Abstract: One of the urgent problems of modern music pedagogy is the development of improvisational skills of students. The article offers a definition of the concept of «improvisation skills». Some conditions for the development of improvisational skills of teenagers of a children’s music school when they master playing this musical instrument are considered. An algorithm for the development of improvisation skills using modern technology is proposed. The content of a set of honograms for the development of the proposed skills in the performance of modern musical styles is revealed.
Keywords: improvisation skills, teenagers, conditions for the development of improvisation skills on the bass guitar, a set of phonograms.
Развитие навыков импровизации на любом музыкальном инструменте является достаточно перспективной проблемой музыкально-педагогической теории и практики, что обусловливается значительными возможностями данного процесса не только в освоении инструментальной игры, но и в становлении исполнительского мастерства будущего музыканта.
Импровизация связана с моментом спонтанности, часто противопоставляется кропотливой работе. Зачастую термин «импровизация» употребляют в качестве «искусства мыслить и исполнять музыку одновременно» [6, с. 3], как процесс сочинения музыки, происходящий непосредственно во время ее исполнения [8].
Вопросы развития музыкальной импровизации в отечественной музыкально-педагогической практике разрабатывали В. Г. Коваленко [3]; Л. Н. Мун [9]; И. В. Овчаров [10]; В. О. Усачева [11]; А. Л. Маклыгин [4; 5]; О. П. Булаева, О. А. Геталова [2]; Л. М. Борухзон, Л. Л. Волчек [1]. Однако проблема развития навыков импровизации подростков детской музыкальной школы, в том числе при их обучении на таком современном музыкальном инструменте, как бас-гитара, практически не изучена.
Навыки импровизации представляют собой компоненты сознательно выработанных действий, которые частично автоматизируются, позволяя реализовать музыкальные знания и умения в процессе сочинения музыки при непосредственном ее исполнении.
Для освоения навыков импровизации, в том числе, при игре на бас-гитаре, можно использовать последовательно частичную, эпизодическую, целостно-непрерывную и полную импровизацию. Частичная случается, когда импровизируется лишь определенная часть фактуры. Эпизодическая импровизация чередуется с фрагментами сочиненной и не импровизируемой музыки. Целостно-непрерывная импровизация охватывает все временно́е развертывание звукового потока от начала до конца. Полная импровизация случается, когда импровизируется вся одновременно звучащая по вертикали фактура [6, с. 7].
Развитие импровизации в российском образовании активно стало внедряться в учебный процесс в ХХ веке с появлением в образовательных учреждениях джазовой специализации и включением предмета «Импровизации» в курс начальной музыкально-профессиональной, а также профессиональной подготовки исполнителей средних и высших музыкальных организаций.
Особенно актуально развитие навыков импровизации при освоении подростками детской музыкальной школы игры на музыкальных инструментах, входящих в состав эстрадно-джазовых ансамблей и оркестров, к которым относится и бас-гитара. Занятия по игре на данном инструменте в детской музыкальной школе регулируются образовательной программой в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» и является дополнительной предпрофессиональной программой.
Навыки импровизации на бас-гитаре, как и навыки исполнения на данном инструменте, тесно связаны с приемами игры на данном музыкальном инструменте, освоение которых способствует формированию музыкально-исполнительской техники.
В практике игры на бас-гитаре существует два основных способа звукоизвлечения: пальцами (пиццикато) и медиатором (плектром). Играя первым способом возможно применять различные приёмы: двумя пальцами, тремя или четырьмя. Менее распространенный, но очень популярный, способ звукоизвлечения – «слэп», когда струна звучит от удара о ладовые порожки. Чтобы добиться такого звучания необходимо ударить большим пальцем по отдельной струне, или подцепить указательным или средним пальцем. Возможно звукоизвлечение, которое называется «тэппинг». Оно осуществляется обеими руками при в резком зажатии струны на грифе.
