Индекс УДК 37
Дата публикации: 13.04.2020

Модель профессионально важных качеств юриста

Model of professionally important qualities of a lawyer

Гайдамашко Игорь Вячеславович
Талашманова Кристина Андреевна

1. доктор психологических наук, доцент, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук РТУ МИРЭА
2. аспирант, РТУ МИРЭА

Gaidamashko Igor Vyacheslavovich
Talashmanova Kristina Andreevna

1. Doctor of Psychology, Associate Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Humanitarian and Social Sciences of RTU MIREA
2. graduate student, RTU MIREA
Аннотация: В рамках юридической деятельности по-разному рассматривается профессиограмма и психограмма. В связи с этим в статье проанализированы исследования, проведенные в этой области, при этом, опираясь на данный материал, сделана попытка описать наиболее общие профессионально важные качества юриста, так же представлена структура профессионально важных качеств юриста.

Abstract: In the practice of law the terms "professiogram" and "psychogram" define differently nowadays. This article analyzes legal research and the articles that formed the basis of my work, where examples of “the most common professionally important qualities” and “structures of these qualities” of a lawyer were combined and described.
Ключевые слова: профессиограмма и психограмма юриста, профессионально важные качества юриста.

Keywords: professiogram and psychogram of a lawyer, professionally important qualities of a lawyer


Профессия юрист имеет достаточно обобщенный характер, так как существует множество специализаций, среди которых: адвокат, нотариус, прокурор, судья, сотрудник правоохранительных органов, юридический консультант и так далее. Одно из главных различий между юридическими профессиями выступает не только «сфера права», но и: сложность трудоустройства, уровень конкуренции, оплата труда, возможные перспективы. Выбор профессии зависит от будущего специалиста, в то время как успешность его реализации и достижений имеет более усложненную структуру и подчиняются определенным критериям оценки [4, 6, 17-21, 23]. Так в крупных фирмах существует такой метод отслеживания ключевых показателей эффективности как KPI (Key Performance Indicators). В целом KPI юриста – это количественный показатель, отражающий качество выполненной работы, например: процент выигранных дел, скорость подготовки правовых заключений, своевременность согласования договоров, отсутствие ошибок в документах, а так же отсутствие «затягивания» процессов и так далее. То есть сотрудник юридической компании должен отвечать определенным требованиям профессиональной деятельности [4, 6, 18]. Профессиограмма берет свои истоки с момента появления профессий по причине существования в каждой профессиональной деятельности определенных стандартов. Еще в 19 веке Ф.У. Тейлор занимался исследованиями организации труда, оптимизируя действия, совершаемые рабочим. По сути, профессиограмма – это некий документ, в котором описаны определенные функции, задачи, обязанности, а так же психологические, психофизиологические, социальные и иные требования, предъявляемые к специалисту и позволяющие оценить его соответствие данным требованиям. Психограмма же профессии является неотъемлемой частью профессиограммы, где отмечены стандарты, предъявляемые профессией к психологическим качествам субъекта профессиональной деятельности. Таким образом, психограмма – это совокупность профессионально важных качеств (ПВК) [11]. Психограмма юриста состоит из таких компонентов как: самосознание; нравственные качества и компетентность; ценностные ориентации.

Виды ПВК по С. Г. Геллерштейну:

  • устойчивые, плохо поддающиеся тренировке;
  • изменчивые, как временно нарушаемые под влияние утомления;
  • развиваемые, обеспечивающие успешность работы и поддающиеся развитию.

Ю.С. Алексеева дала определение ПВК юриста, под которыми следует понимать индивидуальные качества, способствующие эффективному освоению юридической профессии и которые являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности [1].

Профессиограмма юриста состоит из следующих видов деятельности: коммуникативный, поисковый, организационный, удостоверительный, социальный, реконструктивный [16]. К перечисленным видам правовой деятельности М.Ж. Поликарпова добавляет: метадеятельность (управление профессиональной деятельностью), креативная деятельность [12]; И.В. Филатова дополнительно отметила: познавательно-прогностическую, воспитательную [25]. Профессиональная деятельность юриста, по мнению П. Н. Прохоровой и О.Е. Рочевой, включает такие аспекты, как: социальный (здесь подчеркивается социальная значимость профессии); реконструктивный (анализ и рассмотрение информации по «делу»); поисковый (сбор данных по делу); коммуникативный аспект; организационный; удостоверительный (это предоставление полученных данных в виде письменной информации: приговоры, акты, протоколы и т.д.).

