Индекс УДК 37
Дата публикации: 28.12.2023

Профессиональные стандарты в системе высшего образования

Professional standards in higher education

Маринина А.И.

магистрант факультета управления и психологии
в соавторстве с научным руководителем
кандидатом экономических наук,
доцентом кафедры управления персоналом
и организационной психологии
ФГБОУ ВО «КубГУ» И.И. Мироновой

Marinina A.I.

Master's student at the Faculty of Management and Psychology
in collaboration with the scientific supervisor
candidate of economic sciences,
Associate Professor of the Department of Human Resources Management
and organizational psychology
FSBEI HE "KubSU" I.I. Mironova
Аннотация: В статье представлен обзор основных изменений в области высшего образования России за 2022-23 год, обозначена необходимость дальнейшего совершенствования в системе подготовки научных кадров, которое должно отражать изменения проводимой государством кадровой политики в связи с изменениями в социальной и международной жизни общества.

Abstract: The article provides an overview of the main changes in the field of higher education in Russia for 2022-23, and outlines the need for further improvement in the system of training scientific personnel, which should reflect changes in the state's personnel policy in connection with changes in the social and international life of society.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификация работника, уровень квалификации, трудовая функция, система образования в России. дополнительное профессиональное образование.

Keywords: professional standard, employee qualifications, skill level, labor function, education system in Russia. additional professional education.


Актуальность темы: Перечень должностей и профессий постоянно меняется и совершенствуется, чтобы отразить современные требования рынка труда. Вступление в силу новых профстандартов в 2023 году помогает работодателям и работникам быть в курсе последних тенденций и требований в своей области. Профстандарты педагогов призваны перевести образовательный процесс в России на новый, более высокий уровень. Их внедрение и обновление должно последовательно изменить ситуацию: сформировать кейсы критериев по различным специальностям для работодателей и учебных учреждений, создать работающие методики для повышения качества образования в целом. При этом должны учитываться региональные и другие особенности.

Эпоха разрушительных 90-х и регрессивных 2000-х тысячных уходит в прошлое. Наша страна возвращает лидирующие позиции в мировом сообществе, восполняет интеллектуальный вакуум и взращивает новое поколение талантливой профессиональной молодежи.

Все эти процессы немыслимы без образованных и просвещённых людей, заинтересованных жить в процветающей стране и спокойно растить своих детей. Передавать им знания и опыт, который поможет вывести науку на новый уровень и совершить не только технологический прорыв, но и прорыв в области инновационного образования.

Самый масштабный проект по повышению конкурентоспособности российских вузов – «Приоритет –  2030». Цель программы – сформировать группу университетов – национальных лидеров, которые будут обеспечивать научные, технологические и кадровые нужды экономики и социальной сферы, повышать глобальную конкурентоспособность системы высшего образования. Но для

В связи с тенденциями развития социально-экономической ситуации в стране и мире усиливается внимание к кадровому потенциалу в сфере подготовки квалифицированных кадров. Изменения на рынке труда происходят очень быстро, особенно в сфере образования что влечет за собой необходимость освоения новых видов профессиональной деятельности, поскольку, для того чтобы быть успешным и конкурентоспособным, нужно быть способным адаптироваться к ним, обладать потребностью и способностью к саморазвитию.

Перед высшим профессиональным образованием встает задача совершенствования структуры образовательной системы в соответствии с требованиями инновационного развития экономики с целью подготовки профессионально мобильных специалистов, создания системы непрерывного профессионального образования, доступного для каждого человека независимо от его квалификации и уровня образования.

Профстандарты – это официальные документы, которые определяют требования к квалификации и компетенциям для выполнения различных должностей и профессий. В 2023 году планируется внесение ряда изменений в перечень должностей и профессий, чтобы отразить современные требования рынка труда.

Внедрение и обновление устаревших профессиональных стандартов является одним из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации (далее – РФ). В настоящее время квалификационный перечень профстандартов постоянно дополняется. Принимая во внимание, что профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают сущность необходимых для выполнения работником трудовых функций, знаний и умений, в их внедрении принимают участие государство и работодатели.

