Abstract: Integrated teaching in higher education is aimed at a qualitative renewal in the training of specialists who are able to use the potential of fundamental disciplines.
Keywords: integration, analysis, teaching discipline, expertise, creative thinking
Понятие «интеграция» в педагогике означает: комплексную характеристику целей воспитания; сочетание педагогических средств, применяемых во внеурочной и учебной деятельности; целостность в достижении запланированных результатов; взаимосвязь основного и дополнительного образования; гибкость организации учебной деятельности, использующей различные методы и формы внеурочной деятельности; создание творческих кружков, а также введение интегративных курсов; взаимодействие всех элементов воспитательного процесса, социума и школы. … (Философский энциклопедический словарь) {1.c.}
В связи с введением ФГОС ВО третьего поколения актуальным стало переосмысление преподавателями содержанием форм работы со студентами.
Содержание учебной программы высшего образования по специальности «Дизайн костюма» направлено на освоение общепрофессиональных компетенций.
Одним из направлений качественного профессионального образования является подготовка специалистов, способных использовать потенциал специальных дисциплин для решения профессиональных задач.
Теоретическая подготовка –один из важных моментов в системе художественно- эстетического образования. Все большее внимание уделяется новой и стремительно развивающейся дисциплине –дизайну. О дизайне сказано и написано достаточно много, однако единой точки зрения на сущность дизайна все еще не выработано.{2,с.3.}
Для лучшего усвоения учебной программы специальных дисциплин, применяется метод интеграции учебных предметов и дисциплин. Реализация данной цели возможна посредством разработки и апробации методической системы обучения на факультете ИЗО. Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов касающихся усвоения предмета. Интегрированные занятия можно проводить между учебными дисциплинами, которые взаимосвязаны между собой единой целью и задачей. Такие специальные дисциплины как «Конструирование в дизайне костюма» , «Основы производственного обучения в дизайне костюма», «Макетирование в дизайне костюма» , «Современный костюм» и как завершающая и определяющая уровень усвоения учебного материала является «Производственная практика». Но, только соблюдение трех условий допускает возможность интеграции дисциплин:
– объекты исследования — в данном случае учебные дисциплины близкие по специальности и методике обучения;
– в интегрированных учебных дисциплинах используются одинаковые методы исследования, что дает полное представление о специальности;
– интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.
Кроме того интегрированное преподавание предполагает повышение самостоятельности у студентов, потому что интеграция дает возможность более расширенно изучать тематику учебного материала , концентрируется внимание студентов на занятиях и проводится анализ учебного материала , и происходит обобщение за счет увеличения других предметов.
Учебный процесс проходит по выбранной методике и опирается на программу обучения в высшем учебном заведении отсюда следует, что преподаватель должен обладать знаниями не только по своей дисциплине, но и уметь дать рекомендации по смежным дисциплинам.
При разработке программ по учебным дисциплинам, необходимо ориентироваться на подготовку студентов, выстраивать занятия таким образом, чтобы занятия были направлены на закрепление знаний, и их применение в практической деятельности.
Интеграция в системе предметов художественно-эстетического цикла рассматривается как спирально-вертикальная система формирования профессиональных компетенций , базирующаяся на расширении единого образовательного пространства , усовершенствовании образовательных стандартов с учетом современной концепции образования и более глубоком внедрении стандартов инновационных образовательных систем.{3. с.59}
Таким образом, для проведения интегрированного занятия, преподаватель проводит анализ объектов исследования, в данном случае между дисциплинами «Конструирование в дизайне костюма » и «Основы производственного мастерства в дизайне костюма», разрабатывая программу между данными дисциплинами , преподаватель должен учитывать, что для лучшего усвоения учебного материала , занятия необходимо проводить по заранее составленному плану, где будут отражены вопросы по предыдущему материалу, подбор материала для занятий, тестирование по изложенному материалу, подготовка раздаточного материала , проведение связующих между дисциплинами в виде контрольных заданий по самостоятельной , лабораторной работе, и по практическим занятиям.
На интегрированных уроках формируются следующие компетенции:
- ценностно-смысловые (понимание важности изучаемого материала, обладать способностью анализировать и определять приоритеты для выполнения поставленных задач );
- общекультурные (использовать приобретенные знания в культуре речи , исторические сведения о этапах становления костюма );
- информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал, применять современные технологии требуемые при реализации дизайн –проекта);
- коммуникативные (общение в коллективе, лояльность по отношению к людям с другой точкой зрения, способность работать в команде, уметь корректно аргументировать свою точку зрения ).