По мнению Д.И. Гролова и Т.А. Сахневич, профессиональная деятельность характеризуется психологическими и социологическими аспектами. Авторами были выявлены доминирующие ПВК юриста: высокий уровень переключения и концентрации внимания; абстрактно-логический тип мышления; вербальные способности; долговременная и коротковременная память должна быть выше нормы; высокий уровень вербального общения. При этом выделяются определенным критерием оценки личностные качества: предприимчивость, эмоциональная устойчивость, эрудированность, адекватная самооценка [8].

А. Кыштымова, М.В. Колмакова, Ю. Малахова отдельно обозначили факторы профессиональной пригодности:

  • «высокий уровень социальной адаптации;
  • нервно-психическую устойчивость, в состав которой входят: высокий уровень самоконтроля, устойчивость к стрессу, работоспособность в условиях нервного напряжения;
  • интеллектуальное развитие, включающее в себя: эрудицию, развитый интеллект, широкий кругозор, гибкое и творческое мышление, развитое воображение, способность к рефлексии;
  • качества коммуникативной компетентности;
  • мотивационная сфера деятельности юриста» [с. 155, 10].

Н.И. Ю, на основе наблюдений за судебными процессами, которые проводились в течение года, представил психограмму юристов, в состав которой входят такие функции как: регулятивные, коммуникативные, когнитивные (познавательные). У судей наиболее выраженными оказались такие ПВК как: настойчивость, память, наблюдательность, внимательность; у обвинителей: настойчивость, память, внимательность; у адвокатов: память, внимательность [28].

Целью своего исследования М.Ю. Колосницына и Е.А. Кадацкая поставили выявить общие ПВК для юристов, а так же описать специальные ПВК для юристконсульта и следователя. В процессе исследования авторами было проанализировано 2073 анкеты, каждая из которых включала в себя 64 профессионально важных качества. Таким образом, ими был составлен список наиболее общих ПВК для всех видов юридической деятельности:  «ответственность, настойчивость, моральная нормативность, профессиональное совершенствование, логичность и аналитичность мышления, письменная грамотность, принципиальность, любовь к профессии, дисциплинированность, исполнительность, самостоятельность, тайм-менеджмент, устная грамотность, словарный запас, контактность, самоконтроль эмоций, эмоциональная компетентность, критичность мышления, лидерские способности, вербальная память, монотонноустойчивость, толерантность к неблагоприятным факторам, динамичность» [с. 138-139, 9]. Каждые из перечисленных качеств имеют свой ранг и расположены от наиболее важных к наименее.

В статье «Построение модели будущего специалиста» Е.Н. Богданова, Г.П. Ивановой, Л.Н. Митюхина была представлена модель будущего юриста, основой которой является сознательная регуляция деятельности. По их мнению, модель юристконсульта включает в себя такие ПВК как: «аналитичность и логичность мышления, организованность, самодисциплина, самодостаточность, самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка, развитая словестно-логическая память, коммуникативные навыки, хорошие познания в разных областях наук. Ключевые навыки и умения: умение прогнозировать ситуацию, умение правильно и эффективно распределять время, эрудированность, аккуратность, принципиальность, коммуникабельность, организованность, объективность, умение грамотно выражать свои мысли, умение работать в команде» [с. 98, 3].

Е.М. Приходько уделила отдельное внимание исследованию ПВК на примере их формирования у студентов юридических ВУЗов. Автором были выделены и обоснованы ПВК юриста, которые формируются в процессе профессионального обучения: 1. осознание предъявляемых профессией требований; 2. наличие профессионального самосознания, основой которого является общая и профессиональная самооценка; 3. сформированность профессионального содержания в «идеальном-Я»; 4. присутствие мотивов саморазвития и познавательных мотивов; 5. профессиональная юридическая деятельность наполнена личностным смыслом; 6. Профессиональная направленность, выраженная в личной заинтересованности; 7. Творческая активность [15]. Вышеуказанные качества относятся к развиваемому виду ПВК, которые формируются в процессе профессионального становления и имеют уровни развития: 1. высокий уровень характеризуется целостностью, все компоненты согласованы между собой; 2. на среднем уровне сформированы компоненты ПВК, связь между ними неоднородна; 3. низкий проявляется в слабой сформированности компонентов ПВК и их рассогласованностью. Под процессом развития ПВК Е.М. Приходько понимает процесс перехода от низкого уровня к высшему [14]. Качества юриста автор разделяет на три группы: к первой группе относятся общие качества, к которым относятся нравственные принципы и профессиональная этика; во вторую группу качеств включены профессиональные умения; третья группа включает в себя уровень компетентности специалиста [13].

