Abstract: This article discusses the theoretical foundations which are necessary for the implementation of educational activities using interactive technologies. In addition, an analysis of interactive and active technologies is carried out, and the difference in their theoretical aspects is indicated.
Keywords: interactive technologies, methods, principles, conditions, forms of education, active technologies.
Как и для любой деятельности, для деятельности, связанной с применением интерактивных технологий, необходима теоретическая основа. Такой теоретической базой в данном случае являются принципы, методы, условия и формы обучения.
Принципы обучения – положения, являющиеся базой для построения процесса обучения, которые определяют цели, содержание и технологию обучения.
Как мы знаем, существуют дидактические принципы, определяющие процесс обучения в целом независимо от преподаваемого предмета, и методические принципы, которые подразделяются на общеметодические, определяющие обучение иностранному языку вне зависимости от целей и условий обучения, и частно-методические, развивающие и конкретизирующие более частные вопросы общеметодических принципов [4].
Говоря о принципах обучения с применением интерактивных технологий, мы будем оперировать следующими частно-методическими принципами, позволяющими в большей мере задействовать различные виды творческой деятельности в процессе обучения иностранному языку:
- Принцип креативности – основополагающий принцип, предполагающий ориентированность на творческую деятельность как базовую деятельность в учебной деятельности школьников.
- Принцип вариативности – немаловажный принцип, позволяющий развить у детей дивергентный тип мышления. Без данного принципа невозможно развить вышеупомянутый тип мышления, позволяющий как раз творчески мыслить, так как использование принципа вариативности дает понять детям, что на один и тот же вопрос может существовать несколько вариантов ответов. К тому же, этот принцип снимает страх учащихся ошибиться.
- Принцип психологической комфортности. Говоря о применении интерактивных технологий на уроке, его не нужно представлять как нечто напряженное или же заставляющее паниковать и бояться: интерактивные технологии, а, следовательно, творчество, подразумевают психологическое спокойствие, и именно в этом состоянии любой человек способен максимально творчески раскрыться [5]. Если же посмотреть на содержание понятия этого принципа с другой стороны, занятия с помощью интерактивных технологий помогают найти состояние психологической комфортности, будучи даже в нестабильном эмоциональном состоянии: посредством творчества мы выражаем свои чувства, частично, а иногда и полностью стабилизируя настроение [2].
- Принцип целостного представления о мире. Речь идет об отношении обучающегося к получаемым знаниям и способности их применять на практике, к чему мы и должны стремиться, так как нам необходимо переносить знания теоретические на практику, чему способствуют интерактивные технологии. Можно сказать, что этот принцип близок к принципу научности, однако он намного глубже [5].
- Исходя их того, что любая деятельность – совместная деятельность педагога и обучающихся, мы посчитали возможным разработать авторский принцип — принцип сотрудничества обучающего и обучающихся. С нашей точки зрения, принцип сотрудничества – такой же основополагающий принцип как принцип креативности, например. В образовательном процессе задействованы не только школьники, которым предлагается то или иное задание. Именно педагог разрабатывает его, продумывает, и только лишь затем предлагает своим обучающимся для выполнения. После чего в процессе выступления школьника (-ов) педагог может дать какой-то совет, скорректировать задумки детей, тем самым, возможно, дав новое направление в их деятельности. Таким образом, в почти любой деятельности задействованы как обучающиеся, так и их педагог. Этот принцип особо актуален для младшего и среднего звеньев школы.
- Применение интерактивных технологий на уроке предполагает то, что обучающиеся должны самостоятельно разрабатывать проблемы, предлагаемые педагогом не только на уроке, но и при выполнении домашних заданий, что направляет нас на мысль – предложить второй авторский принцип – принцип независимости мнения обучающихся. Кажется, что 5 и 6 принципы взаимоисключают друг друга, однако стоит обратить внимание на то, что во многих случаях обучающий и обучающиеся должны сотрудничать, но, что особо актуально для старшей школы, педагог должен давать больше пространства для самореализации и творчества своим ученикам. Особенно в старшем звене обучающий не должен преподносить готовые ответы, частенько он должен давать задания с множеством вариантов решения, действительно проблемные задачи, решая которые, старшие подростки должны проявлять свою самостоятельность. И именно принцип независимости мнения обучающихся должен заставить педагога, старающегося применить его на практике, дать больше свободы для самореализации старших подростков, что им необходимо с психологической точки зрения.
Принципы сотрудничества обучающего и обучающихся и принцип независимости мнения обучающихся могут применяться одновременно в старшей школе: старшим подросткам необходимо понимать, что педагог готов стать для них старшим другом, в этом активно будет применяться принцип сотрудничества обучающего и обучающихся, в то же время обучающиеся данного этапа способны к саморегуляции, критическому мышлению и самостоятельности, в чем выражается применение принципа независимости мнения обучающихся. Что касается младшего и среднего звеньев, то тут не стоит применять принцип под номером 6: наиболее подходящий принцип – принцип сотрудничества, так как в этом возрасте дети еще не достигли достаточного уровня самостоятельности, они не готовы критически оценивать свою работу. На уроках им нужен скорее наставник, который будет строго контролировать их учебную деятельности, направлять на получение правильных ответов.
Говоря о методах обучения, мы имеем в виду способ организации процесса обучения, реализуемый на основе теоретических положений и учитывающий цели обучения.
В методике дается следующая классификация методов:
- Пассивные: педагог доминирует, а обучающиеся остаются пассивны. Данные методы признаны ФГОС малоэффективными, однако широко используются, например, при чтении педагогом лекции.
- Активные: и педагог, и обучающиеся равны, они являются равноправными участниками урока.
