Индекс УДК 7201
Дата публикации: 29.09.2023

Рисунок на дистанции как неизбежность современного архитектурного образования

Drawing on distance learning as the inevitability of modern architectural education

Магафуров Дамир Мусаевич
УГНТУ, АСИ,
кафедра «Архитектура»
ст. преподаватель

Magafurov Damir Musaevich
UGNTU, ASI,
department "Architecture"
sr. teacher
Аннотация: Данная статья рассматривает аспекты и проблемы дистанционного архитектурного образования на примере ведения предмета «Архитектурный рисунок». Дистанционный формат обучения, выявленный в период пандемии COVID-19 и после него, показал большие несоответствия с принятыми учебными программами по предмету Рисунок.
Архитектурное образование и образование в целом, во время и после дистанционного периода (локдауна), потребует последовательного и исследовательского подхода, серьёзного анализа, выявления подходящих стратегий для будущих изменений в создании гибких и смешанных систем (программ), в которых очное обучение интегрируется с дистанционным.


Abstract: This article considers the aspects and problems of distance architectural education on the example of the course "Architectural drawing". The distance learning format, introduced during the COVID-19 pandemic and after it, showed large inconsistencies with the accepted curricula for the subject of Drawing.
Architectural education and education in general, during and after the distance period (lockdown), will require a consistent and research approach, serious analysis, identification of suitable strategies for future changes in the creation of flexible and mixed systems (programs) in which full-time education is integrated with distance learning.
Ключевые слова: архитектурное образование, архитектурный рисунок, дистанционная учёба, дистанционный формат, предмет «Рисунок», архитектурный ВУЗ, рисование на дистанции, учёба на дистанции, очное плюс дистанционное, дистанционное образование, рисунок дистанционно, рисунок при Ковиде.

Keywords: architectural education, architectural drawing, distance learning, distance format, subject "Drawing", architectural university, drawing at a distance, full-time plus distance, distance education, drawing during Covid.


Введение

Современное образование архитектурного ВУЗа, так же как и все стороны жизни человека, в период пандемии COVID-19, подверглось большим испытаниям и, как следствие, изменениям.[1] С большим интересом и сомнениями преподаватели изучали цифровизацию в преподавании, в ведении учебных предметов на расстоянии… и с такой же большой неожиданностью и растерянностью встретили этот факт дистанционного обучения, которое пришло внезапно и, преподаватели оказались не подготовлены. [5]

Все это негативно сказалось, как на преподавателях, так и на студентах –после радостной эйфории по поводу возможности «официально не ходить на пары», а в прошествии небольшого времени – нежелание студентов учиться, а преподавателей преподавать.

Методологические исследования

Мною был организован Опрос на кафедре (анкетирование среди всех студентов 1, 2, 3 курсов по предмету «Рисунок») [6], которое показало, чем старше студент и сложнее по творчеству работы, тем очевиднее он понимает, что дистанционный рисунок ему сложнее выполнить качественно и интересно (см. табл.№1). Как выяснилось,  студенту нужен совет преподавателя, его замечания, обсуждения и наставления, наконец, споры с ним (в которых, как известно рождается истина).

   Таблица 1

График по опросу студентов 1, 2, 3 курсов

Также, чтобы определиться с проблемами, которые нужно исследовать, были изучены учебные Журналы итоговых оценок 2-х годов обучения, охватывающих и период локдауна (2020/2021гг)  и период когда студенты уже  вышли на «он-лайн» обучение (2021/2022гг).

Некоторые итоги можно увидеть по табл.№2. В частности как поменялись оценки по одной и той же учебной программе – дисциплина «Рисунок».

                                                                                                                                                                Таблица 2

Подсчёт вёлся по итогам оценок 2-х групп на курсе и по 1, 2, 3 курсам (потоки  БАР-21, БАР-20, БАР-19).

Оценка

по предмету за семестр

Сравнение оценок,

учебные года – 2020/2021 и 2021/2022,   %

1 курс 1/2 курс 2/3 курс
2021/22

осень

2021/22

весна

2020/21

весна

2021/22

весна

2020/21

весна

2021/22

весна

Отлично 22,95 16,39 10,41 17,02 15,25 26,31
Хорошо 34,42 36,06 20,41 34,04 32,20 35,08
Удов «3» 32,78 19,67 35,43 12,76 25,42 3,53
Неуд «2» 9,85 27,88 33,75 36,18 27,12 35,08
  100% 100% 100% 100% 100% 100%

 

Вывод по табл.№2:

После прохождения «Рисунка», в учебном году 2020/2021гг, который прошёл на дистанции, итогом следующего года 2021/2022гг, поэтому же предмету, является резкое снижение успеваемости, и как следствие:

1-курс БАР-21: (после весны) на отчисление 17 человек

2-курс БАР-20: (после весны) на отчисление 17 человек

3-курс БАР-19: (после весны) на отчисление 20 человек

Это в два (даже в три) раза выше того, что было до дистанционного обучения! Что можно наблюдать по количеству студентов на отчисление до «дистанционных времён»:

Учебный год 2019/2020:

1-курс БАР-19: (после весны) на отчисление 9 человек!