В своих исследованиях И.Д. Белоновская и Е.О. Филлипова доказали взаимосвязь прогностических умений в юридической деятельности с компетентностью специалиста. По их мнению, вероятностное прогнозирование входит в состав ПВК юриста и выступает важной составляющей профессиональной деятельности [2, 4]. Авторы как одним из способов обеспечения сформированности данного ПВК предлагают ввести в процесс обучение студентов ВУЗа моделирование проблемных ситуаций. Важность антиципации отмечает и Д.П. Харитиди, дополняя ПВК юриста умением принимать решение и саморегуляцией [26].

В структуре психограммы одним из немаловажных аспектов выделяется вопрос об акцентуациях характера. И.В. Филатова пишет, что акцентуации могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в юридической деятельности, так как в стрессовых ситуациях возможны крайние проявления черт [25].

Кроме того проводилось изучение противопоказаний для работы в юридической сфере, связанных с психическими и нервными расстройствами, склонностью к алкоголизму. К нежелательным чертам были причислены: низкий нравственный облик, стереотипизация мышления, безответственность, избыточная агрессивность, эмоциональная холодность, импульсивность, познавательные процессы на уровне ниже среднего, слабо сформированные коммуникативные и интеллектуальные качества, завышенная самооценка, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности [22, 23, 24, 29].

Воспитание ПВК юриста Е.Г. Шрайбер считает аспектом образованности, в состав которой входит сознательность, осведомленность, действенность, умелость [27].

Проанализировав проведенные исследования в области ПВК юриста, можно выявить наиболее часто встречающиеся из них. Таким образом, на должном уровне должны быть сформированы: профессиональное самосознание, морально-нравственные качества, познавательные процессы, мотивационная сфера, дисциплинированность, саморегуляция, уверенность, коммуникативные качества, адекватная самооценка, ответственность, психическая устойчивость [4, 5, 7, 17, 19, 20].

Такие навыки и умения, как: эффективное распределение времени, эрудированность, умение принимать решения, прогностические умения — входят в общую структуру психограммы юриста. То есть ПВК имеет структуру, включающую: 1. качества субъекта профессиональной деятельности; 2.знания, умения и навыки (профессиональная компетенция); 3. способности (общие и специальные). Отдельным пунктом выделяется профессиональное и личностное самосовершенствование [21].

