Abstract: This study examines current trends in social work with large families in modern society. It analyzes the main challenges and problems faced by such families and proposes effective approaches and models for providing social support. Special attention is paid to innovative methods and best practices that contribute to strengthening the institution of family and improving the quality of life for large families and their children.
Keywords: social work, large families, family support, social services, current trends.
В настоящее время многодетная семья как социальный институт относится к группе семей социального риска. В связи с этим, в условиях нашей курсовой работы, с целью дальнейшего поиска путей решения имеющихся проблем, перед нами встала задача изучить данную категорию и выявить наиболее актуальные проблемы современной многодетной семьи. В своей работе мы опирались на труды Н.Л. Большаковой, Н.А. Бутрим, П.А. Тугановой, Н.Ф. Уфимцевой и др..
Традиционно, семья представляет собой малую социальную группу, члены которой связаны брачными и/или родственными отношениям, общностью быта, и взаимной моральной ответственностью.
Многодетная семья – семья, в которой родились и/или воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении — 18 лет.
В России многодетность – достаточно редкое явление. Так, согласно статистике, из всех семей с детьми 65,2% составляют однодетные (из них: 70% – в городах и 52,2% – в сельской местности), в то время как многодетные составляют лишь 6,6%. В многодетных семьях воспитывается 15,7% всех детей (из них: 10,6% — в городах и 16,8% — в сельской местности). При этом в структуре российской многодетности — 75% составляют семьи с тремя детьми и только 7,7% — с пятью и более.
В научной литературе при анализе проблем многодетных семей чаще всего выделяются следующие:
1) проблема материального обеспечения семьи. С рождением каждого ребёнка доходы семьи резко уменьшаются;
2) жилищная проблема. От жилищных условий зависит многое в судьбе детей. Внутрисемейные отношения в стеснённых жилищных условиях более конфликтны, что создаёт напряжённую эмоциональную атмосферу;
3) проблема поддержания здоровья детей. Дети в многодетных семьях болеют значительно чаще по сравнению с другими семьями. Они получают недостаточно полноценное питание, не имеют возможности для полноценного отдыха, а родители не всегда могут приобрести необходимые лекарства;
4) коммуникативные и социальные противоречия. Контакты детей со сверстниками в таких семьях весьма ограничены и навыки их социального общения также снижены;
5) проблемы с трудоустройством. При наличии нескольких несовершеннолетних детей мать существенно ограничивается в возможностях выбора работы. Работодатели опасаются по поводу её ухода на больничный и не хотят рисковать.
Разнообразие проблем, с которыми сталкиваются современные многодетные семьи, требует комплексного решения, как на общегосударственном, так и на локальном уровнях.
Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры, в частности это ряд федерально-целевых программ, деятельность которых направлена на социально-правовую поддержку семей. Так, большинство семей, оказавшись в сложной ситуации, не знают своих прав и обязанностей, не имеют представления о государственных программах помощи. Решением проблемы может стать открытие общественных приемных, ведущих юридическую консультацию для семей в трудных жизненных ситуациях. Работа с населением, накопление практического опыта позволят сформулировать необходимые законодательные инициативы, которые могут быть выдвинуты общественной организацией на последующих этапах своей деятельности.
Отметим, что для успешного решения возникающих проблем также крайне необходимы совместные усилия специалистов из различных областей, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, специалисты должны выступать как посредники между семьей и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений. Создание эффективной системы социальной защиты семьи является неотъемлемым условием.
Разнообразие методов и форм работы с клиентами позволяют специалистам эффективно решать поставленные перед ними задачи. При этом, крайне важно выстраивать субъект-субъектные отношения с клиентом, что позволит увидеть его сильные стороны и помочь ему реализовать собственный потенциал в решении социальных проблем своей семьи.
В связи с этим, крайне важным мы считаем диагностический этап. Задачей специалиста, осуществляющего социальную диагностику, является определение проблем многодетной семьи и поиск путей для их решения.
Так, общая схема процесса социальной диагностики включает в себя несколько этапов:
— предварительное ознакомление. Предполагает получение достоверного представления о сильных и слабых сторонах получателя социальных услуг, возможных направлениях изменения и совершенствования;
— проведение общей диагностики. Постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;
— проведение специальной диагностики. Углублённое исследование по каждой из взятых для этого проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;
— построение выводов, на основе которых делается заключение;
— определение социального диагноза. Это заключительный этап социальной диагностики, на котором выявляются теоретические выводы и практические рекомендации, скорректированные с учётом реальных ресурсов и возможностей.
