Индекс УДК 159.9
Дата публикации: 31.01.2020

Взаимосвязь личностных особенностей и мотивов выбора профессии у обучающихся старших классов

The relationship of personal characteristics and motives for choosing a profession in high school students

Жданова Лора Геннадьевна
Маркеева Алина Альбертовна

1. Кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии,
Самарский государственный социально-педагогический университет
2. студент 1 курса факультета психологии и специального образования,
магистратура «Психологическое консультирование»,
Самарский государственный социально-педагогический университет

Zhdanova Lora Gennadyevna
Markeeva Alina Albertovna

1. Candidate of psychological sciences, associate professor,
department of pedagogy and psychology
Samara State Social and Pedagogical University
2. 1th year student of the Faculty of Psychology and Special Education,
magistracy «Psychological counseling»,
Samara State Social and Pedagogical University
Аннотация: Профессиональное самоопределение не теряет актуальности для обучающихся старших классов. Проведено изучение взаимосвязи личностных особенностей и мотивов выбора профессии у обучающихся старших классов. Выявлено, что существует статистически значимая взаимосвязь между мотивами профессионального выбора и личностными особенностями обучающихся старших классов. Можно констатировать, что такие качества личности старшеклассников как подчиненность, робость, неуверенность в себе, послушность, осторожность, беспокойность могут быть связаны с проявлением мотива родительский сценарий.

Abstract: Professional self-determination does not lose relevance for high school students. The study of the relationship of personal characteristics and motives for choosing a profession in high school students. It was revealed that there is a statistically significant relationship between the motives of professional choice and the personality characteristics of high school students. It can be stated that such personality traits of high school students as subordination, timidity, self-doubt, obedience, caution, anxiety can be associated with the manifestation of the motive of the parental scenario.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, юношеский возраст, обучающиеся в старших классах, мотивы выбора профессии, личностные особенности старшеклассников.

Keywords: professional self-determination, adolescence, students in high school, motives for choosing a profession, personal characteristics of high school students.


Проблема профессионального самоопределения является одной из важных во все времена, затрагивая все возрастные периоды жизни человека, но наиболее остро она ощущается именно в старших классах школы. Перед каждым старшеклассником встает этот ответственный момент выбора дальнейшего жизненного пути. Далеко не каждый способен самостоятельно определиться с этим выбором. Именно поэтому старшеклассник нуждается в психологической помощи по решению проблемы профессионального самоопределения, которая способствует формированию адекватных представлений о своей личности, о своем будущем, в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и интересами.

В юношеском возрасте продолжают развитие, либо формируются такие компоненты личности как Я-концепция, смысложизненные и ценностные ориентации, личностное и профессиональное самоопределение, мировоззрение. Эти компоненты личности являются психологическими предпосылками вступления в самостоятельную, взрослую жизнь. Отличительными чертами юношеского возраста являются значительное усиление саморефлексии и перестройка сфер общения, способствующие усилению самопознания личности. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нём [3].

В старших классах юноши и девушки концентрируются на профессиональном самоопределении. Оно подразумевает самоограничение, отрешение от подростковых фантазий, в которых подросток был в силах стать представителем какой угодно, наиболее симпатичной профессии. Старшеклассникам требуется ориентироваться в разнообразных профессиях, что для них затруднительно, потому что в основе отношения к профессиям лежит не свой личный, а посторонний опыт – информация, полученная от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и так далее. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит и не выстрадан. Вместе с тем следует адекватно дать оценку своим объективным возможностям: уровню учебной подготовки, здоровью, материальному положению семьи и, конечно же, своим способностям и склонностям.

Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. В то же время не все старшеклассники при выборе профессии ориентируется на определенные качества своей личности. Иногда сильное влияние на выбор профессии оказывают родители, сверстники и различные специалисты. Кроме того, выбор профессии — это достаточно длительный процесс, который происходит не одномоментно. Для успешного решения проблемы профессионального самоопределения старшеклассник должен как бы «созреть». При этом, сложность профессионального самоопределения в юношестве состоит еще и в том, что сам выбор – это всегда отказ от чего-либо, от каких-то имеющихся равнозначных вариантов. Юноши и девушки сталкиваются с определенными противоречиями, которые они сами должны разрешить в процессе профессионального самоопределения [1].

Ситуация выбора профессии характеризуется двойственностью, где с одной стороны – мир профессий, обладающий безграничным диапазоном характеристик, с другой – субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями.

Фактором успешности процесса профессионального самоопределения является согласованность психологических особенностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности. Также немаловажным критерием в успешности профессионального выбора выступает способность личности адаптироваться к трансформирующимся социально-экономическим условиям внешней среды. Таким образом, основой выбора в профессиональном самоопределении на разных возрастных выступают качества личности самоопределяющегося [5].