2-курс БАР-18: (после весны) на отчисление 6 человек!

3-курс БАР-17: (после весны) на отчисление 5 человек!

Учебный год 2018/2019:

1-курс БАР-18: (после весны) на отчисление 7 человек!

2-курс БАР-17: (после весны) на отчисление 4 человека!

3-курс БАР-16: (после весны) на отчисление 3 человека!

Дискуссия

Если сами лекции и постановка задач по предмету «Архитектурный рисунок» в дистанционном формате не внесли больших изменений в учебный процесс, то практические занятия поставили преподавателя в «тупик», который появился перед глазами преподавателей неожиданно и мгновенно, как у фокусника:

— как студенту выполнить заданную работу, не видя гипсовой модели (архитектурной детали, головы, фигуры и т.д.) перед глазами;

— как преподавателю вести контроль, пояснения, участие в выполнении работы, так как это необходимо в рамках учебной программы;

— как студенту изучить модель и соотношение её объёмов, её масштаба и впоследствии правильно выявить, и понять пропорции на мониторе (по сути по фотографии);

— как правильно показать выполненную работу преподавателю, которую надо провести через свой гаджет (не всегда качественный), отправив файл со своей работой на проверку и оценку;

-каким образом оценить работу выполненную работу студента по предмету «Рисунок» по фотографии на мониторе (когда работа, которую оцениваешь на «отлично», впоследствии при очном рассмотрении, оказывается «удовлетворительной» или даже «не удовлетворительной»);

— как оценить работу студента на достоверность его авторства, и каким бы неловким не казался этот момент, это существенный фактор для объективности в оценке и освоении предмета в целом;

— как студенту заменить повышение образовательного уровня рассчитанного ведением работы в группе (социальная адаптация) на то, когда он сидит дома один;

— как восстановить такой фактор, как разбор студенческой работы преподавателем для всех присутствующих на занятии (выявление общих ошибок и показ, как этот нюанс исправляется);

— как заменить творческий процесс между преподавателем и студентом, когда они индивидуально, работая над ошибкой в работе, совместно находят «путь» в исполнении заданной работы, двигаясь по мысли студента к конечной цели;

— как в завершении семестра (курса), провести такой наиважнейший момент в подготовке студента в архитектурном образовании, как кафедральный просмотр, когда работы студентов проходят общий итоговый «отчет» перед преподавателями и сокурсниками?

Все эти вопросы (проблемы, трудности) и выявляют, по прошествии учебного семестра, нежелание студентов учиться, а преподавателей преподавать. Так как проделанная работа за учебный период не вдохновляет студентов на изучение данного предмета, а преподавателей не мотивируют повышать качество трудовложений в изучение рисунка студентами, которые не поняли задач и дальнейшее ведение предмета превращается в формальность. [2]

Результаты

За время ведения дистанционных занятий по предмету «Рисунок», проявилась одна негативная закономерность: выяснилось, что знания полученные студентами по данному предмету ранее, утратились! То есть, обучающийся забывает полученные предыдущими работами навыки выявления объёмов, чувство пропорций, ощущение масштаба и пространства. Во вновь поставленной работе (и здесь мы говорим о ведущих студентах в группе) бакалавр начинает как бы с «нуля», понимая дистанционную работу как нечто новое, ранее не деланное, и навыки, наработанные в предыдущими исполнениями работ (даже отличниками) забываются. Получается, что работа преподавателя не даёт положительного эффекта и студентом не услышана и превращается в СРС (самостоятельная работа студента).

Также студент, принося свои работы, выполненные на дистанционном периоде, не может оценить, как было ранее на очных уроках. Дело в том, что, не показывая промежуточные этапы преподавателю очно, студент теряет ощущение правильности и качественности в работе. Он в полной уверенности, что все в работе хорошо, уже даже не видит очевидных ошибок, а что еще хуже уверен в их достоверности, что еще хуже для исправления таковых, так как студент не может «переломить (убедить) себя, в своей ошибочности и неправильности». И нужно гораздо больше времени, чем раньше, чтобы восстановить его пространственное видение, его масштабность и точность в пропорциях, при исполнении работ.

