Индекс УДК 37
Дата публикации: 27.06.2023

Мыслительные процессы, обеспечивающие в собственном информационном пространстве мозга результативность семантических поисковиков «побуждение» (создание), «узнавание» (восприятие) для реализации речевого общения

Thought processes that ensure the effectiveness of semantic search engines "incitement" (creation), "recognition" (perception) for the implementation of verbal communication in the brain's own information space

Симаков А.И.

Simakov A.I.
Аннотация: В статье рассмотрены фундаментальные закономерности мышления. Описаны различия между созданием мозгом своих высказываний и восприятием высказываний собеседников. Ключевым семантическим поисковиком для мозга при создании им высказываний становится слово ПОБУЖДЕНИЕ, которое собирает вокруг себя множество употреблений других слов, уже ранее просканированных из памяти для реализации «Идеи замысла». Ключевым семантическим поисковиком мозга при восприятии им высказывания собеседника становится слово УЗНАВАНИЕ, которое находит в первую очередь в тексте высказывания собеседника слова, запоминание которых сопровождалось значительным разнообразием их употребления. Раскрыто фундаментальное различие в проявлении индивидуальных особенностей речи в процессе создания своих высказываний и в процессе восприятия высказываний собеседника. Установлено, что наличие в высказывании или письменном сообщении индивидуальных особенностей речи становится важным источником дополнительной информации о личности человека, включая биографию, воспитание, образование, характер деятельности, профессиональные компетенции, увлечения, пристрастия, опыт ведения переговоров и т.д.

Abstract: The article considers the fundamental patterns of thinking. The differences between the creation of the brain's own statements and the perception of the statements of the interlocutors are described. The key semantic search engine for the brain when it creates statements is the word IMPACT, which gathers around itself a lot of uses of other words that have already been previously scanned from memory to implement the “Intention Idea”. The key semantic search engine of the brain when it perceives the interlocutor's statement is the word RECOGNIZATION, which first of all finds in the text of the interlocutor's statement the words, the memorization of which was accompanied by a significant variety of their use. The fundamental difference in the manifestation of the individual characteristics of speech in the process of creating one's own statements and in the process of perceiving the statements of the interlocutor is revealed. It has been established that the presence of individual speech features in a statement or a written message becomes an important source of additional information about a person’s personality, including biography, upbringing, education, nature of activity, professional competencies, hobbies, addictions, negotiating experience, etc.
Ключевые слова: фундаментальные закономерности мышления, создание мозгом высказываний, ключевой семантический поисковик «побуждение», восприятие мозгом высказывания, ключевой семантический поисковик «узнавание», индивидуальные особенности речи.

Keywords: fundamental patterns of thinking, creation of statements by the brain, key semantic search engine "inducement", perception of the statement by the brain, key semantic search engine "recognition", individual features of speech.


Фундаментальные закономерности мышления, которое позволяют мозгу преобразовывать хаос многообразия употребления слов в упорядоченность естественных значений слов, обеспечивают непрерывность любого речевого общения, в ходе которого целями высказываний является не собеседник, а его высказывания.

Исключительно через высказывания, через их предметную сущность, объективное восприятие и понимание, в том числе с использованием семантической интуиции, открывается для собеседников открывается возможность опосредованного проникновения в собственное информационное пространство друг друга, в мыслительные процессы трансформации своих намерений в высказывания.

 

Создание высказывания

В процессе создания мозгом своих высказываний упорядоченность мышления обеспечивает последовательность следующих фундаментальных семантических событий:

  • возникновение «Идеи замысла» высказывания;
  • выявление и сканирование из памяти слов по критерию «значение + употребление» и формирование словесного контента для дальнейшего распределения его вокруг «Идеи замысла»;
  • формирование «Реализованного замысла» высказывания путем включения или исключения уже подобранных слов, а также дополнительно найденных в глубинах памяти слов для использования;
  • завершение работы со словами и создание нескольких вариантов композиций «Смысл-Образ-Контекст» высказывания для подготовки на их базе готовых прототипов высказывания, каждое из которые по-своему обеспечивает семантическое воздействие на собеседника;
  • контроль восприятия собеседником своего озвученного высказывания и на базе информации, полученной от анализа встречного (ответного) высказывания собеседника, внесение изменений и дополнений в «Идею замысла» своего семантического воздействия на собеседника.

Ключевой семантический поисковик, активированный мозгом при создании высказывания

Ключевым семантическим поисковиком для мозга при создании им высказываний становится слово ПОБУЖДЕНИЕ, которое собирает вокруг себя множество употреблений других слов, уже ранее просканированных из памяти, для реализации «Идеи замысла».

