Индекс УДК 371.147
Дата публикации: 31.08.2022

Современные условия развития навыков импровизации у подростков на занятиях по бас-гитаре

Modern conditions for the development of improvisation skills among teenagers in bass guitar classes

Шарова Валерия Вячеславовна
Буторина Наталья Иннокентьевна

1. бакалавр ФГАОУ ВО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
2. доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Sharova Valeria Vyacheslavovna
Butorina Natalia Innokentievna

1. Bachelor of Russian State Vocational Pedagogical University
2. Associate Professor of the Department of Music and Computer Technologies
Russian State Vocational Pedagogical University
Аннотация: Одной из актуальных проблем современной музыкальной педагогики является развитие импровизационных навыков обучающихся. В статье предлагается определение понятия «навыки импровизации». Рассматриваются некоторые условия развития импровизационных навыков подростков детской музыкальной школы при освоении ими игры на данном музыкальном инструменте. Предложен алгоритм развития навыков импровизации с применением современной технологии. Раскрывается содержание комплекта фонограмм для развития предлагаемых навыков при исполнении современных музыкальных стилей.

Abstract: One of the urgent problems of modern music pedagogy is the development of improvisational skills of students. The article offers a definition of the concept of «improvisation skills». Some conditions for the development of improvisational skills of teenagers of a children’s music school when they master playing this musical instrument are considered. An algorithm for the development of improvisation skills using modern technology is proposed. The content of a set of honograms for the development of the proposed skills in the performance of modern musical styles is revealed.
Ключевые слова: навыки импровизации, подростки, условия развития навыков импровизации на бас-гитаре, комплект фонограмм.

Keywords: improvisation skills, teenagers, conditions for the development of improvisation skills on the bass guitar, a set of phonograms.


Развитие навыков импровизации на любом музыкальном инструменте является достаточно перспективной проблемой музыкально-педагогической теории и практики, что обусловливается значительными возможностями данного процесса не только в освоении инструментальной игры, но и в становлении исполнительского мастерства будущего музыканта.

Импровизация связана с моментом спонтанности, часто противопоставляется кропотливой работе. Зачастую термин «импровизация» употребляют в качестве «искусства мыслить и исполнять музыку одновременно» [6, с. 3], как процесс сочинения музыки, происходящий непосредственно во время ее исполнения [8].

Вопросы развития музыкальной импровизации в отечественной музыкально-педагогической практике разрабатывали В. Г. Коваленко [3]; Л. Н. Мун [9]; И. В. Овчаров [10]; В. О. Усачева [11]; А. Л. Маклыгин [4; 5]; О. П. Булаева, О. А. Геталова [2]; Л. М. Борухзон, Л. Л. Волчек [1]. Однако проблема развития навыков импровизации подростков детской музыкальной школы, в том числе при их обучении на таком современном музыкальном инструменте, как бас-гитара, практически не изучена.

Навыки импровизации представляют собой компоненты сознательно выработанных действий, которые частично автоматизируются, позволяя реализовать музыкальные знания и умения в процессе сочинения музыки при непосредственном ее исполнении.

Для освоения навыков импровизации, в том числе, при игре на бас-гитаре, можно использовать последовательно частичную, эпизодическую, целостно-непрерывную и полную импровизацию. Частичная случается, когда импровизируется лишь определенная часть фактуры. Эпизодическая импровизация чередуется с фрагментами сочиненной и не импровизируемой музыки. Целостно-непрерывная импровизация охватывает все временно́е развертывание звукового потока от начала до конца. Полная импровизация случается, когда импровизируется вся одновременно звучащая по вертикали фактура [6, с. 7].

Развитие импровизации в российском образовании активно стало внедряться в учебный процесс в ХХ веке с появлением в образовательных учреждениях джазовой специализации и включением предмета «Импровизации» в курс начальной музыкально-профессиональной, а также профессиональной подготовки исполнителей средних и высших музыкальных организаций.

Особенно актуально развитие навыков импровизации при освоении подростками детской музыкальной школы игры на музыкальных инструментах, входящих в состав эстрадно-джазовых ансамблей и оркестров, к которым относится и бас-гитара. Занятия по игре на данном инструменте в детской музыкальной школе регулируются образовательной программой в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» и является дополнительной предпрофессиональной программой.

