Abstract: The article examines current issues of integrating artificial intelligence (AI) technologies into the professional training of future primary school teachers to develop their basic music therapy competence. The essence and components of music therapy as a means of psychological and pedagogical influence in the educational environment are analyzed. The potential of AI tools to support teachers is identified, ranging from analyzing individual characteristics and musical preferences of students to creating personalized programs and assessing the effectiveness of interventions. The conclusion is drawn about the complementary role of artificial intelligence, which, without replacing the human factor, enhances the teacher's professional capabilities, contributing to the creation of a favorable emotional atmosphere and the implementation of an inclusive approach in primary school.
Keywords: artificial intelligence, music therapy, music therapy competence, teacher education, emotional intelligence.
Современное начальное образование ориентировано на целостное развитие личности ребенка, где важнейшую роль играет его эмоциональное благополучие. В этом контексте одним из эффективных, но ресурсоемких методов такой поддержки является музыкотерапия.
Формирование базовой музыкотерапевтической компетенции у будущих учителей начальных классов становится одним из актуальных направлений модернизации педагогического образования. Развитие цифровых технологий, в частности инструментов искусственного интеллекта, открывает новые возможности для эффективного решения этой задачи, позволяя преодолеть традиционные ограничения, связанные с дефицитом практического опыта и необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку.
Музыкотерапия – это «целенаправленное использование музыкальных средств для достижения терапевтических и коррекционно-развивающих целей» [1].
Исследователи Оксфордского университета Д. Гроке и К. Макферран рассматривают музыкотерапию, как научно обоснованную профессиональную деятельность, где музыка становится инструментом целенаправленной поддержки физического и психического здоровья, улучшения функционирования и повышения общего благополучия человека [3].
Оба определения, несмотря на различие в акцентах, раскрывают сущность музыкотерапии: первое определение делает акцент на инструментальной стороне («использование музыкальных средств») и конкретных прагматических целях (терапия, коррекция, развитие), то второе подчеркивает ее статус как доказательной профессиональной практики, нацеленной на комплексное улучшение здоровья и качества жизни.
Следовательно, современную музыкотерапию можно рассматривать не как спонтанное или вспомогательное воздействие, а как интегративную, научно обоснованную дисциплину, где осознанное применение музыки служит инструментом для достижения измеримых позитивных изменений в физическом, психическом и социальном функционировании человека.
Музыкотерапия в педагогическом аспекте рассматривается не как клинический метод, а как система целенаправленного использования музыки для решения задач развития, обучения и психологической поддержки младших школьников. Как отмечает И. Волженцева, это комплекс приемов, позволяющих «заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно «окрашенными» чувствами и мыслями» [6]. В работе с детьми младшего школьного возраста она может выступать как основное или вспомогательное средство для коррекции коммуникативных трудностей, эмоциональной регуляции и снятия психофизического напряжения [2].
Музыкотерапевтическая компетенция педагога начальных классов представляет собой интегративное личностное образование, включающее:
— когнитивный компонент: знание основ психологии музыки, возрастных особенностей восприятия, принципов подбора репертуара;
— деятельностный компонент: умение организовывать музыкотерапевтические занятия, импровизировать, создавать благоприятную атмосферу;
— личностный компонент: развитый эмоциональный интеллект, эмпатия, рефлексия.
Формирование данной компетенции в рамках классических учебных программ часто сталкивается с проблемой нехватки времени для отработки практических навыков в условиях, максимально приближенных к реальным.
Потенциал искусственного интеллекта в развитии музыкотерапевтической компетенции. Интеграция технологий ИИ в процесс профессиональной подготовки позволяет создать персонализированную, практико-ориентированную и безопасную среду для формирования необходимых умений. Ключевые направления применения ИИ включают:
1) Анализ данных для индивидуального подхода. ИИ-системы, основанные на алгоритмах обработки естественного языка и компьютерного зрения, могут помочь будущему педагогу анализировать невербальные реакции детей на музыкальные стимулы (мимика, движение), выявляя индивидуальные предпочтения и эмоциональные паттерны. Это развивает навык педагогического наблюдения и диагностики [4].
2) Создание и адаптация персонализированного музыкального контента. Нейросетевые платформы-генераторы музыки (например, AIVA, Soundful) позволяют студентам создавать оригинальные композиции с заданными параметрами (темп, лад, жанр) под конкретные цели занятия: релаксация, активизация, развитие концентрации [9]. Это снимает барьер отсутствия композиторских навыков и способствует развитию креативности.
3) Создание и подбор композиций (плейлист) под конкретный запрос, что представляет собой практическую реализацию этих принципов, превращая теоретические знания о терапевтическом воздействии музыки в индивидуальный инструмент для решения задач коррекции, развития или поддержания благополучия конкретного ребенка или группы.
Рассмотрим в качестве примера работу с нейросетью от Яндекса «Алиса» (бесплатная и доступная). По нашему запросу нейросеть сгенерировала для нас подробный ответ представленный на рисунках 1–5:

Рисунок 1. Плейлист для работы с детьми начальных классов.
Нейрость сгенерировала структуру плейлиста, разделив ее на 5 частей:

Рисунок 2. Вводная и активная часть.

