Индекс УДК 37
Дата публикации: 30.09.2025

Мотивация студентов к изучению иностранных языков: педагогико-психологический аспект

Motivation of students to study foreign languages: pedagogical and psychological aspect

Самолетова П.С.
Научный руководитель – Садовская М.В.

ГУП, Москва
Samoletova P.S.
Academic supervisor – Sadovskaya M.V.

State University of Education (SUE), Moscow
Аннотация: В данной статье изучается понятие мотивации, рассматриваются аспекты, влияющие на ее уровень при изучении иностранных языков, а также анализируются ситуации, препятствующие эффективному изучению иностранного языка.

Abstract: This article examines the concept of motivation, examines aspects that influence its level when learning foreign languages, and analyzes situations that hinder effective learning of a foreign language.
Ключевые слова: образовательная среда, мотивация студентов, педагогика, психология, межкультурная коммуникация

Keywords: educational environment, student motivation, pedagogy, psychology, intercultural communication


На сегодняшний день невозможно представить современное профессиональное сообщество без владения хотя бы одним иностранным языком. Публикация научных статей, участие в различных конференциях, международный обмен опытом, образовательные стажировки становятся возможными благодаря знанию иностранного языка.

Кроме того, возможности, которые предоставляет иностранный язык, расширяют ресурсы людей в области путешествий и межкультурного общения.

Таким образом, актуальность владения иностранным языком обусловлена его значимостью в мировом сообществе.

Однако, говоря о насущных проблемах, которые препятствуют эффективному изучению иностранного языка, стоит отметить сложности с мотивацией обучающихся. Приведем несколько примеров:

  1. Обучающему, у которого нет в долгосрочной перспективе возможности погрузиться в языковую среду, мотивировать себя гораздо труднее чем обучающимся, имеющим возможность посещать страны, где говорят на иностранном языке.
  2. У студентов, которые несколько раз начинали учить язык по разным учебникам и методикам, зачастую отсутствуют на хорошем уровне базовые знания, в связи с чем им тяжелее поддерживать мотивацию для дальнейшего изучения языка.
  3. Труднее находить мотивацию для изучения и тем студентам, которые не смогли достигнуть должного взаимопонимания с педагогом.
  4. Отсутствие в первое время видимых результатов обучения также подрывает желание обучающегося продолжать занятия языком.
  5. Неграмотно подобранная программа обучения, в соответствии с которой не уделяется равное внимание грамматике, лексике, аудированию, говорению и письму, также может снизить заинтересованность и мотивацию обучающегося в дальнейшем продолжении изучения языка.

В связи с этим, в данной статье будут рассмотрены различные педагогические и психологические аспекты, влияющие на уровень мотивации обучающегося при изучении им иностранного языка, а также предложены методы, способствующие поддержанию стабильного уровня мотивации.

Говоря о мотивации, прежде всего стоит дать определение этому понятию.

Мотивация – это внутренняя движущая сила, которая побуждает учащегося уделять внимание, время и силы на изучение какого-либо предмета [6]. В данном случае – к изучению иностранного языка.

Классифицировать мотивацию можно по следующим позициям: положительная, отрицательная, внутренняя и внешняя.

Говоря о различии положительной и отрицательной мотивации следует подчеркнуть тот факт, что положительная мотивации не несет в себе негативных установок.

«Я учу немецкий язык, он будет полезен для моей работы когда-нибудь!» — пример положительной мотивации.

«Я учу немецкий язык, но, боюсь, это никогда не пригодится мне в работе» — пример отрицательной мотивации.

Понятия же «внешняя и внутренняя мотивация» выделили два американских психолога – Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Они разработали теорию самодетерминации, а также определили термин самодетерминации как способность индивида к осуществлению и переживанию выбора [1]. Данная теория включает в себя три базовые потребности: это автономия, компетентность и принадлежность.

Внешняя мотивация, как правило, обуславливается воздействием разного рода факторов. Например, чувство долга перед родителями, желание быть круглым отличником, убеждение, что общество нуждается в образованных людях.

Внутренняя мотивация основывается исключительно на желаниях и интересах самого обучающегося. Это может быть как непосредственно сама увлеченность дисциплиной, так и стремление развиваться коммуникативные навыки, иметь перспективы профессионального роста.