Навыки импровизации на бас-гитаре, как и навыки исполнения на данном инструменте, тесно связаны с приемами игры на данном музыкальном инструменте, освоение которых способствует формированию музыкально-исполнительской техники.

В практике игры на бас-гитаре существует два основных способа звукоизвлечения: пальцами (пиццикато) и медиатором (плектром). Играя первым способом возможно применять различные приёмы: двумя пальцами, тремя или четырьмя. Менее распространенный, но очень популярный, способ звукоизвлечения – «слэп», когда струна звучит от удара о ладовые порожки. Чтобы добиться такого звучания необходимо ударить большим пальцем по отдельной струне, или подцепить указательным или средним пальцем. Возможно звукоизвлечение, которое называется «тэппинг». Оно осуществляется обеими руками при в резком зажатии струны на грифе.

Существуют и другие приемы игры на бас-гитаре, которые являются общими и широко применяются при игре на других музыкальных инструментах: легато, вибрато, глиссандо, стаккато. Некоторые применяются на многих струнных музыкальных инструментах, например, тремоло, вибрато, флажолет, арпеджио (перебор). Есть приёмы, которые используются только гитаристами, в том числе бас-гитаристами (бенд).

К навыкам импровизации на бас-гитаре, которые формируются на основе владения приведенными техническими приемами игры, относятся: ритмическая, гармоническая, мелодическая импровизации, а также их комбинации. При игре на бас-гитаре обычно происходит ритмико-гармоническая, ритмико-мелодическая или мелодическая импровизация. Причем, для успешного развития навыков импровизации необходимо: развитие слуховых метроритмических, мелодических и гармонических ощущений; систематическая работа по освоению практических упражнений по импровизации; мелодический и гармонический анализ музыкальной ткани; сочинение и досочинение музыкальных фрагментов; подбор и транспонирование мелодий и гармоний и т.д. Кроме того, важным условием

развития навыков импровизации на бас-гитаре является знакомство с особенностями музыкального стиля, который задает фактуру, ритм, гармоническую схему, темп и другие средства музыкальной выразительности.

Знакомство с музыкальным стилем, изучение которого необходимо для импровизации на бас-гитаре, предполагает его теоретическое освоение, анализ партий бас-гитары в заданном стиле, исполнение по нотам нескольких произведений в данном стиле. Далее следует обобщить всю полученную информацию и начать осваивать простые упражнения импровизации с основным ритмико-гармоническим рисунком, который должен складываться в хороший грув. Основными упражнениями на развитие навыков импровизации на бас-гитаре могут являются фрагменты музыкальных произведений в определенном стиле. Затем освоенный ритмико-гармонический рисунок можно заполнять, постепенно усложняя импровизационную партию.

После освоения частичной и эпизодической импровизации наиболее подготовленные подростки могут переходить к целостно-непрерывной и полной импровизации.

Основными методами работы при этом становится выполнение алгоритма следующих действий:

  • восприятие и анализ эталонных произведений;
  • составление и исполнение примерных импровизационных схем басового соло;
  • импровизационная игра в ансамбле с другими инструментами вреальном звучании или с применением фонограммы-«минус» с пропуском басовой партии.

Возможности применения фонограммы-«минус» с пропуском басовой партии при освоении подростками импровизационной игры позволило определить перспективное направление решения проблемы развития навыков импровизации на бас-гитаре у подростков детской музыкальной школы, а именно, создание и последующее успешное использование специального комплекта фонограмм для обучающихся.

Переходя к рассмотрению разработанного комплекта, приведем определение В. А. Шлыковой, в котором фонограмма представлена в качестве уникальной совокупности содержания и звукового образа, зафиксированной на звуковом носителе [12, с. 6]. При этом следует уточнить, что музыкальная фонограмма с пропуском ведущей или любой другой партии музыкального произведения обычно называется «фонограмма-минус», или «минусовка». Данная разновидность фонограммы в словаре синонимов В. Н. Тришина определяется как музыкальное сопровождение, музыкальный аккомпанемент [7]. Причем, минусовые фонограммы могут быть записаны с помощью реальных музыкальных инструментов или виртуальных миди-инструментов.

