Индекс УДК 37
Дата публикации: 31.08.2020

Организационно-педагогические условия развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в дополнительном образовании

Organizational and pedagogical conditions for the development of foreign language communicative competence of children in additional education

Жданова Анастасия Алексеевна,
Шклярова Ольга Анатольевна


Zhdanova Anastasia Alekseevna,
Shklyarova Olga Anatolievna

Аннотация: В статье анализируются условия развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в дополнительном образовании, методы и способы обеспечения обучения иностранным языкам в контексте дополнительного обучения

Abstract: The article analyzes the conditions for the development of foreign language communicative competence of children in additional education, methods and ways of providing teaching foreign languages in the context of additional education
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, дополнительное образование, иностранные языки

Keywords: communicative competence, additional education, foreign languages


Современное развитие теории и практики школьного образования в целом характеризуется повышенным интересом к деятельностному подходу в обучении, в частности, в использовании вариативных методик преподавания иностранных языков и развития иноязычной коммуникативной компетенции детей в дополнительном образовании. Деятельностная стратегия в отличие от когнитивно-коммуникальной, личностно-ориентированной и компетентностной ставит своим ориентиром развитие различных сторон речевой деятельности. Актуальность реализации деятельностного подхода в образовательном процессе объясняется тем, что данный подход способствует формированию основных компетенций, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).

Приоритетными направлениями дополнительного образования являются:

— предоставление обучающимся возможности получить дополнительное

образование, соответствующее личным интересам и потребностям;

— развитие творческих способностей обучающихся;

— воспитание физически здоровой личности.

А.Н. Леонтьев, являющийся основателем деятельностного подхода и известным российским психологом, указывал в своем исследовании, что человеческая жизнь представляет собой систему деятельностей, которые сменяют друг друга. По его мнению, именно в деятельности осуществляется переход объекта в его субъективную форму, с одновременным переходом деятельности в ее объективные результаты. С этой позиции деятельность выступает в качестве процесса, в котором происходят взаимные переходы между полюсами «субъект-объект». А.Н. Леонтьев утверждал, что «деятельность является не реакцией или их совокупностью, а системой, которая имеет свое развитие, строение, превращения и внутренние переходы» [7, c.17].

В соответствии с определением данного феномена педагогическим энциклопедическим словарем, деятельность представляет собой «активное взаимодействие с окружающей действительностью, в процессе которого живое существо выступает в качестве субъекта, который целенаправленно воздействует на объект, удовлетворяя, таким образом, собственные потребности» [1, c.4].

В деятельностной методике построение курса обучения производится на основе деятельностной концепции учения, которая представлена разработанной П.Я. Гальпериным и его сотрудниками теорией поэтапного формирования умственных действий [3, c.16]. Указанная теория строится на психологических закономерностях процесса освоения материала. По мнению ученых, деятельностный подход является наиболее перспективным для изучения иностранного языка, поскольку предполагает управляемое и сознательное овладение языковым содержанием обучения [4, c.31].

Психологические исследования показали, что материал, находящийся в поле восприятия, часто полностью не осознается. Четкое осознание происходит только в момент активной деятельности человека. Таким образом, действия, которые производит человек в отношении определенного предмета или ситуации, обеспечивают состояние максимальной осознанности. Тесное взаимодействие сознания и деятельности является одним из ключевых принципов психологической теории деятельности, который становится основным методологическим принципом теории обучения языку [2, c.88].

При использовании деятельностного подхода в обучении языку и, в частности, грамматике значительно возрастает прочность и качество навыков и умений обучаемого.

Основной деятельностью детей является игра, поэтому представляется наиболее естественным обучать детей грамматическим конструкциям иностранного языка в процессе игровой деятельности. Психологической основой методики обучения языку выступает теория эмпирического мышления [15, c.66].

Однако, дополнительное обучение не может и не должно строиться только на игровой парадигме. Очевидно, что дети не только играют, но и выполняют учебные задания для овладения определенными умениями и навыками. Также заметим, что деятельностная основа при изучении грамматики может носить предметно-символический характер, а не только речевой.

Многими языковыми школами, которые уже не один десяток лет работают по учебникам коммуникативной методики, были апробированы и усовершенствованы разнообразные методы и приемы обучения, которые позволяют учитывать уровень подготовки изучающих иностранный язык, а также их интересы и цели в овладении иностранным языком.

