Индекс УДК 37
Дата публикации: 28.12.2023

Система и принципы работы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся в 5-6 классах

System and principles of work to enhance educational and cognitive activity of students in grades 5-6

Муравская Алена Леонидовна
Научный руководитель: Усанова Ирина Алексеевна
1. студент
2. к.фил.н.,доцент
СурГПУ «Сургутский государственный педагогический университет»

Muravskaya Alena Leonidovna
Scientific supervisor: Irina Alekseevna Usanova

1. student
2. Ph.D., Associate Professor
SurGPU "Surgut State Pedagogical University"
Аннотация: В статье раскрывается понятие «активизация познавательной деятельности обучающихся». В отдельности рассматриваются понятия «деятельность» и «познавательная деятельность», а также их интеграция в понятии «активизация познавательной деятельности». Активизация познавательной деятельности – это формирование положительного отношения школьников к учебной деятельности, развитие их стремления к более глубокому познанию изучаемых предметов.

Abstract: The article reveals the concept of "activation of cognitive activity of students". The concepts of "activity" and "cognitive activity" are considered separately, as well as their integration in the concept of "cognitive activity activation".
Activation of cognitive activity is the formation of a positive attitude of students to learning activities, the development of their desire for a deeper knowledge of the subjects studied.
Ключевые слова: учебная деятельность, активность, самостоятельность, активизация познавательной деятельности, эффективные формы, способы, условия обучения, познавательные потребности.

Keywords: learning activity, activity, independence, cognitive activity activation, effective forms, methods, learning conditions, cognitive needs.


Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Ее актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов и средств обучения. При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания.

Категория «деятельность» имеет широкое описание в литературе. Если рассматривать ее в фокусе философской науки, то это специфическая форма отношения человека к окружающей реальности, суть которого состоит в целесообразном изменении и преобразовании в соответствии с интересами людей. Философия также подчеркивает, что само понятие деятельности уже содержит такие элементы, как задача, средства, процесс и результат.

Это ход внешней и внутренней активности человека, который контролирует стремление к определенной цели. Более пристальному рассмотрению понятие «деятельность» подвергается в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова и многих других авторов.

Советский психолог А. Н. Леонтьев выделяет следующие ее структурные составляющие: простая деятельность, действие и операция. По его словам, «простая деятельность та, что не распадается на отдельные действия» [1, c.235].

При этом цель, предмет и мотив здесь не всегда одно и то же. То есть можно говорить о том, что психика и деятельность – единое целое. Сама психика формируется в процессе работы и «проявляется в деятельности, сознание в деятельности и формируется». Психологическая теория заключает, что деятельность осуществляется субъектом.

Образовательный процесс в этом разрезе можно определить, как систему сменяющих друг друга активностей, а саму деятельность как процесс применения учеником тех или иных средств для достижения целей, поддерживаемый мотивацией.

Наглядно отношение учеников к образовательному процессу можно оценить по их включенности. Активизация познавательной деятельности учащихся возможна при условии глубокого проникновения и «погружения» в учебный материал.

Вовлеченность детей напрямую зависит от их мотивированности к самостоятельному обучению. Под самостоятельность в этом случае понимается способность находить нужную информацию, систематизировать и анализировать ее без привлечения педагога. Кроме того, ученик должен уметь ставить цели и предпринимать шаги по их достижению, организовывать проекты и исследовательскую работу [2, c. 41].

Средства и способы активизации познавательной деятельности учащихся неотделимы от умения действовать самостоятельно. Прослеживается прямая связь между вовлеченностью в образовательный процесс и умением принимать собственные решения и ставить цели.

Основной целью активизации познавательной деятельности учащихся, из которой логически вытекают ее задачи, является формирование познавательной активности и повышение эффективности взаимодействия учителя и ученика.

В современной педагогике выделяют несколько путей увеличения вовлеченности школьников:

  • включение в работуразличных методов, форм и средств обучения;
  • моделирование учебных ситуаций, в которых учащиеся получают шанс отстоять собственную точку зрения, дать оценку действиям сверстников и учителя;
  • организация учебного процессатаким образом, чтобы школьник мог самостоятельно выбирать темп получения новой информации, темы для изучения и т. д.
  • моделирование учебных ситуаций, в которых ученики могут применить свои знания на практике (помощь одноклассникам, объяснение пройденного материала тем, кто его еще не усвоил, и т. д.)
  • организация занятийтак, чтобы была возможность использовать весь спектр методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся;
  • создание условийдля полноценной проверки, анализа, формулирования выводов по итогам собственной работы;
  • проведение уроков, в ходе которых ученики могут комплексно применить имеющиеся навыки и знания для решения поставленных познавательных задач [3, c.36].