Побуждение является универсальным семантическим поисковиком в процессе создания высказываний, поскольку:

  • «Идея замысла» высказывания побуждает мозг автора высказывания;
  • «Реализованный замысел» высказывания, каким бы эффектным он ни был после завершения его создания, побуждает мозг собеседника к конкретным действиям, желательно к таким, которые закодированы в данном высказывании.

            Восприятие высказывания

В процессе восприятия мозгом высказываний собеседника упорядоченность мышления обеспечивает последовательность следующих фундаментальных семантических событий:

  • отделение узнанных слов, то есть слов в единстве их значения и употребления, от других слов, для которых связь «значение + употребление» еще только предстоит дополнительно выявить (установить);
  • выбор, с определенной неуверенностью в своих приоритетах, ключевых слов, из которых может состоять композиция «Смысл-Образ-Контекст» высказывания;
  • установление слов, функциональное значение которых связано с:
  1. информированием;
  2. целевым влиянием на собеседника, воспринимающего высказывание;
  3. созданием возможности для объединения высказываний в направлении достижения договоренности;
  • формирование набора отсутствующих в высказывании слов, поскольку по выявленным признакам логики высказывания такие слов должны бы были в нем присутствовать;
  • анализ одиночных слов и обособленных их сочетаний в разных фрагментах высказывания;
  • анализ лишних слов, их объединений, по семантическому отношению к ключевым словам;
  • анализ таких слов и их сочетаний, которые могут характеризовать психоэмоциональное состояние собеседника в процессе создания им воспринимаемого высказывания.

Ключевой семантический поисковик, активированный мозгом при восприятии высказывания

Ключевым семантическим поисковиком мозга при восприятии им высказывания собеседника становится слово УЗНАВАНИЕ, которое находит в первую очередь в тексте высказывания собеседника слова, запоминание которых сопровождалось значительным разнообразием их употребления.

Узнавание является универсальным семантическим поисковиком в процессе восприятия высказываний собеседника, поскольку:

  • узнавание, влияние и контроль слов в своем высказывании сфокусировано мозгом автора на их значениях;
  • узнавание слов и их конкретное влияние на композицию «Смысл-Образ-Контекст» чужого высказывания при его восприятии сфокусировано мозгом, как правило, только на вариантах (многообразии) их употребления.

Индивидуальные особенности речи

Наличие индивидуальных особенностей речи человека в текстах его высказываний (письменных сообщений) необходимо отнести к фундаментальным признакам проявления реальной, а не игровой (ролевой) личности. Эти признаки также можно считать индикаторами внутреннего психоэмоционального состояния человека, инициированного характерным речевым общением. Чем более напряженным в силу различных психоэмоциональных причин становится общение, тем ярче и разнообразнее проявляется в нем индивидуальные особенности речи. Семантические особенности речи, словно рентгеновские лучи, предоставляют доступ к архитектуре и структуре информационного пространства мозга автора высказывания, что позволяет анализировать влияние воспитания, образования и деятельности человека на его способность оказывать речевое влияние на собеседника.

Простое суммирование индивидуальных речевых особенностей каждого человека необратимо ведет к бесконечности возможных вариантов их проявления. В ходе экспериментальных исследований к наиболее существенным парным индивидуальным особенностям речи были отнесены следующие, разделенные по трем основным группам:

  • Активны всегда в процессе речевого общения:
  • Культура или навыки;
  • Устный или письменный язык;
  • Значение или употребление слова.
  • Пассивны, но самостоятельно активируются в зависимости от предмета обсуждения:
  • Изложение или сокрытие информации;
  • Ошибки или заблуждения;
  • Разумность или предубеждение.
  • Пассивны, но самостоятельно активируются в ситуации психоэмоциональной напряженности человека.
  • Ложные воспоминания или правдивые воспоминания;
  • Прошлое или будущее;
  • Правда или ложь;
  • Иллюзии или фантазии;
  • Воображение или любопытство.

Проявление индивидуальных особенностей речи, особенно вышеуказанных парных, в которых два семантических компонента, как правило, не совместимы и находятся в непрерывной конкуренции друг с другом за приоритетное именно свое влияние в процессе речевого общения, становятся для собеседников неожиданным.  Изменяется эта конкуренция в соответствии со следующей формулой: наличие в высказывании или письменном сообщении индивидуальных особенностей речи становится важным источником дополнительной информации о личности человека, включая биографию, воспитание, образование, характер деятельности, профессиональные компетенции, увлечения, пристрастия, опыт ведения переговоров и т.д.