Содержание специально разработанного комплекта фонограмм для занятий по бас-гитаре в детской музыкальной школе основывалось на требованиях образовательной программы ПО.01.УП.01. «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)». Данная программа предусматривает подготовку обучающихся в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» и является дополнительной предпрофессиональной программой, прежде всего, определившей выбор музыкальных произведений для создания комплекта фонограмм. Кроме образовательной программы ориентиром для создания рассматриваемого комплекта фонограмм стал репертуар эстрадно-джазового оркестра детской музыкальной школы, где планировалась апробация продукта – МБУК ДО «Екатеринбургская детская музыкальная школа № 12» им. С. С. Прокофьева (г. Екатеринбург).

Содержание комплект фонограмм для развития навыков импровизации включает следующие компоненты: пояснительную записку; теоретические сведения о музыкальных стилях; фонограммы произведений («минус» и «плюс»), предлагаемых в разных темпах (от трех до пяти вариантов); нотный текст партии бас-гитары; музыкальные схемы произведения для импровизации; упражнения для импровизации в определенном стиле, составленные из фрагментов осваиваемых музыкальных произведении; рабочий файл музыкального произведения в формате Sibelius.

«Пояснительная записка» определяет цель и задачи комплекта, структуру его элементов и назначение данного образовательного ресурса. В ней подчеркивается целевая учебная аудитория, подростки детской музыкальной школы, осваивающие импровизационную игру на бас-гитаре. При этом следует подчеркнуть, что использование данного комплекта фонограмм возможно на занятиях по бас-гитаре и в других образовательных учреждениях (в т. ч. профессионального уровня обучения), а также в самостоятельном освоении игры на бас-гитаре обучающимися разного возраста, начиная с 12-13 лет. Цель комплекта фонограмм – развитие навыков импровизации у подростков на занятиях по бас-гитаре в детской музыкальной школе.

В «Пояснительной записке» представлены используемые для создания фонограмм произведения, принадлежащие трем современным музыкальным стилям: «Wholе lotta shaking going on» автора Jerry Lee Lewis (в стиле рок-н-ролл); «My Cherie amour» автора Stewie Wonder (в стиле боса-нова); «Sing, Sing, Sing» из репертуара оркестра Бенни Гудмана (в стиле свинг). соответствующие ФГТ в области музыкального образования и образовательной программе по специальному инструменту бас-гитара.

В «Пояснительной записке» указывается, что в комплекте фонограмм каждое музыкальное произведение представлено следующими компонентами:

  • фонограммой-«плюс» в формате mp3;
  • фонограммой-«минус», с исключенной партией бас-гитары, в формате mp3;
  • упражнениями для освоения партии инструмента в заданном стиле иразвития навыков импровизации;
  • схемой музыкального произведения, отражающей структуру произведения, его тональность и основные функции аккордов;
  • теоретическими сведениями об основных характеристиках музыкального стиля (мелодия, метроритм, гармония, форма и т.д.), представленного в данном конкретном произведении;
  • музыкальным файлом произведения, выполненным в программе Sibelius.

В «Пояснительной записке» также предлагается алгоритм работы по развитию импровизационных навыков с каждым произведением, что предписывает прочтение теоретических сведений, прослушивание фонограммы-«плюс», анализ схемы произведения. Далее, следуя алгоритму, обучающемуся необходимо подобрать партию бас-гитары анализируемого произведении по предложенным схемам. При неудаче необходимо обратиться к разработанным упражнениям, имеющим три уровня сложности.

При этом данные упражнения полезно осваивать последовательно от простого к наиболее сложному. Независимо от уровня сложности в упражнениях предлагаются музыкальные фрагменты в заданном стиле, а партия бас-гитары изложена проще, чем в оригинальной фонограмме «плюс». Прослушав фрагмент-упражнение, необходимо подобрать партию бас-гитары данного фрагмента. При возникновении трудности при подборе партии, можно опереться на партию бас-гитары, предложенную отдельно от фонограммы «плюс». На случай неудачи в комплекте упражнений предусмотрен нотный вариант партии бас-гитары для каждого упражнения. После освоения трех упражнений, обучающийся подготовлен к импровизационному исполнению всего произведения.

