Индекс УДК 37
Дата публикации: 06.07.2020

Сравнительная характеристика видов агрессии у подростков с разным социальным статусом

Comparative characteristics of the types of aggression in adolescents with different social status

Бурцева Кристина Александровна
Нестеренко Ольга Борисовна

1. Клинический психолог центра профилактики здоровья реабилитации детей и подростков «Радость здоровья»
г. Хабаровск
2. канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
г. Хабаровск

Burtseva Kristina Alexandrovna
Nesterenko Olga Borisovna

1. Clinical psychologist of the center for prevention of health rehabilitation of children and adolescents «Joy of health»
Khabarovsk
2. candidate of psychological Sciences associate Professor the Department of education
Federal State Budget Institution of Higher Education « Pacific state University»
Khabarovsk
Аннотация: В статье анализируются понятия агрессии и агрессивности, рассмотрены особенности агрессивности подростков с разным социальным статусом. Описаны результаты сравнительного анализа агрессивности подростков, содержащих в местах лишения свободы и подростков, находящихся в обычной общеобразовательной школе.

Abstract: The article analyzes the concepts of aggression and aggressiveness, examines the features of aggressiveness in adolescents with different social status. The article describes the results of a comparative analysis of the aggressiveness of adolescents held in places of imprisonment and adolescents in a regular general education school.
Ключевые слова: агрессия, подростки, места лишения свободы, общеобразовательная школа.

Keywords: aggression, teenagers, places of deprivation of liberty, secondary school.


Актуальность проблемы состоит в том, что уровень агрессии и насилия в последние десятилетия стал интенсивно обсуждаться в обществе и СМИ, так как наблюдается беспрецедентный рост и того и другого (терроризм, убийства, грабежи, насилие, митинги). Очевидным становится факт все большей агрессивности и жестокости детей [6].

В пубертатном периоде увеличивается агрессивность в поведении подростка. Этому есть ряд обоснований объективного характера, биологического и психологического [4].

К факторам, предрасполагающим росту агрессивности среди подростков можно отнести ухудшение общественных условий жизни детей. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ психосоциальной адаптации подростков [5]. Активное воздействие происходит в эмоциональном взаимодействии с окружающими людьми. Подростки склонны к сильному эмоциональному давлению со стороны сверстников, нередко формирующие отрицательные мировоззренческие установки. Негативные ценностные ориентации, социальная среда способствуют развитию и закреплению отклоняющегося поведения [1]. Таким образом, семейные социально-нравственные установки обуславливают возникновение отрешенности, жестокости, цинизма, негативизма, что создаёт объективные предпосылки для появления противоречащего поведения, агрессивности и заниженной самооценке [4].

Л.М. Семенюк приводит данные по преобладанию того или иного вида агрессивного поведения у подростков с разным социальным статусом: высокие показатели физической формы проявления агрессии и минимальный уровень негативизма продемонстрировали дети из рабочей среды [3]. Невысоким уровнем физической формы и повышенным показателем вербальной формы агрессивного поведения обладают подростки из семьи служащего среднего звена [3]. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников [3]. Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков с разным социальным статусом позволяют ориентироваться в устойчивых индивидуальных особенностях личности подростка, учитывая особенности влияния общественных условий, воздействия семьи.

Подростки усваивают модели агрессивного поведения, в основном, из трех источников: из семьи, от сверстников, из СМИ. В настоящее время последний фактор стал наиболее влиятельным из-за преобладания сюжетов, косвенно культивирующих агрессию [2].

Наше исследование проводилось на базе: СИЗО  и средней общеобразовательной школы г. Хабаровска. Выборку исследования составили 20 подростков. Возраст подростков — 14-17 лет. Из них 10 юношей и 10 девушек. 10 человек пребывали в местах лишения свободы по разным причинам. И 10 человек подростки из обычной семьи, обучающиеся в общеобразовательной школе.

Цель исследования – изучение и составление сравнительного анализа агрессивности подростков, содержащих в местах лишение свободы и подростков, учащихся в общеобразовательной школе.

Исследовательская работа выполнялась в несколько этапов:

  1. На первом этапе: проведение сравнительного анализа проявляемых форм агрессивности подростков по экспериментально-психологической методике: опросник Басса-Дарки.
  2. На втором этапе: составление клинико-психологической характеристики испытуемых.

В результате проведенного исследования  с помощью опросника  Басса-Дарки получены следующие результаты (рис.1).