Динамика изменения влияния парных индивидуальных особенностей речи связана с тем, какой компонент из пары чаще доминирует в процессе создания своего высказывания, а какой компонент из этой пары доминирует в процессе восприятия высказывания, созданного и озвученного собеседником.

Именно тот компонент из пары, который доминирует, становится для мозга СЕМАНТИЧЕСКИМ ПОИСКОВИКОМ значений и употреблений каждого слова, даже тех слов, которые глубоко запрятаны в памяти или непрерывно блуждают в семантическом архиве личности человека.

 

Культура или навыки

Возникновение и формирование этой особенности речи начинается в детском возрасте, а её развитие и влияние на достижение целей общения продолжается на протяжении всего жизненного цикла. Первично сформированным компонентом данной особенности речи становится «культура». Вторичным компонентом – «навыки». В каждом конкретном случае в речи человека доминирует то «культура», то «навыки».

В процессе создания высказывания и активирования данной особенности речи доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «культура». Недостаток влияния «культуры» делает создаваемое высказывание менее эффективным.

В процессе восприятия высказывания собеседника и активирования данной особенности речи доминируют и становятся объектом пристального внимания для мозга «навыки». Недостаток влияния «навыков» на процесс восприятия высказывания собеседника ослабляет точность понимания высказывания и формирования адекватного реагирования на него.

 

Устный или письменный язык

«Устный» или «письменный язык», хотя и могут существовать друг без друга, формируются практически одновременно и сразу вступают в конкурентную борьбу между собой за доминирование.

Совместно, как и другие парные речевые особенности, они формируют свою речевую особенность совместно. В процессе переговоров, делового общения, как правило, существует предмет обсуждения, в отношении которого собеседники хотели бы достичь договоренности. Это предполагает, что по итогам беседы будет согласован и подписан соответствующий совместный письменный текст.

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «письменный язык», поскольку велико желание мозга оказать как можно большее влияние на собеседника.

В процессе восприятия высказывания собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «устный язык», поскольку для убедительного понимания намерений и истинных целей собеседника необходим анализ значительного количества его высказываний, а значит – быстрый переход к очередному циклу обмена высказываниями становится частью стратегии конкретного речевого общения.

Значение или употребление слова

Эта особенность речи демонстрирует уровень:

  • упорядоченности собственного информационного пространства мозга;
  • активности памяти и условий упаковки в ней слов;
  • результативности речевого заимствования;
  • функционального многообразия индивидуального семантического архива.

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «значение» слова, поскольку каждое создаваемое высказывание должно работать на достижение цели общения, обязано оказывать влияние на собеседника и быть предельно понятным ему.

В процессе восприятия высказывания собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «употребление» слова, поскольку для объективного понимания намерений и истинных целей собеседника необходим анализ значительного количества его высказываний, а значит – требуется быстрый и многократный переход к очередному циклу обмена высказываниями.

Изложение или сокрытие информации

При семантическом анализе любого по содержанию и размеру высказывания или письменного сообщения можно выявить как признаки изложения некоторой информации, так и признаки сокрытия некоторой информации. Такая природная способность мозга трансформируется в процессе общения в индивидуальные особенности речи человека. Если предмет делового обсуждения сложный, то непрерывное управление конкуренцией за доминирование между «изложением» и «сокрытием» информации становится обязательным. В противном случае, обмен высказываниями приведет не только к недопониманию между собеседниками, но и станет существенным семантическим препятствием на пути к достижению договоренности.

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «сокрытие» информации.

В процессе восприятия высказывания собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «изложение» информации.

 

Ошибки или заблуждения

«Ошибки» и «заблуждения» всегда сопровождают речевое общение как и любой вид деятельности человека. Предмет переговоров снижает семантический объем влияния данной индивидуальной особенности речи на создание своих высказываний и восприятие высказываний собеседника. Намерения, завышенные ожидания в отношении результатов общения, эмоции в значительной мере активируют данную индивидуальную особенность речи.

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания мозга именно «ошибки».

В процессе восприятия высказывания собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга именно «заблуждения»

Разумность и предубеждения

«Разумность» и «предубеждения» конкурируют между собой за влияние не только в семантической сфере речевого общения, но и в поведенческой сфере, не связанной с обменом высказываниями, но тем не менее, непрерывно сопровождаемой внутренними диалогами.

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «разумность».

В процессе восприятия высказывания собеседника доминируют и становятся объектом пристального внимания для мозга «предубеждения».

Ложные воспоминания или правдивые воспоминания

Данная индивидуальная особенность речи обычно находится у человека в пассивном состоянии и активизируется в ситуациях психоэмоциональной напряженности. Например, если в процессе мыслительной деятельности мозга возникает дефицит придуманных «ложных» воспоминаний, мозг дополняет их «правдивыми» воспоминаниями и наоборот.