В заключении «Пояснительной записки» определяются следующие функции фонограммы как средства развития навыков импровизации подростков»: формирует навык самостоятельного построения партии бас-гитары, ее гармонизации; развивает умение ориентироваться в гармонии, ритме и форме музыкального произведения в целом; развивает способности обучающихся в исполнении музыки в различных стилях; формирует умение подбирать партию бас-гитары по слуху; развивает музыкальную память подростков.

Компонент комплекта фонограмм «Теоретические сведения о музыкальных стилях» включают в себя ключевую информацию о стиле, в также примеры знаковых музыкальных произведений и партий для бас-гитары в заданном стиле.

Следующий компонент комплекта «Фонограмма №1 (“минус” и “плюс”)» предлагает произведение в стиле рок-н-ролл «Wholе lotta shaking going on» композитора Jerry Lee Lewis`а в разных темпах от трех до пяти вариантов: 80, 100, 120, 140, 160 ударов в минуту.

Наиболее важная часть рок-н-рольного грува – это бэкбит, отличающийся акцентами на вторую и четвертую доли такта, которые обычно поддерживаются бочкой. Зачастую партии музыкальных инструментов в рассматриваемом стиле оформлены в рок-н-ролльные риффы.

Гармонически рок-н-ролл использует блюзовые, диатонические или модальные прогрессии, а также аккорды с седьмой ступенью (септаккорды).

Распространенные размеры – 4/4 и 12/8. В качестве исключения используется трехдольный размер. Музыкальная форма произведения в стиле рок-н-ролл, чаще всего, укладывается в двенадцать тактов.

Партия бас-гитары зачастую исполняет повторяющийся риффовый аккомпанемент по основным ступеням аккордовых функции (см. рис. 1). Басовая линия отрывистая, исполняется стаккато. Особенное внимание обращается на выразительное исполнение акцентов в тех частях рок-н-ролльного произведения, где происходит смена квадрата.

Рис. 1 – Примеры риффов в басовой партии произведений в стиле рок-н-ролл

Изначально в рок-н-ролле исполнение на бас-гитаре осуществлялось пальцами (прием апояндо), что связано с влиянием контрабаса, а также новизной и малой распространенностью бас-гитар. Однако уже в раннем творчестве группы «The Beatles» Пол Маккартни начинает применять плектр при игре на бас-гитаре. Эти два приема сегодня используются при исполнении на бас-гитаре, их применение зависит от конкретной школы обучения и исполнительских задач, стоящих перед музыкантом.

«Фонограмма №2 (“минус” и “плюс”)» предлагает произведение в стиле боса-нова «My Cherie amour» автора Stewie Wonder в разных темпах.

Стиль боса-нова зародился в Бразилии, его истоками являются местный бразильский фольклор (самба и байау) и джаз (особенно кул-джаз и блюз).

Главными в данном стиле является акустическая гитара с нейлоновыми струнами и вокал. Этот стиль отличается песенным характером, поэтому чаще всего сочинение композиции боса-нова начинается с записи мелодии для голоса, а уже потом к ней подбирается аккомпанемент. При исполнении произведения в большом составе музыкального ансамбля часто используются такие инструменты, как: перкуссия, фортепиано, бас-гитара, ударная установка и электрогитара.

Кроме того, стиль боса-нова отличает ритм, основанный на стабильно повторяющихся синкопированных двухтактовых формулах (см. рис. 2).

Рис. 2 – Ритмоформула стиля боса-нова с характерными синкопами

Ритм, исполняемый бас-гитарой, представляет собой повторяющийся паттерн длиной в один или два такта, в котором каждый аккорд занимает длительность в две либо три доли. Например, в размере 4/4 каждый аккорд имеет продолжительность в две либо три восьмые ноты.

