Abstract: Conflicts are inherent in any society, each person is unique in its own way, and each person has his own point of view, in connection with which a conflict may arise in the event of a collision of interests. This article will look at ways to resolve conflicting behavior.
Keywords: conflict, training, interests, personality, behavior.
В настоящее время проблема конфликтов в молодежной среде является крайне актуальной. Актуальны социальные проблемы, антропоцентирческие установки, чрезмерная концентрация личности современного человека на собственных интересах приводит к конфликту интересов, ценностей, к проблеме восприятия себя и своей роли в обществе. Глубинные причины конфликтов, на наш взгляд, лежат в системе ценностных установок. Отсутствие навыков конструктивного поведения в конфликте и грамотного выхода из него, приводит к достаточно серьезным последствия. Особенно ярко они проявляют себя в подростковой среде. В связи с этим мы считаем крайне необходимым целенаправленно формировать у подростков культуру поведения в конфликтной ситуации, для чего необходимо прорабатывать систему ценностей и установок, навыков поведения, знаний. Все это возможно через активизацию рефлексии участников образовательного процесса.
Понимая значимость и актуальность данного вопроса, мы разработали специальную тренинговую программу, реализация которой предполагается в условиях образовательной организации. В целом программа направлена на формирование у подростков навыков управления конфликтами и выхода из них.
Задачами программы являются:
— формирование базовых знаний о конфликте и поведении в нем;
— формирование навыков выхода из конфликтной ситуации.
В рамках программы реализуются различные игровые технологии, вербальные и невербальные приёмы установления контакта, методы рефлексии.
Мы хотели бы хотели кратко представить одно из мероприятий программы психологический тренинг, направленный на познание сущности конфликта как социального явления.
Для проведения данного тренинга необходима просторная хорошо освещенная аудитория с наличием стульев для всех участников тренинга; необходимы туристические пенки, для выполнения упражнений (по количеству участников) тренинга; аудитория должна быть оснащена CD плеером для воспроизведения музыкальных композиций.
Тренинговая программа рассчитана на участников 15-18 лет в количестве 10-15 человек.
Ниже представим план проведения мероприятия:
День 1.
Тема: Конфликт, виды конфликта.
- Вступительное слово, обсуждение и принятие правил тренинга, установление регламента.
- Знакомство участников группы.
Процедура знакомства выбирается в зависимости от степени знакомства участников друг с другом. В ситуации, когда участники не знают друг друга, в кругу они по очереди называют свое имя, отмечают свои ожидания и опасения, связанные с тренингом. Затем проводится упражнение.
Таблица 1
Перечень упражнений по теме «Конфликт, виды конфликта»
№ | Название упражнения | Цель | |
1 | «Интервью» | Знакомство группы. | |
2 | «Правда или ложь?» | Снятие первоначального напряжения, развитие сплоченности, доверия, установление дружеских связей. | |
3 | «Мозговой штурм» | Интеллектуальная разминка, «включение» креативных способностей. | |
4 | Теоретическая часть | ||
5 | «Другими словами» | Проработка неконструктивных установок в общении. | |
6 | Работа с ассоциациями к понятию «конфликт» | Осознание собственного эмоционального поля восприятия конфликта | |
7 | Рефлексия |
День 2.
Тема: Стадии протекания конфликта и пути выхода из конфликтной ситуации.
Таблица 2
Перечень упражнений по теме
«Стадии протекания конфликта и пути выхода из конфликтной ситуации»
№№ | Название упражнения | Цель |
1 | «Приветствие» | Разминка, приветствие участников друг друга. |
2 | «Алфавит эмоций» | Выявление эмоционального статуса. |
3 | Теоретическая часть | |
4 | Сюжетно-ролевая игра «Мельница» | Проживание участниками тренинга «мелких» конфликтных ситуаций, настройка на дальнейшую работу. |
5 | «Говорю, что вижу» | Проигрывание ситуации безоценочных высказываний. |
6 | Неуверенные, уверенные, агрессивные ответы | Формирование адекватных реакций в различных ситуациях. |
7 | Рефлексия. |
Рекомендации к проведению и использованию методического материала:
Фундаментальной целью тренинга служит приобретение актуальных знаний и навыков. Передача технологий передается не обязательно через тренера участникам, а также сами участники с интересом передают идеи, опыт тренеру. Эффективность совместной работы не по тому, сколько времени ушло на сам процесс и не потому на сколько полезным оказался материал, а на базе того, на сколько методы были полезными, были благополучно использованы на практике участниками тренинга.
Структура тренинга.
Структура тренинга может иметь разнообразную специфику, все зависит от выбранной цели. Довольно известной является структура, представленная ниже:
- Вступительная часть: знакомство с тренером и участниками, уведомление о мишенях и задачках тренинга, презентация целей и задач тренинга, а так же знакомство с планом работы и правилами внутри тренинга.
- Главная часть тренинга сориентирована на достижение установленных целей. Выбор способов взаимодействия в тренинге зависит от разных условий (решаемые в тренинге задачи, команда и ее состав, обстоятельства выполнения тренинга). Тренер в праве сам ставить всевозможные технологии взаимодействия с группой (лекция, демонстрация, дискуссия, ролевые игры, разминки и др.).
- Завершающая часть тренинга посвящена подведению итогов, оценке тренинга, прощанию.
Тренер обязательно должен иметь ответы на следующие вопросы:
- Для чего, с какой целью участники пришли на данный тренинг (какова причина участия)?
- Принимали ли они участие ранее в подобных мероприятиях?
- Каковы ожидания от данного тренинга?
- На сколько участники похожи?
- Что участникам известно о Вас?
Ответы на выше перечисленные вопросы помогут Вам продуктивнее подготовиться к работе и эффективнее адаптироваться к специфике своих слушателей.
Как видим, данный тренинг способствует формированию базовых представлений о конфликте как социальном явлении. Такого рода мероприятие должно планироваться на начальном этапе реализации программы, с целью пробуждения интереса к данной проблеме с последующим включением участников программы в систему мероприятий, направленных на формирование стойких навыков выхода из конфликтной ситуации.
Библиографический список
1. Комплексная программа "Профилактика конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе" игры и упражнения для занятий [электронный ресурс] // Сайт практического психолога Детского развивающего центра Чебебис. – Режим доступа: http://iemcko.ru/2533.html (дата обращения 22.01.2020).2. Науменко М. В. Тренинг как форма работы по коррекции стратегий поведения в конфликте сотрудников организаций дополнительного образования // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №9 (151). С 278-281.
3. Серебрякова Т. А., Десятова С.В. Проблема конфликта в психологии // Бюллетень науки и практики. 2017. №1 (14). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-konflikta-v-psihologii Слепцова М.А. Способы разрешения конфликтов в организации // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-razresheniya-konfliktov-v-organizatsii
4. Тренинг для подростков "Стоп конфликт" [электронный ресурс] // Сайт инфоурок. – Режим доступа: https://infourok.ru/trening-dlya-podrostkov-stop-konflikt-2875134.html (дата обращения 22.01.2020).
5. Управление конфликтами в молодежной среде как социальная проблема [электронный ресурс] // Сайт Электронная библиотека диссертаций. – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/upravlenie-konfliktami-v-molodezhnoi-srede-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения 25.01.2021).