Abstract: The article is of a review–theoretical nature. The author describes the essence of current technologies of working with children in a health camp: CTD technology, STOD technology, children's teambuilding technology, event technologies, coaching, edutainment, recreational technologies. The emphasis is on the possibility of the child's development in the conditions of leisure activities and the technologization of the pedagogical process in the organizations of children's recreation and their recovery.
Keywords: leisure activities, children's health camp, development, technology.
Под досуговой деятельностью понимается «… деятельность, удовлетворяющая возрастным и индивидуальным особенностям детей, их текущим интересам; деятельность, основанная на психолого–педагогических принципах абсолютной добровольности и удовольствия …» [8, с. 8].
Сегодня педагогика детского досуга располагает широким спектром концепций и программ, методик и технологий.
Технологизация — это объективная тенденция, которая все чаще проявляется в педагогической практике. Критериями технологичности являются: концептуальность, последовательность (системность), управляемость, эффективность, воспроизводимость. В основе технологии лежит четкое определение конечной цели. Технология позволяет минимизировать ситуации, когда педагог или вожатый оказываются перед выбором и вынуждены переходить к педагогическому экспромту в поисках приемлемого варианта.
Станислав Теофилович Шацкий говорил: «Воспитания в чистом виде не существует. Воспитание есть организация деятельности».
Технология коллективной творческой деятельности (КТД)
(автор — И. П. Иванов)
Сущностью технологии коллективной творческой деятельности (далее — КТД) является такое взаимодействия вожатого и детей, при котором они вместе планируют, организуют, осуществляют, анализируют совместную творческую деятельность. Каждый — участник процесса, а не наблюдатель, что способствует воспитанию социально–активной личности.
КТД выполняет две задачи: развивает отношения в коллективе и способствует каждому ребенку в его развитии и самоактуализации [10, с. 92–96]; сочетает в себе два важных процесса: формирование и сплочение группы детей, и формирование личности, развитие у нее широкого спектра компетенций.
КТД — это не мероприятие для детей во имя их воспитания, это дела (и цели) самих детей, отряда, членами которого также являются взрослые, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности.
Технология совместной творчески ориентированной деятельности (СТОД) (авторы — А. А. и Н. С. Данилковы)
В основу технологии совместной творчески ориентированной деятельности (далее — СТОД) положен коммуникативно–деятельностный подход к развитию личности ребенка, его личностному росту. Эта технология позволяет в условиях детского лагеря достичь впечатляющих результатов не только в плане личностного роста отдельного ребенка, но и в формировании жизнеспособного, позитивно направленного детского коллектива.
Технология СТОД напоминает технологию КТД, но таковой не является. Речь идет о технологии совместного творчества, не всегда коллективного, а иногда индивидуального (под руководством взрослого — потому и совместного), парного или группового, но всегда ориентированного на раскрытие ребенка и реализацию его творческого потенциала. Творчество ребенка во всех его видах и формах, его развитие — это предмет данной технологии.
В процессе подготовки к различным лагерным мероприятиям происходит формирование и развитие временного детского объединения, развитие конструктивных личностных качеств каждого ребенка, преодоление коммуникативных барьеров и т. д. Авторы технологии СТОД обращают внимание на то, что необходимо помнить «… основной закон творчества в детском лагере: дети работают не на общественный результат, а на процесс, на изменения, происходящие в душе каждого из них, и всего коллектива в целом …» [5, с. 40].
В процессе совместной деятельности у детей закрепляется:
— отношение к ней как интересной, нужной, личностно–значимой. Это создает условия для закрепления таких нравственных качеств, как ответственность за общее дело и его результат, целеустремленность, организованность, инициативность, внутренняя дисциплинированность;
— отношение к себе как к яркой индивидуальности, появляется уверенность в решении достаточно сложных дел, вера в успех, увлеченность, оптимизм, стремление стать лучше [13].
Технология командообразования (детский тимбилдинг)
Данная технология является продолжением или сочетанием педагогической технологии коллективного творческого дела (КТД) и методик скаутинга, которые давно используются в отечественной практике.
В настоящее время технологии тимбилдинга прочно заняли свои позиции в детских оздоровительных лагерях. Уточним, что данная технология в условиях детского лагеря используется не только с узкой целью построения команды во временном детском объединении, но и для снижения уровня ситуативной тревожности и социальных страхов (этот показатель очень высок для многих детей по прибытии в лагерь), чтобы создать благоприятный психологический климат в отряде, выработать коллективные ценности и т. д.
Детский тимбилдинг — это командные игры, целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детей во временном детском объединении, научить ребят коммуницировать (взаимодействовать, общаться и договариваться между собой), дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке.
Тимбилдинг используется в течение всей смены. На начальном этапе формирования команды — это несложные задания, в которых отсутствует соревнование и конкуренция, но постепенно они усложняются по мере готовности детей к более сложным испытаниям [9, с. 92].
Event–технологии (событийная педагогика)
В российских реалиях концепция event является важнейшей составляющей индустрии рекламы в рамках досуга и развлечений, предлагаемой в конкретных формах с использованием элементов театрализации. Event–технология выступает, как событийная, педагогическая и личностно ориентированная технология.