В июле 2016 года вступил в силу ФЗ №122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий порядок применения профессиональных стандартов и обязывающий вузы внести соответствующие изменения во ФГОС. Внедрение и применение профессиональных стандартов в организации — это сложный многоуровневый процесс, который требует специальных знаний, умений и навыков. Одним из самых часто задаваемых является вопрос о том, в каких случаях применение профессиональных стандартов считается обязательным. Ответ на него можно найти в Трудовом кодексе (далее – ТК) Российской Федерации, который устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профстандартах, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ, наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований к ним должны соответствовать требованиям квалификационных справочников и профессиональных стандартов, если выполнение работ по этим должностям, профессиям и специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ, требования к квалификации работника, содержащиеся в профстандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Система образования в России состоит из следующих степеней: дошкольное образование (детский сад), школьное образование (начальная и средняя школа) и университетское образование.

Зачастую от высшего образования, в соответствии с потребностями рынка труда, требуются действия на выдачу специалистов с конкретной компетентно – ориентированной подготовкой, при этом сами работодатели не желают брать выпускников на работу, если они не имеют соответствующего опыта.

Участие работодателей в проектировании и реализации образовательных программ вуза минимально, наиболее популярной формой взаимодействия остается организация производственной практики студентов. Единственным решением в такой ситуации продолжает оставаться последовательная реализация программ современного высшего образования как открытой системы, призванной гибко и адекватно реагировать на потребности рынка труда, учитывать интересы государства и организаций. При этом ключевыми становятся критерии, которые ориентированы на проверку качества образовательной программы, например, соответствие сформулированных в профессиональной образовательной программе планируемых результатов, учебных планов, рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также оценочных материалов профессиональным стандартам.

В условиях же формирования инновационной российской системы высшего образования, как никогда необходимо развитие различных форм взаимодействия данной системы с организациями для внедрения корпоративного и производственного обучения в образовательный процесс вузов на любых этапах подготовки кадров. Это существенно повысит как качество высшего образования, так и его результативность, т. е. наличие осязаемого, потенциально оцениваемого результата.

Среди дополнений к требованиям профстандартов для педагогов, Министерством труда и социальной защиты РФ, утвержден новый приказ от 22.09.2022 номер 652н. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 года №298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утратил силу.

На что следует обратить внимание работодателям и сотрудникам в данном дополнении.

Во-первых, на новый профстандарт можно перевести всех педагогов и преподавателей дополнительного образования, если у них есть профильная подготовка «Образование и педагогические науки» и стаж работы от 2 лет.

Во-вторых, точно также, как и в новом профстандарте «Педагог» для учителей начального, среднего и общего образования, можно принимать на работу студентов, но с условием, что студенту необходимо пройти промежуточную аттестацию минимум за два года обучения.

В-третьих, можно устроить на должность педагога по дополнительному образованию молодых специалистов с профильным образованием без опыта работы или педагога-предметника со стажем работы от 2- лет.

Если у преподавателя по дополнительным программам не педагогическое образование, но соответствует программе, то он может получить дополнительное профессиональное образование по направлению «Педагогика».

В новом профстандарте методистов приравнивают к преподавателям. Поэтому сотрудников, выполняющих работу методистов, не имеющих профильного высшего образования или специальности «Образование и педагогические науки», следует перевести на другой уровень квалификационного справочника.

В 2023 году вступил в силу обновленный перечень профстандартов. Этот документ определяет требования к квалификации и компетенциям работников на различных должностях. Профстандарты являются основой для разработки программ обучения, проведения аттестации и оценки профессиональной подготовки.

Профстандарты 2023 года направлены на повышение качества труда и профессионализма работников. Они помогут стандартизировать требования к кадровому составу и обеспечить высокий уровень компетенции в различных сферах деятельности. Кроме того, профессиональные стандарты позволят сопоставить квалификацию работника с потребностями рынка труда и создать систему обучения, ориентированную на рыночные запросы.

Рассмотрим и дадим краткий обзор некоторым из них:

  1. Минобрнауки России приказом № 1036 от 30.10.2023 года внесло изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 6 августа 2021 г. № 721.

Основные изменения коснуться правил приема на целевое обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре. Так, если документ примут, заказчики целевого обучения смогут направлять абитуриентов в образовательную организацию еще до заключения договора. Информация (список направленных для приема в пределах целевой квоты, характеристики обучения, количество мест) будет размещаться на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».

Договор же будет подписываться уже с успешно прошедшими вступительные испытания и конкурсный отбор. Таким образом, количество претендентов может заметно вырасти. Сообщается, что инициатива направлена на адресную подготовку научных и научно-педагогических кадров для отраслевых организаций – заказчиков.

