Индекс УДК 159.9
Дата публикации: 27.12.2025

Выявление трудностей при составлении вербальных (литеральных) ассоциаций лицами пожилого возраста (сравнительный анализ между двумя группами с риском развития тревожности личности и без выраженных показателей)

Identification of difficulties in making verbal (literal) associations in elderly people (comparative analysis between two groups with and without the risk of developing personality anxiety)

Палагина А.О.


педагог-психолог, магистр психологии,
г. Калуга

Palagina A.O.

Educational psychologist, Master of Psychology,
Kaluga
Аннотация: В данной статье проанализированы результаты исследования когнитивной сферы людей пожилого возраста с применением методики (шкала оценки) на вербальные ассоциации (литеральные и категориальные). Для изучения, сравнения и анализа взяты данные по первому блоку из методики, предназначенной для определения уровня литеральных ассоциаций за единицу времени.
Получены обобщенные данные, свидетельствующие о снижении когнитивных функций (памяти и внимания) у людей пожилого возраста в период риска развития тревожности. Определена группа участников с нормативным уровнем по называнию литеральных ассоциаций, но с частыми ошибками воспроизведения однокоренных слов или собственных имен существительных.


Abstract: This article analyzes the results of a cognitive assessment of elderly people using a method (rating scale) for verbal associations (literal and categorical). Data from the first block of the method, designed to determine the level of literal associations per unit of time, was used for study, comparison, and analysis.
Summarized data were obtained indicating a decline in cognitive functions (memory and attention) in elderly people during the period of risk for developing anxiety. A group of participants with a normative level of literal association naming, but with frequent errors in reproducing cognate words or proper nouns, was identified.
Ключевые слова: Пожилой возраст, эмоциональное состояние, тревожность личности, когнитивные функции, вербальные ассоциации, тест на литеральные группы слов, ошибки при назывании, объём долговременной памяти, кратковременная память, внимание при повторных словах, нарушения памяти.

Keywords: Old age, emotional state, personality anxiety, cognitive functions, verbal associations, literal word group test, naming errors, long-term memory capacity, short-term memory, attention to repeated words, memory impairment


Пожилой возраст – это, период жизни человека, когда профессиональная сфера подходит к завершению, пик карьеры достигнут, часто уже взрослые дети сами становятся полностью самостоятельными и лишь встречи с внуками дарят приятные впечатления, но именно в этот период начинают постепенно снижаться когнитивные функции: память теперь уже не редко подводит, внимание становится всё чаще рассеянным, критичность снижена, что приводит к неприятным ситуациям в жизни пожилого человека и его семьи (манипуляции со стороны мошенников).

В психологической науке есть понятия как физиологического, так и хронологического возраста человека. Возраст физиологический – возраст человека, выражаемый в понятиях уровня физиологического развития, т.е. уровень развития нервной системы и других показателей организма. Возраст  хронологический – просто возраст, т.е. время, прошедшее с рождения человека [4, с. 46].

В период старения необходимо адаптироваться к возрастным изменениям функций различных органов и систем, уметь адекватно воспринимать свое физиологическое старение. В психологическом плане необходимо уйти от прежних ролевых позиций, выработать гибкое отношение к жизни и социуму, и постараться занять именно свое место в новой социальной среде [1, с. 14].

Следовательно, если изменяется образ жизни, то и меняется постепенно и мышление пожилого человека, а соответственно из-за отсутствия системного запоминания информации и выполнения определенных трудовых функций ухудшается память человека.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении, забывании и последующем воспроизведении человеком своего опыта и знаний.  В самом определении указано на то, что человек не будет запоминать всю информацию, а только наиболее важную и существенную как  при обучении, так в период выполнения закрепленных навыков и умений [4, с. 189].

В другом исследовании также раскрывается понятие память, но с другим определением, а именно: «Память — процесс образования (фиксации), хранения (ретенции), воспроизведения (репродукции) и забывания следов ощущений и восприятий». У человека могут возникнуть расстройства данного психического процесса и тогда развиваются такие нарушения, как: амнезия – утрата памяти на события (существует несколько видов от ретроградной до прогрессирующей); гипомнезия – снижение памяти; гипермнезия – избирательное повышение памяти на отдельные события; парамнезии – качественное искажение памяти [7, с.15].

Память это и форма психического отражения действительности со всеми этапами фиксации информации и непосредственно это психический процесс.

Память долговременная – память на информацию, которая была хорошо обработана и интегрирована в общие знания, хранящиеся в памяти у человека [4, с. 189].

Действительно, ведь сам человек определяет, что он будет запоминать и здесь возникает сомнение, когда хочет знать и называть имена известных личностей при обсуждении темы разговора (к примеру, артисты, режиссёры, журналисты, певцы), но вспомнить не может или место нахождения географического объекта, хотя там человек ни разу не был, то в данных ситуациях это только предпосылка к снижению когнитивных функций или возможно, что человеку эти обсуждаемые темы вовсе неинтересны и изначально игнорировались для запоминания. Вероятно и то, что такая информация могла быть зафиксирована человека, но на непродолжительный период времени.