Полученный социальный диагноз служит основанием для разработки конкретных решений и практических действий, направленных на предупреждение или торможение выявленных негативных тенденций исследуемого социального явления, создание условий для решения проблем в интересах социальных групп и отдельной личности.
Основываясь на полученных в ходе диагностики данных специалистом подбираются оптимальные формы социальной работы. Рассмотрим их ниже.
- Индивидуальная работа, включает в себя такие формы как:
— социально-правовое консультирование. Информирование о правах и льготах многодетных семей (пособия, льготы на жилье, образование, медицинское обслуживание, транспорт), помощь в оформлении документов (пособия, субсидии, компенсации), разъяснение процедуры получения социальных услуг (детские сады, школы, медицинские учреждения), помощь в решении юридических вопросов (например, в случае конфликтов с соседями или невыплаты пособий);
— психологическая поддержка. Проведение индивидуальных консультаций с родителями для преодоления стресса, конфликтов в семье, помощь в развитии коммуникативных навыков между членами семьи, повышение родительской компетентности (знания о воспитании детей, понимании их возрастных особенностей, эффективных методах взаимодействия);
— социальное сопровождение. Регулярное наблюдение за семьей (визиты на дом, телефонные звонки), оказание помощи в решении бытовых и социальных проблем (поиск работы, поиск жилья, организация досуга для детей, получение медицинской помощи), координация взаимодействия с другими специалистами (педагоги, врачи, юристы).
- Групповая работа включает такие формы работы как:
— родительские клубы. Организация встреч для родителей многодетных семей с целью обмена опытом, взаимоподдержки, получения информации и практических навыков по воспитанию детей, решению семейных проблем;
— тренинги и мастер-классы. Развитие родительских компетенций (эффективные методы воспитания, организация досуга, психологическая помощь детям), улучшение коммуникации в семье, повышение уровня жизни (финансовое планирование, организация быта, здоровый образ жизни);
— группы взаимопомощи. Взаимодействие между многодетными семьями для обмена опытом, практическими рекомендациями, создания общности и чувства принадлежности.
- Проектная работа включает:
— проекты по созданию условий для развития детей: Организация детских садов, школ, дополнительных образовательных учреждений (кружки, секции), спортивных секций, творческих кружков, организация выставок, конкурсов для детей из многодетных семей;
— проекты по улучшению жизненных условий: Строительство и реконструкция жилья для многодетных семей, обеспечение доступом к питьевой воде, электричеству, газу, создание парков и игровых площадок в ближайшем окружении;
— проекты по продвижению позитивного образа многодетных семей: Организация конкурсов (например, «Семья года»), фестивалей (например, «День многодетной семьи»), выставок (например, «Творчество детей из многодетных семей»), распространение информации о преимуществах многодетности (например, через масс-медиа, интернет-ресурсы и др.).
Важную роль в работе с многодетными семьями играют методы различные методы социальной работы.
- Словесные методы:
Беседы: Установление контакта, сбор информации о ситуации в семье, выявление проблем и потребностей, постановка целей работы, разъяснение прав и льгот, обсуждение возможных решений проблем.
Консультирование: Предоставление информации о социальных услугах, программах поддержки, правовых нормах, рекомендации по решению проблем, оказание практической помощи в оформлении документов.
Лекции и семинары: Расширение знаний о воспитании детей, развитии семьи, проблемах многодетности, эффективных методах решения конфликтов, организации быта, финансового планирования.
- Практические методы:
Тренинги: Отработка практических навыков (коммуникативные навыки, эффективное взаимодействие с детьми, решение конфликтов, организация быта, финансовое планирование, проведение досуга).
Мастер-классы: Получение практических знаний и умений (кулинария, творчество, бытовая техника, садоводство, организация досуга для детей, психологическая помощь детям).
Игровые техники: Развитие межличностных отношений в семье, решение проблем в игровой форме, повышение мотивации детей и родителей, снимают напряжение и улучшают настроение.
- Наглядные методы:
Презентации: Визуализация информации о правах и льготах, программах поддержки, социальных услугах, демонстрация графиков, статистики.
