Индекс УДК 37
Дата публикации: 27.06.2023

Наука семантического мышления и создания новой реальности

The science of semantic thinking and the creation of a new reality

Симаков А.И.

Simakov A.I.

Аннотация: Наука семантического мышления и создания новой реальности позволит сохранить приоритет над «умным», так называемым, «искусственным интеллектом». Семантическая сущность слова определяется его индивидуальным положением в системе языка таким образом, чтобы всегда быть узнаваемым в любой новой реальности. Представленный в настоящей работе комплекс семантического мышления и создания новой реальности универсален для мозга каждого человека и применим для любого иностранного языка в нем. При изучении, а в дальнейшем использовании иностранного языка, мозг человека, обладателя родного языка, как бы сдает сам себе в аренду указанные на схеме «производственные» зоны мыслительных процессов, заменяя русские слова и их сочетания на соответствующие слова изучаемого (употребляемого) иностранного языка. Это становится возможным потому, что все мыслительные процедуры, необходимые для обмена высказываниями с собеседников фактически одинаковы для использования любого речевого языка общения. Возрастающий темп обмена информацией потребовал создания в собственном информационном пространстве мозга «поисковых семантических систем» - речевых роботов различной функциональной специализации в целях обеспечения непрерывности процессов мышления и быстроты реагирования на новые семантические события и информационные вызовы.

Abstract: The science of semantic thinking and the creation of a new reality will allow us to maintain priority over "smart", so-called "artificial intelligence". The semantic essence of a word is determined by its individual position in the language system in such a way as to always be recognizable in any new reality. The complex of semantic thinking and creation of a new reality presented in this paper is universal for every person's brain and is applicable to any foreign language in it. When studying, and in the future using a foreign language, the brain of a person who owns a native language, as it were, rents out to itself the "production" zones of thought processes indicated in the diagram, replacing Russian words and their combinations with the corresponding words of the studied (used) a foreign language. This becomes possible because all the mental procedures necessary for the exchange of statements from interlocutors are virtually the same for the use of any speech language of communication. The increasing pace of information exchange required the creation of "semantic search systems" in the brain's own information space - speech robots of various functional specialization in order to ensure continuity of thinking processes and quick response to new semantic events and information challenges.
Ключевые слова: наука семантического мышления, создание новой реальности, собственное информационное пространство мозга, поисковые семантические системы мозга, речевое поведение как форма жизнедеятельности, неразрывность значения слов и многообразия их употреблений, индивидуальные особенности речи, преобразование новых речевых навыков в компетенции.

Keywords: the science of semantic thinking, the creation of a new reality, the brain's own information space, semantic search systems of the brain, speech behavior as a form of life activity, the continuity of the meaning of words and the variety of their uses, individual speech characteristics, the transformation of new speech skills into competencies.


Способность к речевой деятельности дана человеку генетически, с момента рождения. Потребность в общении и обмене информацией создает условия для возникновения у каждого человека собственного информационного пространства мозга.

Однако, активно задумываться об упорядоченности своего речевого пространства человек начал после появления таких «умных» устройств, как телетайп, телефон, радиопередатчик, компьютер, интернет, смартфон, голосовые помощники, чат-боты т.д.

В этой ситуации стремительно ускоряются процессы обработки мозгом внутренней и внешней информации, создания высказываний или письменных сообщений в течении 3-7 сек., восприятия и анализа высказываний собеседника, маскировки словами своих замыслов.

Современный темп обмена информацией потребовал создания в собственном информационном пространстве мозга «поисковых семантических систем» – речевых роботов различной функциональной специализации в целях обеспечения непрерывности процессов мышления и быстроты реагирования на новые семантические события и информационные вызовы.

