Индекс УДК 159.9.075
Дата публикации: 27.12.2025

Исследование копинг-поведения подростков

Study of coping behavior of adolescents

Башарина Евгения Сергеевна
Научный руководитель: Рокицкая Ю.А.,
1. Магистрант факультета психологии,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет»
2. к.п.н, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Basharina Evgeniya Sergeevna
Scientific adviser: Rokitskaya Y.
1. Master's Student, Faculty of Psychology,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian and Pedagogical University"
2. Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South Ural State Humanitarian and Pedagogical University," Chelyabinsk
Аннотация: Цель статьи – теоретически обосновать, выявить и проанализировать результаты эмпирического исследования стратегий копинг-поведения подростков. В статье обосновывается актуальность исследования копинг-поведения подростков, которая состоит в том, что своевременное выявление доминирующих стратегий совладания со стрессом у детей подросткового возраста может служить теоретической базой для проведения профилактической работы по формированию навыка эффективного психологического преодоления жизненных трудностей подростками в настоящем и будущем.
Теоретический анализ феноменологии копинг-поведения выявил, что на сегодняшний день в психологической науке копинг рассматривается как осознанное поведение человека, которое позволяет справиться со стрессом способами, адекватными личностным особенностям и ситуации и именно в подростковом возрасте происходит формирование стиля поведения в стрессовых ситуациях.
В статье представлены и проанализированы результаты исследования копинг-стратегий в подростковом возрасте, позволяющие заключить, что при возникновении трудных жизненных ситуаций подростки чаще всего выбирают относительно-продуктивные формы поведения, при использовании таких конструктивных копинг-стратегий, как «разрешение проблем» и «поиск социальной поддержки» на среднем и низком уровне. Также отмечается высокая доля выбора непродуктивных стратегий в отношении эмоционального реагирования.


Abstract: The purpose of this article is to theoretically substantiate, identify, and analyze the results of an empirical study of adolescent coping strategies. The article substantiates the relevance of research into adolescent coping behavior, arguing that the timely identification of dominant coping strategies for stress in adolescents can serve as a theoretical basis for preventative work to develop skills for effectively overcoming life's difficulties in adolescents, both now and in the future.
A theoretical analysis of the phenomenology of coping behavior revealed that, in psychological science today, coping is viewed as a conscious human behavior that allows one to cope with stress in ways appropriate to one's personality and the situation. It is during adolescence that behavioral styles in stressful situations are developed. This article presents and analyzes the results of a study of coping strategies in adolescence. It concludes that when faced with difficult life situations, adolescents most often choose relatively productive behaviors, using constructive coping strategies such as "problem solving" and "seeking social support" at moderate to low levels. A high proportion of unproductive emotional response strategies is also noted.
Ключевые слова: копинг-поведение, копинг-стратегии, совладающее поведение, подростковый возраст.

Keywords: coping strategies, coping behavior, adolescence.


Способность личности успешно преодолевать психотравмирующие и стрессовые ситуации зависит от развития способности регуляции поведения, в том числе от развития копинг-стратегий, представляющих собой самостоятельные, отдельные способы реализации совладающего поведения. Подростковый возраст является сенситивным для формирования и развития психических процессов. Ученые подтверждают [1, 3, 5, 6], что выбор конструктивных стратегий копинг-поведения подростками и их грамотное использование имеет большое значение для формирования навыка эффективного психологического преодоления жизненных трудностей в будущем. Напротив, применение неконструктивных стратегий может привести к развитию аддиктивного поведения.

Проблема совладающего поведения отражена в исследованиях зарубежных (З. Фрейд, Р. Лазарус, С. Фолкман, Н. Хаан, Э. Хайм и др.) и отечественных (Л.И. Анцыферова, В.И. Долгова, С.В. Духновский, Т.В. Корнилова и др.) авторов. Проблемы развития копинг-стратегий подростков анализировали в своих трудах Р.М. Грановская, Л. Мерфи, Ю.А. Рокицкая, Н.А. Сирота, А. Фрейд, В.М. Ялтонский и др.)

Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что психологическое значение копинга состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, уменьшить действие стресса, обеспечить и поддержать психическое здоровье человека.

