Индекс УДК 34
Дата публикации: 31.01.2020

Игровые технологии на уроках английского языка по ФГОС

Gaming technologies at the GEF English lessons

Гончарук Анна Евгеньевна
учитель английского языка,
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Черноморская средняя школа № 1 им. Николая Кудри» муниципального образования Черноморский район Республики Крым

Goncharuk Anna Evgenievna
English teacher, Municipal budget educational institution " black sea secondary school № 1. Nikolay Kudri" municipal formation black sea region of the Republic of Crimea
Аннотация: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам.

Abstract: The Federal state educational standard (FSES) is one of the key elements of modernizing modern education. Changes that have occurred in the education system in recent years have led to a rethinking of methods and technologies for teaching foreign languages.
Ключевые слова: английский язык, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), игровые технологии.

Keywords: English, Federal state educational standard (FSES), game technologies.


Введение. Педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, базовым положением которого служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

В связи с этим, приоритетным становится использование активных методов обучения, которые способствуют развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Изложение основного материала исследования. Современные методы обучения английскому языку в рамках новых стандартов должны отвечать следующим требованиям:

— создавать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;

— стимулировать интересы детей, развивать их желание учиться и тем самым делать реальным достижение ими успехов в обучении;

— затрагивать личность ребенка в целом и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;

— активизировать деятельность детей;

— делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе;

— создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а лишь наблюдателем, консультантом;

— обеспечивать все возможные формы работы в классе. (Гальскова Н.Д.)

Всем этим требованиям отвечает игровой метод обучения.

Игровые технологии рассмотрены как средство реализации системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Основной принцип системно-деятельностного подхода при обучении английскому языку состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся сами получают информацию, в процессе исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы организовать эту исследовательскую работу учеников, а чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры.

Иностранный язык как предмет носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в игровую, свойственную ребенку данного возраста, и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Другими словами, обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры.

Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Таким образом, игровые технологии обеспечивают коммуникативно-психологическую адаптацию младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения. Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения, развитие его эмоциональной сферы также происходит в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка. К тому же стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

Игра позволяет овладевать всеми речевыми навыками в естественной ситуации – в процессе общения во время игры. Игра вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя ученик в игре, тем инициативнее он будет в общении. Со временем у него появится чувство уверенности в своих силах.

Игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя. Эффективность игрового обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Ливингстоун К. выделяет следующие механизмы, которые делают игры уникальным средством педагогики в рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода:

— мотивация;

— прикладной характер игр;

— субъектность ученика (не мы его учим, а он учится).

— овладение не только знаниями, но и способами получения знаний.

К этим механизмам можно также отнести роль игры в формировании универсальных учебных действий. Игра позволяет формировать как личностные и коммуникативные действия, так и действия регулятивные (планирование, контроль, коррекция, оценка и др.).

По характеру игровой методики (Селевко Д. К.) игры делятся на:

  • Предметные;
  • Сюжетные;
  • Ролевые;
  • Деловые;
  • Имитационные;
  • Игры-драматизации.

На моих уроках в начальной школе я использую различные виды игр, но большим предпочтением у нас пользуются предметные, сюжетные, ролевые, игры – драматизации. (Я не буду здесь долго перечислять все игры, у каждого сидящего здесь я уверена есть свой богатый арсенал.)

Скажу лишь, что, играя со своими учениками я стремлюсь к:

простоте объяснения – правила игр должны быть простыми, объясняю их на русском языке;

универсальности игры — чтобы можно было её подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

В настоящее время в распоряжении учителя английского языка находится арсенал современных игровых пособий, позволяющий преодолеть однообразие в учебной деятельности, сделать урок более динамичным, интересным и, как следствие, повысить его эффективность.

К предпочитаемым игровым пособиям на печатной основе можно отнести:

  1. Учебно-методический комплект Е.А. Барашковой «Грамматика английского языка. Игры на уроке к учебникам М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English.2 класс» и «Enjoy English.3 класс» (Обнинск: Титул), М.: Изд-во «ЭКЗАМЕН», 2008.;
  2. Пособие Кулясовой Н.А. «Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Наглядное пособие Т.Б. Клементьевой «Занимательные карточки: наборы карточек с картинками для развития навыков чтения», М.: Изд-во «АЙРИС-пресс», 2011.

Дидактические игры, представленные в данных пособиях, позволяют комплексно развивать коммуникативные навыки обучающихся в разных видах речевой деятельности: аудировании (в процессе восприятия иноязычных высказываний учителя и своих одноклассников на слух и обучении способам адекватного реагирования); чтении, письме, устной речи.