Память кратковременная – память на информацию, которая получила минимальную обработку или интерпретацию, если не будет повторения материала и запоминание будет прервано, то полученная информация имеет период полураспада и она постепенно забудется [4, с. 189].

Семантическая памятьэто память, в которой закодированы и сохранены только основные значения информации, особые характерные признаки события или объекта, позволяющие отличить его от других феноменов или включить его в общий класс по типу «часть и целое». Эпизодическая память представляет собой форму памяти, в которой информация хранится со всеми сопутствующими ей случайными «метками» о том, где, когда и как была получена эта информация.

В норме запоминанию подвергается семантическая информация, тогда как эпизодическая по мере временного дистанцирования от события утрачивается. В случае нарушений памяти изменяется соотношение процессов консолидации семантической и эпизодической информации: эпизодическая доминирует или «мешает» воспроизведению основной информации [5, с. 82].

За рубежом популярны гипотезы о том, что нарушения мышления могли бы быть вызваны в результате нарушений процессов переработки информации в различных подсистемах рабочей памяти, например 1) в ее слуховой и зрительной подсистемах; 2) в «центральном управляющем звене», координирующем процессы извлечения и взаимодействия информации из кратковременной и долговременной памяти, или 3) в «семантической ассоциативной памяти», участвующей в концептуальных процессах мышления [8; 10, с.100].

С извлечением информации приведено интересное наблюдение из книги по популярной психологии: «По дороге в магазин вы не напевали песню, а, скажем, только думали о песне, слова были готовы сорваться у вас с языка, но казалось, что вы просто не можете их вспомнить». Эта проблема связана с извлечением информации из памяти, т.е. места хранения [6, с. 17].

Целью исследования является изучение когнитивных функций в пожилом возрасте у людей с тенденцией к развитию тревожности и с высокими показателями и без изменений эмоционального состояния.

В данной статье было сделано предположение о том, что эмоциональное состояние личности в пожилом возрасте заметно влияет на способность мыслить, выполнять задания и контролировать результат такой деятельности самостоятельно без вмешательства со стороны других лиц.

Для определения уровня нарушений когнитивных функций было необходимо выбрать методику, чтобы она отвечала требованиям относительной краткости и простоты применения, а также соответствовала показателям высокой валидности и согласно ранее проведенной скрининговой диагностики группой исследователей (деменции) у людей пожилого возраста и инвалидов [9, с. 50].

Методика – тест «Вербальные ассоциации» с двумя блоками: литеральные — фонетически опосредуемые ассоциации и категориальные — семантически опосредуемые ассоциации [2; 3].

В исследовании приняли участие люди пожилого возраста от 60 и старше. Общее количество участников выборки 40 человек с разделением на две группы: 19 человек с жалобами на ухудшение эмоционального состояния и 21 человек, у которых нарушений эмоциональной сферы не выявлено.

С некоторыми участниками был применен второй блок в методике «Вербальные ассоциации», но в связи с тем, что он менее информативен, то основное внимание было уделено выполнению задания на называние литеральных ассоциаций за единицу времени.

Далее по тексту та группа, в которой большинство участников со значительным ухудшением эмоционального состояния обозначается как: группа 1. В другой группе, где нарушения эмоциональной сферы не проявились как высокие, то следующее обозначение: группа 2.

Обработка и интерпретация разделена на уровни выполнения методики:

  1. трудностей не выявлено при выполнении теста на вербальные ассоциации;
  2. незначительное ухудшение и снижение показателей на нижней границе (задание на время);
  3. грубое нарушение при назывании слов и не достигнуты показатели по норме.

Полученные результаты по выполнению методики на определение уровня выполнения методики  внесены в таблицу 1.

Таблица 1

 Обобщение по методике: «Вербальные (литеральные) ассоциации»

уровни выполнения методики норма пограничные данные снижение
40 человек 9 9 22
в % 23 23 54
ранг 2 2 1

Полученные данные по выполнению методики «Вербальные (литеральные) ассоциации» переведены в % соотношение и каждому уровню присвоен определенный ранг от лучшего до худшего, т.е. соответственно становится очевидным тот факт, что половина участников исследования показали значительно снижение показателей когнитивных функций.

После проведения обобщения выявлены показатели, указывающие на неопределенные ранги по норме и пограничным данным, а уровень выполнения задания с выраженным снижением когнитивных функций на первом месте.

При сопоставлении между двумя группами пожилых людей обнаружено частичное подтверждение влияния эмоционального состояния на результат по называнию вербальных ассоциаций, т.к. в группе без выраженных нарушений эмоциональной сферы больше количество тех, кто выполнил задание согласно нормативным показателям.

Таблица 2

 Сопоставление результатов между группами пожилых людей по методике: «Вербальные (литеральные) ассоциации»

Участники исследования норма пограничные данные снижение
Группа 1 0 7 12
% в группе 37 63
Группа 2 7 4 10
% в группе 33 19 48
Соотношение по всем уровням выполнения задания:
Ранг в группе 1 2 1
Ранг в группе 2 2 3 1

Проведено обобщение и сделаны выводы о том, что в целом для людей пожилого возраста с эмоциональной неустойчивостью свойственно больше делать ошибок и чаще возникали затруднения по называнию вербальных (литеральных) ассоциаций. Данные по исследованию указывают на неравномерность по показателям в двух группах, т.к. у большинства участников исследования наблюдается общее снижение когнитивных функций.