Гармонический язык стиля боса-нова схож со стандартной джазовой гармонией: простых трезвучий, как правило, не встречается; нередко используются хроматические и диатонические аккорды, септаккорды, нонаккорды, тритоновые замены и альтерации.

Форма произведений боса-нова корнями уходит в традиционный джаз, в его стандарт: А1, А2, В, А3. После проведения темы часто звучит импровизация.

Произведения в стиле боса-нова традиционно пишется в двудольном размере, хотя многие музыканты Северной Америки и Европы применяют при игре размер 4/4. В самом начале своего развития стиль боса-нова характеризовался размером 2/4, сейчас применяют 4/4 и, реже, размер 2/2.

Партия бас-гитары исполняет синкопированно изложенные основные ступени аккорда, причем этот ритм схож с партией ритм-гитары. Важная характеристика, отличающая исполнение партий бас-гитары в стиле боса-нова от партий в стиле джаз, рок или других, – обязательное акцентирование слабых долей. Для европейской школы необычно то, что исполнение произведений в стиле боса-нова на ее родине осуществляется на бас-гитаре большим пальцем правой руки. Это не является принципиальным моментом, сегодня повсеместно применяют и прием апояндо (игра двумя пальцами) подобно исполнению джаза на контрабасе.

Компонент комплекта «Фонограмма №3 (“минус” и “плюс”)» предлагает произведение в стиле свинг «Sing, Sing, Sing» из репертуара оркестра Бенни Гудмана в разных темпах.

Свинг вошел в историю как джазовый стиль больших оркестров – биг-бэндов, с определенным составом музыкальных инструментов, среди которых следует отметить фортепиано, электрогитару, бас-гитару, барабанную установку, вариативно – вокал. Определяющими инструментами биг-бенда, а, следовательно, и стиля свинг являются трубы, тромбоны, саксофоны, флейты и кларнеты.

В стиле свинг применяются размеры 4/4 и 3/4, а также джазовая форма, за которой прочно закрепилась модель, объединяющая несколько следующих друг за другом хорусов, организованных по определенному шаблону. Гармоническое наполнение этих субструктур осуществляется в свинге по определенному стереотипу: за начальными, развивающими и каденционными оборотами закрепились определенные гармонические прогрессии.

Гармонический язык свинга представляет собой комплекс, в котором очень наглядно проявляется переплетение фольклорных и профессиональных истоков джаза. Система звуковысотной организации имеет в своей основе европейскую тональность, подвергшуюся влияниям негритянского вокального исполнительства.

Звукорядный состав лада расширен за счет III, V и VII низких (условно) блюзовых ступеней, ведущих свое происхождение от фольклорного лабильного интонирования. Принципы аккордообразования также являются наследием европейской музыки. Основная структура аккордики – терцовая, с небольшими усложнениями за счет введения побочных тонов (секстовых и квартовых), отражающих специфику негритянских dirty-tone.

Одной из главных особенностей стиля свинг является метроритм. Пульс разделен неравномерно, так что определенные подразделения (восьмая либо шестнадцатая нота) чередуются между длинной и короткой длительностью. При этом отношение первой и второй длительности может варьироваться: первая нота каждой пары длительностей часто исполняется вдвое длиннее второй, создавая ощущение триплета. На практике это соотношение между парными длительностями менее определенное и гораздо более тонкое.

Самый распространенный тип партии бас-гитары в стиле свинг имеет название «шагающий бас», который характеризуется исполнением четвертных нот на каждую долю и создает непрерывное ритмическое движение. Правильное исполнение «шагающего баса» предполагает исполнение на сильные доли такта примы или квинты аккорда, а на слабые доли – их диатонические или хроматические заполнения.

Нотный текст партии бас-гитары – это примерная полноценная партия бас-гитары в конкретном произведении. Уровень сложности партии должен быть достаточен для освоения подростками в музыкальной школе и для исполнения вместе с фонограммой. Примерной каждая партия бас-гитары является не только потому, что в процессе исполнения (импровизации) она может меняться юным бас-гитаристом. Дело еще в том, что данная партия может самостоятельно составляться подростком под руководством педагога с учетом вкусовых потребностей и технических возможностей обучающегося. Повторяющиеся части в рассматриваемом нотном тексте представляют собой символ simile – то есть «исполнять то же самое, похоже».