- Интерактивные: признаны максимально эффективными, так как в данных методах взаимодействие происходит не только между педагогом и обучающимися, но и у обучающихся друг с другом [8].
На данный момент проблема активного применения интерактивных технологий широко рассматривается как педагогами, так и методистами. Однако эта тема нова и не изучена настолько основательно, как, например, традиционные методы обучения. Именно поэтому сейчас не существует основательных трудов, которые рассматривали бы применение интерактивных технологий в обучении иностранным языкам. Неразработанность темы также является причиной путаницы между двумя активно используемыми методами обучения: активным и интерактивным. Поэтому целесообразно сравнить эти два метода.
Активные методы обучения – форма взаимодействия обучающего и обучающихся, при которой обучающиеся вовлечены в образовательный процесс наравне с обучающими. Дети больше не являются лишь объектами, цель которых – потребление уже готовых знаний, они – субъекты, усваивающие новый материал и апробирующие его на практике [6].
Интерактивные методы обучения — методы, предполагающие взаимодействие участников образовательного процесса, где обучающиеся играют доминирующую роль, при этом педагог опосредованно влияет на процесс обучения, управляя им, при сохранении доминантной роли обучающихся. Используя данные технологии, преподаватели иностранных языков применяют коммуникативный подход, который подразумевает формирование коммуникативной компетенции у обучающихся. Интерактивные технологии невозможно использовать, не прибегая к коммуникативному методу, так как само понятие «интерактивный» подразумевает взаимодействие в режиме беседы. В рамках интерактивных методов подобное взаимодействие происходит непосредственно между обучающимися.
Таким образом, можно сказать, что активные методы обучения являются составной частью интерактивных, которые можно представить в виде схемы (Схема 1):
Схема 1. Составные части интерактивных технологий
Продолжая сравнивать активные и интерактивные методы, рассмотрим методы и формы, используемые в обоих (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнение форм и методов, используемых в активных и интерактивных технологиях
Активные методы обучения | Интерактивные методы обучения | |
Методы | 1.Метод кейсов.
2. Проектный метод. 3. Проблемный метод. 4. Исследовательский метод 5. Эвристический метод. 6. Метод развития критического мышления через чтение и письмо. |
1. Творческие.
2. Игровые. 3. Проектировочные. 4. Дискуссионные. 5. Информационно-компьютерные. [7]. |
Формы | 1. Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
2. Урок-выступление: аукцион, брифинг, интервью, репортаж, диспут, конференция, семинар. 3. Урок-мероприятие: путешествие, ролевые игры. 4. Урок, имитирующий деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет. 5. Урок-фантазия: спектакль, сказка. 6. Интегрированные уроки. [8]. |
— |
Из таблицы следует, что методы в рассматриваемых технологиях совпадают, хоть авторы и пытаются называть их немного по-другому. Так как методологическая база интерактивных методов недостаточно разработана, не было найдено классификации форм данных методов ни в одном авторитетном источнике. Однако следует отметить, что формы проведения уроков при применении активных методов могут быть в полной степени переложены и использованы в уроках с использованием интерактивных технологий.
Помимо классификации форм уроков с использованием интерактивных технологий нами не была найдена и общая классификация. Именно поэтому нами была разработана подобная классификация. Мы предлагаем разделить интерактивные технологии на:
- Псевдоинтерактивные (пассивные);
- Собственноинтерактивные (активно-интерактивные);
- Техноинтерактивные (использование IT-технологий).
Применение интерактивных технологий в обучении должно строится на ряде дидактических условий. Условия обучения — это обстоятельства, в которых происходит обучение, в нашем случае, иностранному языку. По мнению Н.М. Борытко, педагогические условия – внешние обстоятельства, оказывающие значительное влияние на протекание процессов обучения и учения, сознательно созданные педагогом и предполагающие достижение определенных целей [1]. Ученые выделяют три вида педагогических условий:
— организационно-педагогические;
— психолого-педагогические;
— дидактические.
На наш взгляд, интересной оказалась идея Б.В. Куприянова, который выделил пять уровней педагогических условий [3]:
- Характеристики ребенка (детей), определяющие успешность воспитательного процесса;
- Обстоятельства воспитания;
- Субъективное восприятие ребенком деятельности, отношений, взаимодействий и других обстоятельств воспитательного процесса;
- Педагогическая деятельность как управление жизнедеятельностью детского объединения;
- Ресурсное обеспечение воспитания.
Данные уровни педагогических условий мы будем подробнее рассматривать в следующей главе, и именно их мы будем брать за основу при подготовке к применению интерактивных технологий на уроках иностранного языка, так как именно данные условия позволяют полно оценить и понять возможности методики, подобрать максимально подходящие для занятия содержание, принципы, методы, формы проведения урока.
Благодаря использованию вышеупомянутых принципов, методов, условий и форм возможно создать необходимую базу для организации применения интерактивных технологий в обучении иностранному языку.
Библиографический список
1. Борытко Н.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; Под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 59 с.2. Краско Е. Ю. Структура творчества: психологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2009. – №12. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/struktura-tvorchestva-psihologicheskiy-aspekt.
3. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» //Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. – 2001. – № 2. – С. 101.
4. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку / Р.К. Миньяр-Белоручев. – М.: Просвещение, 1990. – 234 с.
5. Михайленко О.И. Лекция №11: Современные педагогические технологии как объективная потребность // Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова. – 2009.
6. Сидорова Е.С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка / Е.С. Сидорова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2512/ (дата обращения: 09.02.2021).
7. Чубаркова Е.В., Карасик А.А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. 2013. №3. С. 111-120.
8. Шутова, Г.В. Формы и методы обучения по ФГОС [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://pedsovet.su/fgos/6025_formy_i_metody_obuchenia_po_fgos.