Высокий информационный поток, который сопровождает современное общество, оказывает влияние на формирование подрастающего поколения. Человек современности становится многогранной личностью, отвечающей всем запросам общества. Пункт 7 статьи 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ провозглашает свободу выбора получения образования согласно склонностям и потребностям личности. Образовательная организация должна создать условия для самореализации каждого обучающегося, обеспечить развитие его способностей, основанное на предоставлении права выбора форм и методов обучения и воспитания педагогом и обучающимися [1]. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.2010 № Пр-271 провозглашает условия модернизации и инновационного развития современной школы [2]. Главной задачей образовательной организации является раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание в нем нравственных и патриотических чувств, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Образовательная организация должна создать такие условия, при которых выпускник мог бы самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. В первую очередь, он должен быть самостоятельной, коммуникабельной ↳Читать далее
Все статьи журнала
Личностные особенности женщин с различными репродуктивными установками
Репродуктивные установки, определяющие мотивацию женщин на деторождение, обусловлены рядом личностных и семейных факторов. Материнство относится к наиболее актуальным и активно развивающимся областям психологии. Феномен материнства, его значение и смысл могут меняться вместе с культурой. Ценности материнства все больше оттесняются ценностями саморазвития и самореализации, создание семьи может откладываться на более поздний срок. Происходит расстановка приоритетов с материнства, как ухода за ребёнком, в сторону внутреннего личностного образования женщины. Мотивационная сфера материнства является специфическим иерархическим личностным образованием, которое определяет ориентации в отношении к ребёнку. Мотивационная основа материнства формируется в течение всей жизни. От мотивационного компонента зависит качество разворачивающейся деятельности, что можно также отнести и к материнству. При этом мотивационная готовность к деятельности не говорит о наличии психологической готовности. Целью исследования стало изучение особенностей репродуктивных установок у женщин. Эмпирическое исследование проводилось с помощью следующего диагностического инструментария: анкетирование (составлен опросник для определения социальных представлений о материнстве); исследование личностных черт, особенностей реагирования и характеристики состояния с помощью ↳Читать далее
Диагностика развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе интерактивной игры
В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее умственное развитие ребёнка. Основная задача речевого развития ребенка — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение, поддерживать эмоциональный тон. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. У дошкольников, которые входят в состав логопедической группы, есть характерные речевые недостатки: — они плохо знают обиходные слова или употребляют их не совсем точно. Активная их лексика ↳Читать далее
Организация учебного процесса в системе дистанционного образования
В современных, быстро меняющихся экономически-кризисных условиях пандемии коронавируса учебным заведениям необходимо поддерживать образовательный процесс обучающихся на высоком уровне и быть максимально гибкими к стремительным изменениям. Одно из главных условий успешного нововведения – это умение оперативно подстраиваться под новые реалии современного мира. COVID-19 и меры, принятые для противодействия его распространению, оказали сильнейшее воздействие на нормальное функционирование организаций, осуществляющих свою деятельность в различных сферах и отраслях. Сфера образования не стала исключением. В целях предотвращения распространения инфекции с каждым годом мировая образовательная система все больше погружается в онлайн, используя электронное обучение. Не смотря на быструю адаптацию нынешней молодежи к последним инновационным разработкам различной компьютерной техники, вынужденное внедрение дистанционных форм обучения в образовательный процесс в большинстве случаев вызвал бурю негодования у обучающихся очной формы обучения. 19 сентября 2003 г. на Берлинской конференции министров европейских стран, ответственных за высшее образование, состоялось присоединение Российской Федерации к Болонской декларации. Процесс направлен на сближение и гармонизацию систем высшего ↳Читать далее
Открытые образовательные ресурсы, как инструмент подготовки преподавателя
Введение. Современный мир изменяется с каждым днем. Перемены происходят и в образовании. Развивается образовательное пространство, оно растет и увеличивается с помощью цифровой среды. Создаются образовательные платформы, разрабатываются электронные журналы и дневники, активно внедряется дистанционное образование, проводится больше тысячи онлайн-курсов, и это лишь малая часть цифровых технологий, которые прочно и успешно вошли в образовательную систему. Преподавателям стало проще готовиться к уроку, вся необходимая информация есть в интернете, и нет сложностей с подбором материала. Подготовка презентаций, выбор наглядного и дидактического материала, различные методические рекомендации, все это, стало доступным, не выходя из дома. Цель исследования – изучить образовательные ресурсы и определить, как студенты-магистры применяют их на практике. Основная часть. Впервые о цифровых технологиях заговорили в мире в конце 90-х годов прошлого века, когда появились интернет вещей (Internet of Things, сокращенно IoT) и цифровая экономика. В России о цифровизации заговорили лишь в начале 20-х годов. Период активного внедрения интернет-системы во все регионы нашей страны ↳Читать далее
Духовность в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили
Современная система отечественной педагогики развивается в условиях сложной социально-экономической и культурно-нравственной ситуации, сопровождающейся множеством негативных явлений, обобщенно именуемых кризисом духовности. Проявления кризиса различны – стагнация ценностных ориентиров, нравственности, явления конформизма, процветание манипулятивных методов в коммуникационной сфере и множество прочих. Естественным образом столь пагубная среда сказывается на системе образования и воспитания подрастающего поколения. Поэтому потребность приумножения присутствующих в отечественной педагогике гуманистических ценностей продолжает оставаться актуальной. Ш.А. Амонашвили – академик РАО, выдающийся педагог-ученый и практик, разработал и реализовал в экспериментальной деятельности целую концепцию взаимодействия обучающихся и педагога, основанную на личностном подходе и индивидуализации, практике сотрудничества и взаимопонимания [1]. Потребности современной школы в таком подходе сомнений не вызывают, поскольку только с опорой на личностно ориентированные технологии воспитания и принципы гуманной педагогики возможно достижение успешности в развитии индивидуальных возможностей ребенка, становления заложенных в нем от природы сил. Гуманно-личностная концепция предполагает, что педагоги, ее воплощающие, понимают внутреннюю природу каждого учащегося, принимают его право на индивидуальность. ↳Читать далее
Проблема формирования проектной компетенции у подростков в общеобразовательной организации
Мировые тенденции в сфере школьного образования показывают, что сегодня приоритетными становятся такие формы обучения, при которых во главу угла ставятся способы получения знаний. Успех процесса обучения обусловлен формированием у школьников умения преобразовывать получаемую информацию в знание. Следствием глубоких социальных перемен является смена образовательных парадигм как смещение акцентов в образовании с информационно-предметных позиций на личностно-ориентированные, творческо-развивающие. Отвечать на запросы времени можно двумя способами: экстенсивным и интенсивным. Экстенсивный подход может выражаться в расширении объема знаний, в увеличение количества дисциплин, изучаемых в школе. Очевидно, что наращивание объема неэффективно, так как психологические и физические возможности современных обучающихся не могут соответствовать тем задачам, которые ставятся перед ними. Интенсивный путь развития образования подразумевает качественные, а не количественные улучшения. Интенсивный путь развития системы образования может быть осуществлен в рамках компетентностного подхода. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Понятия «компетентностный подход», «компетенция», «компетентность» распространилось в российском образовании ↳Читать далее
Индивидуальный подход в воспитании трудных школьников
Самым ценным в нашем обществе является Человек. Его формирование как личности очень сложный и противоречивый процесс. На становление личности влияют и внутренние факторы, и внешние. Одним из внешних факторов является воспитание. Для некоторых детей путь к их духовной и нравственной зрелости может оказаться трудным. Одна из задач школы состоит в том, чтобы обеспечить развитие личности каждого ученика, в том числе и трудного подростка, создав для этого необходимые условия. Дети, которые имеют отклоняющееся от нормы поведение, не могут эффективно воспитываться по стандартам, для них требуется частный подход и особая педагогическая работа. В этом поможет индивидуальный подход. С помощью него педагог сможет выяснить причины возникновения «трудностей». Он скорректирует свою воспитательную деятельность так, что она благоприятно повлияет на формирование у ребенка интересов, способностей, склонностей. Понятие «трудный ребёнок» в педагогике и психологии. Довольно часто можно услышать термин «трудный ребенок», но одного точного определения до сих пор не существует. В социальной педагогике «трудный ребенок», этo ↳Читать далее
Опережающая практико-ориентированная подготовка бакалавра-педагога по физической культуре в вузе
Введение(Introduction). Учитывая новые требования к образовательным результатам обучающихся (школьников) при цифровой трансформации образования, необходимо внести изменения в требования к профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры направленные на овладение профессиональными умениями формировать УУД у обучающихся. Метапредметные умения и универсальные учебные действия (далее — УУД) обеспечивают общую функциональную грамотность, саморазвитие и самореализацию обучающимися. В этой связи определяются новые образовательные результаты: учебная, информационная, коммуникативная грамотность, грамотность в области здоровья и достичь их возможно, если развито мышление и сформировано самосознание человек [1, 2]. Учебная и информационная грамотность, является основой образовательной и информационной компетентности и основывается на познавательных и регулятивных УУД. Коммуникативная грамотность формируется через коммуникативные УУД и обеспечиваю социальную компетентность, формирование личностных характеристик обучающихся. Грамотность в области здоровья является основой безопасности и развития личности, и основывается на всех видах УУД. При реализации программ по физической культуре формирование УУД необходимо выполнять в процессе высокой двигательной активности обучающихся, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной ↳Читать далее
Понятие духовного мира личности
Существенной стороной духовной жизни является процесс удовлетворения духовных потребностей, который называется духовным потреблением. В процессе потребления ценностей культуры человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует себя[1] . Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Характеризуя духовность, В.П. Симонов, В.П. Ершов и Ю.П. Вяземский отмечают: во — первых, духовность есть такое состояние личностного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во-вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – ↳Читать далее