Рисунок 1. Проявление различных форм агрессивного поведения у подростков. Условные обозначения: 1-физическая агрессия; 2-косвенная агрессия; 3-вербальная агрессия; 4-негативизм; 5-раздражение;

6-обида; 7-подозрительность; 8-чувство вины.

Как видно из рисунка,  подростки  из социально свободных семей, имеют самые высокие показатели  по шкалам обида и раздражение , завышенные показатели по шкалам  косвенной агрессии (агрессия, окольным путем направленная на другое лицо) и негативизма по отношению к окружающим. Показатели по шкалам вербальная агрессия и чувство вины повышены. По шкале физическая агрессия средний показатель.

Напротив, у подростков из мест лишения свободы,  самый высокий показатель  по шкале физическая  агрессия. Показатели по остальным шкалам ниже среднего значения.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что у подростков в СИЗО высокий показатель физической агрессии — использование физической силы против другого лица, объекта или социальной группы.  Физическая  агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, такими как: толчки, удары, избиения, истязания. Это связано, в первую очередь, с необходимостью самозащиты, достижению своих целей в условиях  пенитенциарного учреждения подростка.  Неблагоприятная обстановка в исправительных колониях не создает предпосылок для нормального созревания личности и во многом заранее предопределяет  черты жестокости и агрессивных действий по отношению к окружающим. Когда подросток совершает преступление или ряд преступлений, связанное с этим активное включение лица в преступную среду (нахождение под следствием и судом) способствует повышению физической агрессии.

Низкие показатели чувства вины продемонстрировали подростки с мест лишения свободы. Вина является сложным психологическим феноменом. Переживание чувства вины связано с формированием у человека нравственных форм поведения, с развитием его как личности. Большинство осужденных не ставят перед собой цели исправиться, приобрести навыки социально одобряемого поведения, напротив, пытаются уклониться от соблюдения правил отбывания наказания.  Для формирование зрелой личности подростка необходимо повысить уровень эмоционального интеллекта, сформировать чувство ответственности, научить конструктивно выстраивать отношения с окружающей средой. Для этого подойдут методы активного обучения, такие как психотренинг, групповая психотерапия, поведенческий эксперимент.

Примерный психологический портрет подростка в условиях следственного изолятора предполагает социальную дезадаптацию, отрицание социальных, моральных и правовых норм, снижение чувства ответственности за свои поступки, стремлении быстро удовлетворить потребности любым способом. Также такие молодые люди склонны к максимализму, риску, жестокости, эгоизму, низкой мотивации и сочувствию. Они стремятся быть независимыми, отстраняются от общества, имеют ограниченный круг интересов и игнорируют желания окружающих, наблюдается искаженное восприятие дружбы, любви, патриотизма и других социально одобряемых ценностей. Такой подросток оказывается легко внушаем со стороны сверстников и взрослых с криминальным опытом, обладает неустойчивой самооценкой, стремится к принадлежности к асоциальным группам.

У подростков, обучающихся в общеобразовательных школах, высокие показатели агрессии оказались в таких формах, как раздражение и обида. Это связано с тем, что достаточный уровень развития нравственно-этической сферы не позволяет проявлять агрессию в форме физического насилия, поэтому подростки вынуждены сдерживать свои эмоциональные реакции, которые впоследствии приводят к повышенному уровню раздражимости.

Примерный психологический портрет подростка, обучающегося в общеобразовательной школе,  характеризуется избеганием решения проблем, нестабильностью отношений с окружающими, преимущественно однотипным способом реагирования на фрустрацию и трудности, высоким уровнем обид при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонностью к обвинениям, эгоцентризму, появлением раздражимости.

Стратегиями преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте являются: формирование эмоциональной социализации, снижение агрессивности, развитие чувства собственного достоинства, обеспечение адекватного межличностного взаимодействия с окружающими. Эффективным средством обучения способам преодоления обиды служит социально -психологический тренинг интегративного типа, каждое направление которого отрабатывается на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Таким образом, проведенное исследование выявило, что агрессивное поведение подростков, содержащих в местах лишения свободы и подростков, находящихся в обычной социальных условиях, проявляется в разных формах. У подростков, из общеобразовательной школе доминирует обида и раздражение, а у подростков из  мест лишения свободы физическая агрессия.

Библиографический список

1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.
2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия /Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 2000. – 126 с.
3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М., 2006. – 40 с.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПБ.: Питер, 2001. – 112 с.
5. Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Деметьев В.В., Озерцковсий С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – Санкт- Петербург, 2007. – 332 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) : Уч. Пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 176