Индекс УДК 37
Дата публикации: 27.12.2024

Музыкальная культура народов России как педагогический ресурс духовно-нравственного воспитания школьников: на примере знакомства с историей инструмента варган

Musical culture of the peoples of Russia as a pedagogical resource for spiritual and moral education of schoolchildren: on the example of acquaintance with the history of the instrument jaw harp

Андрух Н.В.,
Научный руководитель: Милюгина Елена Георгиевна
1. магистрант 2 курса ИПОСТ.
2. доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка с методикой начального обучения, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», Тверь, Россия

Andrukh N.V.,
Supervisor: Milyugina Elena Georgievna
1. 2nd year master's student at IPOST.
2. Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Russian Language with Methods of Primary Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Tver State University", Tver, Russia
Аннотация: В статье авторы рассматривают вопрос музыкальной культуры народов России как педагогический ресурс духовно-нравственного воспитания школьников.

Abstract: In the article, the authors consider the issue of musical culture of the peoples of Russia as a pedagogical resource for the spiritual and moral education of schoolchildren.
Ключевые слова: музыкальная культура, Духовно – нравственное воспитание, варган.

Keywords: musical culture, spiritual and moral education, jaw harp.


Духовно – нравственное воспитание младших школьников неразрывно связано с формированием   национально-культурной идентичности, так как, согласно с О.В. Батяшиной, «…духовно-нравственное воспитание младших школьников включает в себя формирование духовно-нравственных представлений, развитие духовно-нравственной эмпатии, нравственную оценку жизненных ситуаций, развитие потребности жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями» [ 2, 17].

Вопрос сохранения исторического и культурного наследия народов России, взаимообогащения культур является очень актуальным. В Концепции внешней политики Российской Федерации говорится о том, что сохранение исторического и культурного наследия многонационального народа Российской Федерации поставлено в ранг стратегической задачи и отражено в Концепции внешней политики государства [1]. Формирование национально-культурной идентичности человека, осознание общности и взаимопроникновения культур особенно важно для подрастающего поколения, которое сталкивается сегодня с искажением историко-культурной информации в глобальной сети. Ю.М. Лотман [6.], Н.А. Великая[3.], Н.А. Симбирцева [11.], О.В. Батяшина [2.] в своих работах отмечают важность диалога культур в духовно – нравственном воспитании подрастающего поколения. По мнению Н.А. Великой исторически Россия  готова к диалогу с другими культурами и цивилизациями, представляя собой соединение множества народов, культур и конфессий

[3, 8.].

Формировать национально-культурную идентичность школьников можно посредством изучения диалога культур народов России на уроках слушания музыки и музыкальной литературы в детских школах искусств.

Диалог культур не только предполагает взаимопонимание и общение между различными народами, но и требует духовного сближения — это способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру разных культурных образований, так как культура – это «многоголосие». Очень важно, чтобы каждый человек имел «свой» голос и мог переосмыслить значение «чужой» культуры во взаимообогащении культур разных народов. Взаимопроникновение и взаимообогащение культур мы можем наблюдать в развитии народной музыки нашей страны.

Сегодня мы проследим этот диалог на примере истории народного музыкального инструмента варган. История этого инструмента описана в  работах таких современных авторов, как Ч.Ц. Цыренов, Н.Д. Цыренова  «Даурский варган: малоизвестный музыкальный инструмент» [13, 347.], Ф.И. Челеби «Хомус ( варган ) – музыкальный инструмент народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» [14]. Широкое распространение разновидностей инструмента варган в культурах разных народов России может служить доказательством их культурно-цивилизационной общности. Варганы, независимо друг от друга, появились в культурах разных азиатских и европейских народов из-за простоты изготовления и богатой звуковой гаммы.

Варган был распространённым музыкальным инструментом и среди русских племен и народов вплоть до конца XIX в. Это язычковый музыкальный инструмент, относящийся к идиофонам. Первые известные находки варгана у древнеславянских племён относятся к IX – X вв. (древнерусская культура тиверцев) [8]. Археологические находки, данные словарей и художественной литературы являются источниками материала по истории варгана в России. Археология фиксирует варганы в Великом Новгороде, Пскове, Можайске, Твери с XI по XVIII века. По наличию клейм и находкам варганов археолог и инструменталист А. Каменский [5, 180.] делает вывод о закономерной связи новгородских археологических варганов с общеевропейской традицией [5, 181]. Редкие находки относятся к районам, заселённым русскими переселенцами в XVII-XVIII веках в крепостях Красноярска и Оренбурга. Существует документальное свидетельство о массовом производстве варганов в г. Переславле-Залесском в конце XVIII в. К таким документам в частности относятся: «Договор от 19 февраля 1791 года между Переславль – Залесским купцом Никитой Максимовым сыном Насонова и мещанином Петром Васильевым сыном Папышевым о производстве «…из своего собственного железа и материалу полуженых варганов…, а именно крупных двадцать пять тысяч варганов, мелких пятнадцать тысяч варганов…» и «Контракт Петра Васильева Переславль – Залесского мастера с мещанином Андреем Федотовым сыном Манаковым…» на производство в кузне дужек для варганов, говорят о широком производстве варганов русскими мастерами и торговле ими [5] .