Осмысление проблемы, самостоятельность нахождения путей её решения возможно при опоре на ряд компетенций: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, коммуникативные и другие. На интегрированном уроке чётко прослеживается коммуникативная компетенция, т.к.обучаемые, получив задания заранее, должны были выполнить их группами, подготовить одного выступающего. Во время занятия они должны быть корректными оппонентами, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать актуальность проблемы, выделять практическую значимость, понимать роль интегрированных знаний для нахождения путей решения проблем. Кроме того, одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности обучаемых, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Эти вопросы должны стоять перед преподавателем, который всерьёз занят проблемой интеграции на этом этапе обучения.
Анализ деятельности преподавателей говорит о том, что многие из них понимают обучение дизайну совершенно иначе, чем студенты. Нацеленность на выполнение требований клиента (или того, как им представляются эти требования) представляется действительно важным аспектом образования, который они хотят привить студентам. Таким образом, педагог видит обучение дизайну как решение задач, которые являются своеобразным «тестированием», пробой для будущей профессиональной деятельности студентов. Преподаватели часто предстают в виде «псевдоклиента», таким образом, критика студенческих работ претендует на то, чтобы быть «мнением заказчика». {5.с.94}
Целями интегрированных занятий является закрепление и систематизация знаний, формирование умения и навыков, воспитание аккуратности, внимательности, ответственности за качество выполняемой работы, совершенствовать навыки самостоятельной работы в процессе подготовки творческих проектов, способствовать формированию навыков в учебно-исследовательской деятельности, способствовать развитию у студентов творчества, самостоятельного мышления, умения логически мыслить, решать проблемы, получать и использовать информацию, способствовать развитию активности студентов на занятиях.
Современный дизайн предлагает научную или технологическую основу и социальное понимание ответственности в качестве приоритета для современных дизайнеров, вместо личного художественного выражения.{6.c.89}
Опыт взаимодействия с предприятиями показывает, что руководители, ориентирующиеся на коммерческий успех, отдают предпочтение студенту-выпускнику, владеющему профессионально-практическими навыками, а не креативно-проектными. Cамостоятельная деятельность дизайнера как руководителя, опирающегося на штат профессионалов, требует скорее знаний тенденций и наличия возможности для продвижения продукта. {4.с.61}
Актуальность интегрированных занятий обусловлена развитием научно-технического прогресса, предполагающего вовлечение в дизайн новых конструктивных технологий, а результатом таких занятий проявляется в развитии творческого мышления студентов, в подготовке дизайнеров, разрабатывающих новые формы одежды, применение фактурных тканей, и технологических способов обработки изделий.
Библиографический список
1. М.В.Галкина, История дизайна, науки и техники-М.;2014.2. М.В.Галкина. Процесс ориентированной интеграции в системе предметов художественно-эстетического цикла. Вестник МГОУ .Серия Педагогика №1 ,М.: 2011.
3. М.В. Галкина. Итоговая квалификационная работа студента отделения дизайна костюма как отражение требований и влияния профессионального сообщества. Вестник МГОУ. Серия Педагогика № 3,М.: 2014.
4. М.В.Галкина, С.П. Ломов. Проблемы содержания современного дизайн-образования. Вестник МГОУ .Серия Педагогика № 4,М.:2015.
5. М.В. Галкина, С.П. Ломов, Н.В. Михайлов, Современное дизайн образование с учетом влияния технологических инноваций и социальной ответственности. Вестник МГОУ. Серия Педагогика № 4. М.: 2016.
6. Сафина, Л.А. Проектирование костюма: учебное пособие. – Москва: Инфра-М, 2017. – 215 с.
7. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учебное пособие для студ.учреждений сред.проф. образования. –М.: Академия, 2001. – 180 с.
8. Шеромова, И.А. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ: дизайн костюма и швейное производство: учебное пособие. – 2-еизд., испр. идоп. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2015. – 256 с.
9. Калмыкова, Е. А. Материаловедение швейного производства : учеб. пособие / Е. А. Калмыкова, О.В. Лобацкая. — Мн : Выш. шк., 2001. — 412 с.:
10. Макарова Т. Л. Мода как процесс формирования информационно знаковых систем в костюме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / МГТУ им. А. Н. Косыгина. Факультет прикладного искусства. — М., 2004.
11. Козлова Т. В. Костюм. Теория художественного проектирования. Учебник для вузов. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005.
12. Орлова Л.В. Азбука моды — Москва: Просвещение, 1989. – 176 с.
13. Паломо-Левински Н. Мода и модельеры. Арт-Родник. 2011. – 192 с.
14. Калмыкова, Е. А. Материаловедение швейного производства : учеб. пособие / Е. А. Калмыкова, О.В. Лобацкая. — Мн : Выш. шк., 2001. — 412 с.: ил
15. Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Философский энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия. / Гл. редакция: 1983.