В современной психологической науке авторы выделяют более 400 моделей преодоления жизненных трудностей. В своем исследовании Ю.А. Рокицкая предприняла попытку структурировать данные разрозненных классификаций, в основании которых располагаются разноуровневые признаки, такие как: активность/пассивность (Дж. Амирхан и Л.И. Анцыферова), выполняемые функции (Э. Биллингс и Р. Моос, Дж. Вэйллант, Ч. Карвер, Р. Лазарус и С. Фолкман), продуктивность/непродуктивность (степень адаптивности) копинг-стратегий (Э. Фрайденберг, Э. Хайм),  сферы психической деятельности человека (И.М. Никольская и Р.М. Грановская, П.Тойс). Как подчеркивает Ю.А. Рокицкая, представленные классификации не исчерпывают широкий диапазон существующих систематизаций [4].

Н.А. Сирота и В.М. Ялтонский указывают, что активное формирование совладающего поведения приходится именно на подростковый и юношеский возраст. Ученые приводят теоретические модели копинг-поведения, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте: модель адаптивного функционального копинг-поведения подростков, модель псевдоадаптивного дисфункционального копинг-поведения подростков, модель дисфункционального дезадаптивного копинг-поведения подростков [5].

Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова указывает, что на выбор стиля поведения в стрессовых ситуациях в подростковом возрасте влияют особенности социальной ситуации развития и личностные особенности каждого конкретного ребенка [3, 6].

С.А. Хазова в своих исследованиях выявила, что подростки обладают более выраженными ресурсами социальной поддержки, чем, например, взрослые и юноши, их способность к контролю напряжения и физическое здоровье лучше. Однако копинг подростков является более противоречивым, неэффективным и не гибким. Поэтому для большинства подростков наиболее характерны деструктивные стратегии копинг-поведения: бегство-избегание, дистанцирование, уход от ответственности. Конструктивные же копинг-стратегии подростки начинают использовать по мере взросления [6].

В.И. Долгова, О.А. Кондратьева, Е.Ф. Осетрова выявили, что в ситуации стресса для подростков наиболее выраженными можно назвать непрямые действия, избегание, осторожные действия, дистанцирование. Наименее выражены такие стратегии, как ассертивные действия, поиск социальной поддержки, самоконтроль. Отметили выбор неконструктивных копинг-стратегий у подростков с высоким уровнем конфликтности [2].

Ю.А. Афанасьева выявила, что проблемноориентированный копинг характерен в основном для подростков-экстравертов, активных, общительных и доверчивых людей, склонных к самоконтролю, настойчивости и ответственности [1].

К.Д. Хломов подтверждает, что подростки в разных образовательных средах ведут себя по-разному в стрессовых ситуациях: в школах с высоким рейтингом и ориентированных на профилактику негативных явлений распространены стратегии, связанные с развитием самоконтроля, рефлексии, планирования; в школах с низким рейтингом – среди младших подростков доминирует конфронтация, которая впоследствии снижается [7].

Таким образом, выявление ведущих стратегий копинг-поведения подростков и знание характеристик каждой модели позволяет организовать работу по психопрофилактике нарушений и выстраиванию адекватного психолого-педагогического процесса с целью успешной социальной и психологической адаптации в подростковом возрасте.

Целью данной работы является изучение стратегий копинг-поведения подростков в условиях образовательной организации.

Методы исследования: анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование с использованием психодиагностических методик.

Исследование проводилось на базе МОУ «Травниковская средняя общеобразовательная школа». В нем приняли участие обучающиеся 8 классов в возрасте 14-15 лет в составе 28 человек. Для изучения копинг-стратегий подростков были использованы психодиагностические методики: методика определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, опросник диагностики копинг-стратегий Д. Амирхана (1990) в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского (1995), методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями (Копинг-тест Лазаруса разработанный Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году и адаптированный Л.И. Вассерманом с соавторами в 2009 году).

В ходе анализа результатов исследования стратегий поведения подростков, полученных при использовании психодиагностической методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э. Хайма, было выявлено распределение испытуемых по степени предпочтительности каждой из представленных групп копинг-стратегий (продуктивные, относительно продуктивные, непродуктивные) (рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты диагностики степени предпочтительности копинг-стратегий подростками (с использованием методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма), %

Из рисунка 1 следует, что подростки в трудных жизненных ситуациях чаще всего прибегают к относительно продуктивным стратегиям (помогающим в некоторых ситуациях, например, не очень значимых или при небольшом стрессе) (42 % испытуемых). Отмечена достаточно высокая доля использования подростками непродуктивных типов поведения (37 % от общего числа) и выявлены неконструктивные стратегии, которые используют подростки, это: растерянность, смирение, подавление эмоций, эмоциональная разрядка, агрессивность, отступление и активное избегание. Использование продуктивных копинг-стратегий, способствующих преодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс, предпочитают 21 % опрошенных.