Event–мероприятия побуждают участников к позитивной активности, предоставляя им дополнительные выгоды, порождают положительный эмоциональный заряд, который не оставит равнодушным ни одного участника событий и запомнится как нечто исключительно позитивное [1, с. 229].
Данная технология очень часто используется в практике работы организаций отдыха детей и их оздоровления: от момента приезда в лагерь и до расставания детей. Многие мероприятия в детском лагере имеют выраженный событийный характер. Такими событиями становятся занятия в кружках, проведение массовых праздников, тематических дней, сохранение традиций и создание различных ритуалов, организация особенно значимых творческих коллективных дел и др.
Технология коучинга
Основная цель вида профессиональной деятельности вожатого — сопровождение временного детского объединения в организациях отдыха детей и их оздоровления.
Сопровождать — это идти (или ехать) вместе с кем–либо в качестве спутника; напутствовать; совершать действие, сопутствующее другому (обычно основному) действию, дополняющее его [12].
Коучинг — это тоже процесс сопровождения, в ходе которого «… человек обучается чему–то новому, развивает необходимые ему качества и совершенствует свои профессиональные навыки посредством общения с наставником — коучем …» [3, с. 83].
Привлекательность технологии коучинга для детского лагеря объясняется тем, что она позволяет ребенку обрести веру в себя, свои силы и возможности.
В условиях детского оздоровительного лагеря использование технологии коучинга имеет свои специфические особенности:
— используется не вся технология целиком, а ее отдельные компоненты;
— взаимодействие ограничено пределами смены;
— возрастные ограничения на использование технологии (старший отряд, подростки от 13 лет и старше);
— функции коуча (наставника) берут на себя не сертифицированные специалисты, а вожатые или опытные педагоги;
— коучинг может осуществляться не только по отношению взрослого к детям, но и в вожатской и детской среде в качестве наставничества.
Наставничество — это способ передачи знаний, умений и навыков более опытным сотрудником менее опытному в определенной предметной области; часть корпоративной культуры [7, с. 93].
Наставничество — это образовательный процесс на рабочем месте, заключающийся в неформальной передаче знаний, социального опыта и оказания психосоциальной поддержки. Наставничество предполагает неформальное общение, обычно лицом к лицу, между человеком, обладающим соответствующими знаниями, умениями, мудростью или опытом (наставником), и человеком, обладающим меньшими знаниями и опытом (новичок, стажер и т. д.), при этом нет никаких «барьеров власти».
Технология эдьютейнмент
В отечественной и зарубежной педагогике растет интерес к инновационным технологиям обучения, основанным на использовании современных технических средств обучения, к которым относятся компьютер, мультимедиа, видеоряд и др. Компьютер, мультимедиа стали неотъемлемой частью общества, следовательно, необходимо максимально использовать их образовательные возможности. Эти технические средства превращают процесс обучения в полезное развлечение, что обусловило появление новой технологии — «Эдьютейнмент», в основе которой лежит концепция «образование + развлечение» [11, с. 143].
Ключевым средством технологии эдьютейнмент является игра, которая организуется как с привлечением технических средств обучения, так и без него. Но эдьютейнмент шире, чем просто игра, поскольку игра в этой технологии — всего лишь один из многих элементов, увлекательных способов передачи знаний.
В своей рекламной кампании, детским лагерям необходимо смещать фокус с красивой картинки помещений базы отдыха на ценность образовательного компонента программы смены. Неформальное образование активно внедряется в детский лагерь и чувствует себя там очень комфортно. Лагерь идеально подходит для реализации программ неформального образования.
Ирина Ивановна Шульга отмечает, что эдьютейнмент как технология, являющаяся симбиозом педагогики, психологии и информатики, успешно зарекомендовала себя как практика подготовки вожатых в режиме погружения в детскую досугово–образовательную среду на тренировочных сборах в детских оздоровительных лагерях [14, с. 8].
Рекреативные технологии
Рекреация (в исходном значении) — воссоздание, восстановление.
Рекреация — это особый вид отдыха, способствующий восстановлению утраченных сил, работоспособности организма в целом или его функциональных систем, воссозданию человека в физическом, психическом (интеллектуальном, эмоциональном), творческом, культурном, духовном аспектах.
Рекреация необходима при физической, психической, эмоциональной усталости, истощении жизненных сил организма. Вместе с тем понимание отдыха и рекреации как компенсаторной деятельности не означает их тождественность.
Под рекреативными технологиями, прежде всего, понимается организация рекреационных, игровых, развлекательных, физкультурно–оздоровительных мероприятий. Во–вторых, это ориентация на мероприятия, направленные на здоровый образ жизни, повышение культуры быта, с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.
Принципы, на которых основаны рекреационные технологии.
- Принцип насыщения содержания рекреационных мероприятий культурными ценностями.
- Принцип индивидуального подхода в создании условий для отдыха детей и подростков.
- Принцип коллективности в организации активного, духовно обогащающего отдыха.
- Принцип технологического подхода к управлению досуговым процессом.
