Abstract: The issue of preparing children for school and the educational process remains relevant at present, so it is important to study the process of adaptation of first-graders and highlight the key aspects that influence successful socialization and the establishment of communication in the classroom. The purpose of the study is to identify the psychological and pedagogical features of the adaptation of first-graders in the school environment. Methods - empirical methods, analysis of psychological literature on the process of adaptation of children in the school environment, generalization and analysis of the collected information (synthesis). Results - the author forms a system of successful adaptation of first-graders, which includes familiarization with the individual abilities of students, pedagogical diagnostics of the readiness of first-graders for school education, familiarization of first-graders with school life and rules of conduct at school, the creation of a school team in the classroom, and the creation of informational and pedagogical events for parents. Particular attention should be paid to the support of parents and teachers in overcoming adaptation stress and establishing a gentle learning regime. This article may be useful for future teachers and psychologists dealing with issues of children's adaptation at school.
Keywords: adaptation, school, school environment, educational psychology, pedagogical training, primary school, younger students, adaptation system.
Введение
Школа является важнейшим этапом в процессе становления личности человека, поскольку именно школа закладывает основу для дальнейшего развития. В школе ребенок получает не только новые знания, но и социальную адаптацию среди сверстников и преподавателей, учится взаимодействовать с окружающим миром и людьми, учится осознавать свои и чужие границы, сталкивается с системой правил и контроля. Успешная адаптация к школьным правилам означает готовность ребенка к взаимодействию с миром и людьми, а также к преодолению возможных трудностей.
Начало образовательного пути ребенка связано с психологическими, социальными и физиологическими изменениями, влияющими на маленькую личность. Ребёнок больше не посещает детский сад, где преобладает игровая форма обучения, игра является основным видом деятельности старших дошкольников. Старший дошкольный возраст характеризуется активным развитием когнитивной сферы и воображения, дети учатся понимать и представлять прочитанное. Еще в детском саду дети учатся мыслить и логически рассуждать, запоминать и правильно говорить, а в последствии, в школе, обучение становится более сложным, структурированным, соответствующим возрасту учеников [5, с. 434].
Переход от детского сада к школе сопровождается снижением количества игровой деятельности и развитием учебно-познавательной деятельности первоклассников. Эффективному обучению младших школьников способствует своевременная адаптация первоклассников к школьному распорядку учебного дня и новым требованиям в учебе.
Сама адаптация представляет собой процесс освоения детьми новой обстановки и условий для социального взаимодействия на трех уровнях: физиологический, социальный и психологический.
Социальная и психологическая адаптация связаны со сменой статуса ребенка, его положения в образовательной системе и новым окружением, большей психологической нагрузкой и количеством обязанностей, с которыми придется справляться. При поступлении в школу, ребенок сталкивается с определенными требованиями к режиму дня, уровню знаний и способностям, что вызывает у первоклассника стресс и тревогу, а также сложности в обучении и принятии новых правил [3, с. 135].
Физиологическая адаптация связана с новыми требованиями к поведению ребенка и его режиму. Школа требует от учеников раннего подъема и строго соблюдения временных рамок, где нельзя опаздывать и прогуливать занятия. Нарушение вправил влечет за собой не только замечания со стороны классного руководителя, привлечение родителей, но и сложности в дальнейшем обучении [13, с. 46]. Адаптация может проявляться через физиологические признаки: головные боли и повышенная утомляемость, сонливость, трудности в освоении материала у младших школьников и общее недомогание. Эти симптомы являются естественной реакцией детского организма на изменение привычного режима и обычно постепенно исчезают по мере адаптации первоклассника.
Объекты и методы исследования
Объект исследования — Процесс психолого-педагогической адаптации первоклассников к школьной среде. Изучение адаптации первоклассников к школьной среде требует применения различных методов, позволяющих получить информацию об их вхождении в новую социально-педагогическую среду. Теоретическая составляющая основывается на анализе психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам адаптации детей младшего школьного возраста. Эмпирические методы включают систематическое наблюдение за поведением первоклассников в различных школьных ситуациях.
Экспериментальная часть
Для облегчения адаптации необходимо вводить щадящие условия для обучения первоклассников, включающие отдых и физическую активность, как в школе, так и дома. Родителям и учителям необходимо помнить, что по времени, адаптация занимает от нескольких недель до нескольких месяцев, в этот период важно наблюдать за поведением и состоянием детей, отслеживать периоды утомляемости и стресса.
