Abstract: The professional future of the younger generation becomes the focus of parents' attention precisely during the period of older adolescence, according to current age-related tasks. The purpose of the research is to analyze the subjective perceptions of parents about their role in the personal and professional self-determination of their children, about the factors influencing this process. Parental subjective perceptions were studied using a validated author's questionnaire containing questions about the participation of mothers and fathers in the personal and professional self-determination of young people. The data on the direct participation of parents in the life creation of young people with gender specificity on the part of both parents and children were obtained.
Keywords: Personal and professional self-determination of older adolescents, subjective views of parents, joint activities, internal attitudes, life creation.
Профессиональное и личностное самоопределение является ключевой задачей старшего подросткового возраста, о чем пишут многие современные авторы [8, с.102]. Так, Бедов А.Н. рассматривает профессиональное самоопределение подростков как ключевую педагогическую проблему, указывая на условия и специфику этого процесса [2, с.96]. Однако, несмотря на то, самоопределение является задачей молодых людей, родительское участие в этом процессе является неотъемлемой частью этого непростого события в жизни семьи []. Личная профессиональная перспектива в старшем подростковом возрасте, а также трансформация детско-родительских отношений современных старших подростков на этапе профессионального самоопределения подробно представлена в работе Коньшиной Т.М. [7, с.53].
Эмпирическое исследование проводилось на выборке родителей, имеющих детей старшего подросткового возраста (15-17 лет) Всего в исследовании принимало участие 96 человек – 52 матери и 44 отца в возрасте от 47 до 62 лет. Исследование особенностей субъективного представления о профессиональном самоопределении старших подростков проводилось с помощью валидизированной авторской анкеты, которая содержит вопросы о родительском участии в профессиональном самоопределении молодых людей. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS 12.0 (анализ описательных статистик сравнение средних по t-критерию Стьюдента и по критерию Манна-Уитни).
Таблица 1.
Показатели коэффициента U-критерий Манна — Уитни по параметрам субъективного представления о личностном и профессиональном самоопределении старших подростков
U критерий | Z | Асимптотическая значимость (2-стороняя) | |
Обсуждение будущей профессии с ребенком | 31 | -2,130 | ,033* |
Гендерные различия родителей в субъективном восприятии личностного и профессионального самоопределении ребенка | 12 | -3,128 | ,001* |
Представление родителей о профиле будущей профессии ребенка | 12 | -3,966 | ,000* |
Представление родителей о собственном участии в личностном и профессиональном самоопределении ребенка | 46 | -2,450 | ,014* |
Отношение к позиции ребенка в его профессиональном самоопределении | 38 | -2,782 | ,015* |
Представление о факторах личностного и профессионального самоопределения | 29 | -3,101 | 0,043* |
* различия статистически достоверны (р≤0,05)
Таким, образом, все различия между группами отцов и матерей, описанные в данном эмпирическом исследовании, можно считать достоверными на 5% уровне значимости.
Рассмотрим результаты анализа различных аспектов личностного и профессионального самоопределения в субъективном восприятии родителей. В представлении матерей родительская подструктура выступает в единстве с отцами во взглядах на будущую профессию своих дочерей (65%). Отцы также отражают эту позицию (70%). Что касается сыновей, то матери отмечают большую согласованность с отцами в этом вопросе (65%), чем отцы (47%). Профиль будущей профессии своих детей родителями, как правило, всегда четко осознается: 98% матерей и 100% отцов. Если выбор будущей профессии сыном или дочерью не совпадет с представлениями родителей, то в большей степени родители готовы согласиться с мнением дочерей, чем сыновей: матери (70%) и отцы (90%). Выбор сыновей в случае несовпадения с мнением родителей в меньшей степени будет воспринят матерями (65%) и отцами (62%).
Рассмотрим субъективное представление родителей о факторах, повлиявших на профессиональный выбор ребенка. В наибольшей степени, по мнению родителей, ребенок определил самостоятельно без всякого участия (63%). Среди внешних факторов, повлиявших на профессиональное самоопределение старшего подростка, родители называют кружки и секции (16%). Только 21 родителей указывают собственное участие в этом вопросе.
Почти все родители (91%) отметили, что всегда находят время для обсуждения увлечений и интересов своих детей. Однако женщинам это удается гораздо труднее, только 31% женщин ответили положительно. Причем с дочерями родители гораздо чаще обсуждают их интересы (75%), чем с сыновьями (25%).