Существуют и другие приемы игры на бас-гитаре, которые являются общими и широко применяются при игре на других музыкальных инструментах: легато, вибрато, глиссандо, стаккато. Некоторые применяются на многих струнных музыкальных инструментах, например, тремоло, вибрато, флажолет, арпеджио (перебор). Есть приёмы, которые используются только гитаристами, в том числе бас-гитаристами (бенд).
К навыкам импровизации на бас-гитаре, которые формируются на основе владения приведенными техническими приемами игры, относятся: ритмическая, гармоническая, мелодическая импровизации, а также их комбинации. При игре на бас-гитаре обычно происходит ритмико-гармоническая, ритмико-мелодическая или мелодическая импровизация. Причем, для успешного развития навыков импровизации необходимо: развитие слуховых метроритмических, мелодических и гармонических ощущений; систематическая работа по освоению практических упражнений по импровизации; мелодический и гармонический анализ музыкальной ткани; сочинение и досочинение музыкальных фрагментов; подбор и транспонирование мелодий и гармоний и т.д. Кроме того, важным условием
развития навыков импровизации на бас-гитаре является знакомство с особенностями музыкального стиля, который задает фактуру, ритм, гармоническую схему, темп и другие средства музыкальной выразительности.
Знакомство с музыкальным стилем, изучение которого необходимо для импровизации на бас-гитаре, предполагает его теоретическое освоение, анализ партий бас-гитары в заданном стиле, исполнение по нотам нескольких произведений в данном стиле. Далее следует обобщить всю полученную информацию и начать осваивать простые упражнения импровизации с основным ритмико-гармоническим рисунком, который должен складываться в хороший грув. Основными упражнениями на развитие навыков импровизации на бас-гитаре могут являются фрагменты музыкальных произведений в определенном стиле. Затем освоенный ритмико-гармонический рисунок можно заполнять, постепенно усложняя импровизационную партию.
После освоения частичной и эпизодической импровизации наиболее подготовленные подростки могут переходить к целостно-непрерывной и полной импровизации.
Основными методами работы при этом становится выполнение алгоритма следующих действий:
- восприятие и анализ эталонных произведений;
- составление и исполнение примерных импровизационных схем басового соло;
- импровизационная игра в ансамбле с другими инструментами вреальном звучании или с применением фонограммы-«минус» с пропуском басовой партии.
Возможности применения фонограммы-«минус» с пропуском басовой партии при освоении подростками импровизационной игры позволило определить перспективное направление решения проблемы развития навыков импровизации на бас-гитаре у подростков детской музыкальной школы, а именно, создание и последующее успешное использование специального комплекта фонограмм для обучающихся.
Переходя к рассмотрению разработанного комплекта, приведем определение В. А. Шлыковой, в котором фонограмма представлена в качестве уникальной совокупности содержания и звукового образа, зафиксированной на звуковом носителе [12, с. 6]. При этом следует уточнить, что музыкальная фонограмма с пропуском ведущей или любой другой партии музыкального произведения обычно называется «фонограмма-минус», или «минусовка». Данная разновидность фонограммы в словаре синонимов В. Н. Тришина определяется как музыкальное сопровождение, музыкальный аккомпанемент [7]. Причем, минусовые фонограммы могут быть записаны с помощью реальных музыкальных инструментов или виртуальных миди-инструментов.
Содержание специально разработанного комплекта фонограмм для занятий по бас-гитаре в детской музыкальной школе основывалось на требованиях образовательной программы ПО.01.УП.01. «Специальность и чтение с листа (бас-гитара)». Данная программа предусматривает подготовку обучающихся в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра» и является дополнительной предпрофессиональной программой, прежде всего, определившей выбор музыкальных произведений для создания комплекта фонограмм. Кроме образовательной программы ориентиром для создания рассматриваемого комплекта фонограмм стал репертуар эстрадно-джазового оркестра детской музыкальной школы, где планировалась апробация продукта – МБУК ДО «Екатеринбургская детская музыкальная школа № 12» им. С. С. Прокофьева (г. Екатеринбург).
