Abstract: The article considers the problem of developing self-regulation in children aged 6-7 years as part of psychological readiness for school education. Diagnostic tools for determining the level of self-regulation development in children in the preparatory group for school are outlined. The article also defines the most effective conditions for the development of self-regulation in preschoolers, formulates the features of organizing the development environment for its development in children in a preschool educational institution. The article considers the practical application of the methodology for developing self-regulation in preschool children and the results achieved.
Keywords: self-regulation, self-control, exercises, emotional-communicative games, time management techniques.
Значение развития навыков саморегуляции для достижения успехов в любой сфере деятельности ребёнка очевидно, если принять во внимание, что практически вся его жизнь, — это бесконечное множество форм реализации его потенциала, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Считается, что целенаправленная произвольная деятельность, реализующая все множество действенных отношений с настоящим миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., является главным аспектом субъектного бытия человека. Множество видов деятельности, которые осваивают дети, объединяет одно — в них развивается важнейшее личностное новообразование этого возраста — произвольная саморегуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Подготовка детей к самостоятельной жизни начинается, когда они усваивают истины о необходимости самостоятельного обучения, постоянного совершенствования своих способностей и возможностей, приобретает навыки, обеспечивающие целенаправленное, осознанное и нравственное поведение. Если у ребенка недостаточно сформирована саморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы.
Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, навыкам как регулировать их самому.
Эффективная деятельность, продуктивное использование знаний и умений требуют от ребенка сформированности психических механизмов саморегуляции и самоуправления. Саморегуляция предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции.
Проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления человеком собственным поведением является достаточно цитируемой в психолого-педагогической литературе. С различными аспектами саморегуляции связаны исследования В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова, Я.А. Пономарева и др. Однако моменты, связанные с потенциальными возможностями в развитии у дошкольников навыков саморегуляции посредством продуктивной деятельности, а, в частности, рисования, необходимость оказывают дополнительных исследований.
С целью исследования уровня сформированности навыков самоконтроля у детей 6-7 лет, а также качеств, которые этому способствуют (осознанность своих действий, активное включение в деятельность, сдерживать автоматические реакции взамен произвольным (сдерживающий контроль), планирование деятельности, контроль и коррекция, и т.д.) нами было проведено диагностическое исследование. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53», г. Новомосковск, Тульская область, в котором участвовало 15 воспитанников.
Использовались следующие методики исследования: Методика «Графический диктант» (В.Н. Нижегородцева, В.Д. Шадриков), Методика «Торможение» (А.Н. Веракса), Методика «Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» (Т.Е. Чернокова).
После проведения обследования по методике «Графический диктант» В.Н. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикову, были проанализированы полученные результаты.
Исследуя у детей уровень развития произвольной регуляции деятельности: высокий уровень показали 2 детей. Дети выполняли все задания самостоятельно. У 6 дошкольников средний уровень. Воспитанники частично выполнили задания с помощью педагога. 5 детей имеют уровень ниже среднего. Дети справились с заданием с помощью педагога. Низкий уровень – 2 воспитанника. Не справились с заданием.
Таким образом, в этой методике дети показали высокий, средний, ниже среднего и низкий уровень, что говорит о том, что выполняя задания направленные на действия по инструкции и соответствие образцу, у 13 детей развито не в полной мере.
Анализ результатов по методике «Торможение» (А.Н. Веракса) показывает уровень развития у дошкольников скорости мыслительных процессов, переключения и самоконтроля. С данными заданиями дети справляются в подавляющем большинстве на средний уровень развития. Наличие низкого уровня развития говорит в первую очередь о невнимательности ребенка. Высокий уровень развития имеет 1 ребенок.
Согласно полученным данным по методике «Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» (Т.Е. Чернокова), показатели всех процессов саморегуляции в познавательной деятельности ниже, чем в игровой и изобразительной. Большинство детей показали хорошие результаты в игре и изобразительной деятельности. В этих видах деятельности дети самостоятельно ставили цели, соответствующие условиям ситуации и собственным возможностям, точно описывали желаемый результат. Полученные результаты можно объяснить тем, что игровая и изобразительная деятельности являются уже самостоятельными в старшем дошкольном возрасте.
Способность к контролю во всех видах деятельности проявляется приблизительно одинаково. Треть детей осуществляют контроль самостоятельно и систематически, вовремя исправляют ошибки. Программирование познавательных действий также представляет сложность для детей. В игре и изобразительной деятельности 5 детей показала высокий уровень программирования. При организации игры дети самостоятельно определяли состав и порядок действий в соответствии с условиями ситуации и собственными возможностями.
По результатам, полученным после проведения диагностического исследования, мы сделали вывод, что по всем трем проведенным методикам дошкольники демонстрировали низкий показатели развития.
В частности, у детей 6-7 лет не сформирован самоконтроль в игровой, изобразительной и познавательной деятельности, а значит, что детям достаточно сложно контролировать свои действия.
Безусловно, все это требует тщательной работы и проработки исследователями, педагогами, а также родителями детей дошкольного возраста, поскольку развитие саморегуляции в дошкольном возрасте представляет собой важный критерий полноценного развития ребенка 6-7 лет.
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента нами был разработан проект программы по развитию навыков саморегуляции у детей 6-7 лет.