В целом, родители отмечают высокую осведомленность своих детей в отношении того, где и кем они работают (96%). Матери незначительно больше открыты в этом отношении (98%), чем отцы (94%). Что касается пола детей, то с сыновьями матери делятся информацией о своей работе в 100% случаях, а с дочерями – в 97%. Отцы также совершенно открыты для сыновей в 100%, с девочками – в 94% случаев.
Анализ результатов исследования такого параметра, как информирование детей родителями об особенностях своей работы позволяет сделать следующие выводы. В целом родители весьма охотно делятся с детьми своими впечатлениями о работе (72%). Небольшая часть родителей предпочитают этого не делать (28%). Из них матери составляют 79% (информирующих) и 21% (не информирующих); отцы – 60% (информирующих) и 40% (не информирующих). В целом родители предпочитают в большей степени информировать сыновей о своей работе (75%), чем дочерей (69%). При этом матери информируют сыновей (83%) в большей степени, чем отцы (63%).
Анализ результатов исследования такого параметра, как обсуждение успехов и трудностей, связанных с профессиональной деятельностью, позволяет сделать следующие выводы. В целом родители делятся с детьми своими успехами в области профессиональной деятельности работе (64%). Гораздо меньше родителей предпочитают этого не делать (36%). При этом матери гораздо больше делают это (71%), по сравнению с отцами (60%). Матери в большей степени делятся успехами с дочерями (74%), чем с сыновьями (58%). Отцы чуть больше склонны рассказывать об успехах дочерям (54%), чем сыновьям (50%).
Другими словами, современные родители, описывая особенности своей профессиональной сферы, пытаются донести до детей определенные ожидания и установки, отраженные в их субъективном представлении.
Анализ результатов исследования такого параметра, как представление родителей о необходимости самостоятельного профессионального самоопределения, позволяет сделать следующие выводы. Родители неоднозначно подходят к решению данного вопроса. Выборка разделилась примерно поровну. Половина родителей считает, что ребенок должен самостоятельно определиться в данной области (52%). Однако почти половина родителей уверены, что нужно помогать детям самоопределяться в профессиональном будущем и даже влияет на это (48%). Матери чуть в большей степени склонны участвовать в этом процессе (51%), чем отцы (43%). Матери больше пытаются повлиять на профессиональный выбор дочерей (68%), чем отцы (48%). А вот в отношении сыновей родители более единогласны, считая, что профессиональное самоопределение – это зона ответственности ребенка. Так считает 67% матерей и 80% отцов.
Данные результаты отражают противоречивость внутренних установок родителей относительно их роли в личностном и профессиональном самоопределении старших подростков. Понимая необходимость бережного и равноправного подхода к вопросу жизнетворчества своих детей, они, тем не менее, понимают всю ответственность за выбор, совершаемый их ребенком [6, с.198].
Рассмотрим такой параметр, как отношение родителей к выполнению ребенком своих учебных и трудовых обязанностей. Родители разделились следующим образом: одни не проявляют никакой требовательности (42%), другие — проявляют ее и оказывают необходимую помощь (35%), третьи – не проявляют требовательности, но оказывают помощь (23%). Отцы в целом либо не проявляют ни интереса, ни требовательности к обязанностям детей (37%), либо требовательности не проявляют, но готовы оказать необходимую помощь (27%). Одна есть небольшая группа отцов, требующих успехов от детей (18%) и контролирующих (12%). Совсем маленькая часть отцов только обладают небольшим интересом (6%). Среди матерей большинство проявляет требовательность одновременно с оказанием помощи (40%). Некоторые матери (23%) только требуют, не оказывая поддержки либо, наоборот, не требуют, но готовы посодействовать (21%). Меньше всего тех, кто только контролирует (12%) или только проявляет интерес (4%). Что касается гендерного распределения детей, того отцы по отношению к девочкам чаще всего проявляют интерес без требовательности и какой бы то ни было поддержки (44%). Другие просто готовы помощь, ничего не требуя взамен (33%). Небольшая часть отцов ограничивается требовательностью (19%) и лишь единицы совершенно равнодушны к обязанностям дочерей. По отношению к сыновьям отцы требуют без оказания поддержки (39%) либо, наоборот, только готовы помочь, не предъявляя требований (38%). Но есть и те, кто равнодушен к учебным трудовым обязанностям сыновей (23%). Матери в большинстве своем готовы помогать дочерям, не требуя ничего (42%) либо, наоборот, только требовать и контролировать (39%). Небольшая часть из них (19%) не проявляют требовательности, но и не помогают. По отношению к сыновьям матери гораздо больше требуют и контролируют, не помогая (67%). Некоторые матери не требуют, но и не оказывая поддержки (22%). Лишь небольшая часть помогает сыновьям без предъявления требований (11%).