Анализ использования подростками копинг-стратегий в каждой из базисных групп (продуктивных, относительно продуктивных, непродуктивных) представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня использования подростками копинг-стратегий в каждой из базисных групп (с использованием методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма), %

 

Результаты исследования, отраженные в рисунке 2 показывают, что среди когнитивных копинг-стратегий подростки чаще всего выбирают относительно продуктивные – 57 % («диссимиляция», «сохранение «самообладания», «обоснование смысла», «относительность», «религиозность», «установка собственной ценности»). 32 % опрошенных выбрали непродуктивные копинг-стратегии («смирение», «растерянность»). Продуктивную когнитивную стратегию «проблемный анализ» выбрали 11 % испытуемых.

Среди эмоциональных копинг-стратегий подростки чаще всего выбирают непродуктивные стили поведения, такие как: «подавление эмоций», «эмоциональная разрядка», «агрессивность» (50 %). 36 % испытуемых используют продуктивную копинг-стратегию «оптимизм». 14 % предпочитают относительно продуктивные стили поведения («протест» и «пассивная кооперация»).

Из поведенческих стратегий подростки чаще всего выбирают относительно продуктивные (53 %), это: «отвлечение», «обращение», «альтруизм», «конструктивная активность», «компенсация». 29 % выбрали непродуктивные поведенческие копинг-стратегии («активное избегание» и «отступление»). Лишь 18 % выбрали продуктивную форму поведения «сотрудничество».

Также в рамках исследования было выявлено распределение непродуктивных копинг-стратегий в каждой из групп (когнитивных, эмоциональных, поведенческих). Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение непродуктивных копинг-стратегий по результатам диагностики с использованием методики определения индивидуальных копинг-стратегий Э.Хайма

Наименование группы копинг-стратегий Количество респондентов, использующих непродуктивные копинг-стратегии чел. / % от числа респондентов (гр.2) Наименование непродуктивных копинг-стратегий Распределение ответов:

чел. / % от числа респондентов (гр.2)

1 2 3 4
Когнитивные 32 % Растерянность 78 %
Смирение 22 %
Эмоциональные 50 % Подавление эмоций 57 %
Эмоциональная разрядка 28 %
Агрессивность 15 %
Поведенческие 28 % Отступление 75 %
Избегание 25 %

Данные таблицы 1 показывают, что из 32 % от общего числа испытуемых, которые выбрали непродуктивные виды когнитивных копинг-стратегий, 78 % испытывают растерянность при возникновении стрессовой ситуации, 22 % – смирение. Это пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, часто с умышленной недооценкой неприятностей.

Из 50 % от общего числа испытуемых, выбравших непродуктивные виды эмоциональных копинг-стратегий большинство (57 %) предпочли стратегию «подавление эмоций». Тип поведения «эмоциональная разрядка» выбрали 28 %, стратегию «агрессивность» – 15 %. Выявленные варианты поведения характеризуются подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущения других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

Среди 28 % от общего числа испытуемых, которые выбрали непродуктивные поведенческие стратегии 75 % предпочли стратегию «отступление», 25 % – «активное избегание». Данные виды поведения в стрессовых ситуациях предполагают избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляцию, стремление уйти от активных интерперсональных контактов, отказ от решения проблем.

Применение в исследовании методики «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского позволило выявить уровень развития базисных стратегий поведения подростков (рисунок 3).

Рисунок 3. Результаты диагностики уровня развития базисных стратегий поведения подростков (методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана в адапт. Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского), %

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что использование подростками копинг-стратегии «разрешение проблем» выражено на следующих уровнях: высокий – 0 %, средний – 57 %, низкий – 32 %, очень низкий – 11 %. Таким образом, в общей сложности 43 % испытуемых могут испытывать трудности, во-первых, со способностью определять проблемы и находить альтернативные решения, во-вторых, эффективно справляться со стрессовыми ситуациями.