Содержание комплект фонограмм для развития навыков импровизации включает следующие компоненты: пояснительную записку; теоретические сведения о музыкальных стилях; фонограммы произведений («минус» и «плюс»), предлагаемых в разных темпах (от трех до пяти вариантов); нотный текст партии бас-гитары; музыкальные схемы произведения для импровизации; упражнения для импровизации в определенном стиле, составленные из фрагментов осваиваемых музыкальных произведении; рабочий файл музыкального произведения в формате Sibelius.
«Пояснительная записка» определяет цель и задачи комплекта, структуру его элементов и назначение данного образовательного ресурса. В ней подчеркивается целевая учебная аудитория, подростки детской музыкальной школы, осваивающие импровизационную игру на бас-гитаре. При этом следует подчеркнуть, что использование данного комплекта фонограмм возможно на занятиях по бас-гитаре и в других образовательных учреждениях (в т. ч. профессионального уровня обучения), а также в самостоятельном освоении игры на бас-гитаре обучающимися разного возраста, начиная с 12-13 лет. Цель комплекта фонограмм – развитие навыков импровизации у подростков на занятиях по бас-гитаре в детской музыкальной школе.
В «Пояснительной записке» представлены используемые для создания фонограмм произведения, принадлежащие трем современным музыкальным стилям: «Wholе lotta shaking going on» автора Jerry Lee Lewis (в стиле рок-н-ролл); «My Cherie amour» автора Stewie Wonder (в стиле боса-нова); «Sing, Sing, Sing» из репертуара оркестра Бенни Гудмана (в стиле свинг). соответствующие ФГТ в области музыкального образования и образовательной программе по специальному инструменту бас-гитара.
В «Пояснительной записке» указывается, что в комплекте фонограмм каждое музыкальное произведение представлено следующими компонентами:
- фонограммой-«плюс» в формате mp3;
- фонограммой-«минус», с исключенной партией бас-гитары, в формате mp3;
- упражнениями для освоения партии инструмента в заданном стиле иразвития навыков импровизации;
- схемой музыкального произведения, отражающей структуру произведения, его тональность и основные функции аккордов;
- теоретическими сведениями об основных характеристиках музыкального стиля (мелодия, метроритм, гармония, форма и т.д.), представленного в данном конкретном произведении;
- музыкальным файлом произведения, выполненным в программе Sibelius.
В «Пояснительной записке» также предлагается алгоритм работы по развитию импровизационных навыков с каждым произведением, что предписывает прочтение теоретических сведений, прослушивание фонограммы-«плюс», анализ схемы произведения. Далее, следуя алгоритму, обучающемуся необходимо подобрать партию бас-гитары анализируемого произведении по предложенным схемам. При неудаче необходимо обратиться к разработанным упражнениям, имеющим три уровня сложности.
При этом данные упражнения полезно осваивать последовательно от простого к наиболее сложному. Независимо от уровня сложности в упражнениях предлагаются музыкальные фрагменты в заданном стиле, а партия бас-гитары изложена проще, чем в оригинальной фонограмме «плюс». Прослушав фрагмент-упражнение, необходимо подобрать партию бас-гитары данного фрагмента. При возникновении трудности при подборе партии, можно опереться на партию бас-гитары, предложенную отдельно от фонограммы «плюс». На случай неудачи в комплекте упражнений предусмотрен нотный вариант партии бас-гитары для каждого упражнения. После освоения трех упражнений, обучающийся подготовлен к импровизационному исполнению всего произведения.
В заключении «Пояснительной записки» определяются следующие функции фонограммы как средства развития навыков импровизации подростков»: формирует навык самостоятельного построения партии бас-гитары, ее гармонизации; развивает умение ориентироваться в гармонии, ритме и форме музыкального произведения в целом; развивает способности обучающихся в исполнении музыки в различных стилях; формирует умение подбирать партию бас-гитары по слуху; развивает музыкальную память подростков.