Мозг человека должен научиться эффективно реагировать на динамику развития внешнего, включая социальные сети и интернет, информационного пространства и осуществлять непрерывное управление своими внутренними речевыми роботами – поисковыми семантическими системами. Это поможет человеку преодолевать давление «умных программ», отображающих возможности искусственного, якобы, интеллекта и голосовых роботов (чат-ботов), успешно копирующих естественные национальные языки речевого общения. Активность внешнего информационного пространства понуждает человека общаться с многочисленными приложениями, говорить, писать, мыслить по их алгоритмам программирования, «убеждая» все чаше мозг в неэффективности использования естественного (родного) языка, поскольку он на их фоне уже не соответствует достигнутому человечеством «прогрессу».

Наука семантического мышления создания новой реальности позволит мозгу человека сохранить приоритет над «умным», так называемым, «искусственным интеллектом».

  

  1. Потребности человека и их удовлетворение (реализация)

Понятие «потребности» в определенной степени является важным для всех наук о человеке, включая науку семантического мышления и создания новой реальности. Ключевое значение «потребности» во всех проявлениях человеческой психики вытекает из информационной теории П.В. Симонова. По определению П.В. Симонова, «потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и развития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире». Далее, он поясняет, что «поведение есть такая форма жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность». Такое определение поведения, хотя и было сформулировано П.В. Симоновым еще до внедрения в жизнь человека компьютера и мобильного телефона, применимо и для речевого поведения.

К понятию «потребность» практически примыкает такое явление, как «мотивация», поскольку, трансформация любой потребности во внешнее реализуемое поведение неизбежно проходит ряд этапов «опредмечивания» — взаимодействие с объектами удовлетворения потребности. По сути мотивация представляет собой второй этап организации целенаправленного поведения вслед за возникновением актуальной потребности, основывается на учете реального состояния внешней среды, является как бы «опредмеченной потребностью».

В рамках потребностно-информационного подхода П.В. Симонов выделяет следующие группы потребностей: материально-биологические, витальные; социальные; познания окружающего мира и своего места в нем; вооруженности навыками и знаниями; преодоления препятствий на пути к цели.

К этим потребностям сегодня необходимо добавить такую потребность, как – быть собеседником и субъектом речевого (письменного) общения в социальных сетях и в интернете.

Теория П.В. Симонова позволяет активно исследовать такие явления, порождаемые человеком, как «темперамент», «характер», «личность», «намерения», «мотивы», а также защитить связь естественного (родного) языка с самосознанием и самоопределением.

 

  1. Создание мозгом своего информационного пространства

Мозг человека обрабатывает информацию в едином рабочем режиме, которое американский нейробиолог Бернард Баарс (Bernard Baars), назвал глобальным информационным пространством. Если добавить к этому информационное обеспечение потребностей человека, его жизнедеятельности в социальной среде, то это и есть собственное информационное пространство, существующее в мозге человека для защиты от внешних угроз (раздражений) и реализации потребности в языковом общении.

Общее внешнее физическое информационное пространство — переговоры, интернет, социальные сети, видеоконференции, мобильная связь, спутниковая навигация и т.д., и собственное индивидуальное информационное пространство каждого человека существуют совместно. Их непрерывное взаимодействие обеспечивает технологический прогресс, что стало такой же реальной сущностью, как и сама природа.

Каждого человека окружает его личное внешнее предметно-информационное пространство, которое непрерывно отображается в собственном информационном пространстве мозга. Осматриваясь вокруг, человек видит близких ему людей, коллег по работе, собеседников, значимые для него вещи, фотографии, книги, картины, которые физически подтверждают реальность его существования в прошлом, настоящем и ближайшим будущем. Потребность в общении, в обмене устными и письменными сообщениями постоянно сопровождает человека, его социальную жизнь, работу, увлечения, спорт и т.д.

Человек обучается коммуникации всю свою жизнь, соревнуясь в обмене устными и письменными сообщениями с собеседниками в личной жизни, социальной среде, профессиональной деятельности, в интернете.