Хотя воздействие дистанционной работы на образование, как, оказалось, было не только отрицательным, возникли также и положительные эффекты — преподаватели начали разрабатывать множество инноваций для поддержки возможностей получения студентами образования в период локдаунов. [1]

Новые исследования и предложения, вносят ценный вклад в знания о перспективах и ограничениях стратегий цифрового образования и цифровой педагогики. Однако следует признать, что созданные во время локдауна цифровые альтернативы в значительной степени представляли собой импровизации. Они не были результатом тщательного планирования и проектирования, они рождались в прямом смысле по ходу «пьесы». И на сегодняшний день существует мало исследований, изучений и описаний этих вопросов, которые возникают в узких творческих направлениях.

Выводы

Прорабатывая эффективную стратегию обучения студентов во время и после пандемии, преподаватели должны отталкиваться от специфики местных обстоятельств и конкретного понимания того, как дистанционное обучение влияет на жизнь студентов, их семей, преподавательского персонала, сообществ, в которых они живут, а также на способность системы образования своего ВУЗа.

2020 и 2021 годы показали, что необходимо внести существенные поправки в учебном процессе по данному предмету, на период, может быть, будущих, локдаунов. Задачи, при выполнении работ по Рисунку нужно подправить, при сохранении целей. Над этим надо серьёзно работать и изучать эту проблему всем преподавательским составом кафедры, чтобы дистанционное преподавание предмета «Рисунок» не пострадало безвозвратно, как бы ни казалось отрицательно в «первом приближении».  Чтобы взять с дистанционного периода все хорошее, нужное и соединить, сделать синтез с очным ведением уроков по предметам архитектурного образования.

На данном этапе, можно отметить некоторые положения, при ведении дистанционного обучения:

По 1, 2 курсам

— В учебной работе по рисованию гипсовой головы перейти на более схематичный, более исследовательский путь (не пытаться рисовать фотографию «гипса»), итогом может быть альбом в формате А4 (А3), где студент соберёт всю свою аналитическую, графическую часть и проявит эти знания в заданной работе. Оценивать надо будет весь собранный альбом, выполненный по данному заданию;

— Рисунок гипсовой фигуры человека может включать изучение пропорций данных фигур с аналитическими набросками и сопоставление пропорций с натурной фигурой в домашних условиях, со сменой натуры (рисование большего количества членов семей), со сменой материалов для выполнения графики;

—  Все работы можно вести по представлению, некоторые задания перевести на фантазийные исполнения (тут можно «отпустить» студента для СРС), например: создавая обычный натюрморт, можно поставить его на подоконник и выполнять работу, видя то, что за окном (уходя взглядом в пространство экстерьера).

— Тема качества штриха должна вестись точнее (более графично), должно быть меньше полутонов (так как невозможно качественно сфотографировать, создать файл), возможно, необходимо применять цветные карандаши, уголь и др. материалы совместно с графитными карандашами. В исключительных случаях (при длительном периоде локдауна, для 2 курса) можно совмещать работу с компьютерными программами, например «фотошоп», где студент свои графические рисованные работы перерабатывает, объединяет и подчиняет своему творческому замыслу.

По 3 курсу

— Рисунки с натуры (фигура человека) вести по своим близким и родным в более «набросковом» стиле, со сменой позиции натуры (на одном – планшет 50 х 70см) до 10 позиций, обязательно разного масштаба, подчиняя все рисунки одному композиционному решению.

— Архитектурные задания: рисование различных объектов только с натуры, рисование автопортрета с представлением, например автопортреты в костюмах разных эпох, когда студент рисует свой автопортрет в интерьере разных исторических эпох, обязательно в костюме этой эпохи. Чтобы получился более точным и правильным итог работы, студент должен будет подробно изучить, проанализировать эту эпоху.

— Больше рисовать группы людей, рисовать объект своего курсового проекта и т.д., а уже итоговая работа (контрольная) может быть полностью в архитектурной фантазии (выданная по заданию преподавателя).

— При более длительном локдауне, можно поручить студентам старших курсов копирование и соответственно изучение графики разных мастеров. Где они могут себя проявить как архитекторы – искусствоведы. Например работы Дюрера или Леонардо Да Винчи. Итогом будет альбом, куда войдут схемы анализов работы, историческое изучение,  рисунок от руки самой работы и свои итоговые выводы.

  Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. По мере того, как студенты перестают справляться с учёбой по предмету «Рисунок», в условиях дистанционных форматов обучения, нужно необходимое количество занятий, которое отводится по предмету, заменять другими задачами, которые увеличат степень вовлечения в дистанционное обучение. Это может поспособствовать разносторонности знаний и стать причиной повышения уровня познания самого предмета. Например: студенты могут выслать свои работы друг другу, чтобы поставить оценки и обязательно написать минусы и плюсы работы, до того как будут завершать работу (и отсылать преподавателю на оценку), эта игра в итоге может мотивировать студента.
  2. Необходимо проводить опросы среди студентов, и перед началом занятий и после завершения семестра, о том, что нравится, что не нравится, что понятно, что не понятно, интересно — неинтересно и т.д., с последующими выводами на поправку ведения предмета.
  3. Необходимо предоставлять больше возможностей и времени студенту для восстановления знаний (особенно тем студентам, которые «утеряли» знания или не могут «принять» учебный материал, поскольку дистанционный период, когда студент самостоятельно работает дома, снижает образовательные возможности).
  4. Думаю, что работы по «гипсу» можно заменить на работы по представлению на малых форматах в стиле «набросок» по этой теме, количество набросковых листов должно быть существенно увеличено, пусть и малых форматов (А4, А5). Или на одном формате планшета, большая композиция объёмов на заданную тему.

В учебные программы нужно внести изменения, расставляя приоритеты следующим образом:

— сосредоточиться на достижении результатов обучения и развитии компетенций, а не на содержании, которое будет донесено до студента;

— уделить внимание познавательным, межличностным и внутри личностным компетенциям и активному обучению;

— основное внимание должно уделяться «коррекции» или «восстановлению знаний», которое было дано ранее;

— установление приоритетов в учебной программе, сосредоточение внимания на основах, на увеличение времени, затрачиваемого на повторение;

— создавать учебные задания, которые будут способствовать высокому уровню познавательной деятельности, вовлекая студентов в проблему обучения предмета «Рисунок» и возможности более самостоятельно решать поставленные задачи по выполнениям работ.

Все это позволит студентам поддерживать свое ментальное здоровье и благополучие, а также вовлечёт к большему взаимодействию с преподавателем и познанием предмета «Рисунок» [3] [4]!

Библиографический список

1. Аналитический доклад. «УРОКИ «СТРЕСС-ТЕСТА». ВУЗы в условиях пандемии и после неё.» (авт. Н.Ю. Анисимов, В.Н. Васильев, А.Е. Волков, Э.В. Галажинский, В.А. Кокшаров, Н.М. Кропачев, Я.И. Кузьминов, В.А. Мау, И.М. Реморенко, А.И. Рудской, С.Г. Синельников-Мурылев, А.А. Федоров, А.А. Черникова) подготовлен по заданию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Июнь 2020г.
2. Статья «Этому невозможно обучить онлайн: прикладные специальности в условиях пандемии» (У.С. Захарова, К.А. Вилкова, Г.В. Егоров), ноябрь 2020г.
3. «Основы изобразительной грамоты» учебник, В.А. Мельников, М.А. Ахмадуллин, УФА: НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО, 2022г.
4. «Мыслить рисунком» В.А. Мельников, УФА: НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО, 2007. ISBN 978-5-98755-031-1.
5. «Дистанционная форма преподавания рисунка», О.В. Осмоловская, 2021г. DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0111.
6. Архитектура и эмоциональный мир /Забельшанский Г.Б. [и др.]. – М: Стройиздат, 1985. – 208 с.
7. Генисаретский О.. Бизунова Е. Теоретические и методологические исследования в дизайне / О. Генисаретский, Е. Бизунова. – М: Издательство школы культурной политики, 2004. – 372 с.
8. Степанов А.В. Архитектура и психология: учеб. Пособие для вузов / А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.Н. Нечаев. – М: Стройиздат, 1993. – 295 с.
9. Дубинский В.П. Интерактивность в формировании системы взаимодействия «человек – среда» в условиях современного города. Электронный ресурс / В.П. Дубинский, Т.Г. Семыкина // Научно-технический сборник. Серия: Архитектура и технические науки. – 2009. - №90. – С.110-115.
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости / Е.П. Ильин. – ООО Издательство «Питер», 2012. – 434 с.
11. http://obrazovanie.otsenka-kachestva.ru/
12. https://education.bashkortostan.ru/
13. https://irorb.ru/
14. https://www.grandars.ru/