Компонент комплекта фонограмм «Теоретические сведения о музыкальных стилях» включают в себя ключевую информацию о стиле, в также примеры знаковых музыкальных произведений и партий для бас-гитары в заданном стиле.
Следующий компонент комплекта «Фонограмма №1 (“минус” и “плюс”)» предлагает произведение в стиле рок-н-ролл «Wholе lotta shaking going on» композитора Jerry Lee Lewis`а в разных темпах от трех до пяти вариантов: 80, 100, 120, 140, 160 ударов в минуту.
Наиболее важная часть рок-н-рольного грува – это бэкбит, отличающийся акцентами на вторую и четвертую доли такта, которые обычно поддерживаются бочкой. Зачастую партии музыкальных инструментов в рассматриваемом стиле оформлены в рок-н-ролльные риффы.
Гармонически рок-н-ролл использует блюзовые, диатонические или модальные прогрессии, а также аккорды с седьмой ступенью (септаккорды).
Распространенные размеры – 4/4 и 12/8. В качестве исключения используется трехдольный размер. Музыкальная форма произведения в стиле рок-н-ролл, чаще всего, укладывается в двенадцать тактов.
Партия бас-гитары зачастую исполняет повторяющийся риффовый аккомпанемент по основным ступеням аккордовых функции (см. рис. 1). Басовая линия отрывистая, исполняется стаккато. Особенное внимание обращается на выразительное исполнение акцентов в тех частях рок-н-ролльного произведения, где происходит смена квадрата.
Рис. 1 – Примеры риффов в басовой партии произведений в стиле рок-н-ролл
Изначально в рок-н-ролле исполнение на бас-гитаре осуществлялось пальцами (прием апояндо), что связано с влиянием контрабаса, а также новизной и малой распространенностью бас-гитар. Однако уже в раннем творчестве группы «The Beatles» Пол Маккартни начинает применять плектр при игре на бас-гитаре. Эти два приема сегодня используются при исполнении на бас-гитаре, их применение зависит от конкретной школы обучения и исполнительских задач, стоящих перед музыкантом.
«Фонограмма №2 (“минус” и “плюс”)» предлагает произведение в стиле боса-нова «My Cherie amour» автора Stewie Wonder в разных темпах.
Стиль боса-нова зародился в Бразилии, его истоками являются местный бразильский фольклор (самба и байау) и джаз (особенно кул-джаз и блюз).
Главными в данном стиле является акустическая гитара с нейлоновыми струнами и вокал. Этот стиль отличается песенным характером, поэтому чаще всего сочинение композиции боса-нова начинается с записи мелодии для голоса, а уже потом к ней подбирается аккомпанемент. При исполнении произведения в большом составе музыкального ансамбля часто используются такие инструменты, как: перкуссия, фортепиано, бас-гитара, ударная установка и электрогитара.
Кроме того, стиль боса-нова отличает ритм, основанный на стабильно повторяющихся синкопированных двухтактовых формулах (см. рис. 2).
Рис. 2 – Ритмоформула стиля боса-нова с характерными синкопами
Ритм, исполняемый бас-гитарой, представляет собой повторяющийся паттерн длиной в один или два такта, в котором каждый аккорд занимает длительность в две либо три доли. Например, в размере 4/4 каждый аккорд имеет продолжительность в две либо три восьмые ноты.
Гармонический язык стиля боса-нова схож со стандартной джазовой гармонией: простых трезвучий, как правило, не встречается; нередко используются хроматические и диатонические аккорды, септаккорды, нонаккорды, тритоновые замены и альтерации.
Форма произведений боса-нова корнями уходит в традиционный джаз, в его стандарт: А1, А2, В, А3. После проведения темы часто звучит импровизация.
Произведения в стиле боса-нова традиционно пишется в двудольном размере, хотя многие музыканты Северной Америки и Европы применяют при игре размер 4/4. В самом начале своего развития стиль боса-нова характеризовался размером 2/4, сейчас применяют 4/4 и, реже, размер 2/2.
