Abstract: The paper presents a justification of the effectiveness of the methodology for the development of coordination abilities, developed for schoolchildren aged 13-14 years engaged in the volleyball section It is revealed that one of the promising and little-researched ways to increase the effectiveness of the educational and training process is a direction based on the development of a methodology for the progressive development of coordination abilities simultaneously with the formation and improvement of motor technology. The practical significance of the study is determined by the fact that its results allow: to concretize and accelerate the process of developing coordination abilities, to increase the interest of schoolchildren in volleyball. The results of the study allow us to recommend the application of this approach to training sessions with schoolchildren aged 13-14, physical education teachers, as part of sectional classes.
Keywords: volleyball, coordination abilities, schoolchildren, sectional classes, methodology
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная игра волейбол проходит на высоких скоростях, в ограниченном пространстве с постоянно меняющимися игровыми ситуациями, следовательно, от игроков требуется проявление находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания. Возраст 13-14 лет является благоприятным возрастом для развития координационных способностей, а также для приобретения знаний, умений и навыков при выполнении координационных упражнений.
Выполнение упражнений с внезапноизменяющимися ситуациями играет значительную роль в развитии координационных способностей, поскольку требует быстрого реагирования и принятия оптимального решения. Такие решения проявляются в конкретных двигательных действиях, отражая сущность данной разновидности развития. Спортивные игры представляют собой эффективное средство оптимизации координационных способностей, которые способствуют разностороннему развитию данного качества. Одной из самых перспективных и наименее исследованных областей, которая может повысить эффективность учебного процесса, является разработка методики, которая будет одновременно развивать координационные способности и совершенствовать технику двигательных действий. Учитывая выше сказанное, следует полагать, что разработка и научное обоснование методики развития координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу является актуальным.
Цель исследования: разработка и апробация методики развития координационных способностей школьников 13-14 лет занимающихся на секционных занятиях волейболом.
Для достижения цели были определены следующие задачи: изучить состояние проблемы развития координационных способностей школьников занимающихся в секциях по волейболу, разработать методику развития координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу, экспериментально проверить эффективность разработанной методики развития координационной способностей.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в общеобразовательной школе № 31 города Тамбова в период с мая 2022 года по май 2023 года. В эксперименте принимали участие экспериментальная и контрольная группы школьников в возрасте 13-14 лет, занимающихся на секционных занятиях волейболом. В каждой группе было по 12 человек. Все испытуемые были мужского пола. Занятия проводились три раза в неделю. Экспериментальная группа занималась по разработанной методике, а контрольная по стандартной программе тренировок. Продолжительность одного занятия – 1,5 часа.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (май-сентябрь) были изучены и проанализированы литературные источники по исследуемой теме, определена цель, задачи и методы исследования.
На втором этапе была разработана методика развития координационных способностей, подобраны тестовые задания для оценки уровня координационных способностей у школьников 13-14 лет занимающихся в секции по волейболу. Проведено исходное тестирование, педагогическое наблюдение, организован и проведен педагогический эксперимент.
На третьем этапе было проведено повторное тестирование, обработаны и проанализированы результаты исследования, сформулировано заключение.
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях волейболом была определена следующая совокупность тестовых заданий: «Челночный бег 3х10 м» (с), «Три кувырка вперед» (с), «Метание теннисного мяча на точность из и.п. сед ноги врозь» (см), «Нападающий удар из зоны 4 по 2» (из 2 по 4, в зависимости от амплуа игрока).
В обеих группах учебно-тренировочное занятие имело трехчастную структуру (подготовительная, основная и заключительная части). На подготовительную часть отводилось 20%, основную — 70%, заключительную – 10%, от общего времени.
Для повышения уровня развития координационных способностей у занимающихся в экспериментальной группе в содержание учебно-тренировочных занятий включали следующие средства:
- Упражнения на развитие равновесия:
— Стоя на одной ноге, подбрасывание одной а ловля мяча другой рукой;
— Ходьба по линии на носках или пятках с высоким подниманием бедра.
