Индекс УДК 37
Дата публикации: 13.04.2020

О развитии творческой активности учащихся на уроках английского языка

The development of students' creative activity during English classes

Дергунова Эрика Владимировна
Преподаватель английского языка,
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»

Erika Dergunova
English teacher, Department of General Disciplines,
Magnitogorsk Pedagogical College
Аннотация: В статье описаны способы развития творческой активности учащихся на уроках английского языка. Цель работы – показать формы уроков, которые облегчают учебный процесс и развивают необходимые компетенции, а также помогают учащимся проявить свою творческую активность, что приводит к увеличению интереса к изучаемому языку.

Abstract: This article describes how to develop students' creative activity during English classes. The purpose of the work is to show different forms of the lessons that make the learning process easier and also help students develop the necessary abilities and their creative activity increasing their interest in learning the language.
Ключевые слова: творческая активность, сделать урок более интересным, формы уроков, игра, развитие компетенции.

Keywords: creative activity, make the lesson more interesting, forms of the lessons, a game, competency development.


В настоящее время цель обучения – это не просто приобретение знаний, но и развитие творческих способностей. Творческое мышление имеет огромное значение в жизни человека. Умение мыслить креативно развивает остроумие, предприимчивость, успешность. Способность педагога раскрыть талант своих учеников позволит им реализовать свой потенциал как в обучении, так и в жизни. Поэтому сегодня все больше внимания уделяется развитию такого процесса обучения, при котором происходит формирование индивидуальности обучаемого.

Изучение английского языка вносит свой огромный вклад в процесс развития творческих способностей учеников. В процессе коммуникативно-познавательной активности происходит развитие памяти, внимания, мыслительных способностей, а также расширение кругозора, знакомство с культурой страны изучаемого языка.

Потребность и желание использовать изучаемый язык в коммуникативных целях может возникнуть при организации урока таким образом, что каждый обучающийся прежде всего должен быть вовлечен в учебный процесс. Отсутствие мотивации может стать серьезной проблемой. Интерес к изучению английского языка, а также творческая активность обучающихся могут появиться от того, в какой форме проходит урок.

Для повышения эффективности урока и развития творческой активности учащихся можно использовать нетрадиционные формы проведения уроков.

  1. Игры на уроках английского языка. Изучение английского языка порой дается очень сложно, и часто пропадает интерес к обучению. В таком случае целью урока должен стать именно творческий подход к обучению. Учащимся приходится много анализировать, слушать, говорить, писать и читать на уроках, поэтому урок-игра – это способ добиться доброжелательного процесса обучения, при котором возникает интерес к изучению языка.

Использование игры на уроках позволяет сделать монотонный процесс освоения языка более эмоциональным, таким образом делает его более интересным. Соревновательный дух игры всегда подстегивает к достижению лучших результатов. Именно игра является таким видом деятельности, при котором происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие обучаемого.

Игра помогает дать волю фантазии, она помогает преодолеть боязнь получить плохую оценку или боязнь показаться смешным. С помощью игры происходит взаимодействие всего коллектива, что помогает развитию навыков работы в команде, а также позволяет взглянуть на себя со стороны.

В качестве примера приведем следующие игры:

— игра «Составь как можно больше предложений с приведенными словами» (Make up as many sentences as you can with the given words). Игра помогает развить лексические и грамматические навыки;

— игра «Правда или ложь» (Truth or Lie). Пишутся 3 предложения, из которых только 1 верно. Задача-с помощью наводящих вопросов догадаться, что является правдой, а что ложью. Помимо развития лексических и грамматических навыков, игра помогает обучающимся больше узнать друг о друге.

— игра «Волшебная коробка» (Magic Box). В волшебную коробку кладется предмет, который необходимо угадать. Можно угадывать, цвет, форму предмета, а также где, кем и каким образом он использовался. Эта игра интересна тем, что ее можно использовать как на начальном этапе изучения языка, так и на более поздних этапах обучения.

  1. Нетрадиционные уроки. Каждый педагог стремится сделать свой урок интересным. Но как же построить урок таким образом, чтобы он был не просто запоминающимся, но и результативным? Как помочь обучающимся научиться применять полученные знания на практике? В данном случае уместно проводить нетрадиционные уроки. Использование таких уроков позволяет сформировать коммуникативную компетенцию учащихся, другими словами, помогает развить умение осуществлять общение посредством изучаемого языка. Проведение нетрадиционных уроков, как правило, проходит в непринужденной обстановке, что способствует снятию психологических и речевых барьеров, а также способствует развитию творческой активности учащихся на уроках английского языка.

В качестве примера можно рассмотреть такие уроки как урок-интервью, урок-экскурсию, урок-праздник и урок-путешествие.

Урок-интервью предполагает общение в форме диалога. Такие уроки требуют особой подготовки. Требуется самостоятельная предварительная работа учащихся по той или иной теме, которая предполагает подготовку вопросов и ответов на них. Эти уроки стимулируют к дальнейшему изучению английского языка, а также помогают углубить уже имеющиеся знания.

Уроки-путешествия развивают фантазию обучающихся, позволяют расширить кругозор и получить знания о стране изучаемого языка.

Урок-праздник-очень интересная форма урока, так как позволяет больше узнать о традициях и обычаях англоговорящих стран. Подобные уроки вызывают интерес к изучению языка, поскольку учащиеся с удовольствием находят материал и составляют сценарии проведения уроков-праздников.

Урок-экскурсия знакомит с национальной культурой как родной страны, так и страны, язык которой изучается. Обучающийся должен владеть умением провести экскурсию по городу, рассказать о достопримечательностях, а также сформировать представление о культуре страны. Применение интерактивных технологий на подобных уроках позволяет сделать их интересными и запоминающимися.

Таким образом, применение нетрадиционных форм уроков английского языка позволяет не только заинтересовать учащихся в учебном процессе, но и способствовать развитию творческой активности на уроках. Учащиеся охотно принимают участие на таких уроках, а позже используют полученные знания на практике.

Библиографический список

1. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 1.
2. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований. — Журнал «Иностранные языки в школе», 1985, № 2. – С.17–24.3. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985.
3. Иностранные языки в школе: научно - методический журнал. - 1990-№4-С.61-66.
4. Карева Л.А. Использование стратегической компетенции в процессе обучения устному общению в аспекте диалога культур: Автореф.дис. … канд. пед. наук. /Л.А. Карева – М.: Высшая школа. – 2000. –199с
5. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. – Шуя: Изд-во “Весть”, ШГПУ, 2002. С.40-43.
6. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // ИЯШ – 2000 - №4.
7. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2002
8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
9. Рогова Г. В. О повышении действенности урока иностранного языка. // ИЯШ. 1986, № 4.
10. Соловова Е. Н. Подготовка учителя иностранного языка с учётом современных тенденций обновления содержания // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.
11. Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2002.