До XVIII века в русском языке словом «орган/ворган» назывались разные инструменты, в том числе ударные военные, наподобие литавр, о чём свидетельствует «Моление Даниила Заточника»: «Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа» [7]. К началу Нового времени эта омонимия отпала и варганом стал называться известный нам инструмент.

С конца XVIII века описание варгана встречается в словарях и музыковедческих работах. Первой статьёй считаются «Записки о музыке российской» С.А. Тучкова [12], которые датированы концом XVIII – началом XIX веков. В этой статье автор делает предположение о возникновении инструмента и описывает сам инструмент. Также один из первых этнических музыковедов В.Ф. Одоевский пишет о музыкантах, выступающих в Европе с варганными концертами. Он отмечал, что для изучения варгана «нигде, может быть, нельзя собрать большего числа опытов по этому предмету, как в России, где варган составляет забаву почти всякого простолюдина» [9].

В художественной литературе того периода в рассказах А. Ф. Писемского «Старческий грех» (1861), М.Н. Загоскина «Искуситель» (1838), романе Ф.В. Булгарина «Иван Иванович Выжигин», варган встречается в описании сцен развлечения детей, народных гуляний и музыкального быта провинции. В.И. Даль в повести «Цыганка» описывает игру на варгане офицера – дворянина: «… я досадовал, сам не зная на что и на кого, и взялся от скуки за валявшиеся на окне варганы, на которых не играл уже давно. Не знаю, слышал ли кто из читателей моих игру на двух, квартою или квинтою, взаимно настроенных варганах – звуки тихие, однообразные, не согласные и довольно приятные.» [4]. Варган использовался и в качестве аккомпанемента танцам, в ансамбле с балалайкой, для сольного музицирования.

В конце XIX века варган постепенно уходит из употребления. Связывают это со многими причинами, в том числе экономическими, социальными, а также с широким распространением  гармоники. Последним свидетелем исполнения на варгане был Александр Водовозов, который 13 апреля 1897 г. рассказывал Николаю Привалову, что сам наблюдал игру варганиста в Новгородской области [ 10 ]. В середине XX в. сложился стереотип, что варган — «инструмент северных народов», а русские на нём никогда не играли. Однако это не так. Доказательством культурно-цивилизационной общности народов России служит широкое распространение разновидностей варгана в культурах разных народов нашей страны.

Историки Ч.Ц. Цыренов  [13], Ф.И. Челеби [14] считают, что звуковые идиофоны пришли к нам из Азии. У каждого азиатского народа был свой инструмент, по принципу работы похожий на варган. Возможно, первым варганом был иранский занбурак. Ни одно предсказание жрецов не проходило без пугающей музыки варгана. Китайские и Японские идиофоны изготовлялись по одной технологии одного материала, но по-разному назывались. В Киргизии и Казахстане также есть разновидности этого инструмента: темир-комуз и шанкобыз соответственно. У эвенков, якутов, чукчей в ходу пластинчатые варганы – в виде продолговатой пластинки с вырезанным в ней язычком. У эскимосов и ненцев варган – из дугообразной рамки с двумя деками и язычка с крючком. Во время культурного обмена с азиатскими странами инструмент быстро распространился среди всех славянских народов.

В 1970-е годы вернуть варган в русскую музыкальную культуру пытался известный музыкант-фольклорист Дмитрий Покровский. Солист его ансамбля Александр Данилов выступал с варганными номерами. Сам Покровский утверждал, что именно таким образом играли на варгане в деревнях [8]. В XX веке варган был известен исключительно как инструмент народов СССР. Он вернулся в 90-е гг. XX столетия, но традиция исполнения русской музыки на варгане была полностью утеряна. Современные музыканты А.Г. Данилин, О.Б. Подлужная – Уутай, В.В.  Марков и И.С. Богатырёва занимаются реконструкцией русской музыки на варгане.

Таким образом, мы можем сказать, что история варгана объединяет страны Европы и Азии. Этот инструмент использовали в классической и народной музыке. Сейчас известно более 25 разновидностей этого инструмента. Варганы у разных народов различаются по форме, размеру, материалу, а в итоге и по звуку. Осознавая свои различия, представители разных культур стремятся к расширению межкультурных. Именно общение и диалог культур может повлиять на все сферы жизни в современном обществе. Проявление культурной общности русского народа и других народов России мы видим на примере истории народного музыкального инструмента варган. Это является ярким доказательством диалога и взаимообогащения культур разных народов.