  1. Неразрывность значения слов и многообразия их употреблений

В собственном информационном пространстве независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, являясь существенным компонентом организма (тела) человека, возникает естественный язык общения в танцевальной (язык пчел), устной (высказывания, пение), изобразительной (картинки, фотографии) и письменной (словесные и графические знаки) ФОРМАХ.

Как отмечал В.В. Виноградов, в культуре любого языка «за норму взято слово, свободно перемещаемое из одного словесного окружения в другое в совокупности его форм и значений. Значения слова устойчивы и общи всем, кто владеет системой языка. Употребление слова – это лишь возможное применение одного из значений слова, иногда очень индивидуальное, иногда более или мнее распространенное. Употребление слова не равно с его значением и в этом скрыто много смысловых возможностей слова.

В современных экстремальных условиях информационного оборота слов на любых языках, которое требует от мозга человека одновременно восприятия большого объема информации и мгновенного семантического реагирования на него, ведущие позиции влияния заняло слово – узнавание.

Именно узнавание слова, с его значениями и употреблениями, становится в собственном информационном пространстве мозга важнейшим центром восприятия высказываний (письменных сообщений) и оказывает приоритетное психоэмоциональное влияние на процессы мышления решений в отношении реагирования на воспринимаемую им информацию практически в любой форме и любой степени семантической упорядоченности или контекстного хаоса.

 

  1. Создание мозгом Поведенческой личности

Мозг, в целях обеспечения функциональной речевой деятельности человека создает в собственном информационном пространстве своего помощника – Поведенческую личность, и передает в её распоряжение соответствующие поисковые системы – из общего содружества своих личных речевых роботов, которые обеспечивают процессы мышления в соответствующих функциональных сегментах информационного пространства мозга.

К таким семантическим поисковым системам, которые находятся под управлением Поведенческой личности, можно отнести следующие чат-боты мозга:

снятия психофизиологического напряжения;

администрирования;

намерений, прав, обязательств;

изложения и сокрытия информации;

управления переговорами и сменой режимов беседы;

сопровождения объектов внимания;

коррекции речи;

выявления признаков лжи;

использования и утилизации информационного мусора;

управления и нейтрализации эмоций;

семантической логистики;

иллюзий и фантазий;

разумности и предубеждения;

воображения и любопытства;

забывания и угадывания.

  1. Создание мозгом Семантической личностей

Мозг, в целях обеспечения функциональной речевой деятельности человека создает в собственном информационном пространстве своего помощника – Семантическую личность, и передает в её распоряжение соответствующие поисковые системы – из общего содружества своих личных речевых роботов, которые обеспечивают процессы мышления в соответствующих функциональных сегментах информационного пространства мозга.

К таким семантическим поисковым системам, которые находятся под управлением Семантической личности, можно отнести следующие чат-боты мозга:

семантического треугольника Фреге;

«Идея замысла» текста;

«Реализованный замысел» текста;

композиции «Смысл-Образ-Контекст» текста;

«Воспроизведенный замысел» текста;

синтез ожидаемого ответного текста;

библиотекари словарного архива;

реализации формулы – откровения маскируют замыслы;

создание текстов с большей упорядоченностью;

обращения к фактору времени;

иностранного языка;

семантических обратных связей от восприятия текстов;

формирования понятий;

сетей всех своих созданных текстов;

сетей всех чужих воспринятых текстов.

  1. Преобразование внешней информации во внутреннюю и обратно

В собственном информационном пространстве человека независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, возникают повторяющиеся алгоритмы преобразования внешней информации, источниками которой являются физическая среда, к которой фактически относится и собеседник, во внутреннюю (восприятие высказывания собеседника) и преобразование внутренней информации во внешнюю (создание и озвучивание своего высказывания).

К внешней информации можно отнести все виды сканирования (абстрактного отображения) мозгом звуковых и графических текстов в слова, наделяя их неизменным (базовым) значением и многообразием их употребления.