Профессиональное самоопределение любого человека является чем-либо мотивированным. В том случае, если на первый взгляд кажется, что выбор ничем не мотивирован, можно судить о том, что в данном случае мотив не до конца осознаваем самоопределяющейся личностью либо скрыт от наблюдателя. Как правило, не всегда действительный мотив осознается личностью впрямую, но может проявляться в эмоционально-окрашенной реакции на те или иные объекты или явления сторон профессиональной деятельности, как отражение их личностного смысла для самоопределяющегося [4].

Важно то, каким мотивом побуждается профессиональный выбор, от этого во многом зависит эффективность и качественные особенности протекания процесса профессионального самоопределения личности.

Р.В. Овчарова в своих исследованиях мотивов выбора профессии выделяет такие типы мотивов:

— внутренние индивидуально значимые мотивы. Такие мотивы имеют свою основу исходя из личностных особенностей и внутреннего потенциала личности самоопределяющегося;

— внутренние социально значимые мотивы. Такого рода выбор основан на социальной значимости определенной профессии, а также на возможности общения внутри коллектива;

— внешние положительные мотивы. К таким мотивам относят: уровень оплаты труда; социальные блага, предоставляемые предприятием работнику; социальная защищенность; возможность профессионального роста;

— внешние отрицательные мотивы. Такие мотивы связаны с внешним воздействием на личность самоопределяющегося путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера [6].

Кибирев А.А. в своих исследованиях мотивационной сферы профессионального самоопределения старшеклассников выделяет следующие виды мотивов выбора профессии:

— родительский сценарий, где фактором, побуждающим выбор определенной профессии, является опыт родителей;

— династический выбор, основанный на необходимости продолжения профессиональной династии;

— родительское завещание, где выбором профессии движет желание исполнить родительскую волю;

— консультационный выбор, который основан на результатах индивидуального психологического консультирования;

— компенсаторный выбор, связанный с желанием самоопределяющейся личности изменить определенные личностные характеристики, не удовлетворяющие его;

— стадный выбор, основанный на выборе профессии, которую выбрал товарищ или большинство коллектива обучающихся;

— социально-инфраструктурный выбор, основан на желании личности сменить место жительства на более привлекательное для него;

— ситуационно-прагматический выбор, обусловлен рациональным планированием карьеры, принципом личной выгоды и рейтингом профессии на рынке труда;

— предметный выбор, основан на выборе профессии исходя из полюбившегося школьного предмета или личности педагога, преподающего определенный предмет;

— инфантильный выбор, связан с отсутствием сформированности осознанности в выборе профессии;

— антипрофессия, основан на желании самоопределяющегося достичь любыми путями власти или материального достатка, даже с помощью криминальной деятельности;

— свободный выбор происходит с учетом личностных особенностей, способностей и интересов самоопределяющегося;

— телевизионный фактор, связанный с желанием личности подражать герою телепередач или кинофильмов;

— книжный фактор, где выбор профессии основан на определенной тематике литературы или подражании конкретному литературному герою [2].

Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи личностных особенностей и мотивов выбора профессии у обучающихся старших классов. Мы предположили, что существует взаимосвязь между мотивами выбора профессии и личностными особенностями, то есть внешние отрицательные мотивы выбора профессии взаимосвязаны с робостью старшеклассника, а мотив выбора профессии «родительский сценарий» взаимосвязан с такими качествами личности, как подчиненность, осторожность и робость.

Исследование проводилось на базе одной из гимназий г.о. Самара. В исследовании приняло участие 67 юношей и девушек в возрасте 15-17 лет. Личностные особенности обучающихся старших классов исследовались с помощью 14-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла (юношеский вариант). Для исследования мотивов выбора профессии были использованы следующие методики: методика определения мотивов выбора профессии Р.В. Овчаровой, опросник для выявления мотивов профессионального выбора А.А. Кибирева.

Полученные результаты показали, что у 58% (39 чел.) обучающихся старших классов преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы. У 22,5% (15 чел.) обучающихся старших классов доминируют внешние положительные мотивы. У 18% (12 чел.) обучающихся старших классов преобладают внутренние социально значимые мотивы. Для 1,5% (1 чел.) обучающихся старших классов главенствующими являются внешние отрицательные мотивы.

Результаты исследования по опроснику для выявления мотивов профессионального выбора А.А. Кибирева свидетельствуют о том, что 31% (21 чел.) обучающихся старших классов преобладает свободный выбор. У 27% (18 чел.) старшеклассников доминирует предметный выбор. 18% (12 чел.) обучающихся старших классов при выборе профессии основывались на ситуационно-прагматическом выборе. Выбор профессии 9% (6 чел.) обучающихся старших классов основан на родительском сценарии. У 6% (4 чел.) старшеклассников выявлен мотив инфантильного выбора профессии. У 3% (2 чел.) обучающихся старших классов выбор основывается на «Антипрофессии». Мотив династического выбора профессии выявлен у 1,5% (1 чел.) обучающихся старших классов. У 1,5% (1 чел.) старшеклассников мотив выбора профессии основан на компенсаторном выборе. Социально-инфраструктурный мотив был выявлен у 1,5% (1 чел.) обучающихся старших классов. У 1,5% (1 чел.) старшеклассников мотивом выбора профессии выступает книжный фактор.