При обучении английскому языку нужно учитывать увлечённость современных школьников компьютерными технологиями, применяя обучающие компьютерные игры на английском языке, мультимедийные приложения. В этом отношении учителей английского языка может заинтересовать содержание следующих сайтов:

http://www.funology.com/

http://www.starfall.com

http://www.gogolovesenglish.com
http://www.bbc.co.uk/schools/starship/english

http://www.learnenglish.org.uk/kids/ —

http://www.kindersite.org/Directory/DirectoryFrame.htm
http://www.4teachers.org/

http://free103.ru/english_games.php

http://iloveenglish.ru/games

http://www.homeenglish.ru/Games.htm

На этой страничке вы можете найти различные компьютерные игры или ссылки на них в Интернете, которые помогут вам в изучении английского языка.

Таблица 1

Игры по изучению английского языка онлайн

Название Описание      Действие
Wordz Вы должны составлять слова из английских букв на разные темы: Songs& Artists, Movies & Actors, Soccer Teams, World Capitals. играть
Trolley Dash Покупка в магазине различных товаров: молочных продуктов, одежды, кондитерских товаров, цветов, газет и журналов, хлебобулочных изделий, детских товаров, напитков и т.д. Все товары проговариваются голосом. Хорошая игра для запоминания потребительских товаров. играть
Hangman Включает в себя несколько разновидностей игры. Содержит 3 уровня сложности. Имеет возможность играть вдвоём. играть
Letter Twist Перемещайте буквы между двумя рядами и составляйте реальные английские слова. играть
Whiz Words Даётся слово, которое надо быстро составить из предложенных букв. Игра больше для детей, но можно играть и взрослым, так как многие слова довольно сложные. Не перепутайте, рекламную заставку от производителя при загрузке игры, от самой игры. играть
Rain Words Составляйте кроссворд из дождя со словами. Интересная и познавательная игрушка. играть
Letterblox Надо составить как можно больше слов из предложенных букв. играть
Word Chain Вам нужно составлять словарные цепи — меняя одну букву в слове, чтобы получилось другое слово. Не перепутайте, рекламную заставку от производителя при загрузке игры, от самой игры. играть
Spinword Буквенный тетрис наоборот. Буквы, из которых вы должны составлять слова, поднимаются снизу-вверх. Слово должно быть не менее 3 букв и составлено слева направо или сверху вниз. Не перепутайте, рекламную заставку от производителя при загрузке игры, от самой игры. играть
Word Search Поиск нужных Вам слов из огромного квадрата с буквами. Слова задаются по разным темам. Дождитесь, когда рекламная заставка закончится, и появится кнопка «play». играть
Contcatenation Очень простая игрушка, в которой надо соединять окончание слов с началом слов, которые должны подходить по буквам. играть
Red Carpet С правой стороны даётся список слов, которые вы должны найти в хаосе букв слева. Не перепутайте, рекламную заставку от производителя при загрузке игры, от самой игры. играть
The Stairway Аналогичная игре Red Carpet. Надо находить предложенные слова справа из букв, расположенных слева. играть
Ссылки на сайты с играми по изучению английского языка
Адрес сайта Описание Действие
www.marks-english-school.com Грамматические игры, игры для пополнения словарного запаса и др. перейти
www.english-portal.com На сайте находятся игры: Hangman, Spelling Power, Grammar Talk, True or False, Mystery Squares, Great Walk, а также кроссворды. перейти
www.manythings.org Сайт на английском языке: игры, тесты, викторины, двуязычные игры и т.д. перейти
www.englishclub.net На сайте находятся различные интересные игры по изучению английского языка, а также английские кроссворды. перейти
www.languagegames.org Сайт включает в себя несколько различных игр для изучения английского языка, плюс кроссворды. перейти
www.funbrain.com Огромное количество обучающих flash игр для детей. перейти
www.wordland.com Различные игры для изучения английского языка. Требуется установка специальной программы. перейти
www.learnenglish.de На сайте представлены следующие категории игр и не только игр: Battleships, Crosswords, Ding Things, Fiendish Games, Forum Games, Hangman, Homophones, Memory, Odd One Out, Scramble, Vocabulary Game, Wordsearch Game, Wordsquare Game, Quizzes Page, English Tests Page. перейти
www.free-english.com Кто сказал, что грамматические упражнения не могут быть интересными? Учитесь, практикуйтесь и совершенствуйте ваши знания в этой важной области английского языка с помощью различных игр представленных на этом сайте. перейти

Игры на грамматику английского языка:

  Alphabet Antics: флеш игра для изучения английского алфавита и звуков. Поможем обезьянке убежать от змеи. Есть три уровня сложности.