Каждое образовательное учреждение формирует план психолого-педагогической деятельности по адаптации первоклассников к школьной среде и учебному режиму. Созданием организационного плана занимаются: директор школы, заведующий учебной частью, школьный психолог, классный руководитель. Организация учебной деятельности первоклассников подразумевает взаимодействие и согласованность участников, поскольку представляет собой длительный процесс [10, с.3]. При создании учебного плана на обсуждение выносят продолжительность уроков, количество занятий в день и неделю, необходимость продленки и количество отведенного на нее времени, проверку знаний у первоклассников, классные часы и беседы с родителями.
В первом классе уроки должны включать в себя взаимосвязанные виды занятий, с игрой и учебно-познавательной деятельностью вместе [4, с. 79]. Режим учебной деятельности первоклассника должен быть примерно таким:
- Первый месяц допустимо включать 3 урока в день продолжительностью по 35 минут, с перерывами на разминку и переменами по 10 минут. Сентябрь и октябрь можно назвать знакомством со школой, первой ступенью, когда классный руководитель знакомится с учениками, показывает им устройство школы и класса, рассказывает первоклассникам о правилах поведения на уроках, и о предстоящих занятиях длинною в год. Также период знакомства со школой должен сопровождаться физической активностью у детей, это уроки физкультуры, прогулки с учителем на свежем воздухе, экскурсии, развивающие игры.
- С ноября нагрузку можно увеличить и включить по 4 урока в день, сохраняя в режиме разминку, зарядку по утрам и ведение учебно-познавательной работы, совместно с игровой деятельностью.
- Во втором полугодии время уроков увеличивается на пять минут. Уроки труда, физкультуры, музыки и изобразительного искусства следует проводить последними, чтобы основную учебную деятельность первоклассники выполнили в начале дня. После третьего урока в соответствии с нормами СаНПиН проводится динамическая пауза длительностью не менее 40 минут.
По завершению первого учебного года важно отменить психологическое и физическое состояние каждого ученика, провести беседы в форме классного часа или общего собрания с родителями, чтобы подвести итоги года, сообщить о положительных сторонах учебного процесса и аспектах, которые необходимо будет скорректировать в следующем учебном году. Оценить успехи в адаптации первоклассников можно по следующим критериям (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Критерии адаптации первоклассников
Адаптация первоклассников происходит под влиянием множества факторов, способных как облегчать, так и осложнять этот процесс. Положительное воздействие наблюдается при наличии психологического комфорта, когда ребенок уверен в своих силах, чувствует поддержку в учебной среде и дома, а также занимает устойчивое положение среди одноклассников. Но адаптация затрудняется, когда присутствуют психологические трудности, напряженные отношения с педагогом или одноклассниками, постоянные проблемы с соблюдением учебной дисциплины и режима.
Стоит подробнее рассмотреть возможные трудности в адаптации первоклассников (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Трудности в адаптации первоклассников
Большой проблемой становится, если до школы ребенок не посещал детский сад и не имеет должных коммуникативных навыков для более комфортной адаптации в группе. Для свободного общения с одноклассниками и учителем, ребенок должен освоиться и привыкнуть к учебной обстановке, также он должен иметь достаточно уверенности, чтобы коммуницировать с окружающими [2, с. 19]. Наибольшие трудности испытывают дети, не уверенные в себе и своих навыках, которые стесняются сказать или попросить о чем-либо. Социальные трудности в адаптации имеют психологические причины и не решаются быстро, в такой ситуации важен диалог с родителями и комплексный подход в решении проблемы.
Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе, следует предоставлять дидактическим играм. В условиях использования дидактической игры обучающийся усваивает программу значительно успешнее, чем в условиях обычного учебного занятия, через реализацию привычной игровой ситуации, связанной с выполнениями определенных правил.
Результаты
Многие педагоги и психологи, такие как: Битянова, М.Р. [1, с. 112], Лурия С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. [7, с. 127], Выготский Л. С. [2, с. 19] и др. изучают проблему адаптации детей к школе. По их мнению, именно начало школьного пути влияет на дальнейшее отношение к учебе, важно, чтобы ребенок не терял интерес и не испытывал отвращения к школе.