Данные использования копинг-стратегии «поиск социальной поддержки»: высокий уровень – 18 %, средний уровень – 50 %, низкий уровень – 11 %, очень низкий уровень 21 %. Другими словами, у 32 % испытуемых потенциально отсутствует необходимые ресурсы в виде моральной поддержки со стороны социального окружения (членов семьи, друзей, значимых других людей), контроля доверия (вера в себя, уверенность), межличностных отношений.

Данные использования копинг-стратегии «избегание проблем»: высокий уровень – 4 %, средний уровень – 11 %, низкий уровень – 61 %, очень низкий уровень 25 %. Копинг-стратегия «избегание проблем» является неконструктивной стратегией копинг-поведения личности. Высокий уровень развития данной стратегии может привести к формированию дезадаптивного, псевдосовладающего поведения. Применение стратегии также свидетельствует о недостаточности развития личностно-средовых ресурсов и навыков активного разрешения проблем.

Анализ результатов исследования стратегий поведения подростков, полученных при использовании копинг-теста, разработанного Р. Лазарусом и С. Фолкманом (в адаптации Л. И. Вассермана с соавторами) (таблица 2) позволил определить частоту использования подростками каждого способа совладания.

Таблица 2

Результаты диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для подростков ситуациями (с использованием копинг-теста Р. Лазаруса адаптированного Л.И. Вассерманом с соавт.), %

Способы совладания Частота использования
Редкое Умеренное Выраженное
Конфронтационный копинг 43 43 14
Дистанцирование 11 75 14
Самоконтроль 65 32 3
Поиск социальной поддержки 50 43 7
Принятие ответственности 46 54 0
Бегство-избегание 14 68 18
Планирование решения проблемы 36 61 3
Планирование решения проблемы 18 79 3

 Данные таблицы 2 показывают, что подростки редко используют такие конструктивные стратегии как: самоконтроль (65 %), поиск социальной поддержки (50 %), принятие ответственности (46 %), планирование решения проблем (36 %), положительная переоценка (18 %). Выраженное предпочтение неконструктивных форм поведения продемонстрировали: 14 % подростков («конфронтационный копинг»), 14 % – «дистанцирование», 18 % – «бегство-избегание».

Результаты опытно-экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы. При возникновении трудных жизненных ситуаций подростки чаще всего выбирают относительно-продуктивные формы поведения. Отмечена высокая доля выбора непродуктивных стратегий, среди которых преобладают «растерянность», «подавление эмоций», «отступление».

Около половины опрошенных используют конструктивные копинг-стратегии «разрешение проблем» и «поиск социальной поддержки» на среднем и низком уровне, редко используют стратегии «самоконтроль», «принятие ответственности», «планирование решения проблем». Выраженное предпочтение неконструктивных форм поведения продемонстрировали: 14 % подростков – «конфронтационный копинг», 14 % – «дистанцирование», 18 % – «бегство-избегание».

Таким образом, полученные данные исследования стратегий копинг-поведения подростков в условиях образовательной организации позволяют определить наиболее перспективные направления, формы, методы и технологии работы с обучающимися для формирования у них изучаемого психологического феномена. Дальнейшие шаги исследования будут сосредоточены на разработке психолого-педагогической программы формирования конструктивных стратегий копинг-поведения подростков.

Библиографический список

1. Афанасьева, Ю. А. Роль личностных особенностей подростков в формировании копинг-стратегий / Ю. А. Афанасьева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2021. – Т. 21. – № 1. – С. 47-53.
2. Долгова, В. И. Взаимосвязь конфликтности и копинг-стратегий личности / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, Е. Ф. Осетрова // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Киров, 24 мая 2022 года. Том Выпуск 6. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 154-159.
3. Московцева, Е. А. Стратегии адаптационного поведения подростков / Е.А. Московцева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – №1.
4. Рокицкая, Ю. А. Факторная структура копинг-поведения подростков / Ю. А. Рокицкая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 220-233.
5. Сирота, Н. А. Профилактика и психотерапия нарушений психосоциальной адаптации у подростков / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Москва: Московский государственный медико-стоматологический университет. – 2014. – 74 с
6. Хазова, С. А. Индивидуальные ресурсы и гибкость копинг-поведения в разные возрастные периоды / С. А. Хазова, Н. С. Шипова // Смоленский медицинский альманах. – 2021. – № 4. – С. 215-219.
7. Хломов, К. Д. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, А. А. Корнеев // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11. – № 2. – С. 180-199.