  1. Рособрнадзор приказом № 1493 от 04.08.2023 утвердил требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации.

Главная страница подраздела «Основные сведения» должна содержать информацию:

  • о полном и сокращенном (при наличии) наименовании образовательной организации;
  • о дате создания образовательной организации;
  • об учредителе (учредителях) образовательной организации;
  • о наименовании представительств и филиалов образовательной организации (при наличии) (в том числе, находящихся за пределами Российской Федерации);
  • о месте нахождения образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии);
  • о режиме и графике работы образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии);
  • о контактных телефонах образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии);
  • об адресах электронной почты образовательной организации, ее представительств и филиалов (при наличии);
  • об адресах официальных сайтов представительств и филиалов образовательной организации (при наличии) или страницах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  1. Минобрнауки России приказом № 947 от 04.10.2023 года утвердило перечень должностей учебно-вспомогательных работников и работников сферы научного обслуживания в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, которые имеют право занимать обучающиеся по образовательным программам высшего образования (документ не вступил в силу).

Отдельные должности, исполнение должностных (служебных, трудовых) обязанностей по которым связано с исполнением функций учебно-вспомогательных работников и работников сферы научного обслуживания, если квалификационными требованиями для замещения указанных должностей установлены требования к уровню образования — не выше уровня среднего профессионального образования, а также без предъявления требований к стажу работы. Студенты вузов могут занимать отдельные должности учебно-вспомогательного персонала и работников сферы научного обслуживания в вузах и научных организациях.

Также, Минобрнауки утвердило перечень таких должностей, среди которых — диспетчер факультета, лаборант, техник-проектировщик, младший редактор и корректор.

  1. Минобрнауки России приказом № 1081 от 16.11.2023 года внесло изменения в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 августа 2020г. N1076.

Раздел включает в себя большое количество изменений и дополнений, касающихся приемной кампании и особенностей приема на места в пределах отдельных квот для военнослужащих, детей лиц, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и т.д.

  1. Минобрнауки России приказом № 998 от 18 октября 2023 года утвердило требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке.

Также, Минобрнауки России проводит сбор предварительных данных о численности иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся и обучавшихся в вузах по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам;

Все эти изменения направлены на дополнительные меры контроля и прозрачности в сфере высшего образования, формирование государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования в соответствии с международной образовательной деятельностью высших учебных заведений, созданию конкурентной формы обучающих программ для нового поколения, которое должны обучать не просто педагоги, а педагоги с прогрессивными взглядами на науку и образование России в целом.

Библиографический список

1. Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. О разработке профессионального стандарта педагога. // Бюллетень Учебно – методического объединения вузов РФ. 2013.№ 2. - с. 5-21.
2. Ковальчук О.В., Кошкина В.С., Осваиваем профессиональный стандарт педагога. // Учебно-методическое пособие для руководителей образовательных организаций. ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2016. - 136 с.
3. Образовательная технология ИСУД. Реализуем требования ФГОС и профессионального стандарта педагога. - М.: 5 за знания, 2020. - 934 c.
4. Профессиональные стандарты: назначение, подходы к внедрению в практику: метод, рекомендации / Амур. обл. науч. б - ка им. Н. Н. Муравьева-Амурского, метод, отд.; сост. Г. А. Базарная. - Благовещенск, 2017. - 28 с.
5. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения / Под общ. ред. В.В. Федотовой. – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 51 с.
6. Сочнева Е.Н., Зайцева Г.А., Исаева, Е.Ю. Профессиональный стандарт: от «чтения» к применению: методические указания / Г.А. Зайцева, Е.Н. Сочнева, Е.Ю. Исаева; ККЦПиРК. – Красноярск: ККЦПиРК, - 2019.
– 41 с.
Интернет-ресурсы:
1. Журнал «Высшее образование в России» (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia). Московский политехнический университет https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/217
2. Журнал «Справочник кадровика» https://www.propersonal.ru/article/1085180-17-m7-professionalnyy-standart-pedagoga.
3. Информационно – правовой портал «Гарант» https://base.garant.ru/57746200/
4. Информационно – правовой портал «КонсультантПлюс» https://www.consultant.ru/law/doc/profstandart/
5. Профстандарты 2023 года: перечень должностей и профессий Информационный портал. https://investim.guru/faq/profstandarty-2023-goda-perechen-dolzhnostey-i-professiy-informatsionnyy-portal