Индекс УДК 159.9
Дата публикации: 29.09.2023

Природа невынужденных ошибок в процессе ведения переговоров

The nature of unforced errors in the negotiation process

Симаков А. И.

Simakov A. I.
Аннотация: Определяющим является то, что синтезируемые мозгом виртуальные семантические события, как правило, не совпадают с реальными. Чем больше несовпадений между придуманными мозгом и реально возникшими игровыми ситуациями, тем большее психоэмоциональное напряжение непрерывно испытывает спортсмен в ходе соревнования и, следовательно, тем большее количество невынужденных ошибок он демонстрирует.
Вынужденная ошибка – это проявление невозможности адекватной ответной реакции на спортивное действие соперника, что подтверждает его более высокий уровень подготовки.
Невынужденная ошибка – это проявление неадекватной ответной реакции на обычное, не выше усредненного, спортивное действие соперника.
В контексте темы возникновения и проявления вынужденных и невынужденных ошибок переговоры являются напряженным и продолжительным состязанием между собеседниками за результаты реализации их намерений. Наибольший научный интерес вызывает выявление, анализ, устранение в процессе обучения невынужденных ошибок.


Abstract: The decisive thing is that virtual semantic events synthesized by the brain, as a rule, do not coincide with real ones. The more discrepancies between the brain-invented and actually occurring game situations, the greater the psycho-emotional stress the athlete continuously experiences during the competition and, consequently, the greater the number of unforced errors he demonstrates.
A forced error is a manifestation of the impossibility of an adequate response to an opponent’s sports action, which confirms his higher level of training.
An unforced error is a manifestation of an inadequate response to a normal, no higher than average, sports action of an opponent.
In the context of the topic of the emergence and manifestation of forced and unforced errors, negotiations are an intense and lengthy competition between interlocutors for the results of the implementation of their intentions. The greatest scientific interest is in identifying, analyzing, and eliminating unforced errors in the learning process.
Ключевые слова: Активное состояние семантического мышления, вынужденные ошибки речи, невынужденные ошибки речи, семантические события как физическая основа и сущность любых переговоров, опережающее проецирование в сознании ведущего переговоры будущих результатов переговоров – это главный источник невынужденных семантических ошибок.

Keywords: The active state of semantic thinking, forced speech errors, unforced speech errors, semantic events as the physical basis and essence of any negotiations, anticipatory projection in the mind of the negotiator of future negotiation results is the main source of unforced semantic errors.


В профессиональном спорте изучение причин и механизмов влияния вынужденных и невынужденных ошибок занимает существенную долю времени на процессы тренировок и освоением техники поведения спортсмена в процессе соревнования.

Считается, что:

вынужденная ошибка – это проявление невозможности адекватной ответной реакции на спортивное действие соперника, что подтверждает его более высокий уровень подготовки;

невынужденная ошибка – это проявление неадекватной ответной реакции на обычное, не выше усредненного, спортивное действие соперника.

В любом виде спорта, даже в шахматах, возникает конкуренция за влияние на поведение спортсмена между проявлением его необходимых физиологических функцией и его психоэмоциональным состоянием в этот период. Особенно это заметно в теннисе. Невынужденной ошибкой называют промахи в ситуации «ничего не предвещало». Часто – это неудачная атака из выгодной позиции, или не доведение обычного удара по мячу до конечной точки прикосновения с ним ракетки. Важным при этом является понимание того, что именно помешало игроку в этой простой ситуации.

 Эмпирическим путем установлено, что в течение теннисного матча (3-5 сетов) теннисист совершает от 7 до 10 невынужденных ошибок. Если таких ошибок больше, то можно предполагать, что теннисист находится в процессе игры в психоэмоциональном напряжении, то есть он находится под влиянием повышенной активности информационных процессов мозга, основным из которых является непрерывное в течение всего спортивного состязания опережающее реальную ситуацию синтезирование виртуального хода состязания.

Определяющим является то, что синтезируемые мозгом виртуальные семантические события, как правило, не совпадают с реальными. Чем больше несовпадений между придуманными мозгом и реально возникшими игровыми ситуациями, тем большее психоэмоциональное напряжение непрерывно испытывает спортсмен в ходе соревнования и, следовательно, тем большее количество невынужденных ошибок он демонстрирует.