К внутренней информации можно отнести все виды внутренних диалогов, мысли, не сформированные в тексты высказываний и письменных сообщений, а также прототипы, обладающие «Реализованным замыслом», но по каким-то причинам, не высказанные собеседнику или не отправленные пользователю.

  1. Создание текстов высказываний и письменных сообщений

В собственном информационном пространстве человека независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, возникают постоянно активированные и фактически действующие алгоритмы работы мозга, то есть алгоритмы направленного целевого мышления, используемые им для создания каждого высказывания и/или письменного сообщения:

возникновении «Идеи замысла» высказывания;

поиск в своей памяти слов, удовлетворяющих возникшей «Идеи замысла»;

из слов, удовлетворяющих «Идеи замысла», формирование «Реализованного замысла» текста высказывания;

в целях воздействия на высказывания собеседника по трем векторам: информирование-побуждение-соединение – создание композиции «Смысл-Образ-Контекст» высказывания;

создание непосредственно перед озвучиванием высказывания предполагаемого «Воспроизведенного замысла», который может и должен создать мозг собеседника в процессе восприятия этого высказывания.

  1. Формирование композиции «Смысл-Образ-Контекст»

высказывания

В собственном информационном пространстве независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, возникают алгоритмы создания своих высказываний (и письменных сообщений), а также алгоритмы восприятия и анализа мозгом высказываний (и письменных сообщений) собеседника.

Приоритетным при создании своих высказываний становится обеспечение композицией «Смысл-Образ-Контекст» заданного воздействия ими на собеседника.

Приоритетным при восприятии высказываний собеседника становится выявление в них по ключевым и иным словам композиций «Смысл-Образ-Контекст» совместимых со своими собственными высказываниями.

  1. Проявление индивидуальных особенностей речи

В собственном информационном пространстве независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, возникают индивидуальные особенности речи, проявляющиеся на протяжении всего жизненного цикла человека, а именно:

культура или навыки;

устный или письменный язык;

значение или употребление слова;

изложение или сокрытие информации;

ошибки или заблуждения;

ложные или правдивые воспоминания;

приоритет прошлого, настоящего, будущего;

использование правды или лжи;

иллюзии или фантазии;

разумность или предубеждение;

воображение или любопытство;

узнавание или угадывание.

Контроль и/или использование индивидуальных особенностей речи человека мозг поручает своей Семантической личности.

  1. Восприятие и анализ текста высказываний и письменных

      сообщений

В собственном информационном пространстве независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, возникают повторяющиеся алгоритмы мышления, функциональная направленность которых связана с восприятием и анализом текстов своих высказываний и высказываний собеседника, а также текстов совместно составленных и подписанных документов (протокол, соглашение, договор, контракт).

Источниками наличия в тексте признаков правды, лжи, неясности являются следующие особенности изложения семантической информации:

Общая характеристика высказывания.

Логичность структуры.

Не структурированность изложения.

Обилие деталей.

Частные характеристики содержания.

Соответствие контексту.

Описание взаимодействий.

Воспроизведение разговоров.

Неожиданное развитие событий.

Специфические характеристики содержания.

Необычные детали.

Малозначимые детали.

Правильное описание не понимаемых деталей.

Внешние ассоциации.

Ссылки на собственное душевное состояние.

Оценка состояния участников описываемых событий.

Элементы содержания, отражающие мотивацию.

Спонтанные исправления и самокоррекция.

Ссылки на забывчивость.

Сомнения в отношении точности высказывания.

Высказывания против своих интересов.

Доказательства и обоснование своей правдивости.

Источниками наличия в тексте признаков композиции «Смысл-Образ-Контекст», а также доминирования «смысла», «образа», «контекста» являются следующие слова:

Информационный мусор.

Отсутствующие слова, а также преднамеренные и/или случайные пропуски слов.

Одиночные слова и обособленные их сочетания.

Лишние слова.

Неуместные слова.

Непонятные слова.

Непонятные окружения понятных слов.

Ключевые слова.

