Abstract: The article presents the classifications and characteristics of the main (training) and additional (free) forms of training in the structure of health-improving (fitness) training of persons of mature age.
Keywords: health training, health-conditioning training, forms of health training, fitness, adults.
Стремительное развитие фитнес-индустрии (внедрение новомодных фитнес- и оздоровительных программ, открытие современных фитнес-залов, уличных спортивных площадок, эра гаджетов с наличием диагностических функций и т.п.) с одной стороны и особенности состояния здоровья, образа жизни, индивидуальные возможности и различные потребности мужчин и женщин к результатам от занятий физическими упражнениями с другой, обуславливают актуальность для выделения и систематизации различных форм реализации оздоровительных занятий для данного контингента населения с целью оптимизации целостного процесса оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки.
Оздоровительно-кондиционная тренировка – это система физических упражнений, направленных на оздоровление и доведение фактического уровня физической кондиции занимающегося до должного (соответствующего возрастным и гендерных нормам) [2, 3].
В физическом воспитании под формами занятий физическим упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определённым типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а так же соответствующими условиями занятий [4].
Классификации форм занятий в физическом воспитании выстраиваются от наиболее общих признаков к частным и подразделяются на классификации урочного и неурочного типов [1]. Урочные формы занятий подразделяются по следующим признакам.
- По целевой направленности:
— общего физического воспитания (широкого общего физического воспитания и ограниченной общей физической подготовленности);
— специализированного физического воспитания (спортивной тренировки; прикладной физической подготовки; лечебной физической культуры).
- По предметному содержанию – комплексные и узкопредметные виды.
- По основным сторонам содержания (образовательные, воспитательные, гигиенические и комбинированные).
Классификация занятий неурочного типа подразделяются по следующим критериям:
- По целевой направленности (общеподготовительная и специализированная);
- По сторонам организации (организованные и самодеятельные; регулярные и эпизодические; групповые, индивидуальные или массовые).
Различный уровень здоровья, физической подготовленности, морфологических особенностей и функционального состояния лиц зрелого возраста, а так же индивидуальный спектр личностно-значимых и валеологических задач создают весомые предпосылки и классифицированию различных форм (основных и дополнительных) занятий физическими упражнениями в системе общей оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки для данного контингента занимающихся (табл.1 и 2).
Из представленных ниже таблиц видно, что принципиальным подразделением форм в оздоровительной тренировке, как и в физическом воспитании, является классифицирование форм на основные – традиционные формы построения и реализации оздоровительных занятий, представляющие форму урока; и свободные (дополнительные) формы занятий, характеризующиеся выполнением как отдельных физических упражнений, так и небольших комплексов упражнений, а так же повышением уровня общей двигательной активности за счёт включения циклических упражнений в процесс бытовой и профессиональной деятельности мужчин и женщин зрелого возраста.
Таблица 1
Основные формы оздоровительно-кондиционная (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста
Критерий | Характер-ка | Виды, характеристики, примеры занятий |
По целевой направ-ленности | С комплексным решением задач | Комплексные системы занятий (функциональный тренинг) или разделение занятия на тематические блоки |
Однопредмет-ные (узконап-равленные) | С преимущественной направленностью на развитие отдельного физического качества или задачи (бег, силовая тренировка и т.п.) | |
По организа-ции | Под руководством тренера | Силовые уроки, аэробики, плавания, Mind Body, циклические тренировки и многое другое; в том числе проводимые он-лайн |
Самостоятель-ные | В соответствии с индивидуально разработанным планом или стандартно разработанным уроком (в т.ч. видеоуроком) | |
В зависимости от места реализации | В условиях спортивного (фитнес-) зала | С использованием специального фитнес оборудования и спортивных сооружений (тренажёры, бассейны, фитнес-студии и т.д.) |
На свежем воздухе | Занятия на беговых маршрутах, лыжных, вело- и терренкур трассах, уличных тренажёрах, воркаут и игровых площадках | |
В домашних условиях | Занятия на домашних тренажерах (вело-), силовые упражнения с доступным фитнес-оборудованием, занятия ЛФК, Mind Body и т.п. | |
В зависимости от количества занимаю-щихся | Групповые | Групповые уроки аэробики, силовой и функциональный тренинг, циклические, игровые виды тренировки и т.п. |
Индивидуаль-ные | Широкий спектр различных направлений оздоровительно-кондиционной тренировки и физической реабилитации | |
В зависимости от продолжи-тельности | Малой (до 30 мин) | Экспресс тренировки: силовые, кардио-, функциональные или на развитие гибкости, координации, комплексы упражнений ЛФК |