 Исходя из данных, полученных в ходе использования методики 14-факторный личностный опросник Кеттелла, можно сделать вывод, что большинство обучающихся старших классов имеют высокий уровень развития интеллектуальных способностей, высоко эмоционально чувствительны, имеют низкий волевой контроль.

Для того, чтобы выявить и изучить взаимосвязь между личностными особенностями и мотивами выбора профессии, использовался коэффициент корреляции Пирсона, который показал наличие:

— слабой положительной корреляционной связи между показателем внутренних индивидуально значимых мотивов и показателем по фактору J (rxy=0,268);

— слабой положительной корреляционной связи между показателем внешних положительных мотивов и показателем по фактору G (rxy=0,286);

— слабой отрицательной корреляционной связи между показателем внешних отрицательных мотивов и показателем по фактору Е (rxy= -0,264);

— средней отрицательной корреляционной связи между показателем внешних отрицательных мотивов и показателем по фактору Н (rxy= -0,3).

Обработка результатов диагностики обучающихся старших классов по опроснику для выявления мотивов профессионального выбора А.А. Кибирева и 14-факторного личностного опросника Кеттелла с помощью коэффициента корреляции Пирсона показала наличие:

— слабой положительной корреляционной связи между показателем мотива профессионального выбора компенсаторный выбор и показателями по факторам Е (rxy=0,246) и Q2 (rxy=0,264);

— слабой положительной корреляционной связи между показателем мотива профессионального выбора династический выбор и показателем фактора О (rxy=0,248);

— слабой отрицательной корреляционной связи между показателем мотива профессионального выбора книжный фактор и показателем фактора Q4 (rxy= -0,296);

— слабой отрицательной корреляционной связи между показателем мотива выбора профессии родительский сценарий и показателями факторов F (rxy= -0,290) и Н (rxy= -0,249);

— средней отрицательной корреляционной связи между показателем мотива профессионального выбора родительский сценарий и фактором Е (rxy= -0,459, при р=0,01).

Таким образом, проведенное исследование позволяет утверждать, что существует статистически значимая взаимосвязь между мотивами профессионального выбора и личностными особенностями обучающихся старших классов. Можно констатировать, что такие качества личности старшеклассников как подчиненность, робость, неуверенность в себе, послушность, осторожность, беспокойность могут быть связаны с проявлением мотива родительский сценарий. Особенностью таких мотивов является выбор профессии по желанию или настоянию родителей. Возможно, именно чрезмерная послушность и робость старшеклассников не дают возможности противостоять внешнему влиянию.

Вполне закономерна взаимосвязь династического выбора профессии и склонности к чувству вины. У таких старшеклассников действительно достаточно развитое чувство долга, которое и не позволяет им выбрать профессию, противоречащую их традиционной, семейной.

Если говорить о взаимосвязи компенсаторного выбора и факторов Е+ и Q2+, характеристиками которых являются такие качества личности как независимость, самодостаточность, тщеславность и авантюристичность. Вполне можно сопоставить желание таких старшеклассников стать лучше, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию, заведомо выбирая такую профессию, в которой могли бы развить качества, не удовлетворяющие их.

Взаимосвязь такого мотива профессионального выбора как книжный фактор и фактора Q4-, который характеризуется как эго-расслабленность личности, проявляющаяся в удовлетворенности любым положением дел, нежелании проявлять инициативу и отсутствии стремления к переменам, также вполне закономерна. Именно такие качества личности старшеклассника и опора на собственный опыт в виде прочтенных литературных произведений и являются основой выбора подобного рода.

Понимание проблемы взаимосвязи личностных особенностей и мотивов выбора профессии у обучающихся старших классов позволит оптимизировать процесс психологического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Библиографический список

1. Закирова А. Б. Проблемы выбора профессии у старшеклассников/ А. Б. Закирова, Е. О. Кушнир // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 13 авг. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 200–201.
2. Кибирев А.А. Активные методы обучения и профконсультирования. Практикум по профориентации школьников старших классов: методические рекомендации. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005, - 75 с.
3. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: АСТ, 2008, - 192 с.
4. Некрасова О.Н. Мотивы выбора профессии // Вестник Прикамского социального института. 2016. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-vybora-professii (дата обращения: 01.11.2018).
5. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 496 с.
6. Улыбина С.А. Изучение мотивов выбора профессии у студентов психологов первого и третьего курсов // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(41). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 14.11.2018)