Слова, которые можно отнести к информированию.

Слова, которые можно отнести к побуждению.

Слова, которые можно отнести к мнению.

Слова, которые можно отнести к особенностям речи автора сообщения.

Слова, из которых можно воспроизвести знания, использованные автором.

Слова, которые можно отнести к формированию «Смысла», «Образа», «Контекста».

Слова, которые формируют композицию «Смысл–Образ–Контекст» сообщения.

Слова, которые становятся признаками наличия лжи.

Слова, которые могут характеризовать психоэмоциональное состояние автора в процессе создания им текста.

Слова, на основе которых можно составить облик намерений автора.

 

  1. Выбор, смена и использование режимов беседы

            В собственном информационном пространстве независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, возникают прототипы (повторяющиеся вербальные и не вербальные виды поведения собеседников) режимов беседы, каждый из которых имеет свою семантическую интригу и предпочтительные сценарии обмена высказываниями:

Умеренное молчание;

Повествовательный обмен мнениями;

Выявление системы ценностей собеседника;

Диалоги «вопрос-ответ»;

Отказ от собственного мнения;

Столкновение аргументов и контраргументов;

Совместный анализ проблемы;

Жесткое обсуждение, переходящее в спор;

Обсуждение недопонимания;

Обсуждение прошлого;

Программирование будущего;

Неожиданные вопросы собеседника;

Неожиданные ответы собеседника;

Обсуждение итоговых документов;

Проверка информации обратных связей.

            Контроль и/или использование режимов беседы для достижения договоренности с собеседником мозг поручает своей Поведенческой личности.

  1. Преодоление семантической неопределенности высказываний

            В собственном информационном пространстве независимо от физиологических процессов, которые также, как и речь, контролирует мозг, формируются алгоритмы мышления, необходимые для преодоления возникающих в высказываниях собеседников одно, двух, трех и т.д. компонентных семантических неопределенностей, которые становятся препятствием на пути к достижению в процессе переговоров удовлетворительных для собеседников договоренностей.

            Однокомпонентные семантические неопределенности, источниками которых являются:

собеседник;

стиль;

намерение;

цель;

результат;

сомнение.

Основу двухкомпонентных семантических неопределенностей составляют индивидуальные особенности речи, проявляющиеся на протяжении всего жизненного цикла любых переговоров, а именно:

культура или навыки;

устный или письменный язык;

значение или употребление слова;

изложение или сокрытие информации;

ошибки или заблуждения;

ложные или правдивые воспоминания;

приоритет прошлого, настоящего, будущего;

использование правды или лжи;

иллюзии или фантазии;

разумность или предубеждение;

воображение или любопытство;

узнавание или угадывание.

Трехкомпонентные семантические неопределенности, источниками которых являются:

прошлое-настоящее-будущее;

намерение-мотив-задача;

текст «информация»-текст «побуждение»-текст «мнение»;

правда-ложь-неясность;

договоренность-разногласие-компромисс.

 

  1. Анализ успешности проявления своей речи

            В целях анализа после завершения речевого общения успешности переговоров и оценки влияния на их результаты своих высказываний, в собственном информационном пространстве мозга возникают и в дальнейшем находятся в постоянно активном состоянии следующие алгоритмы мышления, предметами исследования которых являются:

реальность достигнутой договоренности;

опасность разногласий;

анализ последствий;

моделирование альтернатив;

сохранение семантической реальности;

понимание ошибок;

выявление заблуждений.

  1. Преобразование новых речевых навыков в компетенции

После каждой речевой беседы, после завершения любых переговоров по любому предмету обсуждения, мозг в собственном информационном пространстве проводит многоуровневый анализ влияния обмена высказываниями с собеседником на устойчивость своих речевых компетенций и по результатам такого анализа вносит изменения в уже ранее сформированный и активно действующий психоэмоциональный профиль человека.