В контексте темы возникновения и проявления вынужденных и невынужденных ошибок переговоры являются напряженным и продолжительным состязанием между собеседниками за результаты реализации их намерений. Наибольший научный интерес вызывает выявление, анализ, устранение в процессе обучения невынужденных ошибок.

Невынужденные ошибки возникают у мозга человека на трех обязательных этапах:

  1. подготовка к переговорам;
  2. процесс переговоров, то есть физический обмен высказываниями (письменными сообщениями) между собеседниками;
  3. анализ, после завершения переговоров, своего речевого (вербального) и не речевого (невербального) поведения в ходе общения с собеседником.

 

Вынужденные ошибки возникают только на 2-м этапе (процесс переговоров), то есть физический обмен высказываниями (письменными сообщениями) между собеседниками.

Невынужденные ошибки возникают на всех трех этапах, однако основной негативный вклад в результаты переговоров они вносят на 2-м этапе (процесс переговоров), то есть физический обмен высказываниями (письменными сообщениями) между собеседниками, поскольку на этом этапе полностью активированы все 15 функциональных фабрик семантического мышления в собственном информационном пространстве мозга человека.

Схема «Фабрики семантического мышления и создания новой реальности»

В собственном информационном пространстве мозга человека 15 фабрик семантического мышления, как это указано на схеме «Фабрики семантического мышления и создания новой реальности», находятся в пассивном и активном состоянии исходя из появления потребностей человека в речевой коммуникации. В активном состоянии семантического мышления возникают вынужденные и невынужденные ошибки.

В процессе подготовки к переговорам активными становятся следующие фабрики семантического мышления из общего комплекса функционально ориентированных 15, указанных в Таблице семантических фабрик, производящих речевую продукцию, а именно:

1 – «Потребности человека и их удовлетворение (реализация)»;

4 – «Создание мозгом Поведенческой личности»;

5 – «Создание мозгом Семантической личности»;

6 – «Преобразование внешней информации во внутреннюю и обратно»;

11 – «Выбор, смена и использование режимов беседы»;

15 – «Создание ложных воспоминаний».

            Основными источниками невынужденных ошибок в процессе подготовки к переговорам становятся:

синтез своих будущих высказываний;

синтез ожидаемых высказываний собеседника;

семантическая композиция для себя и декомпозиция для собеседника предмета переговоров;

выбор доминирования на разных этапах переговоров информирования собеседника, побуждения собеседника;

выбор комфортных для себя режимов беседы;

прогнозирование режимов беседы, которые выберет собеседник;

искажения внутренней информации, которую предполагается использовать для создания своих высказываний;

искажения внешней информации, которая предположительно возникнет в высказываниях собеседника.

            В процессе ведения переговоров активными становятся следующие фабрики семантического мышления из общего комплекса функционально ориентированных 15, как это указано в Таблице семантических фабрик, производящих речевую продукцию, а именно:

1 – «Потребности человека и их удовлетворение (реализация)»;

3 – «Неразрывность значений слов и многообразия их употреблений»;

6 – «Преобразование внешней информации во внутреннюю и обратно»;

7 – «Создание текстов высказываний и письменных сообщений»;

8 – «Формирование композиции «Смысл-Образ-Контекст» высказывания»;

9 – «Проявление индивидуальных особенностей речи»;

10 – «Восприятие и анализ текстов высказываний и письменных сообщений собеседника»;

12 – «Преодоление семантической неопределенности высказываний»;

15 – «Создание мозгом ложных воспоминаний».

Основными источниками невынужденных ошибок в процессе подготовки к переговорам является необоснованное виртуальное представление о будущих семантических событиях переговоров.

 В процессе анализа, после завершения переговоров, своего речевого (вербального) и не речевого (невербального) поведения в ходе общения с собеседником активными становятся следующие фабрики семантического мышления из общего комплекса функционально ориентированных 15, как это указано в Таблице семантических фабрик, производящих речевую продукцию, а именно:

1 – «Потребности человека и их удовлетворение (реализация)»;

6 – «Преобразование внешней информации во внутреннюю и обратно»;

13 – «Анализ успешности проявления речи»;

14 – «Преобразование новых речевых навыков в компетенции»;

15 – «Создание мозгом ложных воспоминаний».