Выделим ниже некоторые методические приемы и упражнения, которые мы использовали в развитии саморегуляции у дошкольников:
- Двигательные упражнения. С их помощью дошкольники знакомятся с эффективными способами регуляции своего эмоционального состояния. Для упражнений можно использовать скакалки, мячи, обручи, боксёрские груши, мешочки для метания.
- Зона психологической разгрузки. Она позволяет детям уединиться, снять психологическое напряжение. В такой зоне представлены материалы для спокойных занятий: цветные клубочки, пазлы, кинетический песок, сухой бассейн, игры с водой, крупами, песком, пуговицами.
- Игровые упражнения с материалами для рисования. Например, «Салон преображения», «Победи свой страх», «Нарисуй и разорви». В процессе их выполнения ребёнок учится регулировать своё эмоциональное
- Эмоционально-коммуникативные игры. Например, «Азбука настроений», «Остров примирения», «Волшебный стул», «Можно-нельзя», «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Доска настроений»
- Выбор «ответственных». Для развития саморегуляции в бытовой сфере детям предлагают выбирать «ответственных за драки», «за порядок в кабинках», «за чистоту рук», «за вежливость» и др..
- Использование приёмов тайм-менеджмента. Например, визуальное планирование и мотивация через игровую деятельность, планирование дня, фиксация в виде плана и его проживание с использованием «золотых правил» управления временем, ведение плаката «Распорядок дня», оценка выполнения запланированного и фиксация
Процесс саморегуляции между детьми может использоваться в режимных моментах, в различных ситуациях. Например, в процессе разнообразных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело, порученное группе. Также возрастающая саморегуляция сказывается в умении оценивать работу и поведение других ребят.
Для развития саморегуляции у детей 6–7 лет можно использовать следующие методы и приёмы: сюжетно-ролевые и дидактические игры, беседа, личный пример, поручения, оценивание своих работ и работ других. В качестве основной составляющей нашей работы мы взяли за основу игровые упражнения с материалом для рисования. Рассмотрим несколько игр, которые могут использоваться.
Игра «Строители». Цель — развитие концентрации и распределения внимания. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличаются между собой и образцом. Нужно дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.
Игра «Быстрее нарисуй». Цель — развитие умения переключать внимание. Ребенку предлагают картинку, на которой нужно дорисовать у каждого яблока листик, а на каждом домике окошко.
Игра «Парное рисование». Цель — развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, способности конструктивного взаимодействия. Группа делится по парам, каждой паре раздаётся по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы.
Игра «Срисовывание по клеточкам». Цель — развитие концентрации и объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом.
Способности самоконтроля детей дошкольного возраста важно формировать как целостную систему, в которой соблюдается определенная последовательность. Помимо этого, обязательно важно принимать во внимание потребности и желания самих детей. Только если ребенок на самом деле заинтересован в учебной деятельности, он сможет направиться свое внимание на формирование всех навыков и умений, которые ему необходимы в процессе осуществления саморегуляции.
Таким образом, развитие параметров саморегуляции в возрасте 6-7лет должна быть направлена на на управление собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, сознательное, активное следование определённым нормам. Этому во многом будет способствовать реализация различных методов и приемов, рассмотренных выше. Саморегуляция детей 6-7 лет представляет собой важный критерий развития ребенка. Именно поэтому важно уделять этому вопросу большое внимание.
Библиографический список
1. Альтхерр П. Речь и память. Коррекция психомоторного развития / П. Альтхер, Л. Берг, А. Вельфль. М.: Издательский центр «Академия»,2004. Стр. 67-892. Бадалян, Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, – 2008. – 378 с.
3. Бардиер Г., Ромозан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб.: Выготский, Л. С. Мышление и речь/ Собр. соч. в 6 т. - М.: Педагогика, 1982. Т.3. с. 6-362.
4. Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок. - СПб.: Питер, 2009
5. Богуславская, Н.Е., Кунина Е.А. Веселый этикет. Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
6. Божович, Л.И., Славина, Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального исследования произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. №4.
7. Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во Института Психотерапии, – 2010.
8. Брязгунов, И.П., Кучма, В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). – М. – 1994.
9. Брязгунов, И.П., Знаменская, Е.И. Современные представления о легкой дисфункции мозга у детей (вопросы клиники, этиологии, патогенеза и лечения) // Медицинский реферативный журнал. – №4. – 1980.
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», - 2009.
11. Бурунова, Е.В. Пути совершенствования коррекционной работы с детьми различной двигательной активности // Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика. Челябинск, 2001 12. Быков, А. В., Шульга Т. И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. - М.: Изд-во
УРАО, 1999
12. Веракса А.Н., Алмазова О. В., Бухаленкова Д. А., Якупова В. А. Развитие саморегуляции у дошкольников. --- М., Мозайка – Синтез 2019
13. Владимирова И.М. Методические рекомендации педагогам и родителям / И.М. Владимирова; под ред. И.А. Кутузовой – М.: МозаикаСинтез, 2015
14. Врязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М.,2007.
15. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 2016. Т.3.
16. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР, – 2005.
17. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М.: Педагогика, 2005. Т.4.
18. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2009.
19. Горячева Т.Г., СултановаА.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического развития в детском возрасте. — М., 1999
20. Грибанов, А.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / А.В. Грибанов [и др.]; под общ. ред. А.В. Грибанова. – М.:Академический проект, 2004.