Цель педагога – подобрать такие методы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые в итоге приведут к продуктивному результату образовательного процесса. К ученикам предъявляется требование усвоить, запомнить и при необходимости воспроизвести полученную информацию, умение преобразовывать ее и использовать в собственных целях, в том числе на практике и в повседневной жизни.

Можно сделать вывод, что увеличение вовлеченности школьников оказывает значительное влияние на уровень продуктивности обучения.

Перечислим основные принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

  • Принцип исследовательской работы. Речь идет о том, что очень важно добиваться, чтобы в учебно-познавательной деятельности школьников было место творчеству и поиску нового. Также обязательна проработка навыков анализа и обобщения. В процессе обучения должно присутствовать исследование изучаемых проблем и явлений.
  • Принцип индивидуальности. Педагогу нужно стараться выбирать такие методы и средства подачи материала, которые бы учитывали индивидуальные особенности и свойства личности каждого подопечного, включая психологические и физиологические характеристики. Современная школа практически не предоставляет возможность применять этот принцип в чистом виде, поэтому берутся лишь отдельные его элементы [4, c.29].
  • Принцип самообученияпризван сформировать у учеников способность к самоорганизации и самоконтролю. Согласно ему, в ходе образовательной деятельности процесс познания индивидуализируется исходя из личной мотивации к получению новых знаний и умений.
  • Принцип мотивациипознавательной активности. Его цель – запуск процесса изучения, как самостоятельного, так и коллективного, с помощью привлечения различных стимулов.

Над теоретическими основами формирования и организации самостоятельной учебной деятельности в своих исследованиях работали такие педагоги, как А. П. Беляева, В. В. Давыдов, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина и другие. В трудах П. И. Пидкасистого основным критерием эффективности урока становится уровень активизации самостоятельной работы учащихся и их взаимосвязь на занятии [5, c.152].

В своих исследованиях, подтвержденных экспериментально, он отталкивается от той мысли, что школа должна не только дать определенный объем информации и умений, но и научить детей искать и получать их.

Обе эти стороны образовательного процесса логически дополняют друг друга. Самостоятельность в изучении моделируется при полном и сознательном усвоении учеником базовых знаний, получении навыков работы с литературой, проведении экспериментальных опытов, а также во время практического применения полученной информации.

Среди форм активизации познавательной деятельности учащихся важную роль играют и те, что относятся непосредственно к методикам образования. Также большое значение имеет оценка их сравнительной эффективности: взаимосвязь подачи материала учителем и самостоятельной работы детей; сравнительная эффективность и сочетаемость воспроизводящих самостоятельных действий и тех, что предполагают творческий процесс; группового и индивидуального труда.

Основа структуры и важнейший компонент технологий активизации познавательной деятельности учащихся – личные предметные действия, выполняемые без вмешательства наставника. При этом ученик сам выбирает подходящие на его взгляд способы осуществления этих мероприятий, планирует и совершает большое количество операций, несет функцию самоконтроля на соответствие намеченной цели.

Все эти разнообразные по содержанию и направленности действия реализуются при помощи различных обучающих средств и методик, что обеспечивает их предметность и обилие.

Самостоятельная деятельность очень ценна в образовательном, развивающем и воспитательном смыслах. Это обусловлено тем, что в ходе нее используется целый комплекс умственных, практических и организационных действий. Она наглядно демонстрирует процесс саморегуляции, одним из характерных проявлений которого выступает самоконтроль. Даже если педагог активно руководит и направляет действия ученика, правильные результаты недостижимы без выдержки.

Самостоятельная деятельность всегда имеет определенный итог. Это могут быть выполненные задания, решенные примеры, написанные эссе, составленные таблицы, построенные графики, ответы на тестирования и даже эмоциональные переживания. Ценность и значимость данных результатов осознается гораздо глубже и ярче, чем итоги совместной работы, так как ученик добивается их самостоятельно.

Библиографический список

1. Леонтьев А. Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 345 с.
2. Абасов З. А. Познавательная активность школьников // Педагогика. 2019. №7. С. 40-43.
3. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 36-41.
4. Гайдарова Д. М. В сборнике: Информация как двигатель научного прогресса сборник статей по итогам Международной научнопрактической конференции. 2018. С. 28-33.
5. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1979. 160 с