Индекс УДК 741
Дата публикации: 27.05.2021

Особенности рисования в технике мокрой пастели

Короткова Е.В.

Короткова Е.В.,
Научный руководитель: Сухарев М.И.
1. студентка магистратуры Института Изящных Искусств Московского Педагогического Государственного Университета, Художественно-графического факультета
2. кандидат педагогических наук, доцент кафедры рисунка

Korotkova E.V.
Scientific adviser: Sukharev M.I.
1. Master's student at the Institute of Fine Arts,
Moscow State Pedagogical University, Faculty of Arts and Graphics
2. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Drawing
Аннотация: В данной статье описывается суть работы техникой мокрой пастели как одного из приемов рисования пастелью в целом. Также показаны некоторые приемы работы в этой технике. В качестве иллюстрационных примеров читателю предложены работы зарубежных и отечественных мастеров.

Abstract: This article describes the essence of the work of wet pastel technique as one of the methods of drawing with pastel as a whole. Some techniques for working with this technique are also shown. As illustrative examples, the reader is offered the work of foreign and domestic masters.
Ключевые слова: пастель, техника пастели, мокрая пастель.

Keywords: pastel, pastel technique, wet pastel.


Работа сухой пастелью – это то, что начинающие художники вообще знают о пастели. Она действительно очень простая. Красящий пигмент остается там, куда его нанесли, позволяет легко скрывать ошибки и накладывать многочисленные слои. При этом работу можно переделывать столько раз, сколько нужно.

Однако, помимо сухой пастели, существует техника работы и мокрой пастелью. Рисование влажной пастелью – это очень интересный прием, поскольку пастели традиционно наносят сухими. Впрочем, вполне логично, что ею можно работать и увлажняя водой. Прежде всего, пастель – это чистый пигмент, из которого делаются все остальные виды красок путем добавления различных ингредиентов.

Художники использовали пастель со времен Леонардо да Винчи, но Эдгар Дега сделал особенно много для популяризации этого материала, показав цвета пастели яркими и сочными за счет соединения их с другими изобразительными средствами и экспериментируя с поверхностями для рисования — бумагой, картоном и холстом.

В российском искусстве многие художники с XVIII до XX века работали пастелью. Карл Брюллов, Орест Кипренский, Алексей Венецианов, Петр Боклевский использовали пастель преимущественно как графический материал с ограниченным цветовым диапазоном с добавлением мягких графических материалов. Леонид Пастернак, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов, Константин Сомов, Борис Кустодиев, Зинаида Серебрякова, Алексей Грицай и др. предпочитали многоцветную технику сухой пастели, которую можно обозначить термином «пастельная живопись». Михаил Врубель, Сергей Малютин, Александр Головин часто применяли пастель как в чистом виде, так и в различных смешанных техниках с использованием красок.

Добавление воды в пастель увеличивает потенциал этого материала и совершенно меняет его вид, текучесть и способность взаимного смешивания цветов. Смачивание в сочетании с приемами акварельной живописи обеспечивает подвижность и текучесть пастели. Краски могут перетекать одна в другую, создавая удивительные по красоте фактуры. Разбавление пастели водой уменьшает интенсивность краски, позволяя создавать очень бледные оттенки исходного цвета, тогда как простое увлажнение пастели наоборот усиливает цвет и делает его похожим на чистую краску, такую как масло или акрил. Когда используется вода для увлажнения пастели, необходимо брать в качестве основы более плотную пастельную бумагу, которая не покоробится при нанесении влажной краски. При этом нужно работать на грубой, сильно текстурированной бумаге.

Разбавление краски может быть достигнуто путем нанесения на окрашиваемую поверхность сухой пастели, по которой затем проводят влажной кистью, чтобы краска растеклась по большей площади также, как при работе акварелью. Эта техника работы приводит к смешиванию красок и создает эффект прозрачности слоев.

Если оставить след пастелью – будь то линия или штрих боковой поверхностью – и затем по нему провести кистью с водой, цвет размоется и создаст зернистую отмывку. Увлажнение кистью – методика, имеющая широкое применение. Данный метод можно использовать для придания бумаге любого необходимого оттенка, тем самым создавая фон для послойной работы.

Лессировка часто считается методом работы влажными материалами, например, при рисовании масляными красками, где один цвет тонким прозрачным слоем наносится поверх другого, чтобы они смешивались на картине. Однако этот метод можно также использовать при работе пастелью, чтобы отрегулировать температуру цвета, добавить темные или светлые тона или просто смешать цвета и создать эффект прозрачности. Несколько слоев пастели можно нанести один поверх другого — таким образом цвета смешиваются непосредственно на картине, а не на палитре. Там, где стыкуются два участка, окрашенные в разные цвета, граница иногда выглядит слишком резкой. Края таких участков можно растушевать путем лессирования: мягко пройтись пастельным мелком по границе обоих участков для того, чтобы краски смешались. На более поздних этапах, когда можно приступать к четкому определению форм и детализации, это смягчение краев часто бывает полезным для «вписывания» объекта в фон, оно создает прерывистый контур, который помогает зрителю увидеть всю композицию как единое целое. Это особенно полезно на завершающем этапе работы: смягчение краев позволяет избежать слишком большого количества мелких акцентов по силуэту формы.

Иногда, по мере работы над картиной на одних участках образуется толстый слой краски, а в других, где сквозь пастель виден подмалевок, толщина слоя пастели невелика. Ближе к концу работы краски на некоторых участках могут потерять интенсивность либо из-за того, что художник переусердствовал и нанес слишком много краски, которая в конечном итоге стала просто грязной, либо от пыли, оседающей в процессе рисования. Смочив эти участки, а затем нанеся сверху слой постели, пока жидкость не высохла, можно усилить необходимый цвет.

Увлажненная кистью пастель не требует фиксации, таким образом, можно работать поверх нее весьма свободно, независимо от того, будут ли дальнейшие слои влажными или выполненными сухой пастелью. Этот метод значительно экономит время, поскольку вода перемещает пастель с поверхности глубже в зерно бумаги, не забивая его, тем самым позволяя быстро покрывать поверхность. Увлажнением может быть создан целый рисунок с удивительным живописным эффектом. Однако при этом до некоторой степени приносятся в жертву ряд преимуществ пастельных штрихов и фактур; поэтому, как правило, художники объединяют влажный и сухой способы.

Библиографический список

1. Горбачева С.М. Русский пастельный портрет от века XVIII до века XX/Искусство. -2002. -№ 14 (254), с. 1-24.
2. Дорофеева Ю.Ю., Моисеев А.А. Пастельная живопись. М.: Владос, 2014.
3. Ольмедо С.Г. Как писать пастелью. Перевод Н.Н. Мультатули. Издательство Арт-Родник, Москва, 2001
4. Питер Кумбз. Пастельная живопись. Перевод с английского С. Кормашовой / Питер Кумбз; Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина. – Бийск: АГАО им. В.М. Шукшина, Издательство «Кристина - новый век», Москва, 2002.
5. Самосюк Б.А. Пастель. Методы и приемы работы. Методическая разработка. Уфа, 2015
6. Эванс Маргарет. Техника рисования пастелью для начинающих. «Школа художника» - М., Изд. Контэнт, 2018 – 144 с.: ил.