Для знакомства школьников с русским народным инструментом варган целесообразно провести урок-концерт, на котором дети увидят видеозаписи выступлений таких мастеров игры на варгане, как А.Г. Данилин, солист ансамбля Покровского, который стоял у истоков возрождения варгана. Из современных исполнителей – виртуозов игры на варгане можно познакомить детей с О.Б. Подлужной – Уутай, которая является не только исполнительницей, но и педагогом, обучающем игре на этом инструменте. Для детей будет интересно посмотреть лекции о русском варгане, которую проводит дуэт «Ольхонские ворота» — В.В. Марков и И.С. Богатырёва. Дуэт «Ольхонские ворота» выступал на российских и зарубежных фестивалях. Исполнители записали два альбома, несколько видео клипов. Музыканты обучают игре на варгане в Москве и Иркутске.  В иллюстративных целях для школьников можно использовать презентативный материал. Также мы предлагаем примерный перечень видеоматериалов для использования их на уроках музыки в общеобразовательной школе.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ.

1.Сольное выступление на варгане Алекандра Данилова 1988 г.

https://youtu.be/AlBypl2442E

2.Олена Подлужная, победитель Всероссийского Фестиваля

«Музыка Земли» 2016 в номинации «За самобытность».

Сольное выступление на Всероссийском Фестивале 2016 г., которое

состоялось на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга.

https://youtu.be/LH2J81ZjsGk

3.Лекция о русском варгане и его реконструкции 2018 г.

https://youtu.be/lAmk2LiuwYc

4.Введение к лекции «Русский варган» дуэта «Ольхонские Ворота».

Шереметьевский дворец 11.03.2017.

https://youtu.be/RZzk4ADAVEo

5.Лекция-концерт «Русский варган» дуэта «Ольхонские Ворота»

https://youtu.be/oZesF2sB0_0

6.Олена Подлужная (Уутай), исполнительница этнической музыки,

виртуоз игры на варгане – хомус. Серия видеоуроков. Урок 1.

https://yandex.ru/video/preview/4399473777336077021

7.Дуэт «Ольхонские Ворота». Русская народная песня

«Ах, вы, сени, мои сени»

https://youtu.be/pbgv8S_h-GE

Библиографический список

1. Указ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» от 31. 03. 2023 г.
2. Батяшина О. В. Духовно – нравственное воспитание младших школьников в классической гимназии. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва-2020. [Эл. текст]:URLhttps://viewer.rsl.ru/ru/rsl01010250294?page=1&rotate=0&theme=white
3. Великая Н. А. Диалог культур в поликультурном пространстве современной России. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ставрополь-2009. [Эл. текст]:URL
https://www.dissercat.com/content/dialog-kultur-v-polikulturnom-prostranstve-sovremennoi-rossii/read
4. Даль В. И. Повести и рассказы. Сост. Ю. М. Акутина и А. А. Ильина-Томича; Примеч. А. А. Ильина-Томича. М.: Советская Россия, 1983. 427, С.324-325.
5. Каменский А.Н. Варганы из раскопок в Новгороде [Варганы из раскопок в Новгороде] // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Выпуск 32. Великий Новгород, 2019. С. 176-184.
6. Лотман Ю. М. Философия России второй половины XX века/ под ред. В. К. Кантора. - Москва : РОССПЭН, 2009. 399, С.48
7. Моление Даниила Заточника (древнерусский текст и перевод)// Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ http://spravka.gramota.ru/biblio/reading/?rub=rubric_144&text=27_3
8. Варган русских [Эл. текст]:URL https://eto-vargan.ru/doku.php?id=traditions:russian&rev=1575037903&vecdo=print
9. Одоевский В.Ф. Варган / Энциклопедический лексикон. Т.8. 1837 г. С. 284-285.
10. Привалов Н. Ударные музыкальные инструменты русского народа (накры, бубны, барабаны, ложки, тарелки, трензель, варган, колокола) / Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний, 1903, октябрь-ноябрь.
11. Симбирцева Н. А. «Код культуры» как культурологическая категория // Проблемы культурологии. – 2016. № 1.
12. Тучков С. Записки Сергея Алексеевича Тучкова. СПб., 1906 г.
13. Цыренов Ч. Ц., Цыренова Н. Д. - Даурский варган: малоизвестный музыкальный инструмент // Genesis: исторические исследования. – 2021. – №12. – С. 346-352 [Эл. текст]:URL https://cyberleninka.ru/article/n/daurskiy-vargan-maloizvestnyy-muzykalnyy-instrument/viewer
14. Челеби Ф. И. Хомус ( варган ) – музыкальный инструмент народов Севера, Сибири и Дальнего Востока ( материалы к лекции ) // Этнофилология и этнокультурология Севера. Методические материалы к основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров по направлению «050100-Педагогическое образование» / Под науч. Ред. Л. Б. Гашиловой. – СПб.: Астерион, 2012.-252с.-С.236 – 241.