 Игры на лексику: 

 Trolley Dash: одна из самый интересных онлайн игр! Вам предстоит сходить в супермаркет и купить там продуктов в соответствии с заданным списком покупок за 60 секунд. Особенно полезна для тех, кто не знает, как правильно сказать следующие выражения: «буханка хлеба, упаковка конфет, пакет молока, плитка шоколада» и т.п.

 Игры на произношение и воприятие речи на слух:

  What’s the time? C помощью этой игры Вы легко разберётесь, как правильно говорить сколько времени на английском языке. Может пригодиться также для подготовки к кембриджским экзаменам.

 В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М.Ф. Стронин подразделяет игры на подготовительные и творческие.

Подготовительные” игры включают в себя грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, целью которых является формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

К “творческим” играм относятся аудитивные и речевые игры. Их цель — дальнейшее развитие речевых навыков и умений.

В качестве примера приведу несколько подготовительных игр — упражнений для тренировки лексических навыков обучаемых.

Colours and Numbers” («Числа и цвета»). Дети садятся за общий стол. У каждого участника игры карточка с цифрой (до 12). В центре стола – разноцветные карточки. Учитель называет цифру и цвет, например: “Two” – “Red”. Тот участник, у которого в руках карточка с цифрой 2, выбирает и показывает карточку красного цвета. Остальные участники внимательно наблюдают за своим товарищем, выполняющим задание, и поправляют его в случае необходимости.

Interpreters” («Переводчики»). Дети становятся в круг. Играют все одновременно. Учитель бросает мяч поочередно каждому и называет по-русски любое слово по изучаемой теме. Участники игры возвращают мяч учителю, называя при броске необходимое слово по-английски. Участник, не справившийся с заданием, выбывает из игры.

Who Has Run Away?” «Кто убежал?». На столе учитель расставляет игрушки животных и просит детей внимательно посмотреть на животных и постараться запомнить всех. Затем учитель даёт команду” Close your eyes!” (Закройте глаза!) и ребята закрывают глаза. В этот момент учитель убирает одного из животных и даёт команду: “Open your eyes!” “Who has run away?” (Откройте глаза. Кто убежал?) Дети должны назвать то животное, которое убежало.

В качестве примеров творческих игр можно привести игры-задания: описание предметов, явлений, продолжение рассказа, изображение образа какого-либо абстрактного понятия: дружбы, благодарности, ссоры и т.д.

Describing Season” («Описание времени года»)

Класс должен разделиться на две группы. Каждая группа получает по картинке с разными временами года, участники групп описывают свое время года: типичную погоду, особенности природы, свойственные данному сезону, но при этом не должно называть­ся само время года. Вторая группа по описанию должна отга­дать, о каком времени года идет речь. Можно задавать дополнительные вопросы, если группа не может дога­даться сразу. Потом группы меняются ролями.

Организуя процесс обучения иностранному языку, учителю следует принимать во внимание необходимость применения элементов здоровьесберегающих технологий. Поэтому важно предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, усталости. На начальном этапе это могут быть физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности: танцевальных движений, несложных физических упражнений. Дети с большим удовольствием участвуют в динамических музыкальных паузах, стремятся сами выступить в роли инструктора, что создаёт положительный эмоциональный настрой, создаёт условия для развития мотивации к изучению данного учебного предмета. Однако учителю необходимо помнить о том, что игровые моменты, применяемые в целях релаксации, не предполагают сложных заданий, в них не должно быть победителей и проигравших. Это игры, вызывающие положительные эмоции, выполняющиеся легко и непринуждённо. В качестве примера подобных видов деятельности можно привести игры-пантомимы: изображение в воздухе изучаемых букв алфавита, животных с помощью характерных движений, мимики, голоса. Чаще всего физкультминутки мы проводим в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений с движениями. Музыкальное оформление физкультминуток делает их насыщеннее и интереснее.

Физкультминутка – игра

You are in the houses (вы в домиках) – учащиеся садятся на корточки

Sitting so still (сидите так тихо) – учащихся подносят палец ко рту

Won’t you come out? (хотите ли вы выйти?)

Yes, we will. (да, хотим) – учащихся выпрыгивают из положения сидя.

