Индекс УДК 378.1
Дата публикации: 30.04.2020

Создание и использование электронных курсов для смешанного обучения бакалавров экономического направления

Creation and use of electronic courses for blended education of bachelors in the economic field

Маснева Марина Федоровна
к.пед.н.
Masneva Marina Fedorovna
Ph.D.
Аннотация: Статья посвящена использованию электронных образовательных ресурсов для осуществления различных форм организации занятий: лекций, семинаров, контролирующий мероприятий, самостоятельной работы и т.д. Рассмотрены особенности создания и применения электронных курсов в системе управления обучением вуза с элементами смешенного обучения на примере дисциплины «Корпоративные информационные системы».

Abstract: The article is devoted to the use of electronic educational resources for the implementation of various forms of organization of classes: lectures, seminars, supervising events, independent work, etc. The features of the creation and use of e-courses in the university’s learning management system with elements of blended learning are examined on the example of the discipline «Corporate Information Systems».
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, электронные курсы, смешанное обучение, система управления обучением MOODLE, модель электронного курса.

Keywords: electronic educational resources, e-courses, blended learning, learning management system MOODLE, e-course model


На современном этапе развития образовательной сферы потенциал использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для организации учебного процесса с каждым годом только набирает обороты. Российское образование движется по направлению внедрения интерактивных методов обучения, реализации личностно-ориентированного и компетентностного подходов.

Стимулирующим фактором данных тенденций в образовании является осуществляемая политика в нашей стране, связанная с изменениями законодательно-нормативной базы, а также разработками ряда федеральных целевых программ и проектов:

  • федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)»;
  • указом “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы”;
  • национальной программы «Цифровая экономика РФ» (сроки реализации 2018-2024);
  • государственной программы РФ «Развитие образования» (сроки реализации 2018-2025);
  • национального проекта «Образование» (2019-2024) и др.

В качестве одного из видов нормативных документов, мотивирующего характера для сегмента высшего образования являются федеральные образовательные стандарты, регламентирующие условия реализации программ высшего образования.

В частности, одно из требований, сформулированных в Федеральных образовательных стандартах бакалавриата — «Каждый обучающийся в течении всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде» — на первый план выводит задачи по созданию и развитию цифрового информационного пространства образовательных учреждений. При этом электронная информационно-образовательная среда Вузов должна обеспечивать «проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», а также «взаимодействие между участниками образовательного процесса … посредством сети Интернет».[3 , п.7.1.2 ]

Однако, проводимые многочисленные исследования в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий свидетельствуют о том, что в условиях российских реалий образовательного сектора наибольший положительный эффект достигается за счет комбинирования приемов электронного и традиционного обучения, реализации так называемого смешанного обучения или «blended learning».

Неотъемлемой частью смешанного обучения является использование электронных образовательных ресурсов, позволяющих визуализировать учебный материал, адаптируя его под индивидуальные личностные способности обучающихся. А разнообразие типов и видов делает ЭОР ключевым компонентом проведения различных форм организации занятий: лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий, контролирующий мероприятий, самостоятельной работы и т.д.

Одним из важных свойств электронных образовательных ресурсов является их интегрированный характер, который наиболее ярко проявляется в таком виде ЭОР как электронные курсы. Использование последних как основы смешанного обучения бакалавров в Вузах обеспечивает многовариантный подход, право выбора и избыточность обучения, что с одной стороны дает возможность удовлетворить минимальный базовый уровень образования, а с другой стороны заинтересованным обучающимся предоставить дополнительный углубленный уровень знаний.

Основной объем работы по созданию и внедрению электронных курсов в высших учебных заведениях, а также реализации технологии смешанного обучения с использованием ЭОР выполнятся преподавательским составом образовательных организаций.

При этом преподаватели начинающие свою деятельность в данном направлении нередко сталкиваются с вопросами о том, какую среду выбрать для создания электронного курса, что включить в его структуру и какие виды ЭОР наиболее эффективно позволят дополнить или даже частично заменить традиционные виды учебной деятельности, а также сформировать требуемые компетенции у обучающихся. Ответы на данные вопросы требуют от них знаний сущности, технологических основ и особенностей использования электронных курсов при организации смешанного обучения.