Библиографический список

1. Алексеева Ю.С. Роль и назначение формирования профессионально важных качеств у студентов ВУЗов для их гражданской идентичности при изучении юридических дисциплин // Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в условиях поликультурного образовательного пространства: материалы итоговой научно-практической конференции. – 2015. – С. 140-145.
2. Белоновская И.Д., Филиппова Е.О. Моделирование проблемных ситуаций в прогностической подготовке будущего юриста // Вестник ОГУ. – 2011. - № 11 (130). – С. 163-168.
3. Богданов Е.Н., Иванов Г.П., Митюхина Л.Н. Построение модели будущего специалиста //Прикладная юридическая психология. – 2012. - № 4. – С. 84-99.
4. Гайдамашко И.В. Проблемы личной безопасности // Живая психология. - 2014. - Т. 1. № 1. - С. 76-84.
5. Гайдамашко И.В., Зазыкин В.Г., Секач М.Ф. К проблеме безопасности психосферы человека // Человеческий капитал. - 2016. - № 9-2 (93). - С. 41-44.
6. Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л., Секач М.Ф. Психология: наука и практика // Психолого-педагогический поиск. - 2017. - № 4 (44). - С. 66-75.
7. Гайдамашко И.В., Ослякова И.В. Психологические закономерности проявления уверенности субъектов управления // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2019. - № 2 (47). - С. 31-35.
8. Горлов Г.И., Сахневич Т.А. Психологический аспект подготовки студентов ВУЗа к профессиональной деятельности юриста // Казанская наука. – 2017. - № 3. – С. 65-68.
9. Колосницына М.Ю., Кадацкая Е.А. Профессиография как основа Профессионального отбора кадров специалистов юридического профиля // Вестник МГЛУ. – 2010. - №7(586). – С. 131-144.
10. Кыштымова А., Малахова Ю., Колмакова М.В. Профессиональные качества юриста // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона. – 2014. – С. 154-156.
11. Плиева З.Т. Психограмма юриста в условиях современного рынка юридических услуг // Теория и практика современной науки. – 2016. - № 4 (10). – С. 597-600.
12. Поликарпова М.Ж. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности юриста к профессиональной деятельности // Апробация. – 2015. - № 12 (39). – С. 122-125
13. Приходько Е.М. Диагностика сформированности профессионально важных качеств личности будущего специалиста в условиях юридического ВУЗа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика и психология. – 2015. – № 2 (21). – С. 133-136.
14. Приходько Е.М. Личностные и профессионально важные качества как основа профессиональной компетентности будущего юриста // Психология и педагогика: методики и проблемы практического применения. – 2015. - № 4. – С. 125-129.
15. Приходько Е.М. Формирование профессионально важных качеств личности студентов юридического ВУЗа // Евразийский Союз Ученых. – 2015. - № 7 (16). – С. 105-107.
16. Прохорова Т.Н., Рочева О.Е. Психолого-педагогические факторы формирования нравственного идеала будущих юристов // Гуманитарные исследования. – 2014. – № 1 (49). - С. 144–149.
17. Пугачёва Е.В. Психологические инварианты профессионализма руководителей подразделений государственного контроля территориальных органов федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. - 2019. - № 1. - С. 20-23.
18. Пугачёва Е.В. Теоретические аспекты профессиональной надежности работника в организации // Специальная психология. - 2013. - № 1. - С. 2.
19. Пугачёва Е.В. Тренинговые технологии в социально-психологической работе сотрудников органов внутренних дел // В книге: Использование современной лабораторной базы кафедр в формировании психологических знаний, умений, навыков сотрудников полиции Программа межкафедрального научно-методического семинара. - 2016.
20. Пугачёва Е.В., Гайдамашко И.В. Развитие управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел: М-во внутренних дел Российской Федерации, Акад. экономической безопасности. – М., 2011.
21. Пугачёва Е.В., Хрусталева Т.А. Актуальные проблемы совершенствования практической направленности обучения сотрудников Госавтоинспекции // В сборнике: Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 133-135.
22. Светова Л.Н. Профессиональная деформация субъектов юридической деятельности: психологический взгляд на проблему (на примере адвокатов) // Человеческий капитал. - 2019. - № 12 (132). - С. 190-196.
23. Талашманова К.А. К проблеме понимания профессиональной надежности // Человеческий капитал. - 2020. - № 3 (135). - С. 239-245.
24. Терентьева В.И., Щеголева Ю.К. Профессионально значимые качества личности юриста. Профессиографический анализ, как важный метод оценки специалиста // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2014. - № 12 (12). – С. 16
25. Филатова И.В. Значение черт характера в профессиональной деятельности юрисконсульта // Труды РГУПС. – 2016. - № 1. – С. 147-152.
26. Харитиди Д.П. Построение системной модели психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности // Альманах современной науки и образования. – 2010. - № 12 (43). – С. 163-165.
27. Шрайбер Е.Г. Модель воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов. // Вестник Башкирского университета. – 2008. – Т. 13. – №4. – С. 1103-1108.
28. Ю Н.И. Исследование профессиограмм и психограмм юристов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – 2010. – № 4-1. – С. 186-189.
29. Morosanova V.I., Kondratyuk N.G., Gaidamashko I., Voytikova M. Self-regulation and personality traits in overcoming acute and chronic stress // В сборнике: ICPE 2018 - International Conference on Psychology and Education Сер. "The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS". - 2018. - С. 460-470.