Психоэмоциональный профиль речевых компетенций человека формируется с детских лет и уже на раннем этапе практики ведения переговоров становится устойчивым и таким же индивидуальным, как и характер человека. Управление мыслительными процессами, которые обеспечивают непрерывную активность профиля речевых компетенций, мозг поручает своим Поведенческой и Семантической личностям.

В комплекс профиля речевых компетенций входя следующие сегменты алгоритмов мышления:

профессионально-значимые характеристики;

индивидуально-психологические характеристики;

социально-психологические характеристики;

характеристики поведения в общении;

критерии для самооценки;

психофизиологические характеристики.

 

Профессионально-значимые характеристики:

  • деловые качества;
  • импульсно-волевые качества;
  • моральные качества;
  • качества, определяющие мотивы поведения;
  • качества, определяющие отношение к окружающей действительности;
  • направленность личности;
  • привлекательность профессиональной деятельности;
  • удовлетворенность;
  • наличие симптомов усталости.

 

Индивидуально-психологические характеристики:

  • нервно-психическая адаптивность;
  • стрессоустойчивость;
  • компетентность в межличностных отношениях;
  • конфликтность;
  • общительность;
  • социальная смелость;
  • быстрота принятия решений;
  • способность к обучению традиционными методами;
  • цикличность при однообразной работе;
  • общая работоспособность.

 

Социально-психологические характеристики:

  • негибкость в общении;
  • страх перед неопределенностью;
  • комфортность (отсутствие собственного мнения);
  • стремление к власти;
  • неуверенность в себе.

Характеристики поведения в общении:

  • сотрудничество;
  • соперничество;
  • компромисс;
  • избегание;
  • приспособление к ситуации.

 

Критерии для самооценки:

  • общительный – замкнутый;
  • уравновешенный – возбудимый;
  • уступчивый – стоящий на своем;
  • ведомый – стремящийся к лидерству;
  • независимый – внушаемый;
  • беспечный – рассудительный;
  • нетребовательный – требовательный;
  • смелый – робкий;
  • несклонный к риску – склонный к риску;
  • мягкий – жесткий;
  • интуитивный – рациональный;
  • недоверчивый – доверчивый;
  • честолюбивый – нечестолюбивый;
  • мечтатель – реалист;
  • проницательный – простодушный;
  • осторожный – склонный к нововведениям;
  • самостоятельный – нуждающийся в поддержке.

Психофизиологические характеристики:

  • способность к концентрации внимания;
  • способность к переключению внимания;
  • верность цветоразличения;
  • способность к концентрации внимания в условиях помех;
  • способность к переключению внимания в условиях помех;
  • верность цветоразличения в условиях помех.
  • способность к деятельности, включая темп деятельности: точность; продуктивность; утомляемость;
  • общая успешность деятельности, в условиях: помех; переключения внимания; требующих цветоразличения.

 

  1. Создание новой реальности

            Итак, все сегменты алгоритмов семантического мышления и создания новой реальности комфортно размещаются в собственном информационном пространстве мозга человека, находятся под объединенным управлением Поведенческой личности (материально-витальные потребности) и Семантической личности (информационные потребности и место в интернете).

            Слово, группа слов, изображение и звучание слова в речевом общении на любом естественном языке – это свободная семантическая «молекула», имеющая свое неизменное в системе грамматики данного языка внутреннее базовое значение. Оно свободно перемещается от одной совокупности слов, в которую его включают, к другой совокупности слов, в которую его снова включают, и так до бесконечности жизненного цикла человека.

Семантическая сущность слова определяется его индивидуальным положением в системе языка таким образом, чтобы всегда быть узнаваемым в любой новой реальности.

Функциональные сегменты семантического мышления и создания новой реальности, а именно: возникновение «Идеи замысла» + создание «Реализованного замысла» + создание композиции «Смысл-Образ-Контекст», направленной по трем векторам воздействия на высказывания собеседника: информирование, побуждение, сцепление + создание «Воспроизведенного замысла», воспринимаемого высказывания собеседника + критериальный анализ текстов + природа семантических неопределенностей и их преодоление на пути к достижению договоренности + индивидуальные особенности речи + режимы беседы и т.д., работают в процессе речевого общения по практически неизменным алгоритмам.