К примеру, проведен анализ таких показателей как: повторное называние слов, однокоренные слова, имена собственные или другие части речи: прилагательное, наречие или местоимение.

Следовательно, для многих людей пожилого возраста вызвала трудность функция самоконтроля при назывании слов с соблюдением ряда условий, т.е. проявление рассеянности или распределения внимания, а также наблюдалось застревание, когда назывались группы слов без фиксации на выполнении задания (например, кошка, коробка, кот, короб, котёнок, коробок, кошечка). В данном примере прослеживается застревание мышления у человека пожилого возраста, т.к. слова называются на заданную букву, но все они между собой связаны общим смыслом с изменением суффикса, рода или вида, но в пределах двух групп домашнее животное и ёмкость для хранения.

Единичный пример нарушения мышления не может быть принят за основу для всех пожилых людей, но факт называние большого количества повторных слов указывает на рассеяность внимания.

Дополнительно проанализированы все названные слова по слоговой структуре по частоте встречаемости у большинства участников исследования. Отмечены и те слова, по которым наименьшее количество понятий было зафиксировано у преобладающего количества пожилых людей.

Выявлено интересное наблюдение, что меньше всего слов  в двух группах на слог «ке» менее десяти и «ки» чуть больше десяти.  Наибольшее количество слов со слогами «ко» более сотни и «ка» в пределах пятидесяти слов. По результатам исследования этот факт является подтверждением использования простых слогов при составлении слов, хотя и другие слоги применяются в речи пожилых людей.

В завершении проделанной работы по анализу выполнения участниками пожилого возраста заданий на называние вербальных (литеральных) ассоциаций на заданную букву за определенное время  сделаны основные выводы:

  1. у большинства участников исследования показатели оказались на низком уровне или на нижней границе т.е. тенденция к ухудшению когнитивных функций;
  2. многие не сразу смогли назвать слова без ошибок, т.е. самоконтроль при выполнении задания снижен;
  3. выявлены те слова, которые часто повторялись многими участниками исследования.

Предположение о том, что уровень эмоционального состояния пожилого человека влияет на уровень развития когнитивных функций в целом подтвердилось результатами данного исследования, но наблюдается общее снижение когнитивных процессов у подавляющего большинства участников.

Рекомендовано проводить упражнения по тренировке памяти, внимания, мышления с применением различных тренажеров и пособий, в т.ч. немаловажно соблюдение режима дня и ограничение просмотра гаджетов, телевизора, что косвенно влияет на ухудшение памяти, снижение концентрации внимания. Дана дополнительная рекомендация, чтобы выполнять задания систематически и с фиксацией результата для самоконтроля своего состояния.

Библиографический список

1. Безух С. М. Социальная реабилитация людей пожилого возраста путем формирования когнитивного резерва // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы: Выпуск 2 / Под ред. д-ра экон. наук А. И. Балашова. – СПб.: СПбГИПСР, 2021 – 203 с. С. 12-22.
2. Borkowski J.G., Benton A., Spreen O. Word fluency and brain damage. Neuropsychologia. 1976; 5: c. 135 - 140.
3. Клинические рекомендации: «Когнитивные расстройства у лиц пожилого и старческого возраста» (утв. Минздравом России) из правовой системы: Консультант плюс – www.consultant.ru/ от 26.11.2020 г. (дата обращения 15.11.2025г.).
4. Краткий психологический словарь/ авт.- сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора.- Изд. 2-е., испр.- Ростов н/Д: Феникс. 2012.- 318с.
5. Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфёнов Ю. А. Прикладная клиническая психология: учебное пособие / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфёнов. — СПб.: СПбГИПСР, 2012. — 444 с.
6. Мейсон Дуглас Дж., Смит Спенсер К. Доктор вашей памяти. Простые и интересные способы улучшения работы памяти/ Пер. с англ.- СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006.- 128с.
7. Основы психиатрии: наглядные материалы к курсу лекций для студентов, обучающихся по специальности 1-23 01 04 «Психология» /сост. А. И. Горбачев. – Минск : БГУ, 2014. – 73 с.
8. Spitzer М.A Cognitive Neuroscience View of Schizophrenic Thought Disorder // Schizophr. Bull. 1997. Vol. 23(l). P. 29–50.
9. Фуряева Т.В., Сафонова Л.М., Черенёва Е.А. Профилактика когнитивных нарушений (деменции) у людей пожилого возраста и инвалидов: методическое пособие/ Краснояр. гос. пед. Ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2022.-238с.
10. Чередникова Т.В. Структура и механизмы нарушений мышления при шизофрении и экзогенно-органических заболеваниях головного мозга с позиций информационной теории психики. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук, Санкт-Петербург. 2015 – 261с.