Видеоролики: Рассказ историй многодетных семей, демонстрация позитивных примеров, обучающие ролики по воспитанию детей, организации быта.
Выставки: Демонстрация работ детей из многодетных семей, результатов программ поддержки, выставки товаров и услуг для многодетных семей.
- Социально-педагогическое сопровождение:
Регулярные визиты на дом: Контроль за условиями жизни семьи, оказание помощи в решении бытовых проблем, мониторинг ситуации в семье, выявление рисков и проблем.
Работа с детьми: Организация досуга, дополнительного образования, психологической поддержки, профилактика социально-негативных явлений (алкоголизм, наркомания, проституция, преступность).
Взаимодействие с образовательными учреждениями, медицинскими организациями, правоохранительными органами: Создание благоприятных условий для развития детей, предотвращение рисков и проблем, координация действий по оказанию помощи семье. Всемирная организация здравоохранения (ВО3) определяет социальную работу как деятельность, родственную врачеванию. Такая характеристика особенно убедительна в практике социальных работников, участвующих в оказании медико-социальной помощи населению и медико-социальной работе.
Учитывая представленную выше информацию, мы можем сделать вывод о том, что системно выстроенная работа с семьей, основанная на комплексном подходе способствует эффективному решению проблем многодетной семьи.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: с изменениями, вынесенными на Общероссийское голосование 1 июля 2020 года. - Москва: Эксмо, 2020. - 64 с.2. Семейный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 223-ФЗ: [принят Государственной думой 8 декабря 1995 года]: (с изменениями и дополнениями). - Доступ из справ.-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 29 декабря 2012 года]. - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2017. - 224 с.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ: [принят Государственной думой 21 ноября 2011 года]. - Москва: Проспект; Санкт-Петербург: Кодекс, 2017. - 112 с.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2564 "О порядке предоставления социальных услуг". - Москва: Правительство Российской Федерации, 2013.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2010 № 925 "О порядке назначения и выплаты пособий на детей". - Москва: Правительство Российской Федерации, 2010.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2015 № 1034н "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг". - Москва: Минтруд России, 2015.
8. Гуслякова, Л. Г. Социальная работа с проблемой клиента : учебник для вузов / Л. Г. Гуслякова. -. Москва : Юрайт, 2025. - 154 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11798-1. - Текст : непосредственный.
9. Кононова, Т. Б. Теория и методика социальной работы: история социальной работы : учебник для среднего профессионального образования / Т. Б. Кононова. - Москва : Юрайт, 2024. - 307 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-19475-3. - URL: https://urait.ru/bcode/556513 (дата обращения: 21.02.2025). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. - Текст : электронный.
10. Мартыненко, А. В. Теория и технологии медико-социальной работы : учебник и практикум для вузов / А. В. Мартыненко. - Москва : Юрайт, 2025. - 339 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-13654-8. - URL: https://urait.ru/bcode/567454 (дата обращения: 20.03.2025). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт. - Текст : электронный
11. Наместникова, И. В. Методы исследования в социальной работе : учебник для вузов / И. В. Наместникова. - Москва : Юрайт, 2025. - 331 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-21444-4. - URL: https://urait.ru/bcode/571444 (дата обращения: 19.12.2024). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт.
12. Шмелева, Н. Б. Методика преподавания социальных дисциплин: социальная работа : учебник для вузов / Н. Б. Шмелева. - Москва : Юрайт, 2025. - 196 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-19890-4. - URL: https://urait.ru/bcode/565922 (дата обращения: 11.12.2025).
13. Динамика многодетности в Российской Федерации . - Текст : электронный // Студенческая библиотека онлайн : [сайт]. - URL: https://studwood.net/568585/sotsiologiya/dinamika_mnogodetnosti_rossiyskoy_federatsii (дата обращения: 10.12.2025).
14. Особенности социальной работы с многодетными семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации . - Текст : электронный // КиберЛенинка : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-raboty-s-mnogodetnymi-semyami-nahodyaschimisya-v-trudnoy-zhiznennoy-situatsii (дата обращения: 10.12.2025).
15. Проблемы многодетных семей на современном этапе . - Текст : электронный // Студенческая библиотека онлайн : [сайт]. - URL: https://studbooks.net/709107/sotsiologiya/problemy_mnogodetnyh_semey_sovremennom_etape (дата обращения: 11.12.2025).