В процессе создания высказывания доминируют и становятся объектом пристального внимания для мозга «правдивые» воспоминания.

В процессе восприятия высказывания собеседника доминируют и становятся объектами пристального внимания для мозга «ложные» воспоминания.

Прошлое или будущее

Данная особенность находится у человека в пассивном состоянии. В процессе обмена высказываниями собеседники легко и непринужденно оперируют то описаниями из прошлого, то произвольными обращениями к будущему. Собеседники делают это также легко, многократно и почти незаметно, как и переходы от устного языка к письменному и обратно.

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «прошлое».

В процессе восприятия высказывания собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «будущего».

Правда или ложь

Данная индивидуальная особенность речи даже находясь в пассивном состоянии контролирует активность «правды» и активность «лжи», словно они представляют собой два противоположных берега семантической реки непрерывного обмена высказываниями между собеседниками.

Обычно, собеседники игнорируют противостояние (конкуренцию) «правды» и «лжи» и легко переходят от одной полуправды к другой. Однако, реальная замена «правды» на «ложь» или обратно требует от человека значительного психоэмоционального напряжения, которое трудно скрыть от внимания собеседника.

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «правда».

В процессе восприятия высказывания собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «ложь».

 

 

Иллюзии или фантазии

«Иллюзии» семантически более устойчивы, чем «фантазии». Данная индивидуальная особенность речи не часто активируется в процессе переговоров, поскольку наличие предмета общения дисциплинирует содержание речи собеседников, в которой остается мало места для проявления «иллюзий» и «фантазий».

В процессе создания высказывания доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «иллюзии».

В процессе восприятия высказываний собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «фантазии».

 

Воображение или любопытство

Данная индивидуальная особенность речи активируется в процессе обсуждения собеседниками сложных событий, противостояния обмена мнениями, содержащими большое количество разнообразных деталей.

В процессе создания высказывания доминируют и становятся объектом пристального внимания для мозга «любопытство».

В процессе восприятия высказывания собеседника доминирует и становится объектом пристального внимания для мозга «воображение».

 

Индивидуальные особенности речи только кажутся пожизненным обременением человека

Собеседники всегда, то интуитивно, то осознано, заинтересованы в том, чтобы в процессе речевого общения каждое их высказывание было бы понятным, разумным и нераздражительным для восприятия. Каждый собеседник стремится выявить в высказываниях другого собеседника признаки проявления естественного, а не искусственно созданного облика личности и получить таким образом доступ к пониманию компетенций и намерений.

Сформированные естественно, но иногда и под давлением случайных событий, индивидуальные особенности речи человека не исчезают на протяжении всей его жизни. В обычном повседневном общении это придает языку привлекательную естественность. Однако, в деловом общении, неизменные и характерные индивидуальные особенности речи становятся иногда существенными семантическими препятствиями к взаимопониманию между собеседниками и достижению договоренности между ними.

            Однако, управление мозгом активностью индивидуальных особенностей речи не только возможно, но и необходимо. Это порождает неограниченные возможности использования особенной семантической формы влияния на собеседника в гармоничном сочетании с воздействием на него «смысла», «образа», «контекста» каждого своего высказывания.

Библиографический список

1. Simakov A.I. Recognition of keywords in the text perceived utterance is comparable to the author’s attention to the functional activity of the composition “meaning-image-context” of this utterance. International Journal of Professional Science. 2023. № 3. C. 16-21.
2. Василенко И.А. Искусство международных переговоров. Учебное пособие. 4-е изд., - М., Международные отношения, 2014 - 416 с.
3. Пронькин Н.Н., Симаков А.И. Разговаривают люди, но общаются их высказывания. От намерений к договоренности. International Journal of Professional Science. 2020. № 6. C. 38-44.
4. Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие., Самара, Издательский дом «Бахрах-М», 2006. – 784 с.
5. Симаков А.И. Анатомия общения. Ведение переговоров, основанное на управлении режимами беседы (теория, практика, обучение) М., СПб., 2014. – 672 с.
6. Симаков А.И. Ложные воспоминания создают семантическую основу для правдивых высказываний и письменных сообщений. International Journal of Professional Science. 2023. № 4. C. 19-26.
7. Симаков А.И. Семантическое узнавание в тексте высказывания объектов повышенного внимания автора эксклюзивно влияет на выбор варианта реагирования. Экономические исследования и разработки. 2023. № 3 (2). C. 146-153. DOI 10.54092/25420208_2023_32