Партия бас-гитары исполняет синкопированно изложенные основные ступени аккорда, причем этот ритм схож с партией ритм-гитары. Важная характеристика, отличающая исполнение партий бас-гитары в стиле боса-нова от партий в стиле джаз, рок или других, – обязательное акцентирование слабых долей. Для европейской школы необычно то, что исполнение произведений в стиле боса-нова на ее родине осуществляется на бас-гитаре большим пальцем правой руки. Это не является принципиальным моментом, сегодня повсеместно применяют и прием апояндо (игра двумя пальцами) подобно исполнению джаза на контрабасе.
Компонент комплекта «Фонограмма №3 (“минус” и “плюс”)» предлагает произведение в стиле свинг «Sing, Sing, Sing» из репертуара оркестра Бенни Гудмана в разных темпах.
Свинг вошел в историю как джазовый стиль больших оркестров – биг-бэндов, с определенным составом музыкальных инструментов, среди которых следует отметить фортепиано, электрогитару, бас-гитару, барабанную установку, вариативно – вокал. Определяющими инструментами биг-бенда, а, следовательно, и стиля свинг являются трубы, тромбоны, саксофоны, флейты и кларнеты.
В стиле свинг применяются размеры 4/4 и 3/4, а также джазовая форма, за которой прочно закрепилась модель, объединяющая несколько следующих друг за другом хорусов, организованных по определенному шаблону. Гармоническое наполнение этих субструктур осуществляется в свинге по определенному стереотипу: за начальными, развивающими и каденционными оборотами закрепились определенные гармонические прогрессии.
Гармонический язык свинга представляет собой комплекс, в котором очень наглядно проявляется переплетение фольклорных и профессиональных истоков джаза. Система звуковысотной организации имеет в своей основе европейскую тональность, подвергшуюся влияниям негритянского вокального исполнительства.
Звукорядный состав лада расширен за счет III, V и VII низких (условно) блюзовых ступеней, ведущих свое происхождение от фольклорного лабильного интонирования. Принципы аккордообразования также являются наследием европейской музыки. Основная структура аккордики – терцовая, с небольшими усложнениями за счет введения побочных тонов (секстовых и квартовых), отражающих специфику негритянских dirty-tone.
Одной из главных особенностей стиля свинг является метроритм. Пульс разделен неравномерно, так что определенные подразделения (восьмая либо шестнадцатая нота) чередуются между длинной и короткой длительностью. При этом отношение первой и второй длительности может варьироваться: первая нота каждой пары длительностей часто исполняется вдвое длиннее второй, создавая ощущение триплета. На практике это соотношение между парными длительностями менее определенное и гораздо более тонкое.
Самый распространенный тип партии бас-гитары в стиле свинг имеет название «шагающий бас», который характеризуется исполнением четвертных нот на каждую долю и создает непрерывное ритмическое движение. Правильное исполнение «шагающего баса» предполагает исполнение на сильные доли такта примы или квинты аккорда, а на слабые доли – их диатонические или хроматические заполнения.
Нотный текст партии бас-гитары – это примерная полноценная партия бас-гитары в конкретном произведении. Уровень сложности партии должен быть достаточен для освоения подростками в музыкальной школе и для исполнения вместе с фонограммой. Примерной каждая партия бас-гитары является не только потому, что в процессе исполнения (импровизации) она может меняться юным бас-гитаристом. Дело еще в том, что данная партия может самостоятельно составляться подростком под руководством педагога с учетом вкусовых потребностей и технических возможностей обучающегося. Повторяющиеся части в рассматриваемом нотном тексте представляют собой символ simile – то есть «исполнять то же самое, похоже».
Музыкальная схема произведения содержит в себе выходную информацию о произведении (стиль, название, композитор), тональности, последовательности аккордов.
