Abstract: The effectiveness of the learning process depends on how information is perceived. Knowledge of the mechanism, stages of information perception, and selection of the optimal method of communication will contribute to the improvement of effectiveness of the educational process.
Keywords: information perception, communication, information channel, learning process
В настоящее время существует множество исследований, посвященных изучению механизма восприятия информации и информационных воздействия на человеческое сознание. В основе восприятия любой, в том числе и учебной, информации лежит процесс коммуникации между двумя людьми, учителем и учеником. Данный процесс обмена и усвоения информации во многом зависит от способов ее подачи и мотивации участников процесса коммуникации. Однако, далеко не всегда при проведении урока учителя используют результаты данных исследований.
В процессе учебной коммуникации можно выделить четыре элемента. В качестве первого элемента выступает учитель, который представляет лицо, собирающее и передающее информацию учащимся. Вторым элементом является определенный объем информации, выражаемый в словах и жестах учителя. Третий элемент коммуникации это информационный канал, который может быть представлен в виде речевого, визуального сообщения, либо организован по желанию учителя каким-нибудь другим способом. Последним элементом получения информации является учащийся, который является принимающим и использующим информацию звеном.
Каждый этап коммуникационного обучающего процесса имеет большие возможности повышения его эффективности, при условии знания специфики и использования этих возможностей.
Для выявления возможностей повышения эффективности обучающего процесса, необходимо рассмотреть все этапы коммуникации. На первом этапе, учитель отбирает информацию, которую ему необходимо донести до учащегося. При передаче информации, учитель ее кодирует, используя при этом слова, интонацию, жесты. Использование жестикуляции повышает ценность сообщенной вами информации на 60%. Использование жестов помогает привлекать и удержать внимание учащихся в течение продолжительного времени, а также обращает внимание на акустику речи. Поэтому жестикуляция руками — это не просто небольшое дополнение к речи.
Информация кодируется так, чтобы она была понятна учащимся. Манера общения с учащимися играет большую роль в обучающем процессе. Она должна быть спокойная, выдержанная, речь не должна быть быстрой и монотонной. Речь должна сопровождаться жестами, которые ей соответствуют. Изучаемый материал должен быть разбит на логические блоки, которые связаны между собой. Изучение нового материала желательно всегда начинать с актуализации знаний учащихся, для того чтобы поддержать интерес учащихся к восприятию новой информации. Разговорность стиля выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит и к содержанию его речи. Не надо злоупотреблять терминологией, книжной лексикой, непонятными для учащихся словами. Надо говорить проще – это тоже требование разговорности [2].
Объяснение не должно быть затянуто, в нем не должна повторяться информация, которая уже известна учащимся. У старших подростков появляются потребности самореализации, им важно утвердиться в собственном мнении, показать свою значимость и повысить свой авторитет среди сверстников
На данном этапе необходимо мотивировать учащихся на эффективное восприятие учебной информации. При объяснении материала надо учитывать круг интересов самих учащихся, при этом опираясь на их жизненный опыт. Очевидно, что контингент учащихся каждого класса достаточно разнообразен по характеру, психологическим особенностям, интересам. Однако, все учащиеся, начиная с поступления в школу и до ее окончания, находятся в процессе непрерывной адаптации к изменяющимся жизненным ситуациям, работе в группе, учатся коммуникации, контактам в различных социальных группах. Поэтому наибольший интерес для них представляет информация, которую можно использовать и применить в жизненно важных ситуациях. Важно сделать акцент на актуальности изучаемой проблемы, проиллюстрировав ее примером из жизни. Эффективность восприятия информации будет тем выше, чем больше она будет соотноситься с личной жизнью каждого ученика.
Большое значение в эффективности восприятия информации играет проблемный подход. Одним из его приемов является начало объяснения с проблемного вопроса или проблемной ситуации. Такой прием мгновенно привлекает внимание учащихся и служит отправной точкой стимуляции их мозговой активности.
Желательно показать свой интерес к изучаемому объекту, наполнить урок своей энергетикой, приводить конкретные и понятные примеры, что позволит учащимся уловить и понять информацию. Необходимо наполнить материал своими эмоциями. Эмоциональность обязательна для публичного выступления. Учащиеся должны ощущать ваше небезразличное отношение к тому, что говорит учитель. На этом этапе важно избегать шаблонов и риторических высказываний, а если есть такая возможность, то попытаться сломать стереотипы, которые сложились у учащихся и являются препятствием для адекватного восприятия информации.
Следующий момент, который может повысить эффективность восприятия информации учащимися использование удивительных и загадочных фактов. Больше всего привлекает внимание всех учащихся обращение к историческим фактам или интересные события, связанные с обсуждаемой темой.
Важно для учителя, который выступает в качестве отправителя информации, выбрать канал передачи информации, адекватный для данной информации и подходить аудитории. Если канал не будет соответствовать, обмен информацией будет менее эффективен. Для определения оптимальных каналов передачи информации важно проводить предварительное тестирование учащихся. Оно поможет выявить доминирующий у учащихся канал восприятия информации, на основании чего учитель будет выстраивать передачу информации. Рекомендуют не ограничиваться одним каналом. Желательно использовать два или большее число каналов. Использование нескольких каналов передачи информации важно для последующего декодирования информации учащимися. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем-учителем, имеют такое же значение для получателя-учащихся, то получатель будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировал идею [1].
Если проведение предварительного тестирования показало доминирование у большинства учащихся аудиального канала восприятия информации, то учителю придется оперировать терминами, направленными на данный канал восприятия. В случае доминирования визуального канала восприятия информации, то учителю придется оперировать уже терминами, направленными на визуальный канал. Если не учитывать данную специфику восприятия информации, то ее восприятие будет крайне низким и не эффективным, из-за того, что символы информации отправителя-учителя не будут соответствовать мыслям получателя-учителя.
С точки зрения учителя, обмен информацией считается эффективным, если учащиеся продемонстрировали понимание информации, что можно определить на заключительном этапе урока в процессе закрепления изученного материала.
Таким образом, восприятие информации учащимися на уроке это коммуникационный процесс обмена информацией между учителем и учащимися. Для того, чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности необходимо знать о стадиях процесса. Эффективность данного процесса во многом определяется подбором соответствующих механизмов интенсификации данного процесса и соблюдением правил эффективного общения.
Библиографический список
1. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2000. – 288 с.2. Лешутина И. Риторика. Искусство публичного выступления https://psy.wikireading.ru/95114