Педагоги отмечают, что если первоклассник не проходит адаптацию, испытывает регулярные проблемы с учебой и коммуникацией, то к 10 годам уже имеет устойчивую неприязнь к школе, теряет уверенность в себе и интерес к школьным предметам. Важно грамотно и бережно для детской психики выстроить режим дня, чтобы ребенку было легче пережить изменения в своем графике. Так как ребенок теперь больше учится, чем играет, и привыкает к требованиям, которым должен соответствовать.
Оказывают влияние и нововведения в системе образования, которые оставляют проблему детской адаптации актуальной до сих пор. В настоящее время первоклассники получают больше умственной и психологической нагрузки, нежели раньше, поэтому адаптация становится более длительным и сложным процессом.
В отечественной литературе нет единого определения понятия «адаптация». Многие авторы трактуют понятие, как часть другого, более объемного процесса. Так, например, психолог Петровский А. В. определяет адаптацию как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя» [9, с. 44].
Но, в целом, можно заключить, что адаптация должна отвечать поставленным целям (что необходимо достичь), отражать гармонию индивидуума со средой и сам процесс познания нового.
Битянова М.Р. выделяет сферы процесса школьной адаптации и критерии, описывающие степень адаптации первоклассников (Рисунок 3) [1, с. 112].
Рисунок 3 — Сферы процесса школьной адаптации первоклассников
Сферы процесса школьной адаптации взаимосвязаны между собой, поэтому важно уделять внимание каждой из них при оценке прохождения адаптации у первоклассников. Для детей, которые испытывают наибольшие трудности в адаптации, необходимо индивидуально подобрать подход и совместно с родителями поспособствовать формированию у ребенка необходимых навыков [6, с. 341].
Иногда, причинами сложной адаптации или невозможности адаптироваться вовсе, становятся психологические, физические или социальные факторы: проблемы в семье, отсутствие коммуникации с детьми в раннем детстве (ребенок не посещал детский сад), проблемы с самоконтролем, повышенная утомляемость и т.д. Исследования процесса адаптации часто фокусируются на этих трудностях, что помогает понять механизмы успешного приспособления к школе.
Цель адаптации – создать благоприятные психолого-педагогические условия для адаптации первоклассников в школе и облегчить процесс обучения.
Главными задачами адаптации являются:
- Облегчить для ребенка принятие новой обстановки и условий для обучения;
- Помочь первокласснику принять свою новую роль школьника и объяснить различия между маленьким ребенком (который посещает детский сад) и школьником;
- Разъяснить значимость обучения и необходимость посещения школы;
- Познакомить первоклассников с системой оценивания, где важно объяснить, по каким критериям учитель будет оценивать знания;
- Помочь детям привыкнуть к классу, выбрать свое место за партой и научить ориентироваться в школе;
- Научить первоклассников спрашивать уверенно, без страха, поскольку «задавать вопрос» будет одной из основных форм обращения к учителю;
- Провести работу с родителями, где важно разъяснить их основные функции в новой позиции – родитель первоклассника.
Сформулируем аспекты, на которые стоит опираться при формировании системы адаптации первоклассников в школьной среде (Рисунок 4).
Рисунок 4 – Система адаптации первоклассников в школе
Уже в первые дни обучения первоклассников, учитель организует работу класса и помимо ознакомления учеников со школьной жизнью, формирует школьный коллектив. Для установления положительной коммуникации среди детей, классный руководитель проводит классный час: «Знакомство с моими одноклассниками», где каждый ученик по очереди может рассказать о себе, своих родителях, увлечениях и познакомиться с остальными. Также объединить коллектив могут внеклассные мероприятия, дни рождения, занятия на свежем отдыхе, мини-походы и летний школьный лагерь [11, с. 366].
При выборе стиля общения с учениками, педагог должен учитывать их психологические характеристики, некоторые дети могут быть общительными и открытыми, а другие молчаливыми и замкнутыми. С первоклассниками необходимо вести диалог в позитивном ключе, без осуждения, вне зависимости от успехов и неудач школьника.
При адаптации в школе психика ребенка нуждается в щадящем режиме, положительном контексте общения с педагогом и сверстниками, и мягком отношении к ошибкам, которые неизбежны при освоении новой роли. При взаимодействии с первоклассниками недопустим авторитарный стиль общения и пренебрежение к чувствам детей. В этом возрасте у первоклассников очень ранимая психика и самооценка, где позиция значимого взрослого, которым и является классный руководитель, имеет большой вес. Учитель должен хвалить и отмечать даже маленькие успехи ребенка, поддерживать инициативу и одобрять положительное проявление смелости на уроке [12, с. 416].