Разбирая понятие «электронный курс» в рамках данной статьи, будем придерживаться определения предлагаемого в работах О.Н Половиковой и Л.Л Смоляковой, которые рассматривают электронный курс в разрезе смешанного обучения, как «информационно-образовательный электронный ресурс для поддержки учебного процесса, реализуемого на основе различного рода средств современных информационных технологий», а также как «систему элементов, единообразно оформленных и представленных, в которой для каждого участника формируется свой образовательный процесс, все процессы координируются согласно некоторой организационной структуре».[2, стр. 54]

В качестве инструмента разработки электронного курса, остановимся на системе управления обучением MOODLE, как одной из достаточно востребованных и положительно зарекомендовавших себя.

Технологические основы создания и особенности использования электронных курсов для смешанного обучения рассмотрим на примере разработки электронного курса для бакалавров экономического направления по дисциплине «Корпоративные информационные системы» (КИС), которая согласно учебному плану, взятого за основу, входит в базовую часть блока Б1. Дисциплины (модули) с трудоемкостью – 6 ЗЕ (216 часов). Реализация учебного процесса по традиционной схеме включает лекционные и практические занятия, самостоятельную работу и контрольные точки в виде зачета по окончанию 3 семестра и экзамена в 4 семестре.

Основной целевой аудиторией электронного курса будут обучающиеся очного и заочного бакалавриата по направлению «Экономика».

Целями использования электронного курса будет:

  • формирование у обучающихся знаний, умений и навыков в области теории и практических особенностей информационных систем управления экономической сферой и развитие у обучающихся компетенций ОПК1, ОПК2, ОПК3 и ПК8, отвечающих за профессиональную и общепрофессиональную компетентность выпускника-бакалавра по направлению » Экономика»;
  • организация смешанного обучения бакалавров экономического направления;
  • повышение качества подготовки, доступности изучаемого материала и эффективности оценки уровня сформированности компетенций по дисциплине КИС.

Учитывая специфику MOODLE и рекомендации разработчиков данного продукта создание электронного курса по дисциплине КИС начиналось с анализа предметной области, определения целей, задач, функционала, круга потенциальных обучающихся, проектирования структурно-логической модели, в основу которой был заложен блочно-модульный принцип, а также учитывались цели, задачи, планируемый результат изучения предмета, его тематическое содержание и необходимость обеспечения поддержки и проведения различных форм организации занятий.

Полученная модель электронного курса по дисциплине КИС в разрезе очного и заочного бакалавриата экономического направления позволяющая реализовать элементы смешанного обучения представлена в виде схемы. (рисунук 1)

Рисунок 1. Структурно-логическая модель электронного курса
по дисциплине КИС

Моделирование деятельности преподавателя в рамках предлогаемой модели электронного курса, определялось возможным его поведением. А именно, первоначально ему необходимо пройти авторизацию в электронной информационно-образовательной среде вуза и выбрать электронный курс по дисциплине КИС. После чего становятся доступны режим редактирования и внесния корректировок в контент курса, а также режим просмотра для осуществления проверки лабораторных/проверочных работ, контроля процесса изучения материала и осуществления консультаций обучающихся. По завершению работы осуществляет выход.

Работа обучающегося с электронным курсом начинается также, как и преподавателя с авторизации в электронной информационно-образовательной среде вуза и последующим входом в курс по дисциплине КИС.

При этом в рамках курса обучающийся может:

  • изучить теорию электронного курса, ознакомившись с файлами лекций и презентаций;
  • пройти тестирование;
  • просмотреть тексты лабораторных/проверочных/контрольных работ, необходимых для выполнения;
  • проверить свои оценки за выполненные лабораторных/ практических/контрольных работ и пройденные тесты;
  • получить консультации преподавателя.

Завершением работы с электронным курсом является осуществление выхода из курса обучающимся.

Особенностью создания данного электронного курса в разрезе смешанного обучения является необходимость определения временных ограничений в выполнении и очередности элементов курса, привязанности выстраиваемой траектории освоения материала к плану реализации учебной нагрузки по дисциплине КИС, общим правилам и принципам организации учебного процесса в вузе. При этом индивидуализация образовательных маршрутов достигаться за счет использования многовариантности в представлении учебного контента, что позволит обучающим в зависимости от их потребностей выбирать способы изучения теоретического материала, приобретения и закрепления практических навыков, получения оценок и осуществления самооценки.

Реализация подхода смешанного обучения бакалавров экономического направления при изучении дисциплины КИС достигается за счет предоставления обучающему выбора формата осуществления отдельных видов учебной деятельности, а также сочетанию современных ИКТ с традиционными приемами обучения.

В частности, аудиторное посещение является обязательным для вводных лекций, семинаров, на которых проводятся проверочные работы и итоговые тестирования, промежуточной аттестации.