- Упражнения на развитие координации движений:
— Захват мяча обеими руками выше головы, одновременно при этом выпрыгивая и потом прогибаясь вперед выполнить бросок мяча о пол партнеру;
— Упражнения на координационной лестнице.
- Упражнения на развитие реакции:
— Быстрое отскакивание от пола после приземления и ловля мяча, который бросается с близкого расстояния;
— Реакция на сигнал тренера и выполнение соответствующего движения (например, смена сторон при приеме мяча).
- Упражнения на развитие точности и меткости:
— Броски мяча в цель с разной дистанции и под разными углами;
— Управление силой и направлением при броске мяча через препятствие или через сетку.
- Упражнения на развитие скорости и ловкости:
— Прыжки вверх со скакалкой с частой сменой положения ног;
— Движение между конусами или маркерами с быстрыми поворотами.
- Упражнения на развитие пространственного восприятия:
— Передвижение по лабиринту или дорожке с различными препятствиями;
— Восприятие и исполнение движений, указанных тренером, на основе его голосовых команд.
- Подвижные игры, направленные, на быстрое перестроение двигательных действий, в постоянно изменяющейся обстановке, формирование командного взаимодействия:
— «Теннис волейбольным мячом»;
— «Эстафеты»;
— «Упрощенный баскетбол»
Все упражнения усложнялись по мере их освоения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В начале эксперимента, было проведено исходное тестирование для оценки уровня развития координационных способностей у занимающихся. Полученные данные первого тестирования были обсчитаны и представлены в таблице 1. Исходя из представленной информации, можно заключить, что в начале эксперимента результаты контрольной и экспериментальной группы примерно одинаков и не имеют значимых различий. Это свидетельствует о том, что уровень развития координационных способностей у обеих групп одинаков.
По завершении исследования, мы провели повторное тестирование, используя те же задания, что и в начале исследования, как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Кроме того, мы проанализировали полученные результаты на начало и по окончании эксперимента в каждой из групп. Полученные результаты представлены в таблицах 2 и 3. В результате сравнения показателей в экспериментальной группе на начало и конец эксперимента, по всем четырем тестам результаты к концу исследования улучшились, при подсчете показав достоверное различие. По результатам проведенных тестов можно с уверенностью сказать, что занимающиеся в экспериментальной группе школьники улучшили свои показатели координационных способностей.
На конец эксперимента результаты школьников, занимающихся в контрольной группе, были лучше результатов на начало проведения исследования.
При сравнении результатов контрольной группы на начало и конец эксперимента, достоверность прироста результата была выявлена в 3-х тестах из 4, что тоже показательно.
Результаты окончания эксперимента и сравнение между контрольной и экспериментальной группой представлены в таблице 4. Данные полученные в конце эксперимента свидетельствую о том, что во всех тестовых заданиях результаты, показанные экспериментальной группой лучше, чем результаты контрольной группы. Полученные данные были подтверждены методами математической статистики.