Семантические события являются физической основой и сущностью любых переговоров, а сами переговоры становятся экспериментальной многофункциональной площадкой, на которой проверяются (подтверждаются) закономерности науки семантического мышления и, одновременно, формируются направления дальнейших исследований работы мозга в его собственном речевом информационном пространстве.

В целях изучения природы и влияния на результаты переговоров вынужденных и невынужденных ошибок собеседников можно рассмотреть следующие базовые источники речевых ошибок и их проявление на различных этапах переговоров:

единственной причиной для возникновения и проявления вынужденных ошибок являются высказывания собеседника, способность и практическое умение реагирования на них, включая отсутствие влияния на это реагирование эмоций и любого иного невербального проявления;

для возникновения невынужденных ошибок количество причин для их возникновения и проявления бесконечно, поскольку большинство из невынужденных ошибок непосредственно связано с психоэмоциональным состоянием, а точнее, с напряжением, которое испытывает каждый из собеседников в процессе переговоров.

Проявление в ходе переговоров невынужденных ошибок чаще всего связано с потерей внимания к предмету переговоров и доминирования в ходе семантического мышления различных иных объектов внимания, близких и/или далеких от предмета переговоров, что оказывает непосредственное влияние на качество своих высказываний и на функциональные возможности их влияния на собеседника.

Рассмотрим несколько подобных объектов внимания, удаленных от предмета переговоров, на которые мгновенно переключается мозг в процессе семантического мышления:

доминирующим объектом внимания становится опережающее формирование виртуального нужного (ожидаемого) результата еще не озвученных собеседнику своих высказываний при одновременном упрощенном анализе и понимании уже существующих реальных высказываний собеседника;

доминирующим объектом внимания становится концентрация исключительно на анализе речевого и невербального поведения собеседника при одновременном снижении самоконтроля собственного поведения;

доминирующим объектом внимания становится завышение качества своих высказываний и силы их воздействия на собеседника при одновременном снижении или полном отсутствии анализа и объективной оценки влияния, которое оказывают высказывания собеседника;

доминирующим объектом внимания становится завышение влияния на форму и условия возможных договоренностей своих намерений и мотивов при одновременном игнорировании учета намерений и мотивов собеседника;

доминирующим объектом внимания становится завышение готовности к компромиссам при одновременном снижении активности и убедительности своих высказываний.

Семантические ошибки в ходе переговоров непрерывно возникают по различным объективным и субъективным причинам и также непрерывно исправляются в той или иной последовательности в процессе текущего обмена высказываниями с собеседником или с помощью специально создаваемых для целей исправления высказываний.

Прогнозирование и исправление в дальнейшем вынужденных ошибок, которые можно не называть ошибками, а считать их семантическими элементами потери преимущества в состязательной конкурентной борьбе с компетенциями собеседника, является обычной и управляемой переговорной функцией.

Прогнозирование и гарантированное избегание невынужденных ошибок, возникающих на переговорах в процессе обмена высказываниями, практически невозможно. Чем выше профессиональный уровень собеседника, тем реже он совершает невынужденные ошибки, но всё-таки совершает при различных обстоятельствах.

Учитывая семантическую структуру композиции «Смысл-Образ-Контекст» каждого высказывания, предельно допустимым соотношением между совершаемыми в ходе конкретных переговоров ошибками можно считать одну невынужденную ошибку на три вынужденных. Если каждая вторая семантическая ошибка ведущего переговоры является невынужденной, то переговоры необходимо остановить, затем возобновить в какие-то разумные сроки и, желательно, с заменой ведущего переговоры.

Опережающее возникновение активности и фактическое проявление вынужденных ошибок связано с доминирующим влиянием в ходе ведения переговоров Семантической личности, поскольку она в первую очередь реагирует на высказывания собеседника.