Рисунок 3. Познавательная и релакс-часть.

Рисунок 4. Заключительная часть и рекомендации по использованию.
На рисунке 4 представлены рекомендации по использованию представленных музыкальных композиций.

Рисунок 5. Технические примечания.
4) Отработка практических навыков в симулированной среде. Виртуальные симуляторы и интеллектуальные тренажеры на базе ИИ могут моделировать типовые и сложные ситуации в классе (например, работу с тревожным или гиперактивным ребенком). Будущий педагог может отрабатывать выбор музыкальных стратегий, получая при этом аналитическую обратную связь от системы [7].
5) Оценка эффективности вмешательств. Инструменты ИИ способны объективизировать оценку динамики состояния условной «группы» в симуляции, отслеживая изменения по заданным параметрам. Это учит будущих педагогов рефлексии и основам evidence-based practice (практики, основанной на доказательствах).
Несмотря на очевидные преимущества, внедрение ИИ сопряжено с рисками, которые необходимо учитывать в образовательном процессе:
— подмена живого взаимодействия. Ключевой принцип «ИИ не заменяет эмпатию и интуицию педагога, а лишь расширяет его инструментарий. Важно избегать сведения музыкотерапии к механическому алгоритму» [8].
— вопросы конфиденциальности данных. Работа с инструментами, анализирующими эмоциональные реакции, требует формирования у студентов строгой этической позиции относительно сбора и использования данных.
— недостаточная валидность алгоритмов. Существующие системы могут иметь культурные и возрастные смещения, что требует от педагога критического мышления при интерпретации их выводов.
Таким образом, технологии искусственного интеллекта представляют собой перспективный ресурс для модернизации процесса формирования музыкотерапевтической компетенции у будущих педагогов начальных классов. Они позволяют реализовать практико-ориентированный и персонализированный подход в обучении, моделировать профессиональные ситуации и развивать навыки. Однако успешная интеграция возможна только при условии, что ИИ рассматривается как вспомогательный инструмент, усиливающий, а не подменяющий, человеческие качества педагога — эмпатию, творчество и профессиональное суждение. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку конкретных методик и дидактических моделей сочетания традиционных педагогических подходов и ИИ-технологий в рамках учебных курсов педагогических вузов.
Библиографический список
1. Атаева А.О., Малыхина Е.В. Музыкотерапия как средство коррекции асоциальных подростковых субкультур / Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/ (дата обращения: 25.12.2025).2. Биасутти М., Кончина Э. Музыкальное образование и перенос обучения: теоретическая перспектива // Musicae Scientiae. – 2021. – Том 25, № 3. – С. 285-303. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1177/1029864920988319 (дата обращения: 25.12.2025).
3. Гроке Д., Макферран К. Оксфордское руководство по музыкальной терапии. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2020. – 3 с. Электронное издание. [Электронный ресурс]. URL: https://oxford.universitypressscholarship.com (дата обращения: 24.12.2025).
4. Д'Мелло С.К. Давая глаза компьютерам: краткая история детекции аффектов // Справочник по аффективным вычислениям. – Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2021. – С. 15-30.
5. Завацки-Рихтер О., Марин В.И., Бонд М., Гувернер Ф. Систематический обзор исследований по применению искусственного интеллекта в высшем образовании – где же педагоги? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2019. – Том 16, № 1. – Статья 39. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1186/s41239-019-0171-0 (дата обращения: 25.12.2025).
6. Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции г. Москва 22–23 марта 2019 г. / под общ. ред. В.П. Петрушина. – Москва: МПГУ, 2019. – 211 с.
7. Оконкво К.В., Аде-Ибихола А. Применение чат-ботов в образовании: систематический обзор // Компьютеры и образование: искусственный интеллект. – 2021. – Том 2. – Статья 100033. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1016/j.caeai.2021.100033 (дата обращения: 24.12.2025).
8. Смолин А.А., Панарин В.И. Этические дилеммы использования искусственного интеллекта в образовании: систематический обзор // Образование и наука. – 2023. – № 25(5). С. 12–45. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-12-45 (дата обращения: 24.12.2025).
9. Хуан К., Цзоу Ю., Ли Ю. Адаптивная генерация музыки для эмоциональной поддержки: подход на основе ИИ // Журнал искусственного интеллекта в музыке. – 2023. – Том 1, № 1. – С. 45-59.