Таблица 1
Результаты тестирования координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу на начало эксперимента
№ п/п | Тесты | Группы | T | P | |
Экспериментальная | Контрольная | ||||
М±m | М±m | ||||
1. | Челночный бег 3х10 м (с) | 8,68±0,07 | 8,63±0,08
|
0,54 | >0,05 |
2. | Три кувырка вперед (с) | 4,42±0,1 | 4,47±0,08 | 0,39 | >0,05 |
3. | Метание теннисного мяча на точность из и.п. сед ноги врозь (см) | 86,08±3,12 | 87,67±2,72 | 0,38 | >0,05 |
4. | «Нападающий удар из зоны 4 по 2» (из 2 по 4, в зависимости от амплуа игрока). | 5,17±0,27
|
4,58±0,33 | 1,36 | >0,05 |
Таблица 2
Результаты тестирования координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу экспериментальной группы на начало и по окончании эксперимента
№ п/п | Тесты | Экспериментальная группа | t | P | |
Начало | конец | ||||
М±m | М±m | ||||
1. | Челночный бег 3х10 м (с) | 8,68±0,07 | 8,06±0,05 | 7,23 | <0,05 |
2. | Три кувырка вперед (с) | 4,42±0,1 | 4,03±0,09 | 2,86 | <0,05 |
3. | Метание теннисного мяча на точность из и.п. сед ноги врозь (см) | 86,08±3,12 | 67,75±3,65 | 3,81 | <0,05 |
4. | «Нападающий удар из зоны 4 по 2» (из 2 по 4, в зависимости от амплуа игрока). | 5,17±0,27
|
2,83±0,24 | 6,44 | <0,05 |
Таблица 3
Результаты тестирования координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу контрольной группы на начало и по окончании эксперимента
№ п/п | Тесты | Контрольная группа | t | P | |
Начало | конец | ||||
М±m | М±m | ||||
1. | Челночный бег 3х10 м (с) | 8,63±0,08
|
8,35±0,06 | 2,74 | <0,05 |
2. | Три кувырка вперед (с) | 4,47±0,08 | 4,28±0,06 | 1,81 | >0,05 |
3. | Метание теннисного мяча на точность из и.п. сед ноги врозь (см) | 87,67±2,72 | 77,33±2,45 | 2,83 | <0,05 |
4. | «Нападающий удар из зоны 4 по 2» (из 2 по 4, в зависимости от амплуа игрока). | 4,58±0,33 | 3,67±0,22 | 2,27 | <0,05 |
Таблица 4
Результаты тестирования координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях волейболом по окончанию исследования
№ п/п | Тесты | Группы | t | P | |
экспериментальная | Контрольная | ||||
М±m | М±m | ||||
1. | Челночный бег 3х10 м (с) | 8,06±0,05 | 8,35±0,06 | 3,75 | <0,05 |
2. | Три кувырка вперед (с) | 4,03±0,09 | 4,28±0,06 | 2,23 | <0,05 |
3. | Метание теннисного мяча на точность из и.п. сед ноги врозь (см) | 67,75±3,65 | 77,33±2,45 | 2,17 | <0,05 |
4. | «Нападающий удар из зоны 4 по 2» (из 2 по 4, в зависимости от амплуа игрока). | 2,83±0,24 | 3,67±0,22 | 2,53 | <0,05 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для выявления эффективности разработанной нами методики были сформированы две группы, контрольная и экспериментальная. Тестирование проводилось в начале и по окончании эксперимента. На момент начала эксперимента, результаты контрольной и экспериментальной группы существенно не отличались и не имели достоверных различий. По окончанию эксперимента было проведено повторное тестирования координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях волейболом. Данные полученные в конце эксперимента свидетельствую о том, что во всех тестовых заданиях, проведенных в контрольной и экспериментальной группах, результаты, показанные испытуемыми экспериментальной группы лучше, чем результаты контрольной группы. Полученные данные были подтверждены методами математической статистики. По данным нашего исследования мы пришли к заключению, что данная методика будет способствовать более эффективному развитию уровня координационных способностей школьников 13-14 лет на секционных занятиях по волейболу, что поможет наиболее быстро осваивать и новые технические приемы игры. Помимо этого, упражнения и подвижные игры, используемые во время учебно-тренировочного процесса, вызывали большой интерес и эмоциональный подъем, ребята выполняли задания сплоченно, что для игровых видов спорта является важным компонентом.
Библиографический список
1. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 184 с.2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн – М.: Медицина, 2006. – 146 с.
3. Есембаев, М.К. Учебное пособие. Основы обучения в современном волейболе / М.К. Есембаев. – Издательство ВКГУ им. С. Аманжолова, 2004. – 92 с.
4. Железняк, Ю.Д., 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 189 с.
5. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. / В.И. Лях – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 114 с.
6. Мохова К.С. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу / К.С. Мохова, Д.Ю. Витман, Д.А. Бобровский // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2020. – № 2. – С. 273–285.
7. Фомин, Н.А., Вавилов, Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М.: Физическая культура и спорт, 1991. – 224 с