самооценку молодого человека, так как он находится в обществе, в котором может самореализоваться, которое мотивирует и поддерживает его деятельность. Расхождения между «Я реальным» и «Я идеальным» которое часто возникает у молодых людей, координирует группа — субкультура.
  2. Становление идентичности. Личностная идентичность – самоотождествление индивидуального «Я» с другими образами человека и мира. Молодой человек находит вполне определенную идентичность, выбирая мировоззренческую ориентацию и деятельность одной из субкультур, причастность к которой является для него важной и отвечает его нормам оценки своего поведения.
  3. Становления мировоззрения. Мировоззренческие установки в юношеском возрасте могут быть противоречивыми. Каждая из молодежных субкультур обладает своим мировоззрением. С помощью размышлений и исканий молодой человек выбирает одну из них, которая примиряет его с окружающим миром и дает ощущение полноты жизни.
  4. Поиск смысла жизни: это проблема не только мировоззренческая, но и практическая. Ответ содержится как внутри человека, так вне его – в мире его деятельности, где раскрываются способности. Если нет возможности их удовлетворить, то может образоваться тот дефицит, болезненно ощущающийся в юности и которой часто восполняется участием в молодежной субкультуре (если данное соответствует направленности личности данного молодого человека).
  5. Стремление к аутентичности. Аутентичность — это способность человека в жизни отказываться от различных социальных ролей, навязываемых окружением, позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной личности эмоциям, мыслям и поведению. Проявление либо не проявление аутентичности с данной точки зрения наблюдается при столкновении личностных мотивов и интересов с социальными нормами, доминирующими тенденциями общественного сознания. Наличие аутентичного поведения у представителей молодежных субкультур подтверждается различными исследованиями. Возможность проявления аутентичного поведения (что свойственно всем субкультурам) дает возможность ощущать себя полноценной личностью, которая реализуется во всех сферах. Самореализация творческого потенциала дает ощущение полноты жизни [7, С.64-66].

В заключении хотим отметить, что на процесс возникновения и формирования различных молодёжных субкультур воздействовало множество факторов, таких как: экономические, политические и социальные кризисы, увеличение времени социализации перед вступлением во взрослую жизнь и рост благосостояния. Развитие науки дало резкое ускорение жизненных процессов; новые технологии в области коммуникации создали массовую культуру, а научно-технический прогресс унификацию форм общения и «технократическое мышление»; развитие массового производства дало массовое сознание и «мировые стандарты» потребления, в том числе духовных и культурных ценностей.

Детерминантами формирования молодежных субкультур на уровне группы являются групповые цели и нормы, а также аффилитивные факторы.

На уровне личности детерминантами формирования выступают: становление нового уровня самосознания, самооценки, мировоззрения, формирование идентичности, поиск смысла жизни, стремление к аутентичности.

Важнейшими социально-психологическими факторами детерминирую-щими формирование молодёжных субкультур, являются: подростковый (юношеский) период неопределённости, освобождение от семейной зависимости и проявление своей самостоятельности, конфликтность поведения. Плотность контактов и эффект анонимности снижают  социальный контроль подрастающего поколения. Всё это создает предпосылки для объединения молодых людей в разнообразные молодёжные субкультуры и является сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание в этих движениях, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

Библиографический список

1. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. – М.: Издательство «Директ-медиа», 2007. – 333 с.
2. Ильин В.В. Философия: Учебник. 3-е изд, доп., испр. – М.: Издательство «Проспект», 2021. – 480 с.
3. Макаренко А.С., Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко / под ред. Кондратовича Н.А. – М.: Издательство «Академический проект», 2006. – 976 с.
4. Немов Р.С. Психология: учебник : в 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии. – М.: Издательство «Владос», 2013. – 668 с.
5. Самыгин П.С., Кротов Д.В. Технологии социальной работы с лицами из групп риска: профилактика девиантного поведения молодежи 2-е изд., испр. и доп / Учебное пособие для СПО. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 284 с.
6. Шабанов JI.B. Социально-психологические характеристики моло-дежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. - Томск: Томский государственный ун-т, 2005. -399 с.
7. Эррера Л.М. Психологические аспекты изучения особенностей молодежных субкультур // Социология и жизнь. 2011. №3. - С.64-67.