Естественно, что в процессе обучения по коммуникативной методике можно повышать уровень знаний, приобретая те или иные навыки и умения. Несмотря на явные преимущества, которыми располагает школа, существуют и некоторые сложности, связанные с обучением. От школьного образования отказываться никто не собирается, но, быть может, рассмотрение недостатков поможет школьникам и их родителям переосмыслить способ изучения английского языка и попытаться корректировать этот процесс.

В педагогической практике дополнительного образования используют следующие формы групповой работы:

— создание групп для проведения занятий и различных развлекательных мероприятий (тематические викторины, КВНы, уроки-путешествия, ролевые игры);

— создание небольших групп (парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конкурсах. Основными достижениями в применении данной технологии являются:

— развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли);

— взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах;

— развитие навыков работы в группах, прививается «чувство локтя» учащихся;

— формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач;

— взаимопонимание и взаимная поддержка;

— обмен способами учебной деятельности;

— активизация самостоятельной познавательной деятельности.

Одна из любимых технологий обучающихся – игровая технология. «Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования» [14, c.32].

Одно современное явление заслуживает внимания. Это возможности, которые дает школьникам технический прогресс. А именно интернет в мобильных телефонах, пользование которыми очень усложняет задачу преподавателям.

Это и понятно, у каждого первоклассника в пользовании всемирная информационная сеть. У современного поколения формируется иное сознание, которое заключается в том, что в жизни совершенно необязательно что-то учить и много знать. А главное — это умение быстро найти нужную информацию в интернете. Как-то ограничить или запретить пользование интернетом тоже будет не совсем правильным, ведь это источник полезной информации, следовательно — развития [12, c.9].

В данном случае, главная задача школьного учителя — завлечь, заинтересовать детей к изучению английского языка. Показать, что это интересно, познавательно и главное, актуально. Доказать, что грамотность, образованность и всестороннее развитие очень важно для человека во все времена.

Сложно сказать с уверенностью, когда более целесообразно начинать учить ребенка иностранному языку, со средней школы или начиная с первых классов. С одной стороны, в раннем возрасте память ребенка еще мягкая и до конца не сформирована. Она нуждается в регулярных тренировках, но если в раннее время правильно подать информацию, то эти базовые знания английского языка станут крепкой основой в дальнейшем изучении и развитии ребенка.

Более того, это может стать очень интенсивным скачком в понимании и восприятии ребенком языка в целом [9, c.61].

Но, с другой стороны, существует консервативное мнение, которое заключается в том, что ребенка следует учить иностранному языку (или языкам) начиная со средней школы, пятого-шестого класса. Ведь, как можно изучать и, самое главное, правильно воспринимать английский язык, если ребенок-первоклассник еще и собственного языка толком не знает [11, c.72].

Таким образом, дополнительное образование — неотъемлемая часть системы образования, которое создаёт условия для развития потенциальных способностей любого ребенка, адаптации его в современном мире. Сфера общения в объединениях дополнительного образования выступает как система внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективной коммуникации и социального взаимодействия.

Библиографический список

1. Бельгисова Е.А., Логинова Ю.А., Гацаева Р.Г., Макушкина Н.В. Системно деятельностный подход — основа стандартов второго поколения // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Между- нар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 4-7
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. - М.: Знание, 2011. – 183 с.
3. Карпова Е.Е. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе // Теория и практика образования в со- временном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 13-16.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр «Акаде- мия», 2001. - 176 с
5. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - М.: ТетраСистемс, 2015. - 176 с.
6. Корчагина И.Р. Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 435-437
7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с
9. Малыгина Л.Е., Малыгина _8…·__Ц__aА.В. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 12-15
10. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. - М.: Изд-во «Речь», 2007. - 176 с.
11. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2015. — 256 с.
12. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. – М.: Знание, 2011.– 412 с.
13. Хаустова В.Н., Романенко В.М., Гладкова Н.А. Деятельностный подход: параметры, идеи, направления // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 31-32.
14. Хаустова В.Н., Романенко В.М., Гладкова Н.А. Деятельностный подход при обучении иностранных языков // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки- Веди, 2017. — С. 31-32
15. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). – М.: ВК, 2012. – 416 с.