Опережающее возникновение и фактическое проявление невынужденных ошибок связано с доминирующем влиянием в ходе ведения переговоров Поведенческой личности, поскольку именно она в первую очередь реагирует на эмоции и невербальное поведение собеседника.

Таким образом, контроль мозгом конкуренции за влияние на результаты   переговоров между Семантической личностью и Поведенческой личностью человека, ведущего переговоры, в процессе всех возможных этапов переговоров, интенсивности обмена высказывания, каждого своего высказывания, каждой своей реакции на каждое высказывание собеседника становится самой существенной компетенцией любого ведущего переговоры по любому предмету обсуждения.

Библиографический список

1. Simakov A.I. Negotiations as a semantic catalyst for thinking. International Journal of Professional Science. 2023. № 8. C. 5-16.
2. Simakov A.I. Recognition of keywords in the text perceived utterance is comparable to the author’s attention to the functional activity of the composition “meaning-image-context” of this utterance. International Journal of Professional Science. 2023. № 3. C. 16-21.
3. Simakov A.I. Patterns of transformation by the brain of the chaos of the use of words into the ordering of their meanings for speech communication. International Journal of Professional Science ce. 2023. № 5. С. 16-25
4. Simakov A.I. The science of semantic thinking and the creation of a new reality. International Journal of Professional Science. 2023. № 6. C. 161-176.
5. Simakov A.I., Kalenov B.V., Pelenitsyn A.B., Pronkin N.N. Правда – ложь – неясность, как семантический светофор для полиграфа. International Journal of Professional Science. 2020. № 7. С. 11-28.
6. Брамана Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Калуга. Типография Губернской Земской Управы, 1906 г.
7. Ж. Вадриес. ЯЗЫК. Лингвистическое введение в историю. Перевод с французского. Государственное социально-экономическое издательство. Москва. 1937 г.
8. Зинин А.М. Тренер. Секреты мастерства. М., Издательство «Перо», 2017. - 222 с.
9. И.И. Иоффе. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. ОГИЗ ЛЕНИЗОГИЗ. 1933 г.
10. Калёнов Б.В., Пелениын А.Б., Симаков А.И. ОТКРОВЕНИЯ МАСКИРУЮТ ЗАМЫСЛЫ при участии личных речевых роботов, М., Экслибрис-Пресс, 2019. – 344 с.
11. Пронькин Н.Н., Симаков А.И. Разговаривают люди, но общаются их высказывания. От намерений к договоренности. International Journal of Professional Science. 2020. № 6. C. 38-44.
12. Симаков А.И. Анатомия общения. Ведение переговоров, основанное на управлении режимами беседы (теория, практика, обучение) М., СПб., 2014. – 672 с.
13. Симаков А.И. Ложные воспоминания создают семантическую основу для правдивых высказываний и письменных сообщений. International Journal of Professional Science. 2023. № 4. C. 19-26.
14. Симаков А.И. Семантическое узнавание в тексте высказывания объектов повышенного внимания автора эксклюзивно влияет на выбор варианта реагирования. Экономические исследования и разработки. 2023. № 3 (2). C. 146-153.
15. Симаков А.И., Калёнов Б.В., Пеленицын А.Б. Замыслы собеседников и откровения их высказываний. Теория и практика ведения переговоров. М.: Экслибрис-Пресс, 2017. – 640 с.
16. Симаков А.И., Пеленицын А.Б. Собственное информационное пространство ведущего деловые переговоры и виртуальное проектирование профессиональных компетенций. М., Издатели: Симаков А.И. и Пеленицын А.Б., 2012. 628 с.
17. Симонов П.В. Потребностно-информационная организация деятельности мозга // Журнал ВНД. 1979. № 3. С. 467–478.
18. Спэнгл М., Азейнхаре М. Переговоры. Решение проблем в разном контексте. Пер. с англ. – Х,: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 592 с.
19. У. Росс Эшби. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. Пер. с англ. Ю.И. Лакшевич. Под редакцией и с предисловием П.К. Анохина. Издательство Иностранной литературы, М., 1962, 398 с.
20. Шарль Серрюс. Опыт исследования значения логики. Перевод с французского и комментарии В.Ф. Асмуса. Государственное издательство иностранной литературы. Москва. 1948 г.