Гимнастика для глаз (повторить 2 раза)

Look at the blackboard, (посмотрите на доску)

Look at the floor, (посмотрите на пол)

Look at the window, (посмотрите на окно)

Look at the door. (посмотрите на дверь)

В рамках новых стандартов и системно-деятельностного подхода на уроках английского языка должны применяться различные формы работы (парная, групповая, индивидуальная и т.д). Так, например, для отработки различных конструкций в парах хорошо подходит игра «Капризный Буратино» (аналогично упр.1 урока 6, 3 кл «Капризная Бэсс), в которую охотно играют ученики 2-4 классов. Главная особенность данной игры состоит в том, что детям необходимо все отрицать. Один ученик предлагает различные продукты, а другой отрицает: Do you want cheese? No, I don’t; Would you like some milk? No, I would not etc. Таким образом, дети хорошо запоминают лексику по теме «Продукты», а также структуры различной сложности для составления предложений. Следует отметить, что учитель выступает в роли координатора: направляет, наблюдает.

Примером парной или групповой работы служит ролевая игра «В столовой лесной школы» (урок 11, 3 класс).

Характерная особенность психологии младших школьников проявляется в конкретности их мышления, восприимчивости к мобильным, колоритным предметам и требует яркого преподавания. При этом красочность наглядного материала играет важную роль. Так, в 3 классе по теме «Еда» мною проводится игра «В магазине». Цель игры: повторить цвета и лексику по теме «Еда». Реквизит, необходимый для игры: красочные и яркие картинки с продуктами питания, которые прикреплены на доске. Один ученик выступает в качестве продавца, а другие дети — покупателей (продавцы и покупатели могут меняться ролями). Дети подходят по одному к продавцу или говорят с места: Ten white еggs, two red tomatoes, please. – Here you are. – Thank you. – You are welcome! (уроки 13,15, 3 класс) Продолжительность игры 5-7 минут. Можно раздать комплект картинок с продуктами питания, овощами и фруктами на каждую парту и дети работают в парах одновременно, что значительно экономит время.

При разыгрывании сценок, драматизации достигается прочное усвоение лексики. Тема «Животные» является самой объемной по материалу. Дети с удовольствием играют роли животных, могут сами придумывать новые ситуации. При обобщении и систематизации изученного материала по теме «Животные» во 2-3 классах на уроках мною проводится игра-сценка «Welcome to our zoo!». Дети приносят свои любимые игрушки-животных, да и в моем кабинете имеется несколько наборов игрушек. Каждый ученик представляется от имени животного, рассказывает, что умеет делать это животное, описывает какое оно. Можно разыграть диалоги знакомства между животными с помощью кукол кукольного театра, которых мы изготовили с помощью учителя технологии и родителей. Такие сценки способствуют расширению творческого потенциала учащихся, совершенствуют навыки учащихся во всех видах речевой деятельности, формируют положительные эмоции учащихся, чувство успеха.

Выводы. В заключение, можно сделать вывод о том, что посредством игры в рамках системно-деятельностного подхода в классе могут быть привнесены разнообразные формы работы (работа в парах, группах — больших и маленьких и целым классом). Г.А. Китайгородская считает, что игра полезна и популярна: учащиеся освобождаются от ошибкобоязни, группа объединяется единой деятельностью, создаётся благоприятный климат общения, группа превращается в субъект учебного процесса, каждый поочерёдно становится центром общения, поэтому удовлетворяются его потребности в престиже, статусе, внимании, уважении.

Игровые технологии обладают огромным потенциалом при обучении младших школьников на уроках английского языка и во внеурочное время и способствуют разностороннему развитию личности, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.

Библиографический список

1. Гальскова Н. Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. - Начальная школа: Методич.пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с. – (Методика).
2. Зарипова Т.А. Картинки, игры, сказки… Особенности преподавания в начальной школе // Английский язык. – 2013, № 5. – с. 8.
3. Г.А. Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М., 1982.-стр.39-41.
4. Комаров А. С. Игры и пьесы в обучении английскому языку / А. С. Комаров. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 220, [2] c. – (Школьное развитие).
5. Латышева И.Р. Учись, играя. Использование игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе // Английский язык. – 2012, № 8. - с. 5.
6. Ливингстоун К. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М., 1999. – 127 с.
7. Маслыко Е.А., П.К. Бабинская Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. А. Маслыко: Справоч. пособие; - Минск: Высшая школа, 2000 – 445 с.
8. Мащенко В. Н. Ролевые игры в образовании. – М.: Высшая школа, 1995.
9. Перкас С. В. Ролевые игры на уроках английского языка. \\ Иностранные языки в школе, 1999, №4. с. 22.
10. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. /Ю. Я. Пучкова. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат», 2005. – 78, [2] с. – (Школьный урок)
11. Ролевые игры в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://orkclub.ru/biblioteka/bibri/bibriother/114-rolevye-igry-v-obrazovanii.html /. — Загл. с экрана.