Подавляющее большинство родителей считают, что хорошо осведомлены о всех общественных делах своего ребенка (70%). Однако матери в этом отношении проявляют больший интерес к этому вопросу (76%), чем отцы (63%). Сыновья и дочери при этом находятся у матерей в почти в равных положениях: 73% матерей высказались о хорошем представлении относительно общественной жизни дочерей и 76% — сыновей. Отцы в большей степени проинформированы о дочерях (68%), чем о сыновьях (38%). Матери и отцы примерно в одинаковой степени (87%) представляют общественную деятельность как полезную для проявления способностей своих детей. Матери в отношении сыновей немного меньше придают значение общественной жизни (85%) в актуализации способностей, чем в отношении дочерей (92%). Отца придают значение внешней среде в развитии и проявлении способностей у дочерей и сыновей абсолютно в одинаковой степени (88%).
Совместная деятельность детей и родителей по выполнению домашних обязанностей в представлении родителей не приносит удовольствия всем членам семьи. Среди тех, кто считает это вполне приятным занятием – матери девочек (63%) и небольшая часть отцов девочек (22%). Подавляющее большинство негативно относящихся к совместному труду – матери мальчиков (43%) и отцы мальчиков (34%). Примерно та же картина и в отношении отцов: 83% отцов не делают этого по отношению к сыновьям, а вот к дочерям уже отцы такие метод применяют чаще (42%).
Интересные данные были получены в отношении наказания трудом и поощрения деньгами. 67% родителей считают, что это не допустимо. Из них 70% матерей и 62% отцов. Однако по отношению к дочерям матери на так категоричны: 32% матерей допускают наказание трудом и поощрение деньгами, а сыновей готовы придерживаться такой тактики только 25%.
Удовлетворенность родителей успехами своих детей в целом находится на высоком уровне: 70% выражают полную или частичную позитивную реакцию на достижения своих детей. Только 22% выразили пожелание по улучшению успехов детей, а 8% совсем отметили безразличие к этому вопросу. При этом матери чаще хотели бы видеть результаты детей гораздо лучше (39%), чем отцы (10%). В отличие от матерей, среди отцов есть небольшая часть, которая совсем не интересуется успехами детей (5%). Это оказались девочки. По отношению к мальчикам таких отцов нет, наоборот, к ним гораздо больше претензий и недовольства (38%), чем к девочкам (12%). Матери разделились на две равные подвыборки: те, кто доволен успехами мальчиков, и те, кто нет. По отношению к девочкам недовольство встречается гораздо реже, 32% случаев.
Отражение в субъективном представлении родителей общего жизненного и профессионального будущего своих детей всегда было главным фактором траектории личностного развития подрастающего поколения [3, с. 244]. Гуманизация воспитательного процесса, происходящая на протяжении всего последнего столетия, тем не менее, не отменила этот значимый фактор. Возможно, она сделала его мягче и незаметнее. Однако, как показывают современные исследования, процент родителей, равнодушных к будущему своих детей остается очень низким.
Библиографический список
1. Астахова А.Г. Психологические особенности саморазвивающейся личности. / Журнал педагогических исследований, 2020, С. 88.2. Вахтомина, Е. А. Организация деятельности по профессиональному самоопределению школьников: практикум / Е. А. Вахтомина, И. П. Сапего. - Москва: МПГУ, 2018. - 112 с.
3. Жукова Н.В. Формирование ценностных основ трудовой мотивации в родительской семье и каналы трудовой социализации / Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире: материалы конференции / отв. ред. В. А. Кольцова. - Москва: Институт психологии РАН, 2013. - 956 с. - (Материалы конференции).
4. Зеер, Э. Ф. Основы профессиологии: учебное пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк, М.В. Зиннатова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 205 с.
5. Козловская, С. Н. Теория и практика развития профессионального самоопределения студентов : монография / С.Н. Козловская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 145 с.
6. Кольцова В.А., Хоанг Т.Т. Влияние межпоколенного взаимодействия в семье на личностное и профессиональное самоопределение молодежи / Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире: материалы конференции / отв. ред. В. А. Кольцова. - Москва: Институт психологии РАН, 2013. - 956 с.
7. Орлова А.А. Психологический и социальный аспекты формирования образа будущего в юношеском возрасте / Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15-16 октября 2015 года) / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. - Москва: Институт психологии РАН, 2015. – С. 53.
8. Самоопределение молодежи в современном мире: монография / А. К. Лукина, О. Н. Финогенова, М. А. Волкова [и др.] ; под общ. ред. А. К. Лукиной. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 288 с.