Упражнения для освоения музыкального произведения и стиля включают в себя упрощенные партии бас-гитары для заданного произведения в определенном стиле, которые дополнены нотным текстом. Они являются нарезками фрагментов из полного файла фонограммы.
Рабочий файл музыкального произведения в формате Sibelius необходим для корректирования задач учителя и индивидуализации педагогического процесса. С помощью данного файла становится возможным изменение тональности, темпа, отдельных партий без потери качества фонограммы.
В заключении необходимо подчеркнуть, что музыкальная импровизация на бас-гитаре подразумевает воспроизведение (одновременное сочинение и исполнение произведения) в определенном стиле его характерных особенностей, прежде всего, ритма, мелодических движений, гармонии и формы на основе применения достаточно развитых приемов исполнительской техники и выразительной игры.
Наряду с традиционными педагогическими условиями, в том числе методами обучения игре на музыкальном инструменте, в детской музыкальной школе сегодня могут применяться современные технологии развития навыков импровизации на занятиях по бас-гитаре, в частности, специально разработанное и представленное содержание комплекта фонограмм. Данный комплект был успешно апробирован в 2021-22 учебном году в МБУК ДО «Екатеринбургская детская музыкальная школа № 12» им. С. С. Прокофьева (г. Екатеринбург), что позволяет рекомендовать данный комплект для внедрения в практику развития навыков импровизации на занятиях по бас-гитаре в детских музыкальных школах.
Перспективным направлением проведенного исследования может стать создание подобных комплектов фонограмм для развития навыков импровизации, прежде всего, на эстрадно-джазовых музыкальных инструментах в организациях всех уровней музыкального образования.
Библиографический список
1. Борухзон, Л. М. Азбука музыкальной фантазии: пособие для детей младшего и школьного возраста по развитию творческих навыков / Л. М. Борухзон, Л. Л. Волчек. Санкт-Петербург: Композитор, 1996. 43 с. Текст: непосредственный.2. Булаева, О. П. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь V: Золотая секвенция. Песня. Модуляция. Буквенное обозначение аккордов. Новые гармонические краски / О. П. Булаева, О. А. Геталова. Санкт-Петербург: Композитор, 2002. 52 с. Текст: непосредственный.
3. Коваленко, В. Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: историко-культурный и дидактический аспекты: автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения / Виктория Геннадьевна Коваленко, Ростов-на-Дону, 1995. 24 с. Текст: непосредственный.
4. Маклыгин, А. Л. Импровизируем на фортепиано. Фактурные рисунки: учеб. пособие для музыкальной школы / А. Л. Маклыгин. Москва: Престо, 1999. Вып. 2. 32 с. Текст: непосредственный.
5. Маклыгин, А. Л. Импровизируем на фортепиано. Элементарная гармония: учеб. пособие для музыкальной школы / А. Л. Маклыгин. Москва: Престо, 1997. Вып. 1. 33 с. Текст: непосредственный.
6. Мальцев, С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. Москва: Музыка. 1991. 85 с. Текст: непосредственный.
7. Минусовка // Словарь синонимов ASIS. Ред. В. Н. Тришин. 2013. Текст: непосредственный.
8. Музыкальная импровизация // Словари и энциклопедии на академике URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1799163/. Текст: электронный.
9. Мун, Л. Н. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и практике музыкального образования: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Людмила Николаевна Мун. Москва, 2001. 171 с. Текст: непосредственный.
10. Овчаров, И. В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: диссертация ... кандидата педагогических наук / Игорь Владимирович Овчаров. Белгород, 2011. 150 с. Текст: непосредственный.
11. Усачева, В. О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей: автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук / В. О. Усачева. Москва, 2002. 34 с. Текст: непосредственный.
12. Шпаковская, Е. Б. Джазовая импровизация как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателей: автореферат диссертации … кандидата педагогических наук / Екатерина Борисовна Шпаковская. Санкт-Петербург, 2002. 21 с. Текст: непосредственный.