Семантические координаты указанных на схеме зон проявление мыслительных процессов, как и связей между ними, изменяются каждые 3-7 секунд, необходимых на создание очередного высказывания, зависят от темпа речевого общения и предмета обсуждения. Однако, сами зоны проявления мыслительных процессов, словно самостоятельные фабрики, создающие семантическую продукцию, остаются в своих периметрах в информационном пространстве мозге по своей функциональной организации, как неизменна и активна, например, в каждой клетке живого организма рибосома, которая синтезирует характерные для этой клетки белки.

Указанный комплекс семантического мышления и создания новой реальности универсален для каждого мозга каждого человека и любого иностранного языка в нем. При изучении, а в дальнейшем использовании второго, третьего и т.д. языка, мозг человека, обладателя родного языка, как бы сдает сам себе в аренду указанные на схеме «производственные» зоны мыслительных процессов, заменяя русские слова и их сочетания на соответствующие слова изучаемого (употребляемого) иностранного языка.

Это становится возможным потому, что все мыслительные процедуры, необходимые для обмена высказываниями (письменными сообщениями) с собеседником одинаковы и могут быть использованы на любом естественном (родном) языке речевого общения.

Библиографический список

1. Andre Siegfried. Avoir parler en public, Edition Albin Michel, Paris, 1950, 192 p.
2. Simakov A.I., Kalenov B.V., Pelenitsyn A.B., Pronkin N.N. Правда – ложь – неясность, как семантический светофор для полиграфа. International Journal of Professional Science. 2020. 7. С. 11-28.
3. В.В. Виноградов. Русский язык (грамматическое учение о слове), издательство «Высшая школа», М., 1972 г.
4. К.С. Лешли. Мозг и интеллект. Перевод с английского, под редакцией Л.С. Выготского, Государственное социально-экономическое издательство, Москва-Ленинград, 1933 г.
5. Калёнов Б.В., Пелениын А.Б., Симаков А.И. ОТКРОВЕНИЯ МАСКИРУЮТ ЗАМЫСЛЫ при участии личных речевых роботов, М., Экслибрис-Пресс, 2019. – 344 с.
6. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 2. Нейрофизиологический анализ сознательной деятельности. М., «Педагогика», 1970, 496 с.
7. Симаков А.И. Анатомия общения. Ведение переговоров, основанное на управлении режимами беседы (теория, практика, обучение). М., СПБ. 2014 г.
8. Симаков А.И. Объектно-ориентированный способ общения пользователя с информационной сферой, основанный на ее разложении на три состояния по степени логической связанности информации // Вестник Московской академии рынка труда и информационных технологий. 2005. № 4(16).
9. Симаков А.И. СЕМАНТИЧЕСКИЕ НЕОПРЕДЛЕННОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ на пути к достижению договоренности. М., Экслибрис-Пресс, 2021. – 320 с.
10. Симаков А.И., Калёнов Б.В., Пеленицын А.Б. Замыслы собеседников и откровения их высказываний. Теория и практика ведения переговоров. М.: Экслибрис-Пресс, 2017. – 640 с.
11. Симаков А.И., Пеленицын А.Б. Собственное информационное пространство ведущего деловые переговоры и виртуальное проектирование профессиональных компетенций. М., Издатели: Симаков А.И. и Пеленицын А.Б., 2012. 628 с.
12. Симонов П.В. Потребностно-информационная организация деятельности мозга // Журнал ВНД. 1979. № 3. С. 467–478.
13. У. Росс Эшби. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. Пер. с англ. Ю.И. Лакшевич. Под редакцией и с предисловием П.К. Анохина. Издательство Иностранной литературы, М., 1962, 398 с.