Еще одним важным этапом адаптации первоклассников является работа с родителями. Организация информационно-педагогических мероприятий для родителей подразумевает собрания и живое общение с педагогом. Актуальными темами для бесед могут быть вопросы семейного воспитания первоклассника, позитивное подкрепление хорошего поведения и успехов на уроке, коррекция и работа над проблемными вопросами обучения младшего школьника.
Поскольку сейчас большинство школ имеет собственный сайт или социальные сети, то родителей стоит познакомить с такими разделами сайта, как «Школьная жизнь», или «Школьные успехи», где могут публиковаться школьные новости и достижения отдельных учеников. Такие страницы могут служить наглядным информационным стендом для родителей.
Заключение
Адаптация к школе является необходимым и значимым этапом для благополучного освоения младшими школьниками необходимых навыков, способствующих успешному обучению в школе, без кризисов и снижения мотивации. Адаптация первоклассников необходима для ознакомления детей с новыми правилами и учебным режимом, в котором им предстоит учиться. Особенностями адаптации является то, что первое время дети должны привыкнуть к школьной обстановке, классному руководителю и сверстникам, а также научиться следовать требованиям учителя и проявлять познавательную активность [14, с. 44].
По сферам школьной адаптации, первоклассники должны освоиться в психологической, социальной, физиологической и педагогической сфере, где все особенности взаимосвязаны между собой. Основная психолого-педагогическая деятельность ложиться плечи на классного руководителя, поскольку именно он взаимодействует с детьми и родителями на всех этапах адаптации в первом классе [6, с. 128].
В завершение данной статьи стоит отметить, что для благополучной адаптации первоклассников необходимо следовать нескольким советам учителей и психологов:
- Дома детям необходимо сформировать определенный режим сна и бодрствования, где ребенок сможет отдыхать после школы. В первом классе многие дети после занятий ложатся ненадолго поспать, чтобы восстановить психологические и физические силы.
- Чтобы облегчить период адаптации, родители должны проявить чуткость и терпение к состоянию первоклассника. Перемены настроения, утомляемость или нежелание идти в школу может быть признаком адаптации.
- Необходимо проявить эмоциональную поддержку и похвалить ребенка, даже за самые маленькие успехи в школе. Посыл, который должны передать родители своему ребенку: – «у тебя получится», «школа – это не страшно», «мы рядом и поддержим тебя».
Педагогам рекомендуется применять индивидуальный подход, использовать игровые методы обучения и создавать благоприятную атмосферу в классе. Эти меры способствуют более комфортному и успешному вхождению ребёнка в школьную жизнь.
Библиографический список
1. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка/ М.Р. Битянова// Сборник методических материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. – Москва: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2017. - 112 с.2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Журнал психологического общества Л.С. Выготского, 2000. С. 2-25.
3. Войнов В.Б. К проблеме психофизиологической оценки успешности адаптации детей к школьным условиям // Мир психологии, 2000. № 4. С. 134-136.
4. Кузнецова Н. В., Маслова С. В., Чиранова О. И. Практико-ориентированный подход к подготовке современного учителя начальных классов // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 77–83.
5. Красникова Т. В. АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ: ФАКТОРЫ, УРОВНИ, ПОКАЗАТЕЛИ, ЭТАПЫ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. С. 434.
6. Левко А. И. Социальная педагогика: учебное пособие. Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. 341 с.
7. Лурия С.Б., Блинова Н.Г., Анисова Е.А. Роль морфофизиологических и психологических особенностей первоклассников в адаптации к систематическому обучению // Мир психологии, 2002. № 1. с. 127-128.
8. Петрова С.С., Хафизова К.А. Психолого-педагогические условия адаптации первоклассников к школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52).
9. Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 40 – 46.
10. Подласый И. П. Проблемы адаптации детей к школе / И. П. Подласый // Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб.пособие. М.: ВЛАДОС, 2006. 350 с. 3.
11. Смирнова Е. О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 366 с.
12. Теплостанская В. И. Проблемы диагностики и развития младшего школьника в период адаптации к школе / В. И. Теплостанская // Молодой ученый. – 2021. – № 52 (394). – С. 414–416.
13. Фомичева П.И., Петрова С.С. Особенности адаптации младших школьников к школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). С. 46.
14. Яхудина Е. Н., Сербина Л. Ф. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2022. №2. С. 44.