Музыкальная схема произведения содержит в себе выходную информацию о произведении (стиль, название, композитор), тональности, последовательности аккордов.

Упражнения для освоения музыкального произведения и стиля включают в себя упрощенные партии бас-гитары для заданного произведения в определенном стиле, которые дополнены нотным текстом. Они являются нарезками фрагментов из полного файла фонограммы.

Рабочий файл музыкального произведения в формате Sibelius необходим для корректирования задач учителя и индивидуализации педагогического процесса. С помощью данного файла становится возможным изменение тональности, темпа, отдельных партий без потери качества фонограммы.

В заключении необходимо подчеркнуть, что музыкальная импровизация на бас-гитаре подразумевает воспроизведение (одновременное сочинение и исполнение произведения) в определенном стиле его характерных особенностей, прежде всего, ритма, мелодических движений, гармонии и формы на основе применения достаточно развитых приемов исполнительской техники и выразительной игры.

Наряду с традиционными педагогическими условиями, в том числе методами обучения игре на музыкальном инструменте, в детской музыкальной школе сегодня могут применяться современные технологии развития навыков импровизации на занятиях по бас-гитаре, в частности, специально разработанное и представленное содержание комплекта фонограмм. Данный комплект был успешно апробирован в 2021-22 учебном году в МБУК ДО «Екатеринбургская детская музыкальная школа № 12» им. С. С. Прокофьева (г. Екатеринбург), что позволяет рекомендовать данный комплект для внедрения в практику развития навыков импровизации на занятиях по бас-гитаре в детских музыкальных школах.

Перспективным направлением проведенного исследования может стать создание подобных комплектов фонограмм для развития навыков импровизации, прежде всего, на эстрадно-джазовых музыкальных инструментах в организациях всех уровней музыкального образования.

Библиографический список

1. Борухзон, Л. М. Азбука музыкальной фантазии: пособие для детей младшего и школьного возраста по развитию творческих навыков / Л. М. Борухзон, Л. Л. Волчек. Санкт-Петербург: Композитор, 1996. 43 с. Текст: непосредственный.
2. Булаева, О. П. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь V: Золотая секвенция. Песня. Модуляция. Буквенное обозначение аккордов. Новые гармонические краски / О. П. Булаева, О. А. Геталова. Санкт-Петербург: Композитор, 2002. 52 с. Текст: непосредственный.
3. Коваленко, В. Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: историко-культурный и дидактический аспекты: автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения / Виктория Геннадьевна Коваленко, Ростов-на-Дону, 1995. 24 с. Текст: непосредственный.
4. Маклыгин, А. Л. Импровизируем на фортепиано. Фактурные рисунки: учеб. пособие для музыкальной школы / А. Л. Маклыгин. Москва: Престо, 1999. Вып. 2. 32 с. Текст: непосредственный.
5. Маклыгин, А. Л. Импровизируем на фортепиано. Элементарная гармония: учеб. пособие для музыкальной школы / А. Л. Маклыгин. Москва: Престо, 1997. Вып. 1. 33 с. Текст: непосредственный.
6. Мальцев, С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. Москва: Музыка. 1991. 85 с. Текст: непосредственный.
7. Минусовка // Словарь синонимов ASIS. Ред. В. Н. Тришин. 2013. Текст: непосредственный.
8. Музыкальная импровизация // Словари и энциклопедии на академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1799163/. Текст: электронный.
9. Мун, Л. Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Людмила Николаевна Мун. Москва, 2001. 171 с. Текст: непосредственный.
10. Овчаров, И. В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: диссертация ... кандидата педагогических наук / Игорь Владимирович Овчаров. Белгород, 2011. 150 с. Текст: непосредственный.
11. Усачева, В. О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей: автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук / В. О. Усачева. Москва, 2002. 34 с. Текст: непосредственный.
12. Шпаковская, Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей: автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / Екатерина Борисовна Шпаковская. Санкт-Петербург, 2002. 21 с. Текст: непосредственный.