Средней, стандартной (до 60 мин) | Различные виды занятий, базирующиеся, как правило, на определённой направленности упражнений (аэробной, силовой и т.п.) | |
Повышенной (до 90 мин) | Занятия, как правило, включающие различную направленность упражнений и спектр решаемых задач |
Таблица 2
Дополнительные (свободные) формы выполнения физических упражнений в структуре оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста
Критерии | Направленность упражнений | Виды и характеристика упражнений |
По направ-ленности упраж-нений в бытовой жизни | Аэробные циклические упражнения с целью общего оздоровления, улучшения работы сердечно-сосудистой, дыхательной систем, снижения массы тела | Ходьба в процессе бытовой жизни, прогулки, езда на велосипеде, подъёмы по лестнице в процессе бытовой и профессиональной деятельности |
Упражнения для улучшения отдельных физических способностей: силовых, гибкости, координации и решения задач связанных с ними | Отдельные упражнения и их серии, выполняемые в домашних условиях, а так же на свежем воздухе | |
Упражнения для улучшения умений и навыков | Отработка техники отдельных (новых) упражнений и движений | |
Общеоздоровительные упражнения с целью оптимизации текущего состояния организма и профилактики переутомления | Утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика для снятия напряжения, дыхательные, общеразвивающие упражнения и т.п. (5-10 минут) | |
В зависи-мости от задач в процессе трудового дня | Специальные упражнения с целью врабатывания организма в процесс работы | Вводная гимнастика 5-7 минут, 6-8 упражнений адекватных данной трудовой деятельности |
Упражнения для активного отдыха и профилактики утомления в процессе рабочего дня | Физкультурные паузы включающие дыхательные упражнения, в растягивании мышц (5-7 упражнений) – 5 мин | |
Физкультурные минуты – кратковременные перерывы в работе в 1-3 минуты, включающие 2-3 упражнения для расслабления и восстановления | ||
Прогулки, спортивные игры (настольный теннис), общеразвивающие гимнастические и дыхательные упражнения в рамках «обеденного» перерыва |
Ниже нами будут представлены краткие характеристики рассмотренных выше различных форм занятий.
- Основные формы оздоровительно-кондиционная (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста характеризуются:
— традиционной структурой оздоровительного занятия, включающую подготовительную, основную и заключительную части;
— строгими требованиями, как к организации отдельных занятий, так и к регламенту тренировок в рамках отдельного микроцикла;
— методической обоснованностью содержания занятий с целью решения основных задач тренировки – подбором физических упражнений, определением их объёма (продолжительности, количества подходов) и интенсивности выполнения (веса отягощения, степени нагрузки), адекватных физической кондиции конкретных занимающихся;
— возможностью осуществления педагогического и врачебно-педагогического контроля, проводимым как педагогами (фитнес-инструкторами, методистами, тренерами) так и медицинским персоналом.
- Дополнительные формы выполнения физических упражнений в структуре оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста характеризуются:
— отсутствием требований к соблюдению чёткой структуры оздоровительного занятия – его подготовительной, основной, заключительной части;
— умеренной интенсивностью физической нагрузки, так как основные задачи решаются посредством основных форм занятий;
— включением технически доступных (простых) и безопасных упражнений;
— характером планирования, которое подразумевает количество, содержание, продолжительность дополнительных форм в структуре микроцикла в соответствии со степенью решения поставленных задач в основных формах тренировочных занятий; вместе с тем, организация дополнительных форм выполнения физических упражнений зависит от текущего состояния организма, внешних условий и поэтому не является обязательной.
В заключении работы следует сделать вывод что использование разнообразных, рассмотренных выше форм занятий физическими упражнениями, позволяет максимально оптимизировать как микроциклы, имеющие свою целевую направленность, характерную и для мезоцикла занятий, так и соответственно планировать и эффективно реализовывать целостную систему (макроцикл) оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста.
Библиографический список
1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под общ. ред. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд. стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.2. Савин С.В. Концепция и технологии оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста: монография / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – М.: УЦ Перспектива, 2020. – 264 с.
3. Савин С.В. Теоретические основы оздоровительно-кондиционной (фитнес-) тренировки лиц зрелого возраста: учебное пособие / С.В. Савин, О.Н. Степанова. – Москва: РУДН, 2020. – 121 с.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – Изд. 10-е, стереотип. – М.: Академия, 2012. – 480 с.; Теория и методика физической культуры: учебник / Под общ. ред. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд. стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.