Среди многообразия рекреационных технологий выделим следующие группы:
— технологии организации отдыха и развлечений: конкурсные, игровые, художественно–развлекательные досуговые программы, праздники, туризм и пр.;
— создание оздоровительных программ: использование биоэнергетики, шейпинга, методов музыкального оздоровления, реализация специфических возможностей музыкально–медитативных, релаксационных и театрально–оздоровительных программ, использование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики и др. [2, с. 196–198].
Методологической основой рекреативных технологий является педагогика досуга [6, с. 132].
Сущность детского досуга заключается в целенаправленном творческом поведении детей в художественно–организационной пространственно–временной среде детского лагеря, свободе выбора вида занятий и степени активности, обусловленной внутренними потребностями, мотивами, установками, выборе форм и способов поведения и внешними факторами, порождающими активность.
Технологические основы развития культуры детского досуга зависят от особенностей социокультурной среды детского оздоровительного лагеря, согласуются с этой специальной системой (уникальные традиции и обычаи, символы, ритуалы, позволяющие разрабатывать различные педагогические технологии развития личности) [4, с. 20].
В детском оздоровительном лагере представлены все уровни рекреационной деятельности, которые отличаются друг от друга степенью социальной значимости, интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности, физической и духовной активности индивида.
Первый уровень — «пассивный отдых» — предполагает простое расслабление, отдых от активных видов деятельности и бытовых дел, а также снятие эмоционального напряжения.
Второй уровень — «активный» — направлен на расходование физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Этот уровень включает в себя разнообразные развлекательные мероприятия — игры, танцы, праздники и т. д.
Третий уровень связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. На этом уровне человек расширяет духовный мир, удовлетворяет культурные потребности.
Четвертый уровень рекреации ориентирован на производство определенных видов культурных ценностей, развитие творческих способностей. Этот уровень позволяет совершенствовать различные стороны личности, удовлетворять разнообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.
Виды рекреативной деятельности детей в организациях сферы отдыха и оздоровления:
1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального и коллективно–зрелищного характера;
2) занятия, связанные с отдыхом и развлечением (игры, танцы, пение, конкурсы и т. д.);
3) пассивный отдых, общение, развлечение в компании, прогулки и др.;
4) занятия творческого характера, любительский труд по различным направлениям;
5) туризм [2, с. 198].
Качество рекреационного процесса должно постоянно измеряться и корректироваться с учетом пожеланий участников, поэтому следует с особой тщательностью относиться к разработке и применению мониторинга.
Таким образом, в настоящее время технологический подход становится одним из направлений модернизации педагогического процесса в детском оздоровительном лагере.
Библиографический список
1. Азарова Ю. А. Event–технологии и понятие «Событийности» // Труды Санкт–Петербургского государственного института культуры. — Т. 195. — 2013. — С. 228–232.2. Белянский Р. Г. Рекреативные технологии как средство формирования навыков межкультурного общения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. — 2011. — № 5 (97). — С. 195–199.
3. Бурыкин Е. С. Специфика методов применения коучинга // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. — 2018. — № 2 (25). — С. 83–89.
4. Давлетчин И. Л. Теоретико–технологические основания развития культуры досуга подростков в социально–культурной деятельности детского оздоровительного лагеря // Вестник Костромского государственного университета. — 2015. — № 1. — С. 19–21.
5. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Авторская технология совместной творчески ориентированной деятельности в условиях детского лагеря // Детский отдых в России: перспективы развития : сборник тезисов и докладов выступлений по итогам II Международной конференции «Индустрия детского полезного развивающего отдыха» (КИДПРО) (18–19 ноября 2016 г.) / под общей редакцией Г. В. Заярской, А. Ю. Фодоря. Вып. 1. — Москва : ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2017. — 286 с.
6. Иванушкин Е. И. Методологические основы рекреативных технологий социально–культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 6 (32). — С. 130–136.
7. Кларин М. В. Современное наставничество : новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП : экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 5. — С. 92–112.
8. Колокольникова З. У. Методика организации детского досуга : учебное пособие. — Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2011. — 98 с.
9. Кулаченко М. П. Основы вожатской деятельности : учебник для вузов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с.
10. Маленкова Л. И. Коллективно–творческое дело: идеи и способы организации // Народное образование. — 2018. — № 8–9. — С. 92–96.
11. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В. Технология «Эдьютейнмент» : к истории вопроса // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. — 2017. — № 28 (277). — С. 142–149.
12. Словарь русского языка : В 4–х т. / РАН, Ин–т лингвистич. исследований ; под ред. А. П. Евгеньевой. — Москва : Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
13. Царева Н. П. Организация совместной творческой деятельности в образовательном учреждении // Учительский портал. — URL : https://www.uchportal.ru/publ/22-1-0-5773 (дата обращения : 14.07.2022).
14. Шульга И. И. Детский лагерь и эдьютейнмент–образование : новый взгляд на практику учебно–воспитательного процесса // Информационно–методический журнал «Артек — со–бытие». — 2019. — № 2 (20). — С. 6–8.