Abstract: The article is devoted to the diagnosis of speech development in older preschool children with speech disorders based on interactive games.
Keywords: Diagnostics of children's speech development, interactive game
В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее умственное развитие ребёнка.
Основная задача речевого развития ребенка — это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение, поддерживать эмоциональный тон. С помощью речи дети приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг друга, обмениваются накопленным опытом и знаниями, своими впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.
У дошкольников, которые входят в состав логопедической группы, есть характерные речевые недостатки:
— они плохо знают обиходные слова или употребляют их не совсем точно. Активная их лексика наполнена глаголами и существительными.
— они неправильно используют окончания падежей, смешивают разные видовые и временные глагольные формы, практически не владеют способами словообразования.
— речь таких детей наполнена простыми предложениями. Они не умеют усложнять. Они используют подчиненные и сочиненные предложения в своей речи.
— наблюдаются недостатки в произношении звуков, нарушена структура слова. Это не дает возможности овладеть синтезом и анализом звукового состава.
— дети не знают многих обиходных слов, поэтому вынуждены заменять их на близкие по значению или звучанию
Для эффективного развития речи в дошкольном возрасте необходимо использовать интерактивные игры. Игра — один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности
Интерактивная игра как своеобразное средство обучения и воспитания, включается во все системы дошкольного воспитания. Значение интерактивных игр в том, что они удовлетворяют основные потребности ребенка, в недрах игр зарождается и развивается другие виды деятельности.
Нами было проведено исследование, а также разработана и проведена интерактивная игра для выявления уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад г. Новокузнецк, в периоде с сентября 2021г. Исследование охватило воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Для проведения исследовательской работы было отобрано 15 детей.
Основным этапом нашей исследовательской работы было выявление уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе интерактивной игры.
Для достижения поставленной цели мы использовали разработанную нами интерактивную игру «Золотая осень».
В данной интерактивной игре пять заданий на выявление уровня развития речи детей.
Первое задание «ОтгадайКа»
Цель: выявление знаний и умений у детей точно называть предмет и определять первую букву в слове.
Ребенку предлагалось задание, в котором необходимо было отгадать слово по первым буквам из стоящих в поле картинок. Нажимать поочередно на буквы и составлять слово в поле.
Второе задание «Разложи по корзинкам»
Цель: выявление умений у детей владение обобщающими словами, понимание частей предметов.
Ребенку необходимо было назвать и описать все фрукты, овощи и ягоды, а также обозначить обобщающее слово и разложить картинки по соответствующим корзинам.
Третье задание «Какой листок?»
Цель: выявление знаний и умений у детей описывать предмет (картину, игрушку);
В данном задании ребенку необходимо было назвать и описать все деревья, а также подобрать к ним соответствующий осенний листок.
Четвертое задание «Опиши картину»
Ребенку необходимо было описать осеннюю картину, а также найти и рассказать все осенние признаки. Выбрать картины, которые не соответствуют осенним признакам и объяснить почему.
Пятое задание «Найди и покажи»
Ребенку необходимо было назвать животных и рассказать, как зимует каждый из них. После этого необходимо показать, где зимует каждый из животных.
Игра проводилась в свободное время после занятий, во вторую половину дня в индивидуальной форме. Создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.
При оценке ответов мы опирались на такие показатели как:
— Самостоятельно выполнил;
— При помощи педагога;
— Не выполнил.
Ответы знаний детей разделяли на три уровня:
Высокий уровень: относятся дети, которые самостоятельно и правильно без помощи педагога выполнили все задания;
Средний уровень: относятся дети, которые правильно выполнили задания, но им требовалась помощь педагога.
Низкий уровень: относятся дети, которые не смогли выполнить задания.
Таким образом, интерактивная игра показала:
Высокий уровень – 20 % (3 человека), это дети, которые самостоятельно без помощи педагога выполнили правильно все задания.
Средний уровень – 40 % (6 человек), это те дети, которые выполнили задания правильно, но им требовалась помощь педагога.
Низкий уровень – 40 % (6 человек) относятся дети, которые не выполнили задания.
Таким образом, мы видим, некоторые из детей выполнили правильно все задания без помощи педагога. Также есть те дети, которые выполнили правильно задания, но при помощи педагога. И часть детей, которые не справились с заданиями. Полученные данные свидетельствуют нам о том, что часть детей не испытают характерные речевые недостатки. Речь детей сформирована в соответствии с возрастам.
Большинство детей, которые испытывают небольшие затруднения или серьезные трудности при выполнения заданий. Речь таких детей наполнена простыми предложениями. Дети не знают многих обиходных слов, поэтому вынуждены заменять их на близкие по значению или звучанию. Наблюдаются недостатки в произношении звуков, нарушена структура слова. Это не дает возможности овладеть синтезом и анализом звукового состава.
Полученные данные указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
1. Алексеева, М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М : 2015. – 264 с.2. Набродова Л. С. Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры [Электронный ресурс] : статья / Л. С. Набродова // Режим доступа : URL cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-prostranstvennyh-predstavleniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-interaktivnoy-igry/viewer . — Дата обращения : 27.09.2021