Также следует отметить тот факт, что, согласно теории самодетерминации, помимо внутренней и внешней мотивации также существует и такое понятие, как амотивированность – отсутствие мотивации.

Известный американский ученый Абрахам Маслоу, исследовавший гуманистическую психологию, разработал пирамиду, состоящую из 5 уровней, каждый из которых тем или иным образом влияет на мотивацию и поведение человека.

Применяя данные уровни к процессу обучения иностранному языку, можно сделать следующие выводы:

  1. Первый уровень – физиологический. Основывается на том факте, что базовые потребности человека должны быть удовлетворены. Обучающему будет очень трудно сосредоточиться на обучении, если он чувствует усталость или плохо питался.
  2. Второй уровень говорит о потребности в безопасности. Каждому обучающемуся гораздо проще приобретать новые знания, если вокруг царит спокойная, доброжелательная атмосфера.
  3. Третий уровень – это уровень социальных связей и общения. Данный уровень указывает на тот факт, что мотивация к обучению значительно повышается, если организовывать учебный процесс с помощью работы в парах.
  4. Четвертый уровень основывается на понятиях самооценки, достижений и статуса. Известен тот факт, что каждому студенту важно получать обратную связь от преподавателя, замечать положительные результаты своей работы, получать положительные оценки.
  5. И последний, пятый уровень, говорит о личностном росте и реализации потенциала. У любого процесса обучения должна быть итоговая цель, — то, к чему будет стремиться учащийся. Это может быть профессиональная реализация, научная деятельность или же это могут быть те возможности, которые открываются в путешествиях благодаря знанию иностранного языка.

Таким образом, согласно исследованиям Маслоу в области мотивации, можно сделать вывод, что грамотный преподаватель должен учитывать большое количество факторов для того, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации обучающихся. Модель Маслоу – схема, помогающая педагогу в этой задаче.

Роль педагога в процессе обучения играет ключевую роль. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами [5; с. 41].

От методов и методик, выбранных преподавателем, зависит качество образовательного процесса. Однако нельзя недооценивать и творческую составляющую, ведь именно она позволяет педагогу делать учебный процесс интересным, доброжелательным и способствующим креативному развитию мышления студента.

Педагог – это человек, умеющий тонко чувствовать своих студентов, создавать благоприятную учебную атмосферу. Он обладает развитыми коммуникативными навыками, а также определенными знаниями в области психологии, понимает, в какой момент необходимо поддержать студента, скорректировать его траекторию обучения.

И, прежде всего, педагог – это человек, заинтересованный в преподаваемом предмете. Благодаря этому качеству является возможным поддерживать в обучающихся должный уровень мотивации, — когда студент видит перед собой интерес педагога в изучаемом материале, вовлекать его в учебный процесс становится легче.

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация является многослойным понятием, главная цель которого – помогать поддерживать должный уровень заинтересованности обучающихся в изучении какой-либо дисциплины.

Для достижения высокого уровня мотивированности обучающихся следует учитывать ряд факторов: эмоциональное состояние студентов, качество взаимодействия с педагогом, уровень коммуникативных, социальных навыков студентов, а также корректность подобранных методик преподавания и физиологические факторы.

Библиографический список

1. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана // Психология мотивации достижения. — М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2006. — 332 с. — ISBN 5-89357-204-1.
2. Кнодель Л.В. Психолого-педагогические аспекты обучения иностранным языкам : монография. Л.В. Кнодель / К.: ФОБ Кандыбы. – 223 с.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней юности / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Сфера, 2006. – С. 89.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М. Татлыбаевой / А.Маслоу. Санкт-Петербург: Евразия, 1999.
5. Нуриддинов Х. Роль личности преподавателя в процессе обучения иностранному языку / Хожиакбар Нуриддинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 41-42.
6. Сакаева Л.Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). – Казань, КФУ, 2016. – 189с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. — Москва : Прогресс, 1990
8. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [учеб. пособие] / отв. ред. А, Н. Шамов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток - Запад, 2009. — 253 с.
9. Шамов А.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя иностранного языка : Учебное пособие. – Нижний Новгород : НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2008. – 152 с.
10. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997.