Выбор аудиторного или электронного формата освоения остальных часов, закрепленных за дисциплиной, обучающийся выбирает самостоятельно. Например, используя ресурсы электронного курса можно изучить конспекты/презентации лекций, ознакомиться со списком рекомендованной дополнительной литературы, пройти текущее тестирование по теме/разделу, проконсультироваться у преподавателя.

Таким образом, учебный процесс с использованием электронного курса в рамках одного тематического модуля можно описать следующим образом:

  • Подготовительный этап, включающий знакомство с презентацией/ конспектом предстающей лекции, размещенной в среде эл. курса; формулировка вопросов к преподавателю по теме лекции или если речь идет о практических занятиях, то выполнение практических/лабораторных работ, подготовка докладов, размещение работ в электронной среде курса для оценивания.
  • Аудиторная работа, разбор материала, обсуждение сложных вопросов, консультирование, подведение итогов, оценивание.
  • Завершающий этап включает закрепление учебного материала, выполнение и доработка практических/лабораторных работ, загрузка в эл. курс, выполнение заданий по самоконтролю.

Контроль знаний осуществляется в ходе выполнения проверочных работ и при проведении тестирования по завершению изучения темы/раздела и дисциплины в целом.

Вопросы в банке тестов распределены по группам с учетом изучаемых тем, однако предусмотрено и итоговое тестирование по всему материалу, которое формируется путем случайной выборки вопросов из каждой темы/раздела. Количество вопросов по каждой теме зависит от перечня закрепленных за ней компетенций, а также общевузовских требований обеспеченности оценочными средствами дисциплины. При этом для каждой компетенции используется матрица, отражающая знания, формируемые внутри нее, путем выделения групп знать, уметь, владеть с градацией на низкий, базовый, средний и повышенный уровни. Привязка вопроса к отдельно взятому элементу этих матриц, позволяет по итогам тестирования оценивать уровень сформированности компетенции в целом.

Такая организация учебного процесса с использованием функциональных возможностей и ресурсов электронного курса, построенного среде Moodle, позволяет обеспечить поддержку смешанного обучения бакалавров экономического направления при изучении дисциплины КИС.

При этом формирование у обучающихся требуемых профессиональных и общепрофессиональных компетенций ОПК1, ОПК2, ОПК3 и ПК8 достигается за счет контента курса, подобранного с учетом анализа базовых нормативных документов: ФГОС, регламентирующего требования к результату обучения по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»; учебного плана, отражающего междисциплинарную взаимосвязь предметов; рабочей программы по дисциплине «Корпоративные информационные систем».

Подводя итоги следует отметить, что:

  1. Разработка электронного курса по дисциплине КИС для смешанного обучения бакалавров экономического направления включала:
  • проектирование структурно-логической модели электронного курса, с учетом существующей рабочей программы дисциплины КИС, а также требований ФГОС 38.03.01 Экономика;
  • подбор и разработку контента, необходимого для формирования профессиональных компетенций у обучающихся при изучении дисциплины КИС;
  • конструирование курса в системе управления обучением Moodle вуза;
  • подготовку методических рекомендаций по использованию электронного курса;
  • осуществление апробации курса.
  1. Особенностью использования электронного курса для смешанного обучения бакалавров является комбинирование уже отработанных и хорошо зарекомендовавших приемов традиционного обучения с элементами электронного, значительно расширяющего образовательные возможности за счет:
  • повышения доступности, избыточности и наглядности учебного материала дисциплины, индивидуализации темпа и ритма его освоения;
  • интерактивности взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
  • активизации познавательной деятельности обучающего, его мотивации и самоконтроля.

Библиографический список

1. Алферова Л.А. Роль электронных курсов в профессиональной подготовке студентов-экономистов// В сборнике: Современное образование: повышение профессиональной компетентности преподавателей вуза - гарантия обеспечения качества образования Материалы международной научно-методической конференции. 2018. С. 261-262.
2. Половикова О.Н., Смолякова Л.Л. Разработка электронного курса смешанной формы обучения по дисциплине "Объектно-ориентированное программирование" //Информация и образование: границы коммуникаций. 2019. № 11 (19). С. 53-55. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39182748 (дата обращения: 04.03.2020).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения:15.05.2020)
4. Сакова Т.Г., Кораблев А.В., Петрушова М.В. Перспективы использования инновационных технологий в образовании // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2019. № 2. С. 220-224.
5. Усмонов М. С. Технология создания интерактивных электронных учебных курсов и ее структура // Молодой ученый. - 2014. - № 5 (64). - С. 560-563. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/64/10339/ (дата обращения: 10.05.2020).